ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-1262/10 от 11.03.2010 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 

18 марта 2010 года г. Вологда Дело № А13-16061/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2010 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,

при участии от открытого акционерного общества «Вологодская сбытовая компания» ФИО1 по доверенности от 17.12.2009 № 665, от Департамента строительства, промышленности и энергетики Вологодской области ФИО2 по доверенности от 10.03.2010 № 1-3/151, ФИО3 по доверенности от 10.03.2010 № 1-3/152,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Череповецкого государственного предприятия Вологодской области по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 января 2010 года по делу № А13-16061/2009 (судья Борисова Ю.А.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Вологодская сбытовая компания» (далее - общество, ОАО «ВСК») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту строительства, промышленности и энергетики Вологодской области (далее - департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе по лишению Череповецкого государственного предприятия Вологодской области по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей (далее – предприятие, ГП ВО «Череповецкая ЭТС») статуса гарантирующего поставщика.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 11.01.2010 по делу № А13-16061/2009 требования ОАО «ВСК» удовлетворены.

ГП ВО «Череповецкая ЭТС» с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что в случае лишения статуса гарантирующего поставщика оно не сможет осуществлять деятельность на розничном рынке электроэнергии в качестве энергосбытовой организации; с 01.01.2010 предприятие утратило данный статус.

ОАО «ВСК» в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.

Представители департамента в судебном заседании поддержали доводы жалобы, отзыв не представили, заявили ходатайство о замене названного департамента его правопреемником - Департаментом топливно-энергетического комплекса Вологодской области.

На основании части 1 статьи 48 АПК РФ апелляционный суд произвел замену Департамента строительства, промышленности и энергетики Вологодской области на его правопреемника – Департаментом топливно-энергетического комплекса Вологодской области.

Предприятие представителей в суд не направило, заявило ходатайство о рассмотрении дела без его участия, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, поэтому разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей общества и департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, постановлением Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 20.10.2006 № 164 «О согласовании статуса и границ зон деятельности гарантирующих поставщиков» ОАО «ВСК» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии и определены границы зон его деятельности в административных границах Вологодской области, за исключением зон деятельности государственного энергетического предприятия «Вологдаоблкоммунэнерго», муниципального унитарного предприятия города Череповца «Электросеть», ГП ВО «Череповецкая ЭТС», этим организациям присвоен статус гарантирующих поставщиков и определены границы зон их деятельности в границах балансовой принадлежности электрических сетей этих предприятий.

Правопредшественник ОАО «ВСК» (открытое акционерное общество «Вологдаэнерго») заключило с предприятием договор электроснабжения от 20.07.1999 № 431.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05.06.2009 по делу № А13-1206/2009 с предприятия в пользу общества взыскано 13 700 000 рублей задолженности за потребленную в январе 2009 года электрическую энергию.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 11.06.2009 по делу № А13-2571/2009 с ГП ВО «Череповецкая ЭТС» в пользу ОАО «ВСК» взыскана задолженность за потребленную в феврале 2009 года электроэнергию в сумме 23 400 000 рублей.

Общество обратилось в департамент с заявлением от 30.07.2009 № 18/2640 о лишении предприятия статуса гарантирующего поставщика. В заявлении оно ссылалось на указанные выше решения суда.

Письмом от 28.08.2009 № 2881/4-2 департамент сообщил обществу о том, что оснований для лишения предприятия названого статуса не имеется, поскольку на день рассмотрения обращения неурегулированная задолженность за два расчетных периода у ГП ВО «Череповецкая ЭТС» отсутствует.

Однако на момент рассмотрения заявления (28.08.2009) задолженность предприятия по расчетам за электроэнергию за февраль 2009 года не погашена, за январь 2009 года произведена частичная оплата в сумме 12 600 000 рублей.

ОАО «ВСК» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в отказе по лишению предприятия статуса гарантирующего поставщика.

На основании статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

В силу статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» до даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 № 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила № 530).

Правила № 530 устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергией.

Согласно подпункту «а» пункта 36 Правил № 530 до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу названных Правил являются акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и являющиеся правопреемниками таких акционерных обществ по договорам энергоснабжения или приобретшие права и обязанности по указанным договорам в результате реализации иных мер, обеспечивающих выполнение требований статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Правил № 530 до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу этих Правил являются энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу данных Правил осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт·ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения.

ОАО «ВСК» является гарантирующим поставщиком в соответствии с подпунктом «а» пункта 36 Правил № 530, ГП ВО «Череповецкая ЭТС» - в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Правил № 530.

Согласно пункту 40 Правил № 530 в случае если на основании актов сверки взаиморасчетов, представленных организациями, осуществляющими поставку электрической энергии или оказание услуг по передаче электрической энергии соответствующему гарантирующему поставщику на розничном рынке до получения им допуска к торговой системе оптового рынка, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов выявлена неурегулированная задолженность за 2 и более расчетных периода, а также если такая задолженность подтверждена вступившим в законную силу решением суда, указанная в абзаце первом данного пункта организация лишается статуса гарантирующего поставщика.

Материалами дела подтверждается, что на момент подачи обществом заявления о лишении ГП ВО «Череповецкая ЭТС» статуса гарантирующего поставщика и на дату его рассмотрения департаментом у предприятия имелась неурегулированная задолженность за два расчетных периода.

На основании пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).

По мнению предприятия, ОАО «ВСК» обратилось с вышеназванным заявлением исключительно с намерением причинить вред ГП ВО «Череповецкая ЭТС», общество использовало свои гражданские права в целях ограничения конкуренции, имеет место злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Действительно, согласно пункту 55 Правил № 530 в случае отказа организации, указанной в подпункте «б» или «в» пункта 36 Правил, от статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 38 Правил либо лишения такой организации статуса гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 40 Правил территория, соответствующая зоне ее деятельности в качестве гарантирующего поставщика, решением уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включается в расположенную на территории того же субъекта Российской Федерации зону деятельности гарантирующего поставщика, определенного в соответствии с подпунктом «а» пункта 36 Правил, с даты утраты (лишения) статуса гарантирующего поставщика указанной организацией.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями пункта 81 Правил № 530 единственным поставщиком электроэнергии для гарантирующего поставщика, не обладающего статусом субъекта оптового рынка (предприятие), является поставщик, такой статус получивший (общество).

Таким образом, ОАО «ВСК» обязано заключить договор оптовой поставки электроэнергии с ГП ВО «Череповецкая ЭТС», которое в свою очередь является недобросовестным контрагентом.

При таких обстоятельствах оснований для применения пункта 2 статьи 10 ГК РФ не имеется.

Не имеет отношения к рассматриваемому спору ссылка предприятия на статью 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» в части запрета с 01.04.2006 совмещать деятельность по передаче и сбыту с деятельностью по купле-продаже электрической энергии, так как запрет на совмещение видов деятельности распространяется на предприятие независимо от наличия статуса гарантирующего поставщика.

Суд первой инстанции в решении от 11.01.2010 по настоящему делу возложил на департамент обязанность принять решение о лишении ГП ВО «Череповецкая ЭТС» статуса гарантирующего поставщика в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

В апелляционную инстанцию департамент представил изданный в том числе во исполнение решения суда от 11.01.2010 по делу № А13-16016/2009 приказ от 01.03.2010 № 2 о лишении предприятия статуса гарантирующего поставщика электрической энергии с 01.03.2010.

Таким образом, решение суда исполнено досрочно, оснований для изменения или его отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, госпошлина при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера госпошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными госпошлина организациями уплачивается в размере 2000 рублей.

При подаче апелляционной жалобы предприятие уплатило госпошлину в сумме 2000 рублей, в связи с чем излишне уплаченная госпошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 января 2010 года по делу № А13-16061/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Череповецкого государственного предприятия Вологодской области по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей – без удовлетворения.

Возвратить Череповецкому государственному предприятию Вологодской области по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 08.02.2010 № 277.

Председательствующий

О.Ю. Пестерева

Судьи

О.Б. Ралько

О.А. Тарасова