ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-1334/2007 от 11.04.2007 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11апреля 2007 года

г. Вологда

Дело № А05-12915/2006-26

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Чельцовой Н.С.,       Мурахиной Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области на определение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2007 года (судья Ипаев С.Г.) по заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области к открытому акционерному обществу «Гидролизный завод» о взыскании 5 385 026 руб. 12 коп. с участием третьего лица – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу,

при участии от заявителя ФИО1 по доверенности от  06.04.2007 № 09-15/86,

у с т а н о в и л:

         Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области(далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением коткрытому акционерному обществу «Гидролизный завод» (далее – Общество) с участием третьего лица – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Инспекция, налоговый орган) о взыскании 5 385 026 руб. 12 коп. В ходе судебного разбирательства Управление уточнило заявленные требования и просит взыскать с Общества задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год в размере 2 494 121 руб., а также пени, начисленные за неуплату страховых взносов за 2004 и 2005 годы, в размере 1 455 608 руб. 56 коп.

Определением Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2007 года заявление Управления оставлено без рассмотрения.

Управление с определением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции определение суда отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, ссылаясь на то, что  задолженность по страховым взносам подлежит взысканию в режиме, установленном для удовлетворения требований по заработной плате. Считает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 136 Закона о банкротстве задолженность за 2004 и 2005 годы является текущей и подлежит взысканию вне рамок дела о банкротстве.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество и Инспекция  отзыв на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Управления,  суд апелляционной  инстанции считает апелляционную жалобу  подлежащей удовлетворению, определение суда - подлежащим отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд  считал установленными.

Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Архангельской области от 26.05.2004 в отношении Общества введена процедура внешнего управления. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05.12.2006 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство.  Из апелляционной жалобы Управления следует, что определением Арбитражного суда Архангельской области от 03.11.2004 в Обществе введена  процедура наблюдения.

По данным Управления, Общество имеет задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год в сумме   2 494 121 руб.

На указанную задолженность Управление начислило пени за период с 16.05.2005 по 14.11.2006 в сумме 558 475 руб. 26 коп.

Также Управление начислило пени  на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2004 года за период с 01.01.2006 по 14.11.2006 в сумме 246 153 руб. 76 коп. и на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2004 года и 1 квартал 2005 года за период с 13.05.2005 по 14.1.2006 в сумме 650 979 руб. 54 коп.

Всего пени начислены в сумме 1 455 608 руб. 56 коп.

В связи с наличием задолженности Управление направило Обществу требование № 32 об уплате недоимки и пеней  по состоянию на 02.08.2006, согласно которому Обществу следовало погасить задолженность  в срок до 17.08.2006. Поскольку задолженность добровольно не погашена, управление обратилось в арбитражный суд.

Определением Арбитражного суда Архангельской области от 21.02.2007 заявление Управления оставлено без рассмотрения. В обоснование принятого определения суд сослался на то, что требования Управления не являются текущими и подлежат рассмотрению в рамках дела о банкротстве.

Сроки и порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определены Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон).

Согласно статье 23 Закона расчетным периодом является  календарный год.  Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетнымипериодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Статьей 24 Закона определено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона. Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В силу статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр  требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В силу абзаца пятого статьи 2 Закона № 127-ФЗ обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.

Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

В пункте 9 данного постановления указано, что если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот  авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании  должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа в качестве текущего.

В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является  текущим.

Таким образом, требование об уплате авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по итогам отчетных периодов 2005 года, истекших до принятия арбитражным судом заявления о признании Общества банкротом (03.11.2004), срок уплаты которых наступил также до указанной даты, не является текущим и должно удовлетворяться в рамках дела о банкротстве.   

Требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по итогам налогового периода 2005 года является текущим и должно удовлетворяться вне рамок дела о банкротстве.   

Требование об уплате пеней, начисленных на текущую задолженность, также является текущим и подлежит удовлетворению вне рамок дела о банкротстве.

В данном случае пени начислены на задолженность за 4 квартал 2004 года и 2005 год, поэтому требование о взыскании указанных пеней является текущим.

Вывод суда о том, что  дата окончания расчетного периода (календарного года),  наступила до принятия заявления о признании должника банкротом,  не подтвержден материалами дела.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на введение в отношении Общества процедуры наблюдения 03.11.2004. Доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, в материалах дела не имеется.

В решении Арбитражного суда Архангельской области от 05.12.2006 по делу № 05-24437/04-8, копия которого имеется в материалах дела, указано на введение в отношении Общества процедуры внешнего управления 26.05.2004. В апелляционной жалобе Управление ссылается на введение процедуры внешнего управления 26.05.2005. Соответствие действительности любой из указанных дат свидетельствует о том, что в требованиях Управления имеются требования, которые следует признать текущими.

Таким образом, определение суда подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

         определение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2007 года по делу № А05-12915/2006-26  отменить, дело направить  на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий                                                               Т.В. Виноградова

Судьи                                                                                              Н.С. Чельцова

                                                                                                         Н.В. Мурахина