ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-2525/10 от 01.06.2010 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

  08 июня 2010 года

г. Вологда

Дело № А05-1008/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2010 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2010 года по делу № А05-1008/2010 (судья Максимова С.А.),

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Север Плюс» (далее – общество) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2010 года в удовлетворении требований налогового органа отказано.

Заявитель с данным судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2010 года отменить. В жалобе ссылается на нарушение судом норм материального права. Полагает, что ссылка суда на положения статей 10, 11, 15 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» неправомерна, поскольку инспекция, осуществляя контроль за проведением лотереи, проводит мероприятия именно финансового контроля, который под действие указанного Закона не подпадает.

Общество в отзыве отклонило доводы и требования, изложенные в жалобе, просило оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Налоговый орган и общество, извещенные надлежащим образом о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, инспекцией на основании приказа от 01.12.2009 № 01-09/116 проведена проверка деятельности общества по вопросам соблюдения законодательства, регулирующего деятельность по организации и проведению азартных игр.

В ходе проверки установлено, что в помещении лотерейного клуба, находящегося по адресу: <...>, проводится стимулирующая лотерея «Купи и ИГРАЙ на призы ТИОЛАЙн!» с нарушением условий проведения стимулирующей лотереи, а также с нарушением пункта 2 статьи 3, пунктов 1, 5 статьи 18 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон № 138-ФЗ).

По результатам проверки составлены протокол осмотра от 01.12.2009, акт проверки организации от 01.12.2009 № 336.

При таких обстоятельствах специалист 1 разряда отдела выездных проверок инспекции в отношении общества составил протокол от 11.01.2010 № 1 об административном правонарушении. Деяние ответчика квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Считая факт совершения ответчиком административного правонарушения установленным, налоговый орган обратился в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что деяние общества не содержит объективной стороны вмененного правонарушения.

Апелляционная коллегия согласна с таким выводом суда на основании следующего.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частями 4 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение; при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

На основании пунктов 1, 3 статьи 7 Закона № 138-ФЗ право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном данной статьей; при этом уполномоченный орган имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по определенным основаниям.

В силу пункта 1 Закона № 138-ФЗ условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи.

В рассматриваемой ситуации условия проведения стимулирующей лотереи «Купи и ИГРАЙ на призы ТИОЛАЙн!» утверждены 17.03.2009 организатором лотереи – ООО «ТИОЛАЙН». Соответствующее уведомление о проведении лотереи с приложением необходимых документов направлено в Федеральную налоговую службу России. Указанная лотерея зарегистрирована в Едином государственном реестре Всероссийских лотерей за номером Н200С/001530ФНС.

Обществу вменяется в вину нарушение условий проведения стимулирующей лотереи, а также нарушение пункта 2 статьи 3, пунктов 1, 5 статьи 18 Закона № 138-ФЗ.

В данном случае в соответствии с контрактом от 08.11.2009 № 242-2/К ООО «ТИОЛАЙн» с целью увеличения объема продаж товара, выпускаемого ООО «ТИОЛАЙн», поручило обществу как оператору проводить стимулирующую тиражную лотерею «Купи и ИГРАЙ на призы ТИОЛАЙн!».

Из уведомления о проведении всероссийской стимулирующей лотереи, условий проведения стимулирующей лотереи следует, что ООО «ТИОЛАЙн» (организатор лотереи) в период с 10.04.2009 по 09.04.2010 осуществляет проведение стимулирующей лотереи «Купи и ИГРАЙ на призы ТИОЛАЙн!» на всей территории Российской Федерации. Для участия в розыгрыше приза необходимо приобрести продукцию из всего перечня предлагаемого к реализации ООО «ТИОЛАЙн» товара (книги, альбомы, календари, открытки и так далее), предъявить чек и стать участником лотереи. Розыгрыш призов осуществляется организатором этой лотереи на лотерейном оборудовании, определяющем методом случайности победителя. Размер и количество призового фонда, состоящего из денежных выигрышей, формируется организатором лотереи до произведения каждого тиража. Розыгрыш проводится следующим образом: организатором лотереи на каждый тираж создается тиражная комиссия, которая запускает электронный лототрон. Электронный лототрон с помощью генератора случайных чисел, по которым невозможно предположить, выиграет или проиграет участник лотереи и какой приз по номиналу ему достанется в случае, если он станет победителем, определяет розыгрыш призов и победителей. Победителю, приобретшему товар, для получения приза необходимо предъявить представителю организатора лотереи чек и назвать свой идентификационный номер, присвоенный организатором лотереи. После проверки чека и сверки номера с базой данных представитель организатора лотереи выплачивает победителю выигрыш согласно данным официальной таблицы, составленной тиражной комиссией. Результаты проведения тиража опубликовываются организатором лотереи в течение 10 дней со дня проведения розыгрыша каждого тиража в средствах массовой информации, в том числе в электронном издании «Вестник всероссийских стимулирующих лотерей».

Между тем в протоколе осмотра помещения и акте проверки от 01.12.2009 налоговым органом зафиксировано, что обществом как оператором Всероссийской негосударственной стимулирующей лотереи «Купи и ИГРАЙ на призы с ТИОЛАЙн» на основании контракта от 08.11.2009 № 242-2/К, заключенного с ООО «ТИОЛАЙН», осуществляется проведение названной стимулирующей лотереи с использованием лотерейного оборудования в количестве 8 единиц. Инспекцией установлено, что для участия в указанной лотерее участнику необходимо приобрести в обязательном порядке товар (закладки книжные) по цене 100 руб., 500 руб., 1000 руб. После этого участнику предлагается сыграть на лотерейном оборудовании, установленном в лотерейном клубе, путем установки на данное оборудование кредитов, соответствующих стоимости приобретенного товара. Номинал 1 кредита равен 1 руб. Лотерейное оборудование представляет собой электронный аппарат, подключенный к электрической сети, с демонтированным купюроприемником, со встроенной игровой программой, монитором, набором клавиш. Выигрыш определяется самой программой при совпадении определенной комбинации (сумме полученных баллов), путем нажатия участником лотереи определенного количества клавиш данного аппарата. Участник сообщает оператору-кассиру сумму балов и получает от него денежные средства. В нарушение условий проведения стимулирующей лотереи участнику лотереи предлагается самостоятельно производить розыгрыш и определять размер приза победителя на лотерейном оборудовании, установленном в лотерейном клубе, а не тиражной комиссией, которая должна создаваться организатором лотереи для непосредственного проведения розыгрыша призов. При этом результаты проведенных тиражей не публикуются организатором. С учетом таких обстоятельств инспекция пришла к выводу о нарушении обществом пунктов 7.1.2, 7.1.32. 7.1.4, 7.1.6 условий проведения стимулирующей лотереи, пункта 2 статьи 3, пунктов 1, 5 статьи 18 Закона № 138-ФЗ, Правил проведения негосударственной лотереи, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 09.08.2004 № 66н.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность для юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В рассматриваемой ситуации, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, вменение обществу в вину нарушения условий проведения стимулирующей лотереи «Купи и ИГРАЙ на призы с ТИОЛАЙн» не образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку в силу пункта 8 статьи 6 Закона № 138-ФЗ разрешения уполномоченного органа для проведения стимулирующей лотереи не требуется.

С учетом таких обстоятельств в удовлетворении требований налогового органа о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ отказано правомерно.

Кроме того, судом обоснованно установлено, что в нарушение части 3 статьи 28.1.1 КоАП РФ протокол осмотра помещения от 01.12.2009 составлен в присутствии лишь одного понятого.

Также судом указано, что в нарушение статей 10, 11, 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проведена налоговым органом в отсутствие соответствующих оснований, без согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности общества, в отсутствие уведомления общества в установленный срок о проведении внеплановой проверки, в отсутствие руководителя общества.

В апелляционной жалобе инспекция ссылается на то, что, осуществляя контроль за проведением лотереи, она проводит мероприятия финансового контроля, который под действие указанного Закона не подпадает. Данный довод апелляционная коллегия находит несостоятельным с учетом следующего.

В силу части 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Из части 4 названного Положения следует, что Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

В рассматриваемой ситуации инспекция, осуществляя контроль за деятельностью общества по проведению им стимулирующей лотереи, не преследует цель проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц в случае получения таким лицом выигрыша, выплачиваемого организатором лотереи. Доказательств обратного инспекцией не представлено.

При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что деятельность налогового органа по проведению проверки в рамках настоящего дела не относится к деятельности по финансовому контролю, в связи с чем к рассматриваемым правоотношениям могут применяться положения Закона № 294-ФЗ.

Ссылку в жалобе на письмо прокуратуры Архангельской области от 03.11.2009 № 7-27-2009 суд апелляционной инстанции находит несостоятельной. Названное письмо носит разъяснительный, а не нормативный характер, официально не опубликовано, в Минюсте Российской Федерации не зарегистрировано.

Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана надлежащая оценка.

Оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется.

В жалобе приведены доводы, направленные на пересмотр выводов суда первой инстанции. Жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2010 года по делу № А05-1008/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Н.В. Мурахина

Н.С. Чельцова