ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
31 октября 2006 года | г. Вологда | Дело № А13-4285/2006-29 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В. судей Зайцевой А.Я., Романовой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сверчковой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 сентября 2006 года (судья Шадрина А.Н.) по иску муниципального унитарного предприятия Грязовецкого района Вологодской области «Управление жилищно-коммунального хозяйства п. Вохтога» к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области, Муниципальному образованию Грязовецкий муниципальный район в лице Финансового управления Грязовецкого муниципального района, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1 051 308 руб. 39 коп.,
при участии от истца ФИО1 по доверенности от 01.01.2006, от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации ФИО2 по доверенности от 03.02.2006, от муниципального образования Грязовецкий муниципальный район в лице Финансового управления Грязовецкого муниципального района ФИО3 по доверенности от 10.11.2005,
у с т а н о в и л:
муниципальное унитарное предприятие Грязовецкого района Вологодской области «Управление жилищно-коммунального хозяйства п. Вохтога» (далее - МУП «Управление ЖКХ п. Вохтога») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Администрации Грязовецкого муниципального района, Вологодской области в лице Департамента финансов, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области о взыскании убытков в сумме 1 249 623 руб. 87 коп., связанных с предоставлением в 2004 - 2005 годах отдельным категориям граждан Грязовецкого муниципального района Вологодской области льгот по оплате коммунальных услуг на основании Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах».
До принятия судом решения по делу судом произведена замена ответчиков, а именно: Администрация Грязовецкого муниципального района заменена на Муниципальное образование Грязовецкий муниципальный район в лице Финансового управления Грязовецкого муниципального района, Министерство финансов Российской Федерации на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Кроме того, истцом, с учетом положений части 2 статьи 154, части 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, уточнен размер задолженности, который без учета НДС составляет 1 051 308 руб. 39 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской областиот 04.09.2006 требования истца удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП «Управление ЖКХ п. Вохтога» взыскано 1 051 308 руб. 39 коп. в возмещение расходов в связи с предоставлением льгот. В иске к остальным ответчикам отказано.
Министерство финансов Российской Федерации с решением Арбитражного суда Вологодской области от 04.09.2006 не согласилось. В апелляционной жалобе просит суд апелляционной инстанции решение суда в части взыскания денежных средств с Российской Федерации отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований к Российской Федерации отказать. По мнению подателя жалобы, надлежащими ответчиками по делу являются Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области и муниципальное образование Грязовецкий муниципальный район в лице Финансового управления Грязовецкого муниципального района, поскольку Министерство финансов РФ свои обязательства выполнило в полном объеме.
Представитель Минфина РФ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просит решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.09.2006 отменить, мотивируя тем, что постановлениями Правительства области от 05.07.2006 № 642 и от 21.07.2006 № 731 «О распределении средств» сумма задолженности, поступившая по платежному поручению от 24.05.2006 № 328 из Минфина России на счет Департамента Финансов Вологодской области, распределена между муниципальными образованиями области. Грязовецкому муниципальному району выделены средства в сумме 1 185 200 руб. Таким образом, сумма долга погашена, Минфин РФ свои обязательства выполнил.
Представитель Управления финансов администрации Грязовецокого муниципального района поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, пояснил, что платежными поручениями от 30.08.2006 № 1029 и от 18.10.2006 № 1850 МУП «Управление ЖКХ п.Вохтога» за счет субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан из Федерального фонда компенсации направлено 1 015 200 руб. на погашение задолженности, образовавшейся на 01.01.2006 за предоставленные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «МАЯК» и ядерных испытаний на семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов.
МУП «Управление ЖКХ п. Вохтога» в отзыве на апелляционную жалобу пояснили, что в августе Управление финансов Грязовецкого муниципального района были перечислены денежные средства в сумме 585 200 руб. (из федерального бюджета) платежным поручением от 30.08.2006 № 500 и в сумме 430 000 руб. платежным поручением от 18.10.2006 № 850 в погашение задолженности по предоставленным льготам, что подтверждается справкой, представленной в материалы дела. В судебном заседании представитель истца представил заявление об отказе от иска сумме 1 015 2000 руб., на взыскании 36 108 руб. 39 коп. настаивает.
Представитель Департамента финансов Вологодской области, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие представителя Департамента финансов Вологодской области.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266 - 269 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит. В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ, производство по делу подлежит прекращению в части взыскания 1 015 200 руб. в связи с отказом истца от иска. В части взыскания 36 108 руб. 39 коп. представитель истца настаивает.
Как видно из материалов дела, истец в 2004-2005 годах на основании договоров, заключенных с администрацией Грязовецкого муниципального района предоставлял льготы гражданам Грязовецкого муниципального района по оплате жилищно-коммунальных услуг и не дополучил оплату в сумме 1 249 623 руб. 87 коп. Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами (л.д.10,11) и не оспариваются сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Статьей 23.2 указанного нормативного акта предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно статье 28.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.91 № 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантирована, в том числе оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
При этом Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных названным пунктом. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.
Материалами дела подтверждено, что выделенных из федерального бюджета субвенций оказалось недостаточно для возмещения расходов по предоставлению льгот.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что убытки у истца возникли в результате не обеспечения достаточного финансирования спорных расходов главным распорядителем средств федерального бюджета - Министерством финансов Российской Федерации с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 № 23 правомерно взыскал их за счет казны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом при принятии решения применены законы, подлежащие применению, а доводы подателя апелляционной инстанции не соответствуют установленным судом обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Однако, представитель истца в судебном заседании в апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ отказался от иска в части взыскания задолженности в сумме 1 015 2000 руб., отказ принят судом. В этой части производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь частью 2 статьи 49, статьями 268, 269, пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.09.2006 по делу № А13-4285/2006-29 изменить.
Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия Грязовецкого района Вологодской области «Управление жилищно-коммунального хозяйства п. Вохтога» 36 108 руб. 39 коп. в возмещение расходов в связи с предоставлением льгот.
В части взыскания с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия Грязовецкого района Вологодской области «Управление жилищно-коммунального хозяйства п. Вохтога» 1 015 200 руб. производство прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.09.2006 оставить без изменения, жалобу Министерства финансов Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Носач
Судьи А.Я. Зайцева
А.В. Романова