ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
30 мая 2007 года г. Вологда Дело № А66-1539/2007
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О. Ю., судей Потеевой А.В., Мурахиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверскойобласти от 02 апреля 2007 года(судья Бажан О.М.)по заявлению открытого акционерного общества «Тверское крупнопанельное домостроение» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области о признании недействительным решения от 19.02.2007 № 941,
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Тверское крупнопанельное домостроение» (далее – общество; ОАО «Тверское крупнопанельное домостроение») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области (далее - инспекция, межрайонная инспекция ФНС России № 12) о признании недействительным решения от 19.02.2007 № 941 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) – организации или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 02 апреля 2007 года по делу № А66-1539/2007 решение инспекции от19.02.2007 № 941 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) – организации или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя на счетах в банках признано недействительным.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на то, что введение процедуры банкротства (конкурсного производства) в отношении должника не устраняет его обязанности как налогоплательщика платить законно установленные налоги и сборы, обжалуемое решение соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным.
Инспекция и общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Тверской области от 11.11.2002 по делу № А66-7625-02 принято к производству заявление Федеральной налоговой службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в лице Территориального органа в Тверской области к должнику ОАО «Тверское крупнопанельное домостроение», возбуждено производство по делу.
Определением Арбитражного суда Тверской области от 29.01.2003 по делу № А66-7625-02 в отношении общества введена процедура наблюдения.
Далее решением Арбитражного суда Тверской области от 31.03.2003 по делу № А66-7625-02 общество признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год. Определениями Арбитражного суда Тверской области от 21.04.2004, 12.10.2004, 04.04.2005, 03.10.2005, 20.04.2006, 12.10.2006 срок конкурсного производства продлевался и установлен до 03.04.2007.
В период конкурсного производства инспекция направила обществу требование № 2119 по состоянию на 25.01.2007 об уплате пеней в сумме 238 451 рубля 80 копеек со сроком для добровольного исполнения до 05.02.2007.
В связи с тем, что требование не исполнено обществом в установленный срок, инспекция приняла решение от 19.02.2007 № 941 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) – организации или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя на счетах в банках, согласно которому взыскиваются пени в сумме 238 451 рубля 80 копеек.
Согласно расчету пени в сумме 238 451 рубля 80 копеек начислены за период с 01.11.2006 по 31.12.2006 на недоимку по земельному налогу за 2003-2004 годы в сумме 10 661 033 рублей 25 копеек, срок исполнения по которому наступил в период конкурсного производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ) под текущими платежами в деле о банкротстве понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Согласно пункту 2 указанной статьи требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
В пункте 29 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 разъяснено, что при применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
Таким образом, положения о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства пеней, предусмотренные пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, не распространяются на текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства.
Пунктом 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ установлен перечень текущих обязательств, которые погашаются вне очереди за счет конкурсной массы. К таким обязательствам в частности относятся требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Указанной статьей не предусмотрены обязательные платежи, возникшие в ходе конкурсного производства. Понятие денежных обязательств согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ не включает в себя обязательные платежи.
Порядок удовлетворения обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, установлен пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, в соответствии с которым такие требования независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Согласно пункту 13 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Следовательно, несмотря на наличие у инспекции права начислять пени в конкурсном производстве в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, инспекция не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по пеням.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 46 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
Решение о взыскании пеней за счет денежных средств на счетах в банках является частью принудительных мер по взысканию налогов и пеней, поэтому нарушает право должника распоряжаться своим имуществом в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции правомерно признано недействительным решение инспекции от 19.02.2007 № 941 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) – организации или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, а при обращении в суд с апелляционной жалобой инспекцией государственная пошлина не уплачивалась, в соответствии со статьями 102 АПК РФ, 333.21 НК РФ с инспекции подлежит взысканию госпошлина в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 02 апреля 2007 года по делу № А66-1539/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Председательствующий О.Ю. Пестерева
Судьи А.В. Потеева
Н.В. Мурахина