ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 сентября 2022 года | Дело № А21-3680/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кротова С.М.
судей Полубехиной Н.С., Тарасовой М.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца (заявителя): ФИО1, представитель по доверенности от 01.01.2022;
от ответчика (должника): ФИО2, представитель по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-24338/2022 ) (заявление) Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2022 по делу № А21-3680/2020 (судья Талалас Е.А.), принятое
по иску (заявлению) Акционерного общества «Янтарьэнерго»
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
3-лицо: ООО «Картэ»
об обязании установить сервитут, расторжении договора аренды
установил:
Акционерное общество "Янтарьэнерго", адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д.Донского, д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство):
1) о признании незаконным бездействия (решение) Министерства, выразившегося в не прекращении права аренды лесного участка по договору от 11.08.2016 N 283-л.э, заключенному с Обществом (далее - Договор), и в не заключении на 49 лет с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка с Обществом Соглашения об установлении сервитута на часть N 9 площадью 0,19542 га, на часть N 1 площадью 14,012703 га, на часть N 6 площадью 0,575913 га при общей площади всех указанных частей 14,784036 га в составе земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318 (адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., Гурьевский р-н; площадь: 387855 кв. м; кадастровая стоимость, руб.: 341 312,40; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в государственном лесном реестре: 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., муниципальное образование "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21);
2) об обязании Министерства расторгнуть аренду лесного участка по Договору и заключить с Обществом на 49 лет с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка Соглашение об установлении сервитута на часть N 9 площадью 0,19542 га, на часть N 1 площадью 14,012703 га, на часть N 6 площадью 0,575913 га при общей площади всех указанных частей 14,784036 га в составе земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318 (адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская область, Гурьевский р-н; площадь: 387855 кв. м; кадастровая стоимость, руб.: 341 312,40; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в государственном лесном реестре: 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., муниципальное образование "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21);
3) о признании незаконным бездействия (решение) Министерства, выразившегося в не прекращения права аренды лесного участка по Договору и в не заключении на 49 лет с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка с Обществом Соглашения об установлении сервитута на часть N 4 площадью 0,6068 га, на часть N 6 площадью 8,6419 га, на часть N 8 площадью 0,0986 га при общей площади всех указанных частей 9,3473 га в составе земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551 (адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., р-н Гурьевский; площадь: 140069 кв. м; кадастровая стоимость, руб.: 123 260,72; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в государственном лесном реестре: 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., Муниципальное образование "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21);
4) об обязании Министерства расторгнуть аренду лесного участка по Договору и заключить с Обществом на 49 лет с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка Соглашение об установлении сервитута на часть N 4 площадью 0,6068 га, на часть N 6 площадью 8,6419 га, на часть N 8 площадью 0,0986 га при общей площади всех указанных частей 9,3473 га в составе земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551 (адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., р-н Гурьевский; площадь: 140 069 кв. м; кадастровая стоимость, руб.: 123 260,72; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учетной записи в государственном лесном реестре: 6284-2019, местоположение: Калининградская обл., муниципальное образование "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21).
Решением суда первой инстанции от 21.01.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.05.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2021 решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2021 по делу N А21-3680/2020 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, кассационный суд указал, что суды оставили без внимания и всесторонней оценки вопрос применимости к настоящему случаю сервитута или публичного сервитута, особенности и отличие порядка установления и содержания указанных видов сервитутов. В настоящем случае суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, однако истец не сформулировал и в резолютивной части решения суда не указаны цели установления сервитута. Судами оставлено без внимания и должной оценки то обстоятельство, что истец просит установить сервитут в отношении спорных лесных участков по той же, что и арендуемой площади. Кроме того, согласно исковому заявлению и пояснениям сторон в нижестоящих судах спорная линия электропередачи находится на территории нескольких районов Калининградской области и общее количество кадастровых номеров лесных участков на всем протяжении объекта несколько сотен. При этом в своем требовании Общество часть линий электропередачи оставляет вне правового поля, что является нарушением действующего законодательства в области лесных отношений. Суды должным правовым образом не проверили требование истца об установлении сервитута в отношении указанной им площади, ее связанность и необходимость в том числе с установлением охранных зон, местами под опорами и т.д. Судами двух инстанций оставлено без внимания, что в пункте 7 приложения 2 к Договору (в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019) установлены права ООО "Картэ". Вместе с тем суды не рассмотрели вопрос о необходимости привлечения к участию в настоящем деле иных лиц, указанных в Договоре, возможности влияния судебного решения по настоящему делу на их права и обязанности.
При новом рассмотрении дела определением от 09.11.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Картэ».
Истец, принимая во внимание указания кассационного суда, окончательно уточнив исковые требования в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, просил суд:
1. Признать расторгнутым с 03.02.2020 договор аренды лесного участка от 11.08.2016 № 283-л.э. (с изменениями, установленными дополнительными соглашениями к договору от 23.03.2017, от 05.05.2017, от 29.04.2019), заключенный между АО «Янтарьэнерго» и Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области.
2. Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) заключить с Акционерным обществом «Янтарьэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) Соглашение об установлении сервитута сроком на 49 лет, в целях эксплуатации и ремонта объекта электросетевого хозяйства ВЛ 330 кВ «Прегольская ТЭС - Северная 330», с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельных (лесных участков), в отношении:
- контура 1 многоконтурного земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318, площадью 14,012703 га;
-контура 6 многоконтурного земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318, площадью 0,575913 га;
-контура 9 многоконтурного земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318, площадью 0,19542 га;
согласно следующим координатам (пространственным характеристикам контуров многоконтурных земельных участков)
Номер контура земельного | 39:03:000000:2318:1 | ||||
участка | |||||
Площадь | 14,012703 га | ||||
Обозначение | Координаты, м | ||||
характерных точек | X | Y | |||
границ | |||||
1 | 2 | 3 | |||
1 | 364310.30 | 1185549.51 | |||
2 | 364183.94 | 1185859.12 | |||
3 | 364070.57 | 1186136.93 | |||
4 | 363956.60 | 1186413.87 | |||
5 | 363843.90 | 1186692.35 | |||
6 | 363728.65 | 1186974.80 | |||
7 | 363618.18 | 1187245.42 | |||
8 | 363618.46 | 1187252.10 | |||
9 | 363614.08 | 1187251.22 | |||
10 | 363582.90 | 1187239.25 | |||
11 | 363557.85 | 1187203.22 | |||
12 | 363663.83 | 1186948.35 | |||
13 | 363779.05 | 1186666.00 | |||
14 | 363820.22 | 1186564.28 | |||
15 | 363829.39 | 1186558.77 | |||
16 | 363831.27 | 1186557.25 | |||
17 | 363841.30 | 1186544.63 | |||
18 | 363848.09 | 1186535.66 | |||
19 | 363848.47 | 1186534.89 | |||
20 | 363855.10 | 1186516.82 | |||
21 | 363861.12 | 1186491.38 | |||
22 | 363860.79 | 1186469.13 | |||
23 | 363870.08 | 1186440.67 | |||
24 | 363891.78 | 1186387.42 | |||
25 | 364005.80 | 1186110.39 | |||
26 | 364119.13 | 1185832.67 | |||
27 | 364237.05 | 1185543.74 | |||
28 | 364199.37 | 1185383.04 | |||
29 | 364260.79 | 1185338.37 | |||
1 | 364310.30 | 1185549.51 | |||
Номер контура | 39:03:000000:2318:6 | ||||
земельного | |||||
участка | |||||
Площадь | 0,575913 га | ||||
Обозначение | Координаты, м | ||||
характерных | X | Y | |||
точек границ | |||||
1 | 2 | 3 | |||
1 | 364238.93 | 1185245.10 | |||
2 | 364254.15 | 1185310.01 | |||
3 | 364192.62 | 1185354.24 | |||
4 | 364171.13 | 1185262.63 | |||
5 | 364182.79 | 1185257.71 | |||
6 | 364238.40 | 1185242.83 | |||
1 | 364238.93 | 1185245.10 | |||
Номер контура | ||
земельного | 39:03:000000:2318:9 | |
участка | ||
Площадь | 0,19542 га | |
Обозначение | Координаты, м | |
характерных | X | Y |
точек границ | ||
1 | 2 | 3 |
1 | 364251.65 | 1184387.09 |
2 | 364278.44 | 1184612.18 |
3 | 364265.09 | 1184603.49 |
4 | 364273.90 | 1184581.02 |
5 | 364243.95 | 1184466.95 |
6 | 364250.15 | 1184392.96 |
1 | 364251.65 | 1184387.09 |
Адрес земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318 установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская область, р-н Гурьевский; площадь: 387855 кв.м. кадастровая стоимость, руб.: 341312.4; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учётной записи в государственном лесном реестре: 6284-2019, местоположение: Калининградская область, Муниципальное образование «Гурьевский городской округ», Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7,9,10), 74 (41,42,24,29,46,30,31,38,17),78 (1,2,6,12), 79 (13,14,16,17,18),80 (18,21,23,24),81 (15,19,20,21 ).
- контура 4 многоконтурного земельного (лесного) участка с кадастровым номером
39:03:000000:2551, площадью 0,6068 га;
-контура 6 многоконтурного земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551, площадью 8,6419 га;
-контура 8 многоконтурного земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551, площадью 0,0986 га;
согласно следующим координатам (пространственным характеристикам контуров многоконтурных земельных участков)
Номер контура земельного | 39:03:000000:2551:4 | |||||||
участка | ||||||||
Площадь | 0,6068 га | |||||||
Обозначение | ] | -Соординаты, м | ||||||
характерных точек | X | Y | ||||||
границ | ||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
1 | 364287.08 | 1184642.49 | ||||||
2 | 364263.37 | 1184627.15 | ||||||
3 | 364255.70 | 1184619.40 | ||||||
4 | 364249.14 | 1184613.50 | ||||||
5 | 364247.26 | 1184603.25 | ||||||
6 | 364245.82 | 1184595.45 | ||||||
7 | 364240.35 | 1184500.47 | ||||||
8 | 364231.92 | 1184465.10 | ||||||
9 | 364228.10 | 1184449.08 | ||||||
10 | 364232.20 | 1184412.33 | ||||||
11 | 364239.52 | 1184377.75 | ||||||
12 | 364242.78 | 1184358.61 | ||||||
13 | 364249.39 | 1184331.80 | ||||||
14 | 364249.79 | 1184328.96 | ||||||
1 | 364287.08 | 1184642.49 | ||||||
15 | 364273.90 | 1184581.02 | ||||||
16 | 364265.09 | 1184603.49 | ||||||
17 | 364278.44 | 1184612.18 | ||||||
18 | 364251.65 | 1184387.09 | ||||||
19 | 364250.15 | 1184392.96 | ||||||
20 | 364243.95 | 1184466.95 | ||||||
15 | 364273.90 | 1184581.02 | ||||||
Номер контура | ||||||||
земельного | 39:03:000000:2551:6 | |||||||
участка | ||||||||
Площадь | 8,6419 га | |||||||
Обозначение | ] | Соординаты, м | ||||||
характерных точек | X | Y | ||||||
границ | ||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
1 | 364315.50 | 1185549.90 | ||||||
2 | 363623.20 | 1187246.30 | ||||||
3 | 363623.72 | 1187257.85 | ||||||
4 | 363653.85 | 1187976.90 | ||||||
5 | 363569.19 | 1187994.63 | ||||||
6 | 363570.26 | 1188013.82 | ||||||
7 | 363558.15 | 1188017.87 | ||||||
8 | 363555.68 | 1187998.29 | ||||||
9 | 363547.63 | 1187232.17 | ||||||
10 | 363544.55 | 1187227.41 | ||||||
11 | 363553.58 | 1187205.28 | ||||||
12 | 363815.95 | 1186561.48 | ||||||
13 | 363827.02 | 1186554.83 | ||||||
14 | 363828.11 | 1186553.91 | ||||||
15 | 363837.69 | 1186541.78 | ||||||
16 | 363844.24 | 1186533.15 | ||||||
17 | 363850.73 | 1186515.38 | ||||||
18 | 363856.58 | 1186490.64 | ||||||
19 | 363856.18 | 1186468.44 | ||||||
20 | 363865.68 | 1186439.34 | ||||||
21 | 363866.35 | 1186437.00 | ||||||
22 | 364231.80 | 1185543.30 | ||||||
23 | 364193.84 | 1185381.38 | ||||||
24 | 364264.03 | 1185330.33 | ||||||
1 | 364315.50 | 1185549.90 | ||||||
25 | 364310.30 | 1185549.51 | ||||||
26 | 364260.79 | 1185338.37 | ||||||
27 | 364199.37 | 1185383.04 | ||||||
28 | 364237.05 | 1185543.74 | ||||||
29 | 364119.13 | 1185832.67 | ||||||
30 | 364005.80 | 1186110.39 | ||||||
31 | 363891.78 | 1186387.42 | ||||||
32 | 363870.08 | 1186440.67 | ||||||
33 | 363860.79 | 1186469.13 | ||||||
34 | 363861.12 | 1186491.38 | ||||||
35 | 363855.10 | 1186516.82 | ||||||
36 | 363848.47 | 1186534.89 | ||||||
37 | 363848.09 | 1186535.66 | ||||||
38 | 363841.30 | 1186544.63 | ||||||
39 | 363831.27 | 1186557.25 | ||||||
40 | 363829.39 | 1186558.77 | ||||||
41 | 363820.22 | 1186564.28 | ||||||
42 | 363779.05 | 1186666.00 | ||||||
43 | 363663.83 | 1186948.35 | ||||||
44 | 363557.85 | 1187203.22 | ||||||
45 | 363582.90 | 1187239.25 | ||||||
46 | 363614.08 | 1187251.22 | ||||||
47 | 363618.46 | 1187252.10 | ||||||
48 | 363618.18 | 1187245.42 | ||||||
49 | 363728.65 | 1186974.80 | ||||||
50 | 363843.90 | 1186692.35 | ||||||
51 | 363956.60 | 1186413.87 | ||||||
52 | 364070.57 | 1186136.93 | ||||||
53 | 364183.94 | 1185859.12 | ||||||
25 | 364310.30 | 1185549.51 | ||||||
Номер контура земельного участка | 39:03:000000:2551:8 | |||||||
Площадь | ||||||||
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |||||||
X | Y | |||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
1 | 364247.33 | 1185259.07 | ||||||
2 | 364259.67 | 1185311.71 | ||||||
3 | 364189.36 | 1185362.26 | ||||||
4 | 364189.35 | 1185362.20 | ||||||
5 | 364176.89 | 1185287.76 | ||||||
6 | 364192.62 | 1185354.24 | ||||||
7 | 364254.15 | 1185310.01 | ||||||
8 | 364242.64 | 1185260.75 | ||||||
9 | 364244.32 | 1185260.15 | ||||||
1 | 364247.33 | 1185259.07 | ||||||
Адрес земельного участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551 установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калининградская область, р-н Гурьевский; площадь: 140069 кв. м.; кадастровая стоимость, руб.: 123260.72; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда), номер учётной записи в государственном лесном реестре: 6284-2019, местоположение: Калининградская область, Муниципальное образование «Гурьевский городской округ», Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7,9,10), 74 (41,42,24,29,46,30,31,38,17),78 (1,2,6,12), 79 (13,14,16,17,18),80 (18,21,23,24), 81 (15,19,20,21).
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
Решением от 10.06.2022 Арбитражный суд Калининградской области удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что в целях приведения лесного участка, переданного в аренду по Договору, в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства Арендатору необходимо освободить указанный лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка (объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры) и выполнить рекультивацию лесных земель. В противном случае данный лесной участок не может быть принят Министерством по акту приема-передачи.
Также Министерство обращает внимание на положение пункта 4.4 раздела 4 Договора, которое гласит, что в случае несвоевременной передачи лесного участка после истечения срока действия настоящего Договора или досрочного прекращения срока его действия Арендатор уплачивает Арендодателю за все время просрочки возврата лесного участка арендную плату и возмещает убытки, причиненные Арендодателю в случае, когда указанная плата не покрывает причиненные Арендодателю убытки. При этом, согласно пункту 4.2.2 раздела 4 Договора в случае использования лесного участка без проекта освоения лесов (не имеющего силу в случае утраты права пользования лесным участком, т.е. истечения срока действия Договора или его досрочного расторжения) Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в размере 150 тысяч рублей за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
По мнению подателя жалобы, Обществом при рассмотрении дела не представлено доказательств невозможности соблюдения требований, установленных пунктом 1 статьи 39.24 ЗК РФ, главой V.7. ЗК РФ, а судом не мотивировано наличие правовых оснований, указывающих на противозаконность применения указанных норм в данном споре.
Изложенное, по мнению Министерства, указывает на злоупотребление Общества правом защиты своих интересов в судебном порядке.
Ссылку суда первой инстанции на пункт 4 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, ответчик считает не применимой в силу части 3 статьи 23 ЗК РФ. При этом в указанном пункте Обзора судебной практики установлено, что объектом спора являлся земельный участок, находящийся в частной собственности, объектом настоящего спора являются земли государственного лесного фонда, в отношении которых статьей 23 ЗК РФ установлен особый порядок (части 1, 3, 4 статьи 23 ЗК РФ).
Изложенное свидетельствует, по мнению ответчика, о неправильном применении судом норм материального права, а также несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Как полагает заявитель, судом первой инстанции нарушены положения статьи 23 ЗК РФ, главы V.3 ЗК РФ, в том числе пункта 1 статьи 39.24 ЗК РФ.
Контуры 1 (14,012703 га), 6 (0,575913 га), № а (0,19542 га) земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318 и контуры 4 (0,6068 га), 6 (8,6419 га), 8 (0,0986 га) земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551 (далее - Контуры), заявленные в требованиях Общества, не являются земельными участками.
Данное обстоятельство подтверждается несоответствием общей площади контуров площади земельных участков. Суммарная площадь контуров 1, 6, 9 составляет 14,784036 га, при этом площадь земельного участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318 составляет 38,7855 га. Суммарная площадь контуров 4, 6, 8 составляет 9,3473 га, при этом площадь земельного участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551 составляет 14,0069 га.
Указание на установление сервитута именно в отношении земельных участков также подтверждается требованием пункта 1 части 1 статьи 39.25 ЗК РФ, а именно: соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, должно содержать кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут.
В силу изложенного, ответчик считает, что применение положений статьи 23 и главы V.З ЗК РФ в отношении указанных Контуров в целях установления сервитута на срок 49 лет является прямым нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации в области земельных отношений.
Министерство указало, что материалы дела содержат доказательства наличия арендатора ООО «КАРТЭ» по договору аренды лесного участка от 14.02.2021 № 200-з.д. на контурах, указанных в требовании Общества, за исключением выделов 17, 24, 29-31, 38, 41, 42, 46 квартала 74 Матросовского участкового лесничества Калининградского лесничества. Министерством в материалы дела представлены копии страниц 1-3 (перечень лесничеств, участковых лесничеств, кварталов, выделов, кадастровых номеров земельных участков) и 26 (страница со штампом государственной регистрации договора) договора аренды лесного участка от 14.02.2012 № 200-з.д.
Обществом в материалы дела представлены выписки из ЕГРН от 30.01.2020 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 39:03:000000:2318, 39:03:000000:2551. Земельные участки с кадастровыми номерами 39:03:000000:2318, 39:03:000000:2551 образованы путем выдела из земельного участка 39:03:000000:0237, указанного на странице 3 договора аренды лесного участка от 14.02.2012 №200-з.д.
Таким образом, в соответствии с положениями ЗК РФ именно в данном случае Министерство не является уполномоченным лицом на заключение соглашения об установлении сервитута в отношении Контуров, расположенных в Калининградском лесничестве, Матросовском участковом лесничестве, квартал (выдел): 73 (7,9,10), 78 (1,2,6,12), 79 (13,14,16-18), 80 (18,21,23,24), 81 (15,19,20,21).
В заявленном Обществом требовании о заключении Соглашения об установлении сервитута целью такого соглашения являлось эксплуатация и ремонт объекта электросетевого хозяйства. Заключение Соглашения об установлении сервитута на 49 лет повлечет за собой выбытие контуров 1 (14,012703 га), 6 (0,575913 га), № 9 (0,19542 га) земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318 и контуров 4 (0,6068 га), 6 (8,6419 га), 8 (0,0986 га) земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:2551 в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения на основании статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» и части 17 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом факта аренды земельных (лесных) участков с кадастровыми номерами 39:03:000000:2318, 39:03:000000:2551 ООО «КАРТЭ» утратит право аренды, что прямо нарушит права арендатора.
Учитывая наличие технической возможности проведения судебного заседания в режиме онлайн, суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 29.04.2020 № 822, удовлетворил заявленные сторонами ходатайства.
В судебном заседании 06.09.2022 представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.08.2016 между Министерством (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен Договор (в редакции дополнительных соглашений), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего Договора, характеристики которого указаны в Приложении N 1 к Договору, по которому проходят опоры линий электропередачи.
Согласно пункту 1.2 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 29.04.2019) лесной участок, предоставляемый по Договору, имеет следующие характеристики:
- площадь: 24,131336 га;
- местоположение: Калининградская обл., муниципальное образование "Гурьевский городской округ", Калининградское лесничество, Матросовское участковое лесничество, квартал (выдел): 73 (7, 9, 10), 74 (41, 42, 24, 29, 46, 30, 31, 38, 17), 78 (1, 2, 6, 12), 79 (13, 14, 16, 17, 18), 80 (18, 21, 23, 24), 81 (15, 19, 20, 21);
- номер учетной записи в государственном лесном реестре: 6284-2019;
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2318:9 (площадь 0,19542 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2551:4 (площадь 0,6068 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2318:1 (площадь 14,012703 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2318:6 (площадь 0,575913 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2551:6 (площадь 8,6419 га);
- кадастровый номер участка - 39:03:000000:2551:8 (площадь 0,0986 га).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 29.04.2019.
В соответствии с пунктом 6.1 Договора срок действия договора устанавливается с 11.08.2016 по 10.07.2065.
Согласно письму от 03.02.2020 вх. N 156-лх Общество обратилось в Министерство с заявлением о прекращении права аренды лесного участка по Договору.
Письмом от 03.02.2020 вх. N 157-лх Общество также обратилось в Министерство с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута сроком на 49 лет на земельные (лесные) участки, указанные в Договоре.
Письмами от 05.03.2020 исх. N 2046-ОС, от 06.03.2020 исх. N 2089-ОС Министерство отказало Обществу в расторжении Договора и в установлении сервитута, указав, что лесной участок не освобожден от объектов, не обеспечен их снос и не выполнена рекультивация лесных земель и что возможно только установление публичного сервитута.
Посчитав отказы Министерства незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 9 ЛК РФ право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЛК РФ установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Кодексом.
С 01.09.2018 Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ внесены изменения в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов, в том числе введена в действие статья 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Позднее был принят Федеральный закон от 18.12.2018 N 471-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование".
В силу пункта 1 статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 данного Кодекса.
Согласно статье 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случаях размещения линейных объектов, к которым относятся в том числе линии электропередачи.
Согласно пункту 3 статьи 39.26 ЗК РФ к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте и положения главы V.3 ЗК РФ не применяются.
Согласно части 2 статьи 9 ЛК РФ установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 3 указанной статьи установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, в том числе и для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 13 ч. 1 ст. 25, ч. 2 ст. 25 Лесного кодекса РФ).
Сами линии электропередачи не связаны с созданием лесной инфраструктуры (п.1, п.3, п.4, п.5, п. 6 Распоряжения Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов»).
Согласно части 4 статьи 45 ЛК РФ, п.1, п. 2, п.3, п.4 ст.23, ст. 39.23 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 274 ГК РФ, Обзору судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.) предусмотрена возможность установления сервитута (публичного сервитута) для размещения (строительства, реконструкции и (или) эксплуатации) линейных объектов, к которым относятся, в том числе, и линии электропередачи (п. 10.1. ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 № 190-ФЗ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Общество завершило все работы по установке опор ВЛ 330 кВ летом 2018 года. ВЛ 330 кВ введена в эксплуатацию, на нее зарегистрировано право собственности, имеется разрешение на ввод в эксплуатацию от 24.12.2018 N 39-000-257-2018, воздушная линия электропередачи находится под напряжением 330 кВ.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 01.11.2016 N 2325-р ВЛ 330 кВ внесена в схему территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2016 N 1634-р, относится к объектам федерального значения (пункт 18 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из Выписок из ЕГРН от 29.01.2019 г. общая протяженность ВЛ 330 кВ составляет 75200 м. Линия проходит через пять муниципальных образований: МО «Гурьевский городской округ», МО «Багратионовский городской округ», ГО «Город Калининград», МО «Светловский городской округ», МО «Зеленоградский городской округ», т.е. сам линейный объект не находится полностью исключительно в границах лесного участка.
При новом рассмотрении истцом заявлено требование об установлении сервитута в отношении части земельных участков в границах земель лесного фонда, на которых расположены опоры ВЛ, в целях эксплуатации данного линейного объекта.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 11248/11 указано, что требование, предусмотренное п. 3 ст. 274 ГК РФ, имеет целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.
В пункте 4 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 г. (далее - Обзор), разъяснено, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.
В данном случае Общество обратилось в арбитражный суд с иском об установлении сервитута в целях эксплуатации и ремонта объекта электросетевого хозяйства к собственнику земельных участков в порядке ст. 274 ГК РФ, которой предусмотрено установление сервитута для эксплуатации линейных объектов.
Согласно статье 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано полномочие Российской Федерации в области лесных отношений по установлению сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Согласно статье 3 Закона Калининградской области от 09.10.2019 N 329 "О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области лесных отношений" уполномоченный орган исполнительной власти Калининградской области в области лесных отношений осуществляет отдельные переданные полномочия Российской Федерацией в области лесных отношений, в том числе: установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, пп. 10 п. 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области (утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 № 642) Министерство устанавливает сервитут в отношении лесных участков, их частей, расположенных в границах земель лесного фонда.
Согласно пункту 3.3.3 Договора Общество имеет право на заключение соглашения об установлении сервитута в отношении лесного участка либо его части при наличии согласия Министерства.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, Министерство уполномочено заключать соглашения об установлении сервитута в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
В пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2018) разъяснено, что эксплуатация ВЛ включает использование по назначению (передачу электроэнергии), техническое обслуживание и ремонт данного энергообъекта. При этом по смыслу ст. 89 ЗК РФ и Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 (далее - Правила N 160), охранная зона линейного энергообъекта (к которым относятся ВЛ) устанавливается не для целей использования земельного участка собственником ВЛ, а для обеспечения безопасных условий эксплуатации данного объекта и исключения возможности его повреждения, определение охранной зоны не зависит от волеизъявления собственника земельного участка или сетевой организации, эксплуатирующей ВЛ. Земельные участки в границах охранных зон ВЛ у собственников участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются, устанавливается лишь запрет на осуществление действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства. Данные ограничения не исключают возможность его использования в целях выращивания сельскохозяйственных культур.
Наличие охранной зоны энергообъекта не исключает возможность установления сервитута для получения полномочий по пользованию чужим земельным участком для целей эксплуатации объекта недвижимости (линейного объекта), не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, и в пределах той части земельного участка, которая занята опорами ВЛ.
В связи с этом правомерно отклонены доводы Министерства о том, что оно является неуполномоченным лицом в силу положений ст. 39.24 ЗК РФ на заключение соглашения о сервитуте в связи с тем, что лесной участок, предоставленный Обществу в аренду по договору от 11.08.2016 № 283-л.э. для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, предоставлен в аренду ООО «Картэ» по договор аренды от 14.02.2012 N 200-з.д (за исключением выделов 17, 24, 29-31, 38, 41, 42, 46 квартала 74 Матросовского участкового лесничества (из земельного участка с кадастровым номером 39:03:000000:2318) в целях заготовки древесины на 10 лет и в настоящее время продлен на три года.
Доказательства невозможности использования ООО «Картэ» земельного участка в целях выращивания сельскохозяйственных культур, либо наличие каких- либо негативных последствий в материалы дела не представлены. Кроме того, как обоснованно указывает общество, в ЕГРН отсутствуют сведения о государственной регистрации права аренды спорного земельного участка ООО «Картэ».
В материалы дела представлены схемы расположения контура земельных участков, изготовленные ООО «Геоид», на которых нанесены географические точки координат частей земельных участков, образованных с учетом охранных зон линейного объекта «для эксплуатации объекта электросетевого хозяйства ВЛ 330 кВ «Прегольская ТЭС-Северная 330». Возражения относительно координат и площади земельных участков не поступали.
Плата за сервитут истцом определена пунктом 2 Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 № 1461) и составляет 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута и не учитываться как плата за сервитут в части превышения минимального размера.
Таким образом, требование Общества об обязании Министерства заключить Соглашение об установлении сервитута правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы Министерства о сносе объектов недвижимости (опор ВЛ 330 кВ) в целях освобождения лесных участков, о наличии иных арендаторов являются ошибочными.
Как было указано выше, согласно п.1 ст.23, ст. 39.23 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ, Обзору судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.) предусмотрена возможность установления сервитута для размещение (строительства, реконструкции и (или) эксплуатации) линейных объектов, к которым относятся, в том числе, и линии электропередачи (п. 10.1. ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ) (аналогичная позиция изложена в Определении ВС РФ от 23.12.2016 г. по Делу № 304-ЭС16-17632; в Определении ВС РФ от 03.08.2016 г. по Делу № 308-ЭС16-8622), где понятие «размещение» подразумевает собой строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объекта капитального строительства (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ) (вопрос 62, Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Аналогичные требования содержатся и в части 1 статьи 45 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ), пункта 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ, статьи 9 ЛК РФ, пункта 4 Приказа Минприроды России от 10.07.2020 № 434.
Также, в силу п. 13 ч. 1 ст. 25, ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 45, п. 4 ч. 1 ст. 21, п. 1 ч. 3 ст. 73.1 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, к которым относится и воздушная линия электропередачи (п. 10.1. ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ), и предоставление лесных участков в аренду для указанных целей осуществляется без проведения торгов.
Таким образом, для эксплуатации линейных объектов предусмотрено установление сервитута в отношении лесного (земельного) участка, а не выдела, квартала и специальным нормативным правовым актом - Лесным кодексом Российской Федерации запрет на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности не установлен, и в то же время прямо предусмотрена возможность многоцелевого использования лесных участков (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 № 13АП-40699/2021 по делу № А56-57175/2021; Постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 № 2111/10 по делу No АО 5-7607/2009).
В этой связи наличие арендаторов на лесных (земельных) участках не имеет правового значения.
К тому же сама воздушная линия электропередачи не связана с созданием лесной инфраструктуры, поэтому опоры ВЛ не могут быть демонтированы (пп.«а» п. 1, пп.«а» п. 2, пп.«а» п. 3, пп.«а» п. 4, пп.«а» п. 5 Перечня объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2022 № 1084-р) (Постановление АС СЗО от 09.03.2021 № Ф07-480/2021 по делу № А26-3947/2020).
Также сами опоры ВЛ 330 кВ не могут быть снесены, так как данная ВЛ 330 кВ строилась в рамках Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1623-р (с грифом «для Служебного пользования») в силу технологического отделения энергосистем государств Прибалтики в целях обеспечения энергетической безопасности Калининградской области в изолированной системе.
К тому же сами опоры не являются самостоятельными объектами недвижимости, представляют собой лишь конструктивные элементы, являются составной частью воздушной линии электропередачи (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20.12.2016; Постановление АС СЗО от 18 апреля 2019 года по Делу № А21-9001/2018).
В этой связи доводы Министерства являются ошибочными.
Доводы Министерства о возможности установления только публичного сервитута или сервитута до трёх лет, об ошибочности установления сервитута на контуры лесных участков, о заключении сервитута с ООО «КАРТЭ» подлежат отклонению.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, п.1, пп. 10 п. 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области (утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 № 642) Министерство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области и устанавливает сервитут в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда (Постановление АС СЗО от 19.04.2021 по Делу № А21-1225/2020) при плате 0.01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута (п. 2 Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 № 1461).
Также согласно п. 3.3.3 Договора от 11.08.2016 № 283-л.э. Общество имеет право на заключение соглашения об установлении сервитута при наличии согласия Министерства, которое не было получено и было оспорено именно по правилам Главы 24 АПК РФ.
Как следует из имеющихся в материалах дела Выписок из ЕГРН от 29.01.2019 г. общая протяженность ВЛ 330 кВ составляет 75 200 м., т.е. сам линейный объект не находится полностью исключительно в границах лесных участков.
Также в силу положений главы V.7 Земельного кодекса РФ (пп. 8 п. 4, п. 18 ст. 23, пп. 1 ст. 39.37 Земельного кодекса РФ), требований, установленных приказом Росреестра от 13.01.2021 № П/0004, пунктами «к», «л» пункта 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.10.2018 № 542 «Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута», особенностей технического формирования XML-схемы публичного сервитута, его учёта как обременения в ЕГРН публичный сервитут подлежит установлению в отношении всего линейного объекта и может быть установлен исключительно одним уполномоченным органом в отношении всего линейного объекта (в том числе подземных элементов линейного объекта) без каких-либо фрагментарно-прерывистых частей по всей протяжённости линейного объекта с его разбивкой из-за наличия компетенций по его установлению у различных уполномоченных органов, где целями установления публичного сервитута является размещение объектов электросетевого хозяйства (в данном случае объектом электросетевого хозяйства является В Л 330 кВ «Прегольская ТЭС - Северная 330», а не ее отдельные конструктивные элементы - опоры) (Письма Минэкономразвития России от 05.07.2019 г. № Д23и-22862, от 22.04.2019 г. № Д23и-13408, от 01.03.2019 № Д23и-ббЗб; Письмо Росреестра от 31.07.2020 г. № 11-00354/20).
Иное означало бы невозможность для уполномоченного органа технически устанавливать публичный сервитут для всего линейного объекта по всей его протяженности, что означало бы правовую неопределенность и подмену нормативного содержания самого смысла установления такого сервитута.
В силу отнесения данной ВЛ 330 кВ к объектам федерального значения (Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2016 г. № 2325-р), то Министерство не уполномочено устанавливать именно публичный сервитут, так как такие полномочия имеются исключительно у Министерства энергетики РФ (п. 4.4.31. Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400).
В этой связи Министерство уполномочено устанавливать только сервитут (а не публичный сервитут) на лесные участки, по которым частично проходит ВЛ 330 кВ.
Также публичный сервитут не подлежит государственной регистрации в реестре прав ЕГРН, часть земельного участка, на которую распространяется публичный сервитут, также не вносится в кадастр недвижимости ЕГРН, а отражается как Зона с особыми условиями использования территорий (Письмо Росреестра от 04.06.2019 № 01-05327-ГЕ/19 «О внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичном сервитуте»).
Таким образом, публичный сервитут - это такой сервитут, который установлен уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании соответствующего решения как акта общего действия в силу добровольного ходатайства лица в нём заинтересованного (сетевой организации), и определение вида сервитута (публичного сервитута) не поставлено в правовую зависимость от хозяйственной деятельности самой сетевой организации по электроснабжению неопределенного круга лиц, т.е. сетевая организация сама определяет в какой орган государственной или муниципальной власти ей обращаться и какой вид сервитута ей указывать в ходатайстве (аналогичная позиция изложена и в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2020 г. по Делу № А60-72606/2019).
В этой связи судом правильно были применены нормы закона, предусматривающие установление Министерством исключительно сервитута (а не публичного сервитута) в отношении части ВЛ 330 кВ. размещенной частично в границах лесных участков.
В отношении ошибочности установления сервитута на контуры лесных участков следует отметить следующее.
Лесной участок: Земельный участок, расположенный в границах лесничеств (лесопарков) и образованный в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства (п. 32 ГОСТ Р 57938-2017, ст. 7 ЛК РФ).
Сами контуры лесного участка входят со своими границами в лесной участок (земельный участок), представляют собой количество точек, позиционированных в системе географических координат с указанием в них квартала и выдела, т.е. площадь самостоятельного лесного (земельного) участка складывается из входящих в него контуров, являющихся составной частью лесного (земельного) участка и образующих его общую площадь.
Таким образом, судом правильно был установлен сервитут в отношении именно лесных (земельных) участков с указанием их кадастровых номеров и входящих в них контуров с перечислением их координат (характерных точек границ), подпадающих под установление сервитута, где действующим законодательством не предусмотрено установление сервитута на лесной выдел, квартал.
В этой связи само по себе не совпадение площади лесного (земельного участка) и входящего в него контура не имеет правового значения, так как сервитут может устанавливаться на часть лесного (земельного) участка и. как следствие, затрагивать не все в него входящие контуры, содержащие информацию о квартале и выделе лесного участка (Постановление АС СЗО от 19.04.2021 по Делу № А21-1225/2020).
В этой связи Министерство и должно установить сервитут исключительно на лесные (земельные) участки в силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, п.1, пп. 10 п. 21 Положения о Министерстве (утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 №642).
Доводы Министерства об уменьшении площади лесного фонда, выбытие контуров на 49 лет, а ООО «КАРТЭ» утратит право аренды также являются ошибочными.
Так, сам Договор аренды лесного участка № 283-л.э. был заключен И августа 2016 года (дата государственной регистрации - 24 августа 2016 года), а часть 2 статьи 11 Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ вступила в силу с 01 сентября 2018 года, т.е. после государственной регистрации Договора аренды лесного участка № 283-л.э.
Сам перевод возможен при наличии решения МПР России (ст.6, ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»). С таким ходатайство Общество не обращалось, в МПР России его не направляло.
Норма статьи 274 ГК РФ по установлению сервитута направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые без установления сервитута обеспечены быть не могут. Содержание этих законоположений отвечает предназначению сервитута как ограниченного права пользования чужим недвижимым имуществом (ограниченного вещного права, обременяющего права собственника недвижимого имущества), и в соответствии с этим предназначением ими закреплен способ реализации заинтересованным лицом, нуждающимся в ограниченном использовании чужого земельного участка, своих прав (я. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 № 1046-О; Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 № 11248/11; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2019 № 13АП-32191/2019 по делу № А21-9074/2019).
Земельные участки с КН 39:03:000000:2318, с КН 39:03:000000:2551 были образованы 02.06.2016 и 14.12.2016 соответственно и их образование путем раздела земельного участка с КН 39:03:000000:237 было осуществлено на основании Приказов Министерства №212 от 23.05.2016, №708 от 22.11.2016.
Как правильно указал суд, из имеющихся Выписок из ЕГРН от 30.01.2020 в отношении земельных участков с КН 39:03:000000:2318, 39:03:000000:2551 не следует их обременение арендой ООО «КАРТЭ».
Сам сервитут устанавливается в отношении лесных (земельных) участков, а не лесных выделов, кварталов, предполагающих характеристики почвенно-грунтовых. и растительных условий, а также деление лесного Фонда в рамках государственного лесного реестра.
В этой связи доводы о необходимости заключения соглашения об установлении сервитута с ООО «КАРТЭ» на выделы, кварталы являются ошибочными.
В отношении требования о расторжении договора суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 5.6 Договора Общество вправе в одностороннем порядке расторгнуть Договор, известив об этом Министерство в письменной форме за 90 дней до предполагаемой даты расторжения, при условии отсутствия недоимки по арендной плате.
Из материалов дела следует, что Общество обратилось в адрес Министерства с письмом от 31.01.2020 №УС-202 о прекращении права аренды лесных участков по договору от 11.08.2016 № 283-л.э. Письмо поступило в Министерство 03.02.2020 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.
В ответ на это уведомление Министерство письмом от 05.03.2020 № 2046-ОС указало на необходимость освобождения лесного участка от объектов недвижимого имущества, обеспечение их сноса, выполнение рекультивации и приведение в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства. В противном случае участок не может быть передан Министерству по акту приема-передачи (т. 2 л.д. 102-104). Таким образом, Министерство, восприняв просьбу Общества именно как о расторжении Договора, фактически отказало в его расторжении. Между тем, как указал кассационный суд, в силу действующего законодательства сами линии электропередачи не связаны с созданием лесной инфраструктуры, поэтому опоры не могут быть демонтированы.
В статье 9 ЛК РФ определены основания и порядок возникновения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного пользования лесными участками.
Согласно частям 3 и 4 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с указанным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 452 Гражданского кодекса РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В силу пункта 1 статьи 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Условиями договора предусмотрено право арендатора в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии отсутствия недоимки. Министерство не оспаривает, что недоимка по арендной плате у истца отсутствует.
Таким образом, принимая во внимание положения п. 5.6, договор считается расторгнутым по истечении 90 дней после уведомления арендодателя о расторжении договора письмом АО «Янтарьэнерго» от 31.01.2020 (вх. Министерства 03.02.2020 года), а не как указывает истец с 03.02.2020.
Кроме того, как справедливо отметил суд, расторжение Договора аренды обусловлено публично-значимыми функциями сетевой организации, а также принципами тарифорегулирования, где любые затраты сетевой организации являются основанием для включения данных затрат при расчете и утверждении цен (тарифов) и, как следствие, ведут к дополнительным расходам потребителей Калининградской области (ст. 23, ст. 23.2. Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»), что не соответствует балансу публичных и частных интересов.
Выводы суда являются верными. Материалы дела не содержат документально подтвержденных данных, позволяющих переоценить выводы арбитражного суда первой инстанции.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.06.2022 по делу № А21-3680/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | С.М. Кротов | |
Судьи | Н.С. Полубехина М.В. Тарасова |