ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-8488/2022 от 13.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

952/2022-60671(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Александровой Е.Н.,  рассмотрев 13.09.2022 без проведения судебного заседания и вызова сторон  кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города  Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2022 и постановление  Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022 по делу № А56115052/2021, 

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Зелёные материалы», адрес:  191023, Санкт-Петербург, Банковский пер., д. 3, лит. Б, пом. 22Н, оф. 1.4.1,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «Зеленые материалы»,  общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Балтийской  таможни, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32А,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – таможня), от 17.11.2021 № 102160001998/2021 о привлечении к административной ответственности по статье 16.14  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –  КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде предупреждения. 

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 21.02.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 23.05.2022, заявленные требования  удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. 

В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на нарушение судами норм  материального и процессуального права, просит отменить решение от 21.02.2022 и  постановление от 23.05.2022, принять по делу новый судебный акт – об отказе в  удовлетворении требований. Таможенный орган считает ошибочными выводы  судебных инстанций об отсутствии в действиях общества состава административного  правонарушения. 

В отзыве на кассационную жалобу общество просило оставить обжалуемые  решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в  соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ

Как следует из материалов дела, постановлением таможни от 26.05.2021 о  назначении административного наказания по делу об административном  правонарушении № 10216000-2329/2020 общество с ограниченной ответственностью  «ОТВТ» (далее – ООО «ОТВТ»), действовавшее в качестве таможенного  представителя ООО «Зеленые материалы» на основании договора от 22.06.2017   № ТП/038/17, привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2  КоАП РФ по факту недекларирования по установленной форме в декларации на 


[A1] товары (далее – ДТ) № 10216170/091120/0295927 товара «пленка полиэтиленовая…»  в количестве 5 рулонов, подлежащего декларированию; ООО «ОТВТ» назначено  административное наказание в виде административного штрафа в размере  1864,58 руб. 

Согласно данному постановлению таможни товар, изъятый в качестве предмета  административного правонарушения («пленка полиэтиленовая» в количестве 5  рулонов), подлежит возвращению законному владельцу для помещения под  соответствующую таможенную процедуру. 

Таможня направила в адрес ООО «Зелёные материалы» как декларанта товара  по ДТ № 10216170/091120/0295927 уведомление от 28.05.2021 № 38-17/18879 о  необходимости помещения названного товара на временное хранение не позднее 10  календарных дней со дня, следующего за днем вступления в законную силу  постановления таможни от 26.05.2021 по делу об административном правонарушении   № 10216000-2329/2020, а также разъяснила, что товары могут не помещаться на  временное хранение, если в отношении них до истечения указанного срока, подана  таможенная декларация. 

Поскольку общество таможенную декларацию на товар не подало, товар на  временное хранение в срок до 28.06.2021 не поместило, таможня 24.09.2021  возбудила в отношении ООО «Зелёные материалы» дело об административном  правонарушении № 10216000-1998/2021 и составила 22.10.2021 протокол об  административном правонарушении, квалифицировав действия декларанта по статье  16.14 КоАП РФ

Постановлением таможни от 17.11.2021 № 10216000-1998/2021 общество  привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной  квалификацией, ему назначено наказание в виде предупреждения 

Посчитав привлечение к административной ответственности незаконным,  общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования,  признав оспариваемое постановление таможни незаконным. 

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной  инстанции приходит к следующим выводам. 

В статье 16.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за  нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный  склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на  свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами,  находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного  органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев,  предусмотренных другими статьями главы 16 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной  статьей, выступает порядок осуществления таможенных операций, связанных с  помещением товаров на временное хранение и их хранением. 

Объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении  установленных законодательством требований и условий по помещению товаров на  хранение. 

Субъектом ответственности по статье 16.14 КоАП РФ являются лица, на которых  таможенным законодательством возложена обязанность по помещению товаров на  хранение. 

В силу пункта 1 статьи 98 Таможенного кодекса Евразийского экономического  союза (далее – ТК ЕАЭС) под временным хранением товаров понимается хранение  иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным  органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с 


[A2] таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах  перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения  изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства  по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения  административного процесса). 

В соответствии с пунктом 4 статьи 98 ТК ЕАЭС товары, изъятые или  арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по  уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения  административного процесса) и подлежащие таможенному декларированию, в  отношении которых было принято решение об их возврате, в том числе в случае  отмены решения о конфискации товаров либо замены наказания (взыскания), должны  быть помещены на временное хранение не позднее 10 календарных дней со дня,  следующего за днем вступления в силу решения суда или уполномоченного органа  (должностного лица) о привлечении к административной ответственности. 

Согласно пункту 6 статьи 98 ТК ЕАЭС положения пункта 4 статьи 98 ТК ЕАЭС не  применяются, если в отношении указанных в этом пункте товаров до истечения срока,  предусмотренного этим пунктом для помещения товаров на временное хранение,  подана таможенная декларация. 

Таможенная декларация в отношении товаров, ввезенных на таможенную  территорию ЕАЭС, подается до истечения срока временного хранения товаров либо в  иной срок, установленный ТК ЕАЭС (пункт 1 статьи 110 ТК ЕАЭС). 

Удовлетворяя заявленные требования и признавая привлечение общества к  административной ответственности незаконным, суды первой и апелляционной  инстанции сочли общество ненадлежащем субъектом административного  правонарушения и признали ошибочными выводы таможни о том, что именно на  ООО «Зелёные материалы» возлагается обязанность поместить спорный товар  «пленка полиэтиленовая» на временное хранение. 

Суды установили, что незадекларированный товар «пленка полиэтиленовая» в  количестве 5 рулонов, являвшийся предметом административного правонарушения и  изъятый в рамках производства по делу № 10216000-2329/2020, возбужденному в  отношении ООО «ОТВТ», обнаружен в контейнере № UNIU5041966, в котором  перемещался товар по контракту от 28.11.2016 № 5-ZM, заключенному ООО «Зелёные  материалы» с компанией «Tarpia Vina Co LTD», и получателем товара по данному  контракту являлось общество. 

Во исполнение пункта 1.2 контракта от 28.11.2016 № 5-ZM по спецификации от  10.04.2020 № 135 стороны согласовали поставку 1000 рулонов пленки армированной. 

Следовавший в адрес ООО «Зелёные материалы» по спецификации от 10.04.2020   № 135 товар в указанном количестве задекларирован таможенным представителем  ООО «ОТВТ» по ДТ № 10216170/091120/0295927. 

Однако при таможенном досмотре таможенным органом установлено, что  фактическое количество товара «пленка полиэтиленовая» в контейнере   № UNIU5041966 превышает сведения, заявленные в ДТ № 10216170/091120/0295927,  на 5 рулонов. 

Поставка пленки в количестве большем, чем указано в спецификации, не  предусмотрена условиями контракта, не заказывалась обществом и им не  оплачивалась и не должна была быть поставлена, что подтвердил иностранный  контрагент в письме от 01.06.2021, сообщив, что лишние 5 рулонов пленки были  загружены ошибочно. 

Установив данные обстоятельства, суды заключили, что в действиях  ООО «Зелёные материалы», не подавшего в отношении спорных 5 рулонов пленки  таможенную декларацию и не поместившего данный товар на временное хранение,  отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое 


[A3] предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ

Данный вывод судебные инстанции мотивировали ссылками на положения  заключенного обществом внешнеэкономического контракта, которыми поставка  спорных 5 рулонов пленки не была предусмотрена. Суды посчитали, что поскольку  общество не являлось законным владельцем (собственником) данных 5 рулонов, на  него не может быть возложена обязанность поместить названный товар на временное  хранение. 

Вместе с тем суды не учли следующее.

В силу пункта 1 статьи 82 ТК ЕАЭС таможенные операции совершаются  таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими  полномочиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 ТК ЕАЭС для помещения товаров на  временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в  отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные),  коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах,  отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо  документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной  информации, представленной в виде электронного документа. 

Таким образом, положениями статьи 100 ТК ЕАЭС обязанность поместить товары  на временное хранение возлагается, помимо перевозчика, и на иных лиц, обладающих  полномочиями в отношении товаров, а не исключительно на собственника товаров. 

В этой связи таможенный орган правомерно указал, что лицом, обязанным  осуществлять размещение на временное хранение товаров, явившихся предметом  административного правонарушения, и совершать иные таможенные операции,  необходимые для помещения спорных товаров под таможенную процедуру, и  имеющим право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, является  декларант. 

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС декларантом товаров,  помещаемых под таможенные процедуры, может выступать, в том числе, лицо  государства-члена, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании  которой товары перемещаются через таможенную границу Союза. 

В настоящем случае незадекларированные 5 рулонов полиэтиленовой пленки  прибыли на территорию ЕАЭС в рамках внешнеэкономического контракта от  28.11.2016 № 5-ZM на поставку, в том числе, пленки полиэтиленовой армированной в  рулонах, заключенного ООО «Зелёные материалы» с компанией «Tarpia Vina Co LTD»,  при этом получателем и декларантом товаров по данной сделке являлось общество. 

Иное из материалов дела не следует, таможней и судами не установлено.

При этом, как верно указал таможенный орган, поставка иностранным  контрагентом товара в количестве, превышающем согласованное условиями  контракта и спецификации, в силу подпункта 6.2 пункта 6 контракта от 28.11.2016 № 5- ZM предполагает совершение обществом как покупателем предусмотренных  контрактом действий (составления акта, рекламации) по урегулированию ситуации и  свидетельствует о наличии у покупателя полномочий, в том числе, в отношении  излишне поставленных товаров. 

Соответственно, ссылки общества на отсутствие у него права собственности на  спорный товар не имеют юридического значения для правильного разрешения  настоящего дела. 

При таком положении таможенный орган обоснованно направил в адрес  ООО «Зелёные материалы» как лица, обладающего полномочиями в отношении  спорных 5 рулонов полиэтиленовой пленки, уведомление от 28.05.2021 № 38-17/18879  о необходимости помещения названного товара на временное хранение не позднее 10  календарных дней со дня, следующего за днем вступления в законную силу 


[A4] постановления таможни от 26.05.2021. 

Уведомление от 28.05.2021 № 38-17/18879 получено обществом 03.06.2021, что  подтверждается, помимо отчета об отслеживании почтового отправления, ответом  ООО «Зелёные материалы» от 09.06.2021 № 56, направленным в таможенный орган. 

В указанный в уведомлении таможни 10-дневный срок общество в нарушение  пункта 4 статьи 98 ТК ЕАЭС спорный товар на временное хранение не поместило,  таможенную декларацию в отношении него также не подало, что образует  объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  статьей 16.14 КоАП РФ

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него  имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых  настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена  административная ответственность, но данным лицом не были приняты все  зависящие от него меры по их соблюдению. 

В деле отсутствуют и суду не представлены доказательства невозможности  соблюдения требований таможенного законодательства в силу чрезвычайных событий  и обстоятельств, которые ООО «Зеленые материалы» не могло предвидеть и  предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности,  то есть в данном случае общество имело возможность выполнить предусмотренную  законом обязанность. 

Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях  общества всех элементов состава административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ

Существенных нарушений таможней порядка привлечения к административной  ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, и обстоятельств,  исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также  оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не установлено. 

Срок давности привлечения к административной ответственности,  предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен. 

В соответствии с санкцией статьи 16.14 КоАП РФ обществу назначено  административное наказание в виде предупреждения, которое, по мнению  кассационной инстанции, отвечает принципам разумности, справедливости и  обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных  частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. При назначении наказания таможней учтены  обстоятельства, смягчающие ответственность общества, а также принято во внимание  отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность. 

При изложенных обстоятельствах у судебных инстанций не имелось оснований  для признания оспариваемого постановления таможенного органа незаконным. 

В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке  кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и  постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или)  норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных  интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также  защита охраняемых законом публичных интересов. 

Поскольку в рассматриваемом случае суды установили значимые для дела  фактические обстоятельства, но неправильно применили нормы таможенного  законодательства, что повлияло на исход дела, суд кассационной инстанции в  соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не  передавая дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые решение и  постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт и в 


[A5] удовлетворении заявленных требований отказать. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и частью 3 статьи 288.2  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Северо-Западного округа 

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области 

от 21.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 

Судья Е.Н. Александрова