ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
04 октября 2022 года | Дело № А56-93638/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 24.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-26433/2022 ) садоводческого некоммерческого товарищества «Малахит-2»на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2022 по делу № А56-93638/2021 , принятое
по иску акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области»
к садоводческому некоммерческому товариществу «Малахит-2»
о взыскании,
установил:
Акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Малахит-2» (ответчик, СНТ «Малахит-2») о взыскании 179 104,18 рублей долга по оказанным услугам по обращению с твердыми бытовыми отходами за период с 01.01.2021 по 31.07.2021.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2022 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, Региональным оператором услуги по обращению с ТКО фактически не оказывались. Доказательства оказания услуг не представлены, первичные документы (счета, акты оказания услуг, акты сверки) не подписаны, в Типовом договоре конкретных условий о месте, объёмах отходов и т.д. не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу, поддержанном в судебном заседании, истец просит решение оставить без изменения.
Ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети «Интернет» http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Акционерное общество «Управляющая Компания по обращению с отходами в Ленинградской области» оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области. Ввиду отсутствия подписанного между сторонами договора, истец оказывает услуги в соответствии с условиями типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156.
Акционерное общество «Управляющая Компания по обращению с отходами в Ленинградской области» обязательство по договору стоимостью 179 104,18 рублей долга по оказанным услугам по обращению с твердыми бытовыми отходами за период с 01.01.2021 по 31.07.2021 исполнило надлежащим образом.
Не получив встречного удовлетворения своих требований, Региональный оператор обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам стороны.
Как следует из материалов дела, Компания является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Ленинградской области и осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Ленинградской области на основании соглашения от 24.04.2018 об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, заключенного с субъектом Российской Федерации - Ленинградской областью в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами.
Соглашением установлены сроки, в которые региональный оператор обязан приступить к деятельности по обращению с ТКО на всей территории Ленинградской области: МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.04.2019; МО Выборгский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.06.2019; МО Лужский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.07.2019; МО Всеволожский муниципальный район Ленинградской области - не позднее 01.10.2019; МО остальных муниципальных районов Ленинградской области - не позднее 01.11.2019.
В силу части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 8(4) N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (пункт 8(5) Правил N 1156).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 8(17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Заявка на заключение договора в адрес регионального оператора не направлялась, однако ответчику услуги оказывались в силу закона, а датой начала оказания услуг регионального оператора является дата начала деятельности оператора в соответствующем муниципальном районе Ленинградской области.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил N 1156.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника твердых коммунальных отходов (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях Типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8(17) Правил N 1156).
АО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» разместило предложение о заключении договора и текст типового договора 20.03.2019 в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета «Вести» № 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 Газета «Вести» № 66 (4544)), а также на своем сайте www.uko-lenobl.ru.
Заявка на заключение Договора на оказание услуги по обращению с ТКО от СНТ в установленные сроки в адрес истца не поступала.
Поскольку ответчик в адрес Компании заявку на заключение договора не направило, то договор между Обществом и Компанией считается заключенным на условиях типового договора.
По смыслу пункту 2 Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641» (далее - Правила N 1156) потребителем является собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доказательства того, что Компания в спорный период не осуществляла деятельность по вывозу твердых коммунальных отходов с площадок, используемых потребителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В силу пункта 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами является регулируемым, установлен единый тариф на услуги регионального оператора и норматив накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, поскольку факт оказания услуг истцом в спорный период доказан представленными в материалы дела документами, ответчиком не опровергнут, оснований для отмены судебного акта и отказа в иске суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
При отсутствии своей контейнерной площадки ответчик может пользоваться иными контейнерными площадками отвечающими требованиям по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим нормам, вне зависимости от их местонахождения и отследить данный факт не представляется возможным.
В нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств того, что у ответчика имелись основания отказаться от заключения договора с региональным оператором по пункту 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, ответчиком не представлены.
В свою очередь, образование твердых коммунальных отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся к регулируемым видам деятельности (пункт 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ), а характер правоотношений носит абонентский характер, исходя из положений статьи 429.4 ГК РФ и норм Правил N 1156, подлежащих оказанию услуг на основании типового договора.
Данное обстоятельство предполагает наличие у потребителя обязанности оплатить услуги вне зависимости от затребованного в рассматриваемый период исполнения.
В исковой период ответчик не подавал региональному оператору заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, соответствующая обязанность по согласованию конкретных условий оказания услуги ответчиком не исполнена.
Отсутствие договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором в письменной форме вместе с тем, не освобождает потребителя от исполнения обязанности по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку договор является публичным в силу статьи 24.7 Закона об отходах, считается заключенным по правилам пункта 8(15) Правил N 1156.
Доказательств того, что предъявленные к оплате услуги истцом фактически не оказаны либо оказаны иным лицом, Товариществом не представлено. Отсутствуют доказательства направления в адрес Компании каких-либо возражений по качеству, объему и стоимости услуг. Сведения о том, что в исковой период спорные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов оказывались иными лицами, не Компанией, перед судом не раскрыты, в материалах дела отсутствуют.
Согласно СНиП 30-02-97 на территории общего пользования в садоводческих некоммерческих товариществах должны быть предусмотрены контейнерные площадки.
При невозможности организовать место (площадку) накопления отходов на территории товарищества, потребители (члены товарищества) могут пользоваться общими муниципальными площадками на территории ближайших населенных пунктов.
В случае, отсутствия оборудованного места (площадки) накопления отходов на территории СНТ расчет размера платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется исходя из установленных на территории Ленинградской области норматива накопления ТКО и единого тарифа на услуги Регионального оператора по формуле -норматив/12*тариф*количество участков в СНТ.
Наличие на территории товарищества отходов подтверждается в том числе имеющейся у Регионального оператора перепиской по вопросу организации на территории массива Грузино Всеволожского района контейнерной площадки (прилагаем). Согласно заявления от товариществ массива «Грузино» Всеволожского района от 10.05.2021 г. в том числе от ответчика на территории дачного массива остро стоял вопрос с организацией сбора и транспортировки ТКО, что подтверждает сам факт образования и наличия отходов у СНТ «Малахит-2» в том числе в указанном в исковом заявлении периоде.
Услуга по обращению с ТКО за спорный период оказывалась потребителю, использующему общедоступные места накопления ТКО без заявок. Объемы ТКО, указанные в первичных документах, выставленных ответчику, определены по установленным нормативам с использованием потребителем для накопления ТКО любых близлежащих мест (площадок) накопления, организованных в соответствующем населенном пункте органами местного самоуправления.
К материалам дела приобщен Реестр мест накопления ТКО на территории МО «Куйвозовское сельское поселение» Всеволожского района и указал, что услуга по обращению с ТКО СНТ «Малахит-2» оказывалась на ближайших общих муниципальных площадках на территории населенного пункта д. Куйвози, Всеволожского района Ленинградской области, с которых Региональный оператор осуществлял сбор и транспортировку отходов в соответствии с требованиями законодательства.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание также и то, что акты о нарушении региональным оператором обязательств по договору не составлялись в исковой период, о нарушениях в работе регионального оператора ответчиком в установленном порядке в спорный период не заявлено, товариществом возражения относительно места вывоза твердых коммунальных отходов, графика вывоза мусора и его объема, контррасчет, подтвержденный документами, не представлены, иск правомерно удовлетворен.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2022 по делу № А56-93638/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Я.Г. Смирнова | |
Судьи | Т.В. Жукова Н.М. Попова |