ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
29 апреля 2022 года | Дело № А56-21426/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 24.05.2021;
от заинтересованных лиц: 1) ФИО2 – по доверенности от 10.01.2022; 2) ФИО3 – по 17.12.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-3606/2022 ) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2021 по делу № А56-21426/2021 (судья Балакир М.В.), принятое по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «СтройЭнерго» (адрес: 194292, <...>, лит. А, пом. 25-Н, часть ч.п. 7, р.м. 2, ОГРН: <***>);
к 1) Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (адрес: 191124, <...>, лит. А, ОГРН: <***>); 2) Правительству Ленинградской области (адрес: 191311, <...>, ОГРН: <***>);
о признании бездействия незаконным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «СтройЭнерго» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо-1, Комитет) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании бездействия Комитета, выразившегося в не предоставлении государственной услуги по предоставлению в границах земель лесного фонда лесного участка общей площадью 14,22 га: лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:500/1701, площадью 9,0 га, в аренду на срок до 30.12.2027, местоположение лесного участка: Ленинградская область, МО «Выборгский район», Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал № 107 (выдел 12, части выделов 10, 11,21); квартал № 108 (выдел, 30, части выделов 17, 27, 29, 31, 43, 44); лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:500/1702, площадью 5,22 га, в аренду на срок до 30.12.2027, местоположение лесного участка: Ленинградская область, МО «Выборгский район», Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал № 108 (части выделов 18, 19, 20,22, 28,32,43), в аренду без проведения торгов незаконным и обязать Комитет заключить договор аренды лесного участка общей площадью 14,22 га: лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:500/1701, площадью 9,0 га, срок аренды до 30.12.2027, местоположение лесного участка: Ленинградская область, МО «Выборгский район», Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал № 107 (выдел 12, части выделов 10, 11, 21); квартал № 108 (выдел, 30, части выделов 17, 27, 29, 31, 43, 44); лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:500/1702, площадью 5,22 га, срок аренды до 30.12.2027 г., местоположение лесного участка: Ленинградская область, МО «Выборгский район», Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал №108 (части выделов 18, 19, 20, 22, 28, 32, 43), без проведения торгов.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Правительство Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо-2, Правительство).
Решением суда от 18.12.2021 требования Общества к Комитету удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении заявления к Правительству отказано.
Не согласившись с принятым решением, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить. В апелляционной жалобе ее податель указал, что все действия, предусмотренные Административным регламентом, были выполнены Комитетом в полном объеме, однако, заключение договора аренды лесного участка невозможно ввиду отсутствия распоряжения Правительства о предоставлении лесного участка в пользование Обществу, соответственно, процедура оказания государственной услуги не окончена по независящим от Комитета причинам.
К судебному заседанию в апелляционный суд поступил отзыв Правительства на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо-2 просило апелляционную жалобу удовлетворить, в удовлетворении заявления отказать.
Также поступил отзыв Общества на апелляционную жалобу, согласно которому заявитель просил решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц доводы апелляционной жалобы Комитета поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель заявителя против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия на пользование недрами ЛОД 47696 ТЭ с целевым назначением и видами работ разведка и добыча песков прочих на месторождении «Большое поле-2», сроком до 30.12.2027.
Участок недр расположен в Выборгском районе Ленинградской области, имеет статус горного отвода.
11.01.2018 лицензия зарегистрирована в Комитете по природным ресурсам.
Неотъемлемой составной частью лицензии являются условия пользования недрами, приложение 1 (далее – Условия).
Статья 3 Условий содержит описание участка недр, из которого следует, что запасы полезного ископаемого посчитаны на площади 14,22 га, из подсчета запасов исключены площади, расположенные в охранных зонах водных объектов и в полосе отвода автодороги с асфальтобетонным покрытием, месторождение «Большое поле-2» два изолированных участка недр «Восточный» и «Западный».
Статьей 4.1. Условий на заявителя возложено обязательство по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок для целей недропользования в порядке и на условиях, которые установлены действующим законодательством, до начала добычных работ на участке лицензирования
В этой связи Общество (недропользователь) заявитель обратилось к Комитету с заявлением от 17.11.2020 о предоставлении образованного лесного участка в аренду без торгов с приложением соответствующих документов.
Указанное заявление содержит обращение о предоставлении лесных участков общей площадью 14,22 га: лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:500/1701, площадью 9,0 га, в аренду на срок до 30.12.2027, местоположение лесного участка: Ленинградская область, МО «Выборгский район», Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал № 107 (выдел 12, части выделов 10, 11, 21); квартал № 108 (выдел, 30, части выделов 17, 27, 29, 31, 43, 44); лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:500, площадью 5,22 га, в аренду на срок до 30.12.2027, местоположение лесного участка: Ленинградская область, МО «Выборгский район», Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал № 108 (части выделов 18, 19, 20, 22, 28, 32, 43).
В ответе от 16.12.2020 № 02-28679/2020 Комитет сообщил, что в результате рассмотрения заявления от 17.11.2020 № СЭ15-20 о предоставлении лесного участка в аренду был подготовлен и направлен на согласование в установленном порядке в Правительство проект распоряжения Правительства Ленинградской области «О предоставлении лесных участков из категории земель лесного фонда в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «СтройЭнерго» с целью разведки и добычи песков прочих на месторождении «Большое поле-2», строительства и эксплуатация объектов, являющихся неотъемлемой технологической частью карьера в муниципальном образовании Выборгский район Ленинградской области, однако, решение о предоставлении в аренду Обществу лесного участка в целях разведки и добычи песков прочих на месторождении «Большое поле-2», строительства и эксплуатации объектов, являющихся неотъемлемой технологической частью карьера Правительством Ленинградской области не принято.
Общество, ссылаясь на вышеозначенные обстоятельства, полагая бездействие заинтересованного лица-1 незаконным, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд находит решение суда подлежащим изменению на основании следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Перечень видов возможного использования лесов приведен в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 25 ЛК РФ осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых отнесены к виду использования лесов.
Согласно частям 1, 2 статьи 43 ЛК РФ использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи.
В силу части 3 статьи 43 ЛК РФ допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 43 ЛК РФ в случае, предусмотренном частью 3 названной статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда в Ленинградской области регламентирован Административным регламентом, утвержденным постановлением Губернатора Ленинградской области от 28.05.2018 №29-пг (далее – Регламент).
В соответствии с пунктом 2.2 Регламента государственную услугу по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду без проведения торгов предоставляет Комитет.
Согласно пункту 2.3 Регламента результатом предоставления государственной услуги является:
– принятие решения о предоставлении образованного лесного участка в аренду без проведения торгов, подготовка договора аренды лесного участка и представление (направление) его на подписание заявителю;
– отказ в предоставлении образованного лесного участка в аренду без проведения торгов
Согласно пункту 3.1 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием, регистрация заявления, проверка полноты и правильности оформления заявления, а также полномочий лица, подавшего заявление, - три дня;
2) рассмотрение заявления и документов, направление межведомственных запросов, принятие решения о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения - 25 дней;
3) выдача разрешения или направление уведомления об отказе в выдаче разрешения - два дня.
В соответствии с пунктом 3.3.4 Административного регламента при отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги специалист отдела подготавливает и направляет проект распоряжения Правительства Ленинградской области о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, без проведения рубок лесных насаждений (далее - проект распоряжения) на согласование начальнику отдела, начальнику департамента, начальнику административного департамента Комитета.
После согласования проекта распоряжения всеми уполномоченными лицами Комитета проект распоряжения направляется для согласования в Правительство Ленинградской области в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области, утвержденной постановлением Губернатора Ленинградской области от 29.12.2005 № 253-пг.
Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет 25 дней.
После получения всех необходимых согласований проект распоряжения направляется на подписание Губернатору Ленинградской области.
Согласно пункту 3.4.2 Административного регламента после получения Комитетом подписанного Губернатором Ленинградской области распоряжения Правительства Ленинградской области о выдаче разрешения специалист отдела в течение двух дней подготавливает и подписывает у председателя Комитета разрешение по форме согласно приложению 4 к Административному регламенту и выдает (направляет) разрешение заявителю.
Разрешение выдается заявителю (представителю заявителя - по доверенности) способом, указанным в заявлении: на бумажном носителе лично, на бумажном носителе почтовым отправлением.
В случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения специалист отдела выдает (направляет) заявителю (представителю заявителя - по доверенности) письмо об отказе в выдаче разрешения способом, указанным в заявлении.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что проект распоряжения Правительства о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда подготовлен и направлен на согласование в Правительство, при этом само распоряжение Правительством Ленинградской области не принято.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии со стороны Комитета неправомерного бездействия, выразившегося в непредоставлении Обществу государственной услуги по предоставлению в границах земель лесного фонда лесного участка в аренду без проведения торгов по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, что влекло удовлетворение требований Общества.
Доводы Комитета о том, что в данном случае процедура оказания государственной услуги не окончена им по независящим причинам ввиду отсутствия распоряжения Правительства, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку по смыслу вышеприведенных положений именно Комитет является лицом, ответственным перед Обществом за своевременное рассмотрение заявления, а отсутствие со стороны исполнительных органов государственной власти должного внутриведомственного рассмотрения документов, как это предусмотрено Административным регламентом, не может служить обоснованием бездействия Комитета по своевременному рассмотрению заявления Общества и принятию по нему соответствующего решения.
В свою очередь в отсутствие результатов рассмотрения вопроса о заключении договора аренды факт того, что Комитет оформил проект распоряжения Правительства Ленинградской области и направил его для соответствующего согласования, не свидетельствует о совершении Комитетом действий по отношению к Обществу.
Вместе с тем, принимая решение по настоящему делу в части восстановления нарушенного права Общества, судом первой инстанции не учтено следующее.
По правилам главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Так, сама по себе подготовка Комитетом вышеназванного проекта распоряжения Правительства Ленинградской области не предполагает безусловной обязанности у Правительства его утвердить, поскольку по результатам рассмотрения этого проекта Правительством может быть принято решение о его отклонении, соответственно, учитывая, что заключение договора аренды Комитетом возможно только после утверждения проекта распоряжения Правительством, у суда не имелось оснований для обязания Комитета заключить соответствующий договор.
Таким образом, поскольку исходя из закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей суд не вправе подменять административную процедуру в рамках оказания Комитетом государственной услуги по заключению договора аренды, то с учетом установленных обстоятельств дела и предмета материального требования в качестве способа восстановления нарушенного права Общества следовало не обязать Комитет заключить спорный договор аренды, а понудить заинтересованное лицо-1 в течение 25 рабочих дней рассмотреть заявление Общества от 17.11.2020 и принять по нему решение в соответствии с Административным регламентом.
На основании изложенного, принимая во внимание, что нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 18.12.2021 судом первой инстанции не допущено, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области подлежит изменению, как не отвечающее положениям статьи 201 АПК РФ, с изложением абзаца второго резолютивной части в новой редакции.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2021 по делу № А56-21426/2021 изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
«Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области рассмотреть и принять решение в течение 25 рабочих дней по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СтройЭнерго» от 17.11.2020 о предоставлении лесных участков общей площадью 14,22 га: лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:500/1701 площадью 9 га в аренду на срок до 30.12.2027, местоположение лесного участка: Ленинградская область, МО «Выборгский район», Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал № 107 (выдел 12, части выделов 10, 11, 21), квартал № 108 (выдел, 30, части выделов 17, 27, 29, 31, 43, 44); лесной участок с кадастровым номером 47:01:0000000:500/1702, площадью 5,22 га, в аренду на срок до 30.12.2027, местоположение лесного участка: Ленинградская область, МО «Выборгский район», Северо-Западное лесничество, Большепольское участковое лесничество, квартал № 108 (части выделов 18, 19, 20, 22, 28,32,43).».
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2021 по делу № А56-21426/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | С. А. Нестеров | |
Судьи | Ю. С. Баженова К. В. Галенкина |