ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
20 декабря 2021 года | г. Вологда | Дело № А44-4739/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено декабря 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарями судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 октября 2021 года по делу № А44-4739/2021 ,
у с т а н о в и л:
публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» (ОГРН ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 173018, <...>; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 30.06.2021 № 053/04/9.21-450/2021, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Определением суда от 27.08.2021 к участию в деле привлечена потерпевшая ФИО1.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 15 октября 2021 года по делу № А44-4739/2021 постановление от 30.06.2021 № 053/04/9.21-450/2021 изменено в части назначения наказания. Административный штраф в сумме 600 000 руб. снижен до 300 000 руб.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его изменить в части снижения административного штрафа. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не установлено исключительных обстоятельств для снижения размера штрафа.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции отменить, поскольку суд первой инстанции необоснованно отказал в проведении технической экспертизы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
В Управление 04.06.2021 поступило заявление от потерпевшей ФИО1 о нарушении Обществом срока технологического присоединения, определенного договором от 15.10.2020 № СПБ80-12990-И/20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта Заявителя по адресу: г. Чудово, садовое товарищество «Старый сад, участок 335, земельный участок с кадастровым номером 53:20:0100513:330.
Управление определением от 11.06.2021 в отношении Общества возбудило дело об административном правонарушении № 053/04/9.21-450/2021, назначило административное расследование, по итогам которого в ходе которого было установлено, что между Обществом и ФИО1 заключен договор от 15.10.2020 № СПБ80-12990-И/20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которому Общество приняло на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ФИО1 по адресу: г. Чудово, садовое товарищество «Старый сад, участок 335, земельный участок с кадастровым номером 53:20:0100513:330, к объектам электросетевого хозяйства Общества.
В соответствии с пунктом 15 технических условий от 15.10.2020 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению земельного участка составляет 6 месяцев со дня заключения договора от 15.10.2020, то есть - до 18.04.2021. В установленный срок технологическое присоединение осуществлено Обществом не было, не было осуществлено такое присоединение и на момент проверки Управления.
В связи с выявленным фактом Управление пришло к выводу о нарушении Обществом как субъектом естественной монополии Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).
По результатам административного расследования Управлением в отношении Общества составлен протокол от 30.06.2021 № 053/04/9.21-450/2021 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 12.08.2021 по делу об административном правонарушении № 053/04/9.21-450/2021, со ссылкой на повторность правонарушения (постановление по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ от 04.12.2020 по делу № 053/04/9.21-601/2020, вступило в законную силу, исполнено Обществом 04.02.2021) Общество Управлением привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 600 000,0 руб.
Общество, оспаривая вину в совершении правонарушения, полагая карательным размер штрафа в 600 000 руб., обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.
Суд первой инстанции изменил оспариваемое постановление в части назначения наказания.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
На основании части 2 указанной статьи повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» сферой естественной монополии являются в том числе и услуги по передаче электрической энергии.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
На основании абзаца четвертого указанного пункта технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Абзацем пятым пункта 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ установлено, что технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
На основании подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 договор должен содержать условия о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В силу пункта 17 указанных Правил плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как следует из материалов дела, 15.10.2020 ФИО1 подписан договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства общества № СПБ80-12990-И/20 (далее – договор), по условиям которого общество приняло на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ФИО1 по адресу: г. Чудово, садовое товарищество «Старый сад, участок 335, земельный участок с кадастровым номером 53:20:0100513:330.
Пунктом 5 договора стороны определили срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 6 месяцев со дня заключения договора.
Согласно пункту 15 Правил № 861 договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
До настоящего времени акт технологического присоединения к электрическим сетям общества не представлен.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности нарушения обществом Правил № 861 и неосуществления технологического подключения в установленный срок, то есть до 18.04.2021.
Квалифицирующим признаком части 2 статьи 9.21 КоАП РФ является повторность совершения правонарушения. Определение повторности дано в пункте 2 части 1 статьи настоящего Кодекса.
Согласно указанной норме повторное совершение административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.
В силу названной статьи лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до истечения одного года со дня исполнения данного постановления.
С учетом изложенного квалификации по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ подлежат деяния лица, привлеченного на момент совершения административного правонарушения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи (со дня вступления в законную силу соответствующего решения арбитражного суда и до истечения одного года со дня исполнения этого решения суда).
Повторность совершения обществом административного правонарушения подтверждается постановлением управления от 04.12.2020 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которое 04.02.2021 исполнено.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии события вмененного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ходатайство общества о назначении судебной электротехнической экспертизы, указав, на отсутствие в данном случае необходимости в проведении по делу судебной экспертизы для целей рассмотрения названного спора, и неотносимость предмета исследования к предмету заявленных требований.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Довод антимонопольного органа о необоснованности снижения судом первой инстанций размера назначенного обществу штрафа, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Суд первой инстанции посчитал возможным, с учетом характера совершенного правонарушения уменьшить размер штрафа в два раза.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом частью 3.3 статьи 4.1 Кодекса предусмотрено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса.
Снизив размер административного штрафа до 300 000 руб., суд обоснованно исходил из данных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 25.02.2014 № 4-П, принял во внимание конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, имущественное и финансовое положение общества и сослался на карательный характер штрафа назначенного управлением.
Как следует из материалов дела, общество выполняет социально значимые задачи по поставке электрической энергии, вред охраняемым общественным интересам в результате совершенного деяния не причинен.
По убеждению суда апелляционной инстанции штраф в указанном размере соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Постановление вынесено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности не допущено.
Оснований для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ суд первой инстанции не установил.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 октября 2021 года по делу № А44-4739/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Ю.В. Селиванова |
Судьи | Е.А. Алимова Е.Н. Болдырева |