ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
07 февраля 2022 года | Дело № А21-7449/2021 |
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2022 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-35446/2021 ) ООО "КСК" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.09.2021 по делу № А21-7449/2021 , рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "КСК"
к МИФНС №10 по Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью «КалининградСтройКомпани» (ОГРН: <***>, адрес: 236029, <...>; далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области (ОГРН: <***>, адрес: 238300, <...>, далее – административный орган, Инспекция) о назначении административного наказания от 29.06.2021 № 39172116600025300004, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 13.09.2021 суд первой инстанции требования Общества оставил без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Определением апелляционного суда от 24.11.2021 апелляционная жалоба заявителя принята к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Инспекцией осуществлена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ) в отношении ООО «КСК», осуществляющего деятельность по предоставлению услуг автостоянки для физических лиц по адресу: 238580, пгт. Янтарный, ул. Железнодорожная, влд. 39:22:010010:311.
21.07.2020 физическое лицо осуществило оплату услуг автостоянки с использованием электронных систем платежа, однако кассовый чек не был ему предоставлен, тем самым ООО «КСК» не выполнило требование ст. 1.2 ФЗ № 54 от 22.05.2003.
Согласно информационному ресурсу «АИС Налог-3 ПРОМ» по состоянию на 21.07.2020 ООО «КСК» имело зарегистрированную контрольно-кассовую технику: ЭВОТОР СТ2Ф регистрационный номер 0003489058049793 по адресу: 238580, пгт. Янтарный, ул. Железнодорожная, влд. 39:22:010010:311.
Общество состоит на налоговом учете в МИФНС России № 9 по городу Калининграду с 25.02.2013, основной вид деятельности ОКВЭД 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий».
Общество не имеет зарегистрированных состоящих на учете на подведомственной Инспекции территории обособленных подразделений для ведения экономической деятельности.
Выявленное в ходе проверки нарушение послужило основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции протокола от 15.06.2021 №39172116600025300002 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 29.06.2021 №39172116600025300004 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей определяются Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Согласно положениям статьи 1.1 Закона N 54-ФЗ расчеты для целей указанного Федерального закона - это, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.
Таким образом, при получении денежных средств в безналичном порядке от физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, положения Закона N 54-ФЗ возлагают на организацию обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Согласно пункту 5 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее - расчеты в безналичном порядке в сети "Интернет"), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.
В соответствии с пунктом 5.3 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 указанной статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов: в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 названной статьи; на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме; на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.
В соответствии с пунктом 5.4 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении указанных расчетов кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как указано в оспариваемом постановлении, 21.07.2021 при осуществлении физическим лицом оплаты услуг автостоянки с использованием электронных систем платежа, Общество не предоставило кассовый чек, имея зарегистрированную контрольно-кассовую технику ЭВОТОР СТ2Ф регистрационный номер 0003489058049793 по адресу: 238580, пгт. Янтарный, ул. Железнодорожная, влд. 39:22:010010:311.
Однако из протокола об административном правонарушении от 15.06.2021, а также иных материалов административного дела, в частности объяснений генерального директора Общества ФИО1 от 07.06.2021, не следует, что клиент, при совершении безналичного платежа через мобильное приложение Сбербанк Онлайн, потребовал у Общества выдачи кассового чека на бумажном носителе или предоставил до совершения расчетов абонентский номер или адрес электронной почты для направления кассового чека в электронном виде.
При этом доказательств того, что Инспекцией проводилась проверка наличия в информационных ресурсах оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети Интернет, кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, материалы дела также не содержат.
Согласно материалам дела платежный документ, подтверждающий оплату ФИО2 суммы 2700руб. путем безналичного расчета, был сформирован 21.07.2020 посредством мобильного приложения Сбербанк Онлайн (л.д.36).
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Проанализировав представленные Инспекцией материалы дела об административном правонарушении, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности административным органом факта осуществления расчетов с нарушением требований Закона №54-ФЗ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности Инспекцией наличия в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 13.09.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований, признанию незаконным и отмене постановления МИФНС России N 10 по Калининградской области от 29.06.2021 N 39172116600025300004.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13 сентября 2021 года по делу № А21-7449/2021 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области от 29.06.2021 N 39172116600025300004.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | А.Б. Семенова | |