ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-3295/2007 от 14.11.2007 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 ноября 2007 года

Г. Вологда

Дело № А44-867/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю., Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  управления внутренних дел по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13 июня 2007 года по делу           № А44-867/2007 (судья Бочарова Н.В.),

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «Проектстрой» (далее – Общество, ЗАО «Проектстрой») обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлениемк управлению Гостехнадзора администрации Новгородской области, инспекции Гостехнадзора по Великому Новгороду о признании незаконным приказа управления Гостехнадзора администрации Новгородской области от 05.03.2007 № 19 и незаконными действий начальника инспекции Гостехнадзора по Великому Новгороду, о признании действительной регистрации транспортного средства – экскаватора марки «ТATRA-815», 1988 года выпуска, двигатель № 392 991 2161, цвет красный, заводской номер TNU 85P176JK067421, государственный номер 0070 НН53.

Определением суда от 27 апреля 2007 года в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено управление государственной инспекции безопасности дорожного движения управления внутренних дел по Новгородской области (далее – УГИБДД УВД по Новгородской области).

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 13 июня 2007 года требования Общества удовлетворены в полном объеме.

Управление внутренних дел по Новгородской области с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Новгородской области отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ЗАО «Проектстрой» отказать, ссылаясь на то, что Калининградская таможня в нарушение требований нормативных правовых актов выдала паспорт самоходной машины и других видов техники, поскольку в соответствии со справочником Научно-исследовательского института автомобильного транспорта и характеристикой на экскаватор завод-изготовитель ТATRA выпускает самоходную гидравлически управляемую универсальную отделочную машину UDS114 на автомобильном шасси Татра-815 с рабочим объемом двигателя 12667 куб.см, максимальной скоростью 70 км/ч, и поэтому транспортное средство с такими характеристиками не может быть отнесено к категории самоходных машин, а является автомобилем специального назначения.

Управление Гостехнадзора администрации по Новгородской области в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами согласно, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ЗАО «Проектстрой».

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Инспекция Гостехнадзора по Великому Новгороду отзыв на апелляционную жалобу не представила.

Лица, участвующие в деле, о  времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, 20 августа 2003 года Обществом в инспекции Гостехнадзора по Великому Новгороду зарегистрирован экскаватор «ТATRA-815», 1988 года выпуска, двигатель № 392 991 2161, заводской номер TNU 85P176JK067421, государственный номер 0070 НН53, о чем выдано  свидетельство о регистрации машины АВ 344541. Указанное свидетельство выдано на основании паспорта самоходной машины ТА 018466 от 06.08.2003.

05 марта 2007 года на основании письма УГИБДД УВД по Новгородской области от 21.02.2007 № 18/3-424 «О неправомерной выдаче паспорта самоходной машины Калининградской таможней на транспортное средство «ТATRA-815», 1988 года выпуска, двигатель № 392 991 2161, заводской номер TNU 85P176JK067421, принадлежащего ЗАО «Проектстрой», и в связи с тем, что данная машина отсутствует в каталогах машин, регистрируемых органами Гостехнадзора, начальник управления Гостехнадзора администрации Новгородской области издал приказ № 19, которым регистрационные действия, совершенные инспекцией Гостехнадзора по Великому Новгороду в отношении экскаватора «ТATRA-815», признаны недействительными.

В письме УГИБДД УВД по Новгородской области от 21.02.2007                № 18/3-424 было предложено инспекции Гостехнадзора Великого Новгорода принять меры по аннулированию проведенных регистрационных действий в отношении транспортного средства «ТATRA-815», поскольку, по мнению УГИБДД УВД по Новгородской области, при процедуре таможенного оформления Калининградской таможней была допущена ошибка по определению типа транспортного средства с последующей выдачей паспорта как на самоходную машину.

Письмом от 05 марта 2007 года № 414 «О недействительной регистрации транспортного средства» инспекция Гостехнадзора по Великому Новгороду сообщила ЗАО «Проектстрой» о том, что в связи с протестом, изложенным в письме УГИБДД УВД по Новгородской области от 21.02.2007 № 18/3-424 по факту ошибочного таможенного оформления при определении типа транспортного средства, и на основании приказа по управлению Гостехнадзора администрации по Новгородской области от 05.03.2007 № 19 о признании недействительной государственной регистрации транспортного средства,  Обществу необходимо принять меры к сдаче в инспекцию Гостехнадзора по Великому Новгороду государственного регистрационного знака 0070 НН53, свидетельства о регистрации, талона допуска на эксплуатацию.

Заявитель, не согласившись с приказом Управления Гостехнадзора администрации по Новгородской области и действиями начальника инспекции Гостехнадзора по Великому Новгороду, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований ЗАО «Проектстрой» указало, что поскольку в соответствии с паспортом экскаватор является самоходной машиной, Общество с заявлением о регистрации указанного транспортного средства обратилось в инспекцию Гостехнадзора по Великому Новгороду. Считает, что  оспариваемый акт не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и нарушает права Общества на использование экскаватора по назначению.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что управление Гостехнадзора администрации Новгородской области и  инспекция Гостехнадзора по Великому Новгороду не представили доказательств нарушения законодательства или Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним.  Сведения, содержащиеся в кратком автомобильном  справочнике и представленных управлением документах, не являются  такими доказательствами.

Суд апелляционной инстанции согласен с таким выводом.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см и прицепы к ним.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" предусмотрено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок - счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 460 от 15.05.1995 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" предусмотрено введение паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, с 1 сентября 1995 года.

Установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Пунктом 2 данного постановления предусмотрено, что паспорта выдаются, в том числе, и таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 года.

Из материалов дела следует, что 26 июля 2003 года ЗАО «Проектстрой» заключило с ООО «Стела-М» договор купли-продажи транспортного средства № 12 на приобретение экскаватора «ТATRA-815». При покупке указанного транспортного средства на основании вышеназванного договора купли-продажи на Калининградской таможне 17 августа 2003 года ЗАО «Проектстрой» был выдан паспорт самоходной машины.

Поскольку в соответствии с паспортом экскаватор является самоходной машиной, Общество с заявлением о регистрации указанного транспортного средства обратилось в инспекцию Гостехнадзора по Великому Новгороду, представив все необходимые для этого документы.

В соответствии с пунктом 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.95, государственной регистрации в  органах Гостехнадзора подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.  В подразделениях ГАИ МВД России подлежат регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В подтверждение наличия у спорного технического средства «ТATRA -815» характеристик, свидетельствующих о необходимости его регистрации в органах ГАИ МВД России, ответчики ссылаются на краткий автомобильный справочник, подготовленный Государственным НИИ Автомобильного транспорта и АО «Транконсалтинг». Однако на основании данного справочника суд не может  сделать вывод о наличии у спорного технического средства характеристик, указанных в справочнике, поскольку какие-либо документы, фиксирующие характеристики именно этого технического средства, отсутствуют. Действия Калининградской таможни по выдаче паспорта самоходной  машины и других видов техники не признаны незаконными.

Таким образом, оснований для признания регистрационных действий, совершенных инспекцией Гостехнадзора по Великому Новгороду в отношении экскаватора «ТATRA-815», не имеется. Следовательно, приказ управления Гостехнадзора администрации Новгородской области от 05.03.2007 № 19 и действия начальника инспекции Гостехнадзора по Великому Новгороду являются незаконными.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

         решение Арбитражного суда Новгородской области от 13 июня 2007 года по делу № А44-867/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу управления внутренних дел по Новгородской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Т.В. Виноградова

Судьи                                                              

          О.Ю. Пестерева

         Н.В. Мурахина