ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 марта 2007 года г. Вологда Дело № А66 - 7654/2006
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Козловой С.В., Романовой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 ноября 2006 года (судья Попов А.А.) по иску открытого акционерного общества «Центральная телекоммуникационная компания» к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тверской области при участии третьих лиц департамента социальной защиты населения Тверской области, департамента финансов Тверской области о взыскании 3 312 руб. 49 коп,
у с т а н о в и л:
отрытое акционерное общество «Центральная телекоммуникационная компания» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по Тверской области (далее — Минфин РФ), указав в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, департамент социальной защиты населения Тверской области (далее – Департамент соцзащиты), департамент финансов Тверской области (далее – Департамент финансов) о взыскании убытков, в виде недополученных доходов в период с августа по декабрь 2004 года в размере 3 312 руб. 49 коп.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 30.11.2006 с Российской Федерации за счет средств казны в пользу Общества взыскано 3 312 руб. 49 коп. убытков от предоставления в 2004 году предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» льгот. Обществу возвращено из федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины.
Минфин РФ с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что субъекту Российской Федерации - Тверской области денежные средства на оплату расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», перечислены в 2004 году в виде субсидий в полном объеме, поэтому оснований для взыскания убытков, понесенных истцом, не имеется.
Общество с доводами жалобы не согласилось, в отзыве просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Общество представило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266 - 269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции указал, что требования обоснованны и подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, поскольку Минфин РФ не предоставил в порядке статьи 65 АПК РФ доказательств выделения из федерального бюджета денежных средств бюджету субъекта Российской Федерации – Тверской области на возмещение расходов, связанных с реализацией установленных федеральным законодательством льгот, в достаточном размере, как и нецелевого использования субъектом Российской Федерации бюджетных денег.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит данный вывод правильным и соответствующим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, Общество через Осташковский узел электросвязи Тверского филиала предоставило за период с августа по декабрь 2004 года услуги связи и услуги по пользованию абонентскими радиоточками гражданам, имеющим льготы в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244 – 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244 -1). В результате предоставления гражданам услуг с учетом установленных федеральным законодательством льгот у Общества возникли расходы, невозмещение которых послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Факт предоставления льгот и их размер подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами.
При взимании платы за оказанные услуги Общество предоставило льготы по оплате указанных услуг в размере 50 % от действующих тарифов гражданам, указанным в представленных расчетах и списках.
На момент рассмотрения спора убытки предприятию от предоставления населению установленных льгот в период в августе - декабре 2004 года возмещены частично в сумме 480 руб. 01 коп. Размер невозмещенных убытков составил 3 312 руб. 49 коп.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Закона N 1244 - 1 (в редакции, действующей в заявленный период) гражданам, подвергшимся радиации, гарантируется предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку.
Согласно статье 5 Закона N 1244 - 1 финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией Закона, в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Постановлением Правительства от 24.04.1996 N 506 утвержден Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона N 1244 - 1 (далее - Порядок), который действовал в период предоставления льгот.
Согласно пункту 1 Порядка финансирование расходов, связанных с реализацией указанного Закона осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310 утверждены Правила предоставления и расходования средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Правила). Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 действие Правил было продлено на 2003 и 2004 годы.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставление субсидий осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Вышеназванными актами не предусмотрено компенсирование расходов первоначально за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации с последующей компенсацией за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» если действие закона, предоставляющего льготы не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично - правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Пункт 17 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусматривает, что если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично - правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично - правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Из отзыва Департамента финансов следует, что согласно приложению № 14 Закона Тверской области от 26.12.2003 № 96-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2004 год» было выделено в 2004 году субсидий из Фонда компенсаций, в том числе на реализацию Закона N 1244 – 1 12 630, 0 тыс. руб. Бюджету муниципального образования «Осташковский район» на эти цели выделено субсидий в размере 203 000 руб. Однако выделенных средств оказалось недостаточно для возмещения расходов понесенных истцом.
Поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения из федерального бюджета средств в достаточном размере, а факт нецелевого использования предоставленных средств не доказан, то расходы организации подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах дела, расходы истца, понесенные в результате предоставления льгот за услуги связи и услуги по пользованию абонентскими радиоточками обоснованно взысканы за счет казны Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении данного дела фактические обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, проверены все доводы и возражения сторон, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права не установлено.
Суд апелляционной инстанции, не вмешиваясь в состоявшееся решение, полагает изложить первый абзац резолютивной части решения в новой редакции в связи с неточностью формулировки суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 ноября 2006 года по делу № А66 - 7654/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области без удовлетворения, изложив первый абзац резолютивной части решения в следующей редакции: «взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Центральная телекоммуникационная компания» 3 312 руб. 49 коп. убытков».
Председательствующий А.Я.Зайцева
Судьи С.В. Козлова
А.В. Романова