ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
27 февраля 2022 года | Дело № А42-4641/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: предст. ФИО2 – доверенность от 10.12.2021
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-43602/2021 ) акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2021 по делу № А42-4641/2021 (судья Зыкина Е.А.), принятое
по заявлению акционерного общества «АтомЭнергоСбыт»
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признании недействительным предписания
установил:
Акционерное общество «АтомЭнергоСбыт» (далее – заявитель, Общество, АО «АтомЭнергоСбыт») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее – Инспекция) от 19.05.2021 №П972/75.
Решением суда первой инстанции от 11.11.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, АО «АтомЭнергоСбыт» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11.11.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам. Податель жалобы ссылается на то, что Общество уведомило потребителя о предстоящем ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в соответствии с требованиями пункта 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), как посредством направления потребителю платежного документа за февраль 2021 года, который был доставлен в абонентский почтовый ящик потребителя 05.03.2021, так и дополнительно посредством направления уведомления по электронной почте 03.03.2021.
В судебном заседании 22.02.2022 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы. Инспекцией представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Общества отклонены.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.04.2021 № П972 Инспекцией 04.05.2021 проведена внеплановая документарная проверка АО «АтомЭнергоСбыт» (филиал «КолАтомЭнергоСбыт») с целью рассмотрения обращения собственника квартиры 10 многоквартирного дома по адресу: <...> (далее – МКД) (вх. № 18/4813-ог от 27.04.2021) на предмет правомерности ограничения предоставления коммунальной услуги по электроснабжению; по результатам проверки составлен акт от 19.05.2021 № П972.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что решением общего собрания собственников помещений МКД с 01.01.2016 реализован непосредственный способ управления, при котором потребители состоят в прямых договорных отношениях с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
По состоянию на 01.01.2021 потребитель-собственник квартиры 10 в МКД имел задолженность по оплате за коммунальную услугу по электроснабжению в размере 6899,15 руб. (при том, что двухмесячный норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению составляет 756,38 руб.)
В платежный документ № 512300108697-0221 за февраль 2021 года Обществом был включен текст предупреждения (уведомления) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги по электроснабжению в размере 6899,15 руб. в течение 20 дней, электроснабжение в квартире 10 будет ограничено с 02.04.2021, а при отсутствии возможности введения ограничения будет приостановлено. При дальнейшем непогашении задолженности в течении 10 дней электроснабжение будет приостановлено с 13.04.2021 путем отключения от электрической сети.
Согласно акту о невозможности введения ограничения предоставления коммунальной услуги по электроснабжения от 02.04.2021 № 512300108697 выполнить работы по ограничению (частично) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению было невозможно в связи с отсутствием технической возможности (сети расположены внутри жилого помещения, доступ в квартиру ограничен).
Согласно акту приостановления коммунальной услуги по электроснабжению от 13.04.2021 № 512300108697 филиалом «КолАтомЭнергоСбыт» выполнены работы по приостановлению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению квартиры 10 путем отсоединения фазного провода от распределительной коробки на лестничной площадке.
Инспекция пришла к выводу о том, что Обществом допущено нарушение требований пункта 119 Правил № 354, а именно нарушен порядок уведомления потребителя об ограничении услуги по электроснабжению (не представлены доказательства, подтверждающие надлежащим образом факт и дату доставки (получения) потребителем-должником предупреждения об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению).
По результатам проверки Инспекцией выдано Обществу предписание от 19.05.2021 № П972/75, которым Обществу предписано устранить нарушения пункта 119 Правил № 354 и выполнить работы по восстановлению коммунальной услуги по электроснабжению квартиры 10 в МКД.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу Общества подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции от 16.11.2021 подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно подпункту "а" пункта 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Согласно пункту 118 Правил № 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.
В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.
В соответствии с пунктом 119 Правил № 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием у собственника квартиры 10 спорного МКД задолженности по оплате за электроэнергию в размере 6899,15 руб. (при том, что двухмесячный норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению составляет 756,38 руб.), Обществом 13.04.2021 приостановлено предоставление коммунальной услуги по электроснабжению квартиры 10 путем отсоединения фазного провода от распределительной коробки на лестничной площадке (акт приостановления коммунальной услуги по электроснабжению от 13.04.2021 № 512300108697).
Инспекция пришла к выводу о том, что Обществом допущено нарушение требований пункта 119 Правил № 354, а именно нарушен порядок уведомления потребителя об ограничении (приостановлению) услуги по электроснабжению (не представлены доказательства, подтверждающие надлежащим образом факт и дату доставки (получения) потребителем-должником предупреждения об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению).
Суд первой инстанции согласился с указанным выводом Инспекции, посчитав, что Обществом в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлены доказательства, подтверждающие дату доставки потребителю платежного документа №512300108697-0221 за февраль 2021 года, в который был включен текст предупреждения (уведомления), в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования о признании недействительным предписания от 19.05.2021 № П972/75.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанный вывод суда первой инстанции не соответствует обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в платежный документ № 512300108697-0221 за февраль 2021 года Обществом был включен текст предупреждения (уведомления) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги по электроснабжению в размере 6899,15 руб. в течение 20 дней, электроснабжение в квартире 10 будет ограничено с 02.04.2021, а при отсутствии возможности введения ограничения будет приостановлено; при дальнейшем непогашении задолженности в течении 10 дней электроснабжение будет приостановлено с 13.04.2021 путем отключения от электрической сети (л.д.70).
Из материалов дела также следует, что доставка счетов-извещений до почтового ящика осуществляется ФГУП «Почта России» (Исполнитель) на основании договора с АО «АтомЭнергоСбыт» (Заказчик) об оказании услуг по доставке счетов-извещений от 22.12.2020 № 30-2020/172 (далее – Договор, л.д.101-112).
В соответствии с пунктом 2.3.2 Договора счета-извещения доставляются Исполнителем по указанным в них адресам в почтовые ящики в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента приема их от Заказчика.
МеждуАО «АтомЭнергоСбыт» и ФГУП «Почта России» составлен акт от 01.03.2021 № 2 приема-передачи счетов-извещений (квитанций) на оплату жилищно-коммунальных услуг за февраль 2021 года для доставки в абонентские (почтовые) ящики населения Мурманской области (л.д.50-51).
Согласно составленному ФГУП «Почта России» акту доставки платежных документов от 05.03.2021 № 5/2 (подробный) (л.д.52) счета-квитанции за февраль 2021 года, в том числе по квартире 10 спорного МКД, доставлены в почтовые ящики плательщика 05.03.2021.
Кроме того, между АО «АтомЭнергоСбыт» и ФГУП «Почта России» был составлен акт возврата недоставленных квитанций от 31.03.2021, в котором квартира 10 МКД отсутствует (л.д.53). Соответственно, указанный документ дополнительно подтверждает фактическую доставку счета-извещения за февраль 2021 года в почтовый ящик потребителя.
Соответственно, с учетом пункта 2.3.2 Договора счет-извещение №512300108697-0221 за февраль 2021 года, содержащий предупреждение, указанное в подпункте «а» пункта 119 Правил № 354, был доставлен в почтовый ящик потребителю не позднее 05.03.2021.
Данный способ доставки уведомления об ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги соответствует положениям пункта 119 Правил № 354.
Как разъяснено в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам.
Таким образом, именно собственник квартиры 10 в МКД несет все риски неполучения корреспонденции по адресу своего места жительства, в том числе посредством почтового ящика абонента.
Кроме того, из материалов дела следует, что Общество дополнительно направило счет-квитанцию за февраль 2021 года по электронной почте собственника квартиры 10 МКД ФИО3 (kandalaksha-1863@yandex.ru) 03.03.2021 (л.д.54, 56). Подтверждение принадлежности данного адреса электронной почты ФИО3 подтверждается его перепиской с Обществом относительно передачи показаний счетчика (л.д.55).
Учитывая изложенное, проанализировав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что Обществом не допущено нарушения требований статьи 119 Правил № 354 к порядку уведомления о предстоящем ограничении предоставления коммунальной услуги водоотведения собственника квартиры 10 спорного МКД. Из материалов дела усматривается, что Обществом были приняты необходимые и достаточные меры в соответствии с подпунктом «а» пункта 119 Правил № 354 для уведомления собственника квартиры 10 о предстоящем ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на момент приостановления 13.04.2021 предоставления коммунальной услуги по электроснабжению собственником квартиры 10 МКД была произведена оплата задолженности за электроснабжение в размере 6899,15 руб. Напротив в акте проверки от 19.05.2021 № П972 указано, что по состоянию на 11.05.2021 потребителем-должником ФИО3 задолженность в размере 6899,15 руб. не погашена.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что Обществом не допущено нарушения вышеприведенных положений Правил № 354 при ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению собственнику квартиры № 10 МКД, который уклоняется от обязанности по оплате коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, у Инспекции не имелось правовых и фактических оснований для вынесения предписания от 19.05.2021 № П972/75, которым Обществу предписано устранить нарушения пункта 119 Правил № 354 и выполнить работы по восстановлению коммунальной услуги по электроснабжению квартиры 10 в МКД.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 11.11.2021 подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с вынесением по делу нового судебного акта о признании недействительным предписания Инспекции от 19.05.2021 № П972/75.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Инспекции подлежат взысканию в пользу Общества расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4500 руб.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина в размере 1500 руб. за подачу апелляционной жалобы (платежное поручение от 20.02.2021 № 1888) подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 11 ноября 2021 года по делу № А42-4641/2021 отменить.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 19.05.2021 №П972/75.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Мурманской области в пользу акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» 4500 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Возвратить акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., перечисленную платежным поручением от 20.02.2021 № 1888.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | М.И. Денисюк | |
Судьи | Л.В. Зотеева Н.И. Протас |