ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-31818/2021 от 14.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 декабря 2021 года

Дело № А42-10885/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Третьяковой Н.О., Фуркало О.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Кроликовой Д.С.

при участии: 

от заявителя: Погудина Н.А. по доверенности от 29.04.2021,

Варваровский С.Н. по доверенности от 25.02.2021

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

от 3-го лица-1,4-17: не явились, извещены надлежащим образом

от 3-го лица-2: Липанова Т.Н. по доверенности от 29.01.2021,

Варваровский С.Н. по доверенности от 25.02.2021

от 3-го лица-3: Бузунов А.А. по доверенности от 01.12.2020,

Варваровский С.Н. по доверенности от 25.02.2021

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-31818/2021 )  УФК по Новосибирской области на решение Арбитражного суда  Мурманской области от 09.08.2021 по делу А42-10885/2020 , принятое

по заявлению Комитета по тарифному регулированию Мурманской области

к  УФК по Новосибирской области

3-и лица: 1) Федеральное Казначейство; 2) Минэнерго и ЖКХ Мурманской области; 3) Минфин Мурманской области; 4) ФАС; 5) АО "Мурманэнергосбыт"; 6) АО «Мурманская ТЭЦ»; 7) ПАО "ТГК-1"; 8) АО "Апатит"; 9) АО "Мончегорская теплосеть"; 10) ООО "Теплонорд"; 11) ООО "Тепло людям. Умба"; 12) ООО "Теплострой плюс"; 13) ООО "ПромВоенСтрой"; 14) МУП "ДТХ" ЗАТО г. Заозерск; 15) МУП «МУК»; 16) АО «ОТС»; 17) МУП ЖКХ "Вымпел"

о признании незаконным представления № 51-20-11/10-2986 от 25.02.2020 и акта выездной проверки от 26.12.2019

установил:

Комитет по тарифному регулированию Мурманской области (ОГРН 1045100171511, адрес: 183006, г. Мурманск, пр. Ленина, д.75; далее – заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными представления Управления Федерального казначейства по Новосибирской области (ОГРН 1025402464493, адрес: 630008, г. Новосибирск, ул. Кирова, д. 3/1; далее – Управление, УФК, заинтересованное лицо) № 51-20-11/10-2986 от 25.02.2020 и акта от 26.12.2019 б/н (идентификатор: 2019-ВВ.000.0021-5100.021). Делу присвоен № А45-7691/2020.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.11.2020 дело № А45-7691/2020 передано в Арбитражный суд Мурманской области для рассмотрения по месту нахождения большинства доказательств.

Определением Арбитражного суда Мурманской области от 29.12.2020 заявление Комитета принято к производству; делу присвоен номер А42-10885/2020.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Федеральное казначейство, (ОГРН 1047797019830, адрес: пер. Большой Златоустинский, д. 6, стр. 1, г. Москва, 101000; далее – третье лицо-1); Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области  (ОГРН 1095190007329, адрес: пр. Кольский, д. 1, г. Мурманск, 183032; далее - Минэнерго и ЖКХ Мурманской области, третье лицо-2); Министерство финансов Мурманской области (ОГРН 1025100863160, адрес: пр. Кольский, д. 1, г. Мурманск, 183032; далее – Минфин Мурманской области, третье лицо-3); Федеральная антимонопольная служба (ОГРН 1047796269663, адрес: ул. Садовая-Кудринская, д. 11, г. Москва, 123001; далее – ФАС, третье лицо-4); акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (ОГРН 1095190009111, адрес: ул. Свердлова, д. 39, корп. 1, г. Мурманск, 183034; далее – АО «Мурманэнергосбыт» , третье лицо-5); акционерное общество «Мурманская ТЭЦ» (ОГРН 1055100064524, адрес: ул. Шмидта, д. 14, г.Мурманск, 183038; далее – АО «Мурманская ТЭЦ», третье лицо-6); публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №1» (ОГРН 1057810153400, пр.Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н, г. Санкт-Петербург, 197198; далее - ПАО "ТГК-1", третье лицо-7) в лице филиала «Кольский» (адрес: ул.Советская, д. 2, п.Мурмаши, Кольский район, Мурманская область, 184355); акционерное общество «Апатит» (ОГРН 1025100561012, адрес: ш. Северное, д. 75, г.Череповец, Вологодская область, 162622 ; далее – АО «Апатит», третье лицо-8); акционерное общество «Мончегорская теплосеть» (ОГРН 1055100082025, адрес: ул.Строительная, д. 15, г.Мончегорск, Мурманская область, 184511; далее - АО "Мончегорская теплосеть", третье лицо-9), общество с ограниченной ответственностью «Теплонорд» (ОГРН 1147847165861, адрес: ул. Орловская, д. 1, лит. А, пом. 55Н, г. Санкт-Петербург, 191124; далее – ООО «Теплонорд», третье лицо-10); общество с ограниченной ответственностью «Тепло людям. Умба» (ОГРН 1175190005275, адрес: пр. Ленина, д. 82, оф. 712, г. Мурманск, 183038; далее – ООО «Тепло людям. Умба», третье лицо-11); общество с ограниченной ответственностью «Теплострой плюс» (ОГРН 1057812667395, адрес: ул. Орловская, д.1, лит. А, пом. 55Н, г. Санкт-Петербург, 191124; далее – ООО «Теплострой плюс», третье лицо-12); общество с ограниченной ответственностью «ПромВоенСтрой» (ОГРН 1097847172367, адрес: ул. Орловская, д.1, лит. А, пом. 55Н, г. Санкт-Петербург, 191124; далее – ООО «ПромВоенСтрой», третье лицо-13);  муниципальное унитарное предприятие «Дорожно-транспортное хозяйство» ЗАТО город Заозерск (ОГРН 1025100803848, адрес: ул. Генерала Чумаченко, д. 8, пом. 1, г. Заозерск, Мурманская область, 184310; далее – МУП «ДТХ» ЗАТО г. Заозерск; далее – третье лицо-14); муниципальное унитарное предприятие «Мурманская управляющая компания» (ОГРН 1115190008230, адрес: ул.Шмидта, д. 17, г. Мурманск, 183038; далее – МУП «МУК», третье лицо-15); акционерное общество «Оленегорские тепловые сети» (ОГРН 1205100003680, адрес: ул. Бардина, д. 25А, г. Оленегорск, Мурманская обл., 184536; далее – АО «ОТС», третье лицо-16); муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Вымпел» (ОГРН 1155190013923, адрес: ул.Магистральная, д. 25, пгт. Зеленоборский, Кандалакшский р-н, Мурманская обл., 184020; далее – МУП ЖКХ «Вымпел»; далее – третье лицо-17).

Решением от 09.08.2021 суд первой инстанции признал недействительным как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации представление УФК по Новосибирской области от 25.02.2020 № 51-20-11/10-2986; обязал УФК по Новосибирской области устранить нарушение прав и законных интересов Комитета по тарифному регулированию Мурманской области; в части требования заявителя о признании недействительным акта выездной проверки Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 26.12.2019 производство по делу прекратил.

Не согласившись с решением суда, УФК по Новосибирской области обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что выявленное нарушение относится к бюджетным нарушениям, поскольку в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), части 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон № 190-ФЗ), статьи 2 Закона Мурманской области от 13.12.2013 №1697-01-ЗМО «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Мурманской области» (далее - Закон № 1697-01-ЗМО), Комитетом утверждены тарифы на тепловую энергию для категории потребителей «прочие» (юридические лица) по стоимости ниже тарифа по удельной стоимости тепловой энергии (экономически обоснованный тариф) для потребителей субсидии (теплоснабжающих организации), при отсутствии соответствующего закона Мурманской области, что в свою очередь привело к неправильному формированию федерального бюджета.

Податель апелляционной жалобы указывает также на то, что Управлением проведена проверка не в отношении тарифного законодательства, а в рамках заключенного Соглашения от 12.07.2019 № 01-01-06/06-145 о предоставлении бюджету Мурманской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 054,0 млн. рублей (в том числе целевое использование средств), обоснованности объема потребности, необходимой для компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в 2018-2019 годах, а так же обоснованности расчета и образования межтарифной разницы при предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению, соответствующей просроченной кредиторской задолженности.

По мнению Управления, Комитет в нарушение пункта 6, пункта 6.1. Раздела II Правил предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут и (или) уголь), теплоснабжающим организациям, предоставляющим услуги теплоснабжения по регулируемым тарифам, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от  24.12.2018 № 615-ПП, расчет размера субсидии по теплоснабжающей организации  ООО «Тепло людям. Умба», осуществлен по стоимости топлива без транспортных затрат, не соответствующей экспертному заключению по экономической обоснованности необходимой валовой выручки от реализации тепловой энергии потребителям, в результате расчет размера субсидии по возмещению недополученных доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут и (или) уголь) по теплоснабжающей организации ООО «Тепло людям. Умба», завышен на сумму 3 467 374,10 руб.

В судебном заседании представители Комитета, Минэнерго и ЖКХ Мурманской области и Минфина Мурманской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Управления по мотивам, изложенным в отзывах.

Управление, третьи лица – 1, 4-17, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, в соответствии с приказом Федерального казначейства от 28.11.2019 № 665п «О поручении Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области провести внеплановые выездные проверки в Министерстве финансов Мурманской области, Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, Комитете по тарифному регулированию Мурманской области» УФК в указанных ведомствах проведены выездные проверки на предмет исполнения Мурманской областью обязательств по Соглашению от 12.07.2019 №01-01-06/06-145 о предоставлении бюджету Мурманской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 054,0 млн. рублей (в том числе целевое использование средств), обоснованности объема потребности, необходимой для компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в 2018-2019 годах, а также обоснованности расчета и образования межтарифной разницы при предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению, соответствующей просроченной кредиторской задолженности.

В отношении Комитета указанная проверка проводилась на основании приказов Управления от 29.11.2019 № 1154 «О назначении внеплановой выездной проверки в Комитете по тарифному регулированию Мурманской области» и от 13.12.2019 № 1186 «Об изменении состава проверочной группы внеплановой выездной проверки в Комитете по тарифному регулированию Мурманской области, назначенной приказом Управления Федерального казначейства по Новосибирской области от 29 ноября 2019 года № 1154».

В ходе проверки УФК пришло к выводу, что Комитетом в нарушение пункта 2 части 2 статьи 78 БК РФ, части 14 статьи 10 Закона № 190-ФЗ, статьи 2 Закона № 1697-01-ЗМО утверждены тарифы на тепловую энергию для категории потребителей «прочие» (юридические лица) по стоимости, ниже тарифа по удельной стоимости тепловой энергии (экономически обоснованный тариф) для получателей субсидии (теплоснабжающих организаций), при отсутствии соответствующего закона Мурманской области; размер субсидий на финансовое обеспечение затрат организациям в связи с производством (реализацией) тепловой энергии потребителям по регулируемым тарифам на территории Мурманской области рассчитан Комитетом по категории «прочие» в общей сумме 2 514 191 100,0 рублей, в том числе: за 2018 год – 433 990 100,0 рублей; 2019 год – 2 080 201 000,0 рублей. Код нарушения по Классификатору нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, – 020602020301 «Субсидирование расходов, не подлежащих возмещению за счет средств субсидии».

В нарушение пункта 2 части 2 статьи 78 БК РФ, пункта 6, пункта 6.1 раздела II Правил № 615-ПП расчет размера субсидии по возмещению недополученных доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут и (или) уголь) по теплоснабжающей организации ООО «Тепло Людям. Умба», осуществлен по стоимости топлива без транспортных затрат, не соответствующей экспертному заключению по экономической обоснованности необходимой валовой выручки от реализации тепловой энергии потребителям; в результате расчет размера субсидии по возмещению недополученных доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут и (или) уголь) по теплоснабжающей организации ООО «Тепло Людям. Умба», завышен на сумму 3 467 374,1 руб. Код нарушения по Классификатору нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, – 020602021210 «Завышение затрат на субсидируемые мероприятия (программы)».       

Результаты проверки оформлены актом от 26.12.2019, на основании которого 25.02.2020 Комитету вынесено представление № 51-20-11/10-2986 по устранению причин и условий бюджетных нарушений. 

В названном представлении отражено, что в ходе проверки выявлены следующие бюджетные нарушения:

1. В нарушение части 14 статьи 10 Закона № 190-ФЗ, статьи 2 Закона № 1697-01-ЗМО Комитетом утверждены тарифы на тепловую энергию для категории потребителей «прочие» (юридические лица) по стоимости, ниже тарифа по удельной стоимости тепловой энергии (экономически обоснованный тариф) для получателей субсидии (теплоснабжающих организаций), при отсутствии соответствующего закона Мурманской области;

2. В нарушение пункта 6, пункта 6.1 раздела II Правил № 615-ПП расчет размера субсидии по возмещению недополученных доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут и (или) уголь) по теплоснабжающей организации ООО «Тепло Людям. Умба», осуществлен по стоимости топлива без транспортных затрат, не соответствующей экспертному заключению по экономической обоснованности необходимой валовой выручки от реализации тепловой энергии потребителям, в результате расчет размера субсидии по возмещению недополученных доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут и (или) уголь) по теплоснабжающей организации ООО «Тепло Людям. Умба», завышен на сумму 3 467 374,1 рублей.

На Комитет возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения представления. О результатах исполнения представления проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов не позднее 10 дней с даты исполнения представления.

Также Комитет предупрежден о наступлении административной ответственности в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае невыполнения в установленный срок представления Управления.    

Посчитав выводы Управления, изложенные в акте проверки, а также представление не соответствующими требованиям действующего законодательства, Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции в части требования о признании недействительным акта проверки от 26.12.2019 производство по делу прекратил, представление УФК от 25.02.2020 признал недействительным как несоответствующее Бюджетному кодексу РФ.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей Комитета, Минэнерго и ЖКХ Мурманской области и Минфина Мурманской области, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии со статьей 306.1 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент вынесения Представления) бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:

1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;

3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;

4) нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта;

5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов;

6) нарушение условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;

7) несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.

Таким образом, БК РФ установлен исчерпывающий перечень бюджетных нарушений.

Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, в Представлении Управления, фактов непосредственно нарушений бюджетного законодательства не содержится. При этом в Представлении в качестве бюджетного нарушения указано нарушение Комитетом части 14 статьи 10 Закона № 190-ФЗ.

Предметом правового регулирования Закона № 190-ФЗ является установление правовых основ экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

 Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что нарушение норм Закона № 190-ФЗ не может являться бюджетным нарушением в силу того, что данный закон регламентирует порядок установления тарифов в сфере теплоснабжения и не входит в структуру бюджетного законодательства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила контроля), утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (в редакции, действовавшей на момент вынесения Представления) объектами контроля являются:

а) главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;

б) финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными программами;

в) федеральные государственные учреждения, а также государственные бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета;

г) федеральные государственные унитарные предприятия, а также государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации (муниципальные унитарные предприятия) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета;

д) государственные корпорации и государственные компании;

е) хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

ж) юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц;

з) органы управления государственными внебюджетными фондами;

и) юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

к) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета;

л) заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, осуществляющие действия, направленные на осуществление в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд;

м) товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно¬строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, выбранные собственниками помещений в многоквартирных домах управляющие организации;

н) региональные операторы;

о) органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), в части осуществления ими контроля за соблюдением Федерального закона о контрактной системе;

п) субъекты контроля в части закупок, в отношении которых органами государственного (муниципального) контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), осуществлены мероприятия по контролю в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе.

Указанный перечень объектов контроля является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Вместе с тем, ни одно из перечисленных определений объектов контроля не относится к деятельности Комитета по тарифному регулированию Мурманской области.

В соответствии с частью 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

- контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

- контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;

- контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;

- контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;

- контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что УФК по Новосибирской области не наделено полномочиями по контролю за исполнением и применением норм Закона № 190-ФЗ.

В соответствии подпунктом «г» пункта 10 Правил контроля должностные лица Федерального казначейства вправе выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях предусмотренных законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 270.2 БК РФ (в редакции, действовавшей до 31.07.2020) под представлением в целях данного кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. И требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенные лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в главе 30 БК РФ установлены следующие виды бюджетных нарушений: нецелевое использование бюджетных средств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита, не перечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита, нарушение условий предоставления межбюджетных трансферов.

Как указывалось выше, Комитет не является в данном случае участником бюджетного процесса в понимании, заложенном БК РФ, и соответственно, не мог допустить в данном случае нарушений бюджетного законодательства.

Вместе с тем, УФК по Новосибирской области вменило Комитету нарушение тарифного законодательства. При этом оценка законности действий Комитета по установлению тарифов на тепловую энергию для категории потребителей «прочие» к полномочиям УФК по Новосибирской области не относится.

Судом первой инстанции правильно указано, что в случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что согласуется с пунктом 78 Правил № 1092, частью 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре» и т.д.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).

В целях соблюдение установленного правового регулирования УФК по Новосибирской области письмом от 05.03.2020 № 17-02-03/4551 обратилось в ФАС России о проведении по фактам выявленных нарушений внеплановой проверки в отношении Комитета и указало, что данными полномочиями наделена именно ФАС России.

Таким образом, УФК по Новосибирской области при осуществлении своих полномочий в установленных пределах, может выносить представление по устранению бюджетных нарушений перечисленных в главе 30 БК РФ, но только за финансовые нарушения.

Требовать устранения нарушений, не являющихся бюджетными, УФК по Новосибирской области не вправе, поскольку не наделено такими полномочиями.

Кроме того, в соответствии с подпунктом в) пункта 11 Правил контроля должностные лицами Федерального казначейства, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, обязаны проводить контрольные мероприятия в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа).

Согласно Акта, тема выездной проверки звучит как «проверка исполнения Мурманской областью обязательств по Соглашению от 12 июля 2019 г. № 01-01-06/06-145 о предоставлении бюджету Мурманской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 054,0 млн. руб. (в том числе целевое использование средств), обоснованности объема потребности, необходимой для компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в 2018-2019 годах, а также обоснованности расчета и образования межтарифной разницы при предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг населению, соответствующей просроченной кредиторской задолженности». Аналогичным образом тема проверки звучит и в приказе от 29.11.2019 № 1154 о проведении внеплановой выездной проверки в Комитете.

Таким образом, УФК по Новосибирской области в соответствии с темой проверки могло осуществлять контроль только в части расчетов межтарифной разницы при предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг исключительно населению, а не в отношении прочих потребителей.

При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, выявленные Управлением нарушения тарифного законодательства не является бюджетными, следовательно, Управление вышло за пределы своих полномочий, указав в Представлении на Код нарушения по Классификатору нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере - 020602020301 «Субсидирование расходов, не подлежащих возмещению за счет средств субсидии». При этом Комитет не является распорядителем бюджетных средств в части выделения и распределения субсидий теплоснабжающим организациям.

В соответствии со статьей 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Под иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства статья 3 БК РФ понимает указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения.

Согласно статье 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что УФК по Новосибирской области уполномочено на выдачу по итогам проверки обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях только бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требований о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. Выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (в том числе тарифного законодательства) не относится к полномочиям Управления.

В обоснование своей позиции по делу Управление указывает на нарушение Комитетом норм Закона № 190-ФЗ в части установления тарифов на тепловую энергию для категории «прочие» ниже экономически обоснованных.

В соответствии с частью 1 статьи 78 (далее - БК РФ) юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.

Согласно части 2 статьи 78 БК РФ указанные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом, данная часть статьи 78 БК РФ не содержит никаких указаний на то, что на территории субъекта должен быть принят именно закон, позволяющий субъекту предоставлять субсидии на компенсацию межтарифной разницы. Указано только на то, что субсидии должны быть предусмотрены законами субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Законами Мурманской области от 22.12.2017 № 2218-01-ЗМО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и от 25.12.2018 № 2334-01-ЗМО на компенсацию межтарифной разницы теплоснабжающим организациям предусматривались соответствующие суммы.

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требования части 2 статьи 78 БК РФ соблюдены в полном объеме.

Правительством Мурманской области в соответствии со статьей 78 БК РФ постановлением Правительства Мурманской области от 27.06.2017 № 329-ПП «О правилах предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат организациям в связи с производством (реализацией) тепловой энергии потребителям по регулируемым тарифам на территории Мурманской области» (далее - Постановление № 329-ПП) утверждены Правила предоставления субсидии (далее - Правила) и Порядок расчета размера субсидий на финансовое  обеспечение  затрат организациям  в связи  с  производством (реализацией) тепловой энергии потребителям по регулируемым тарифам на территории Мурманской области (далее - Порядок).

Указанные Правила определяют цели, условия и порядок предоставления субсидий организациям на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) тепловой энергии потребителям по регулируемым тарифам, т.е. всем организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), которым устанавливаются тарифы в сфере теплоснабжения.

В соответствии с нормами Закона № 190-ФЗ тарифы в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 24.06.2015 № 265-ПП на территории Мурманской области тарифы в сфере теплоснабжения устанавливает Комитет.

В связи с ростом цен на топливо, используемого для производства тепловой энергии, тарифы на тепловую энергию на территории Мурманской области на протяжении более 10 лет устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня для всех потребителей.

В соответствии со статьей 78 БК РФ и во исполнение законов Мурманской области об областном бюджете на 2018 и 2019 годы недополученные доходы теплоснабжающих организаций компенсируются из средств областного бюджета в соответствии с Правилами и Порядком как по прочим потребителям, так и по населению.

В соответствии с Законом № 190-ФЗ Комитет при установлении обязан соблюдать общие принципы организации отношений и основы государственной политики в сфере теплоснабжения (статья 3 Закона № 190-ФЗ) и принципы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, указанные (статья 7 закона № 190-ФЗ) одними из которых являются обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Согласно пункту 14 статьи 10 Закона № 190-ФЗ наряду с льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления  льгот  и  порядок  компенсации  выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Таким образом, закон субъекта необходим только в случае принятия на региональном уровне решения об установлении льготных тарифов именно в отношении населения.

В отношении прочих потребителей действуют Законы Мурманской области об областном бюджете на 2018 и 2019 год (приложения № 11 (фильтр 813) к соответствующим законом об областном бюджете на 2018 и 2019 годы).

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 13.01.2018 № 7 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075» (вступило в действие 25.01.2018) внесены изменения в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения в части определения категорий потребителей, приравненных к населению.

Согласно пункту 5.4 Основ ценообразования категории потребителей, приравненных к населению, реализация тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя которым осуществляется по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, не относятся к категориям (группам) потребителей льготных регулируемых тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, за исключением случаев, когда льготные регулируемые тарифы установлены для указанных категорий потребителей законом субъекта Российской Федерации.

К категориям, приравненным к населению отнесены:

а) товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, признаваемые таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению;

б) наймодатели (или уполномоченные ими лица), признаваемые таковыми в соответствии с ЖК РФ, предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения;

в) наймодатель жилых помещений в наемном доме, управомоченный осуществлять функции наймодателя собственником помещений в наемном доме или являющегося наемным домом жилого дома и осуществляющий управление наемным домом, признаваемый таковым в соответствии с ЖК РФ, приобретающий тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения.

Таким образом, федеральный законодатель определил круг юридических лиц, отнесенных к категории «население», что свидетельствует о том, что у субъекта РФ нет обязанности принимать закон субъекта и выделять категорию «прочие потребители», данная обязанность существует только при установлении льготных тарифов для населения, а в отношении прочих потребителей действует БК РФ и законы Мурманской области об областном бюджете на соответствующий календарный год.

Кроме того, до принятия Закона № 190-ФЗ в законодательстве не имелось нормы, позволяющей устанавливать льготные тарифы в сфере теплоснабжения, т.е. тарифы на тепловую энергию устанавливались единые для всех потребителей (население и прочие).

В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» рост совокупной платы граждан строго ограничен федеральными параметрами.

Таким образом, Комитет при установлении тарифов на коммунальные ресурсы, в том числе и в сфере теплоснабжения, ограничен предельными (максимальными) индексами изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (далее - предельные индексы), которые ежегодно устанавливаются Правительством Российской Федерации, а впоследствии утверждаются Губернатором Мурманской области.

В целях сдерживания роста платы граждан за коммунальные услуги на территории Мурманской области принят Закон Мурманской области от 13.12.2013 № 1697-01-ЗМО «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в Мурманской области» (далее - Закон № 1697-01-ЗМО), который позволяет для населения устанавливать льготные тарифы.

Мурманская область в соответствии со статьей 78 БК РФ имеет право на установление тарифов на тепловую энергию ниже экономически обоснованного уровня, при этом нормы БК РФ и обязывают субъект РФ принять только один закон о бюджете субъекта РФ, который и были приняты на 2018 и 2019 годы.

Кроме того, в соответствии с пунктом 30 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Правила регулирования) и пунктами 18 и 19 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 (далее - Регламент) Решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При этом, решения по установлению тарифов в сфере теплоснабжения являются нормативными правовыми актами, которые подлежат официальному опубликованию и могут быть оспорены любым лицом. При этом ни один нормативный правовой акт по установлению тарифов на 2018 и 2019 годы в сфере теплоснабжения не был оспорен в суде или отменен.

Как указывалось выше, все тарифные решения, принимаемые Комитетом направляются в ФАС России и Прокуратуру Мурманской области, которые в соответствии с наделенными полномочиями осуществляют контроль за деятельностью Комитета. Каких-либо замечаний со стороны контролирующих органов в адрес Комитета не поступало. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Письмом от 17.05.2019 № 06-03-05/49/35806 Министерство финансов Российской Федерации запросило у Правительства Мурманской области информацию о размере субсидий, связанных с компенсацией расходов ресурсоснабжающих организаций. Исполнение данного письма было поручено Министерству финансов Мурманской области, Министерству и Комитету. В рамках исполнения указанного запроса Комитету было дано поручение произвести расчет суммы плановых выпадающих доходов теплоснабжающих организаций на 2019 год, что Комитетом и было выполнено.

В расчетах, произведенных Комитетом, отдельными графами указаны и удельная стоимость тепловой энергии, и тариф для прочих потребителей, а также тариф для населения. Таким образом, Комитет изначально разделил установленные тарифы и суммы выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций по категориям потребителей (прочие и население), ограничившись своей компетенцией в рамках Закона № 190-ФЗ.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что письмом от 05.03.2020 № 17-02-03/4551 Управление направило в ФАС России материалы проверки, свидетельствующие, по мнению Управления, о допущенных Комитетом нарушениях при установлении цен (тарифов).

В соответствии с указанным обращением ФАС России проведена проверка.

В ходе проверки нарушений законодательства при установлении тарифов на тепловую энергию для категории потребителей «прочие» на уровне ниже экономически обоснованного установлено не было. При установлении и расчете тарифов для ООО «Тепло Людям. Умба» выявлено нарушение пункта 29 Правил регулирования, выразившееся в том, что экспертное заключение Комитета не содержало анализа экономической обоснованности учтенных расходов по статье затрат «Топливо», не представлена информация о расходах (ценах) на сырье (материалы), на основании которой были рассчитаны расходы.

По результатам проверки ФАС России выдано предписание от 09.06.2020 №СП/48604/20, которым Комитету в срок до 01.07.2020 предписано устранить нарушение законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно: произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей) по статье затрат «Топливо» на 2018 год, включенных в необходимую валовую выручку ООО «Тепло Людям. Умба», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования.

Во исполнение указанного предписания Комитетом проведен дополнительный анализ и расчет расходов (показателей) по статье затрат «Топливо» на 2018 год, экспертное заключение по установлению тарифов на тепловую энергию для ООО «Тепло Людям. Умба» приведено в соответствие с пунктом 29 Правил регулирования.

При этом какие-либо расходы, ранее учтенные Комитетом при установлении тарифов на тепловую энергию для ООО «Тепло Людям. Умба», изменены не были и никаким образом не повлияли на размер необходимой валовой выручки, ранее определенной для ООО «Тепло Людям. Умба» на 2018 год, и, соответственно, не повлияли на размер установленного тарифа.

Таким образом, ФАС России не подтвердила вмененных Комитету нарушений тарифного законодательства, регламентированных, в том числе, Законом № 190-ФЗ.

В апелляционной жалобе Управление указывает на нарушение Комитетом пункта 6, пункта 6.1 раздела II Правил предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут и (или) уголь), теплоснабжающим организациям, предоставляющим услуги теплоснабжения по регулируемым тарифам, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 24.12.2018 № 615-ПП (утратило силу 17.07.2019), расчет размера субсидии по возмещению недополученных доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут и (или) уголь) по теплоснабжающей организации ООО «Тепло людям. Умба», осуществлен по стоимости топлива без транспортных затрат, не соответствующей экспертному заключению по экономической обоснованности необходимой валовой выручки от реализации тепловой энергии потребителям, в результате расчет размера субсидии по возмещению недополученных доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут и (или) уголь) по теплоснабжающей организации ООО «Тепло людям. Умба», завышен на сумму 3 467 374,1 рублей.

Тарифы на тепловую энергию для теплоснабжающей организации на 2018 год установлены Комитетом до 20 декабря 2017 года.

В соответствии с запросом ФАС России от 28.12.2017 № ВК/92664/17 Комитет до 09.02.2018 представил информацию о принятых решениях об установленных тарифах на 2018 год, в том числе в сферах теплоснабжения, в формате шаблонов ФГИС    ЕИАС ФАС России SUMMARY.BALANCE.CALC.TARIFF. WARM.2018YEAR.

При формировании плана на 2018 год теплоснабжение потребителей в г.п. Умба осуществляло АО «МЭС».

При формировании фактического размера компенсации из федерального бюджета Комитет в период с 01.04.2018 по 30.11.2018 Комитет использовал информацию в формате шаблонов ФГИС ЕИАС WARM.TOPL.Q3.2018 ФАС России, а также оперативную информацию, направленную ТСО Комитета, за октябрь и ноябрь 2018 года.

Размер компенсации за указанный период определялся исходя из разницы между фактической стоимостью топлива (без учета транспортировки) и стоимостью топлива (без учета транспортировки), определенной Комитетом при установлении тарифов на 2018 год, за 1 тонну с учетом фактического объема топлива.

Как указывает Комитет, стоимость топлива (без учета транспортировки), определенная Комитетом при установлении тарифов на 2018 год, формировалась с учетом прогнозных показателей исходя из фактических данных 2017 года и без учета резкого роста стоимости топлива в последующих периодах регулирования.

В тоже время ООО «Тепло Людям. Умба» стало оказывать регулируемую деятельность по теплоснабжению в г.п. Умба от источников - мазутные котельные с 10.07.2018, следовательно, Комитет при расчете размера субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут и (или) уголь), теплоснабжающим организациям за период с 01.04.2018 по 30.11.2018, определил для ООО «Тепло Людям. Умба» стоимость топлива (без транспортировки) без учета резкого роста стоимости топлива по аналогии по другим теплоснабжающим организациям.

Как указывает Комитет, при формировании плана на 2018 год по ТСО Комитет использовал фактические данные 2017 года по стоимости топлива с учетом прогнозных показателей. У АО «МЭС», которое ранее осуществляло регулируемую деятельность в г.п. Умба, стоимость топлива (без транспортировки) без учета резкого роста стоимости топлива составила 6 948,60 руб./т. При расчете выпадающих доходов для ООО «Тепло Людям. Умба» (по тем же самым объектам теплоснабжения) за период с 01.04.2018 по 30.11.2018 стоимость топлива (без транспортировки) определена Комитетом в размере 14137,04 руб./т., исходя из фактических данных АО «МЭС» по отдаленным населенным пунктам за 3 квартал 2018 года (в формате шаблона ФГИС ЕИАС WARM.TOPL.Q3.2018 ФАС).

Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что расчет размера субсидии по возмещению недополученных доходов, связанных с ростом цен на топливо (мазут и (или) уголь) по теплоснабжающей организации ООО «Тепло людям. Умба», выполнен Комитетом правомерно и аналогично другим теплоснабжающим организациям за 2018 год.

Экспертное заключение Комитета по экономической обоснованности необходимой валовой выручки от реализации тепловой энергии потребителям не требовалось при расчете размера субсидии в силу положений Правил №615-ПП.

Кроме того, Федеральное казначейство обратилось в Федеральную антимонопольную службу (далее - ФАС России, антимонопольная служба) с обращением о проверки действий Комитета по факту выявленных нарушений, т.к. именно ФАС России может дать оценку действиям Комитета по установлению тарифов на тепловую энергию.

ФАС России по результатам всестороннего рассмотрения обращения Федерального казначейства направила в адрес Комитета предписание от 09.06.2020 № СП/48604/20, в котором указано лишь на то, что Комитету необходимо дополнить анализ и расчет расходов (показателей) по статье затрат «Топливо» на 2018 год, включенных в необходимую валовую выручку ООО «Тепло людям. Умба», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении. Таким образом,  ФАС России не подтвердила факт нарушений, указанных в представлении УФК по Новосибирской области.

Комитетом было исполнено требование антимонопольной службы в полном объеме и направлено соответствующее письмо об исполнении Предписания в ФАС России, замечаний относительно исполнения Предписания в адрес Комитета не поступало.

Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о  ом, что Комитетом расчет выпадающих доходов ООО «Тепло людям. Умба» на 2018 год произведен в соответствии с действующим законодательством.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что Представление Управления не соответствует действующему законодательству, и нарушает права и законные интересы Комитета, в связи с чем, обоснованно признано судом недействительным.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области   от 09 августа 2021 года по делу №  А42-10885/2020   оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Новосибирской области - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Н.О. Третьякова

 О.В. Фуркало