ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
31 октября 2006 года | г. Вологда | Дело № А05-7929/2006-34 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Магановой Т.В., Чельцовой Н.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 августа 2006 года (судья Бунькова Е.В.) по заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к федеральному государственному учреждению Министерства обороны Российской Федерации «Дорожно-эксплуатационный участок № 38» о взыскании 4 126 954 руб. 03 коп.,
при участии от ответчика ФИО1 по доверенности от 20.10.2006 № 640,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к федеральному государственному учреждению Министерства обороны Российской Федерации «Дорожно-эксплуатационный участок № 38» (далее – Учреждение) о взыскании 4 126 954 руб. 03 коп., в том числе: 3 403 954 руб. налога на имущество, 42 209 руб. 03 коп. пеней по налогу на имущество, 680 791 руб. штрафа за неуплату налога на имущество.
Решением суда от 25 августа 2006 года в удовлетворении требований отказано.
Инспекция не согласна с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что ФГУ «ДЭУ-38» не принадлежит к федеральным органам исполнительной власти и не является организацией, в которой законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации Учреждения по налогу на имущество за 2005 год, по результатам которой принято решение от 11.05.2006 № 2273 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество, в виде штрафа в сумме 680 791,0 руб.; налогоплательщику предложено уплатить налог на имущество в сумме 3 403 954,0 руб. и пени – 42 209,03 руб.
Учреждение представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на имущество за 2005 год, согласно которой начисление налога отсутствует. По мнению Учреждения, имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, не признается объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с данной нормой не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.1999 N 2-П, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, других войсках, воинских формированиях и органах.
В статье 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 12 статьи 1).
На основании статьи 11 названного Закона Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу пункта 2, подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство обороны Российской Федерации, являющееся федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет в своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Таким образом, поскольку Вооруженные Силы Российской Федерации составляют единую централизованную систему органов, управляемую Министерством обороны, и входящие в состав Вооруженных Сил службы созданы для реализации поставленных перед ними задач, это позволяет относить закрепленное за ними на праве оперативного управления и хозяйственного ведения имущество, используемое для нужд обороны, к освобождаемому от налогообложения в порядке подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ.
ФГУ «ДЭУ № 38» создано на основании приказа Министра обороны от 26.01.2004 № 30 «О создании федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» и приказа командующего Космическими войсками от 03.04.2004 № 92 «О создании федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок № 38». В соответствии с названными приказами дорожный ремонтно-строительный участок № 38 (ДРСУ № 38) при войсковой части 13991 реорганизован в федеральное государственное учреждение Минобороны России «Дорожный эксплуатационный участок № 38».
Налоговым органом не оспаривается, что Учреждение входит в структуру Космических войск, в нем предусмотрена военная служба. Учреждение осуществляет функции в области обороны, имущество используется им для нужд обороны.
Согласно Уставу ФГУ «ДЭУ № 38» и положению о федеральном государственном учреждении Министерства обороны Российской Федерации «Дорожный эксплуатационный участок», введенному в действие приказом начальника Центрального автомобильно-дорожного управления Минобороны России от 26.072005 № 73, учредителем ФГУ «ДЭУ № 38» является Министерство обороны РФ; Учреждение создано в целях содержания, ремонта и реконструкции автомобильных дорог специального назначения Минобороны России, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния закрепленных за Учреждением участков автомобильных дорог и создания необходимых условий для использования их в интересах обороны; имущество Учреждения находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления; непосредственное руководство Учреждением осуществляет начальник автомобильно-дорожной службы военного округа – начальник инженерной службы Космических войск. Начальник Учреждения принят на работу по контракту.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что имущество, принадлежащее на праве оперативного управления ФГУ «ДЭУ № 38, не является объектом обложения налогом на имущество в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда, изложенные в решении от 22 августа 2006 года соответствуют обстоятельствам дела; решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства; имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, которые могли бы опровергнуть решение суда.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 августа 2006 года по делу № А05-7929/2006-34 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Виноградова
Судьи Т.В. Маганова
Н.С. Чельцова