ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 13АП-9025/2022 от 16.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 мая 2022 года

Дело № А56-111559/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме   мая 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Трощенко Е.И.

судей  Загараевой Л.П., Згурской М.Л.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем с/з Кроликовой  Д. С.,

при участии: 

от истца: Комарова М. А., доверенность от 12.01.2022, Корженков Е. В., доверенность от 12.01.2022

от ответчика: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-9025/2022 )  индивидуального предпринимателя Сабитова Романа Рашидовича на решение  Арбитражного суда   города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2022 по делу № А56-111559/2021 (судья Лебедева И. В.), принятое

по иску  МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 3 ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

к  индивидуальному предпринимателю Сабитову Роману Рашидовичу

о взыскании неосновательного обогащения

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области (далее - истец, налоговый орган, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Сабитова Романа Рашидовича (далее -заинтересованное лицо, предприниматель, налогоплательщик, ИП Сабитов Р.Р., ответчик в доход федерального бюджета сумму неосновательного обогащения в размере 21 500 руб.

Решением суда от  10.02.2022 требования истца удовлетворены в полном объеме.

Ответчик,  ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.

По мнению подателя жалобы, иск неправомерно удовлетворен, суд не учел возражения ответчика о том, что он не допустил нарушений при направлении заявления о предоставлении субсидии, необоснован довод налогового органа о наличии задолженности у ответчика по транспортному налогу, так как за предпринимателем не зарегистрированы транспортные средства, требование и уведомление об уплате налога направлялись не индивидуальному предпринимателю, а физическому лицу.

В судебном заседании представители истца возражали против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976 (далее - Постановление №976) утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 1 Правил субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий:

а)         направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее – налоговый орган) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению № 2 (далее - заявление) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее – кабинет налогоплательщика) или в виде почтового отправления;

б)         включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

в)         отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 июня 2020 г., к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению № 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

г)          получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;

д)         у получателя субсидии по состоянию на 01.06.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб. (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

В соответствии с пунктом 5 Правил размер субсидии определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15000 рублей и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6500 рублей на количество работников в мае 2020 года.

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен сумме первоначальных расходов и составляет 15000 рублей.

Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. № 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Ответственность за достоверность информации, указанной в абзаце третьем настоящего пункта, несет получатель субсидии.

Согласно пункту 6 Правил для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 г. (включительно).

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 НК РФ.

Пунктом 8 Правил определено, что Федеральная налоговая служба в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.

В соответствии с пунктом 9 Правил перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра получателей субсидий, в том числе путем передачи реестра получателей субсидий в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидий.

В силу пункта 12 Правил в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в пункте 5 Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Индивидуальным предпринимателем Сабитовым Романом Рашидовичем в ИФНС России по г. Сосновый Бор Ленинградской области 16.07.2020 в электронном виде подано заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства №976 субсидии за май 2020 г. на сумму 21500 руб.

На момент проведения проверки соответствия предпринимателя критериям, установленным пунктом 3 Правил, налоговый орган располагал следующими сведениями о налогоплательщике:

- основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года 56.10 - Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.

Проверка оснований, подтверждающих правомерность перечисления субсидии, произведена в автоматическом режиме технологическим процессом программного комплекса «АИС Налог 3».

На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произведен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.

На основании информации, полученной в соответствии с пунктом 9 Правил от Федерального казначейства, получатель субсидии был проинформирован о факте перечисления субсидии.

С учетом изложенного, субсидия в размере 21 500 руб. поступила на счет ИП Сабитова P.P., указанный в заявлении.

Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления №976 установлено, что за Сабитовым P.P. числилась недоимка по транспортному налогу в сумме 99 777 руб., по пени в сумме 2 562, 62 руб.

Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщику Сабитову P.P. было направлено налоговое уведомление №77690175 от 25.07.2019 об уплате налога, которое в установленный законодательством срок не исполнено.

В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ налогоплательщику Сабитову P.P. было направлено требование об уплате налога от 31.01.2020 № 705, которое в установленный срок не исполнено.

На основании ст. 11.2 НК РФ налоговое уведомление №77690175 от 25.07.2019 и требование №705 от 31.01.2020 были направлены Сабитову P.P. через личный кабинет налогоплательщика.

ИП Сабитову P.P. Инспекцией 21.07.2021 по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление от 20.07.2021 №1961 о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий, что подтверждается квитанцией о подтверждении даты отправки электронного документа.

Данное уведомление получено ИП Сабитовым P.P. 22.07.2021, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа.

ИП Сабитовым P.P. неправомерно (ошибочно) полученные суммы субсидий в размере 21 500 руб. добровольно не возвращены.

Полагая, что субсидия с учетом положений п.п. "д" п. 3 Правил в размере 21 500 руб. перечислена ИП Сабитову P.P. без соответствующих на то оснований, налоговый орган обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, признав их обоснованными как по праву, так и по размеру.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Таким образом, обязательство из неосновательного обогащения возникает, если имущество приобретено или сбережено за счет другого лица, при этом отсутствуют правовые основания такого сбережения или приобретения, а также обстоятельства, предусмотренные статьей 1109 ГК РФ.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Бремя доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно распределяться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования.

Истец должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, а также размер неосновательного обогащения.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик неправомерно получил субсидию, поскольку согласно сведениям Инспекции у него имелась задолженность по транспортному налогу в сумме 99 777 руб., по пеням в сумме 2 562, 62 руб.

Апелляционный суд полагает вывод суда первой инстанции ошибочным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 12 Правил в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в пункте 5 Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, лицо, претендующее на получение субсидии, отвечает лишь за недостоверность сведений о количестве работников, которое указано в форме "Сведения о застрахованных лицах" (отчетности индивидуального (персонифицированного) учета).

Все иные условия получения субсидии устанавливаются самим налоговым органом.

В рассматриваемом случае сам налоговый орган пришел к выводу о соответствии ответчика условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил N 976, в том числе об отсутствии у него на 01.06.2020 недоимки по налогам и страховым взносам в сумме, превышающей 3000 руб.

Таким образом, перечисление спорной субсидии произведено ответчику не ошибочно, а на основании реестра, направленного в Федеральное казначейство самим налоговым органом.

Предоставление ответчиком недостоверной отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, как и нецелевое использование средств субсидии, инспекцией не установлено.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2020 N 32-П, согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, положения Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, равной защите государственной и частной форм собственности во взаимосвязи с критериями справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его возможных ограничений (статья 8, часть 2; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1; статья 55) подразумевают в том числе, что участники соответствующих правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление от 20 июля 2011 года N 20-П).

Принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П).

Из обстоятельств дела следует, что какой-либо недобросовестности со стороны ответчика при получении субсидии не установлено, равно как и предоставления недостоверных сведений.

Основания для предоставления субсидии установлены самим налоговым органом, исходя из имеющихся у него сведений; расчет размера субсидии произведен в соответствии с Правилами N 976, счетной ошибки не допущено.

Кроме того, как видно из материалов дела, судсидия предоставлена индивидуальному предпринимателю, налоговый орган ссылается на наличие у него задолженности по оплате транспортного налога.

Между тем, как видно из материалов дела, требование и уведомление об уплате налога направлялись не индивидуальному предпринимателю, а физическому лицу.

Следовательно, в целях определения задолженности, препятствующей получению субсидии, необходимо разделять налоги, начисленные и подлежащие уплате физическим лицом и предпринимателем.

Соответственно, налоговые обязательства и недоимки, подлежащие уплате физическим лицом, не могут служить основанием для отказа в выплате субсидии, предоставляемой индивидуальному предпринимателю.

Налоговый орган не доказал, что транспортный налог начислен в отношении транспортных средств, используемых предпринимателем в его хозяйственной деятельности, следовательно, не доказал, что имеющаяся задолженность по уплате транспортного налога и пеней возникла у Сабитова Р. Р.  как индивидуального предпринимателя.

Таким образом, отсутствуют основания для взыскания с предпринимателя суммы ранее предоставленной ему субсидии.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения иска отсутствовали, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а иск – отклонению.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются по правилам статьи 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области   от 10.02.2022 по делу №  А56-111559/2021   отменить.

В требованиях отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ленинградской области в пользу индивидуального предпринимателя Сабитова Романа Рашидовича 3000 руб. расходов на оплату государственной пошлины.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.И. Трощенко

Судьи

Л.П. Загараева

 М.Л. Згурская