ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-3392/2007 от 03.09.2007 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 сентября 2007 года

г. Вологда

Дело № А05-1621/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я., Носач Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования «Приморский муниципальный район» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 июня 2007 года (судья Бунькова Е.В.) по иску федерального государственного учреждения «Архангельская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» к муниципальному образованию «Приморский муниципальный район», с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – муниципального образования – сельское поселение «Талажское» об обязании принять в муниципальную собственность объекты жилищного фонда,

при участии от ответчика ФИО1 по доверенности от 24.08.2007

у с т а н о в и л:

федеральное государственное учреждение «Архангельская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФГУ «Воспитательная колония») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию «Приморский муниципальный район» (далее – МО «Приморский муниципальный район») об обязании принять в муниципальную собственность объекты жилого фонда, находящиеся в оперативном управлении ФГУ «Архангельская воспитательная колония», расположенные по адресу: Архангельская обл., Приморский район, п. Талаги (жилые дома №№ 15, 16, 87, 89, 90, 111, 112, 113, 115, 117, 121 и наружные теплосети).

Определением суда от 13 апреля 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование – сельское поселение «Талажское».

До принятия судом решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил предмет иска, просил обязать МО «Приморский муниципальный район» принять в муниципальную собственность следующие объекты жилого фонда, находящиеся в оперативном управлении ФГУ «Архангельская воспитательная колония», расположенные по адресу: Архангельская обл., Приморский район, п. Талаги: жилые дома №№ 89, 90, 111, 113, 115, 117, 121 и наружные теплосети. Уточнение судом принято.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 июня 2007 года уточненные исковые требования удовлетворены, суд обязал МО «Приморский муниципальный район» в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять в муниципальную собственность путем оформления соответствующих документов от ФГУ «Архангельская воспитательная колония» указанные объекты жилого фонда.

МО «Приморский муниципальный район» с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что с 01.01.2006 истец утратил полномочия по решению жилищных вопросов, передача объектов жилищного фонда между ответчиком и входящими в его состав поселениями уже состоялась. Муниципальное образование «Приморский район» (далее – МО «Приморский район»), в отношении которого принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 221-р, с 01.01.2006 прекратило свое существование как публично-правовое образование. Истцом не представлены документы, характеризующие техническое состояние спорных объектов, поэтому не представляется возможным установить их тождество с объектами, указанными в распоряжении Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 221-р. Жилищные вопросы, в том числе содержание жилищного фонда, относится к полномочиям муниципальных образований – поселений, то есть третьего лица. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 221-р, изданное в отношении несуществующего МО «Приморский район», не может быть исполнено в отношении другого публично-правового образования МО «Приморский муниципальный район». Процедура передачи спорного имущества в установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 № 1453-р срок до 31.12.2004 не была осуществлена в связи с несоблюдением истцом установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 порядка.      

ФГУ «Архангельская воспитательная колония» своего представителя в судебное заседание не направило, в отзыве на апелляционную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, просит решение суда оставить без изменения.

МО сельское поселение «Талажское» надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направило, отзыв на жалобу не представило.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на балансе и в оперативном управлении ФГУ «Воспитательная колония» находятся жилые дома  №№ 89, 90, 111, 113, 115, 117, 121 с наружными теплосетями, расположенные в поселке Талаги Приморского района Архангельской области.

 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 №1453-р «О мерах по обеспечению завершения в 2002-2004 годах передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в муниципальную собственность» федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, имеющим на балансе объекты жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы поручено  завершить до 31 декабря 2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995  N 235 "О порядке передачи объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность". Минфину России поручено предусматривать при формировании проектов федерального бюджета на 2003 - 2007 годы выделение бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на возмещение расходов, связанных с содержанием объектов жилищно - коммунального хозяйства и социально - культурной сферы, переданных в муниципальную собственность.

Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №235 «О порядке передачи объектов социально-ультурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), создаваемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1003 "О реформе государственных предприятий"  передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".

Согласно пункту 9 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 №114-рп для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.

В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1. Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.

Решением от 25.03.2004 №268 собрание депутатов МО «Приморский район» утвержден перечень имущества, передаваемого безвозмездно в муниципальную собственность МО «Приморский район» и поручено комитету по управлению имуществом осуществить приемку имущества в установленном порядке. В указанный перечень вошли жилые дома  №№ 89, 90, 111, 113, 115, 117, 121 с наружными теплосетями.

Правительством РФ 20 февраля 2006 года издано распоряжение № 221-р, в соответствии с которым в собственность, в том числе МО «Приморский район», подлежат передаче следующие объекты поселка Талаги, относящиеся к федеральной собственности и находящиеся в оперативном управлении федерального государственного учреждения "Архангельская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области": жилые дома, инв. N 411, 412, 413, 414, 415, 416. 418, 677, 678, 679, 776; сети теплоснабжения, инв. N711.

В целях исполнения указанного распоряжения Правительства РФ ФГУ «Воспитательная колония»  08 апреля 2006 года обратилось в МО «Приморский район» с заявлением о принятии в муниципальную собственность указанных объектов (полномочия истца на передачу объектов во исполнение распоряжения Правительства РФ определены условиями заключенного 20.02.2006 договора № 5-011 о передаче федерального имущества в оперативное управление с учетом условий дополнительного соглашения к нему).

МО «Приморский муниципальный район» отказалось принимать указанные объекты в муниципальную собственность на том основании, что не является правопреемником МО «Приморский район» и после 01.01.2005 объекты должны передаваться МО - сельскому поселению «Талажское», на территории которого и расположены жилые дома и сети.

Как правильно указано в решении суда первой инстанции  распоряжение Правительства РФ № 221-р «О передаче объектов в собственность муниципальных образований «Котлас», «Вельский район», «Приморский район», которое было принято, в том числе и на основании предложения собрания депутатов муниципального образования «Приморский район» является обязательным для исполнения в силу положений статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ».

В соответствии с пунктом 1.2. статьи 83 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в переходный период (в период с 08 октября 2003 года до 01 января 2009 года) порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений определяется законом субъекта Российской Федерации. Принятие указанных законов субъектов Российской Федерации осуществляется до 1 января 2006 года. С 1 января 2006 года до окончания переходного периода указанные законы субъектов Российской Федерации принимаются не позднее чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могут быть изменены в течение финансового года.

Согласно пункту 1 статьи 5.2. закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-03 «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» объекты муниципальной собственности разграничиваются областными законами между муниципальными районами Архангельской области и входящими в их состав вновь образованными городскими и сельскими поселениями. При этом, в целях разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальным районом Архангельской области и поселением Архангельской области представительный орган муниципального района Архангельской области по инициативе главы муниципального района Архангельской области в течение одного месяца со дня вступления в силу устава соответствующего поселения Архангельской области принимает решение, которым утверждает перечень объектов муниципальной собственности, предназначенных для передачи в муниципальную собственность поселения Архангельской области. составленный по форме согласно Приложению к указанному областному закону.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иобластным законом от 23 сентября 2004 года N 259-внеоч.-03 "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления" 23 июня 2006 года на территории Архангельской области принят закон N 196-11-03 «О разграничении объектов муниципальной собственности между МО «Приморский муниципальный район» и входящими в его состав вновь образованными муниципальными образованиями «Вознесенское», «Заостровское», «Зимнее-Золотицкое», «Катунинское», «Коскогорское», «Ластольское»,«Летнее-Золотицкое», Лисестровское», «Лопшеньгское», «Лявленское», «Патракеевское», «Пертоминское», «Повракульское», «Приморское», «Пустошинское», «Талажское» Архангельской области». Указанным законом разграничены объекты муниципальной собственности между указанными муниципальными образованиями (л.д.83-115). При этом, передача объектов, являющихся предметом рассмотрения настоящего иска указанным законом не предусмотрена.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что до момента передачи объектов в муниципальную собственность  МО «Приморский муниципальный район» они не могут быть переданы истцом в собственность МО – сельское поселение «Талажское».

То обстоятельство, что постановление Правительства РФ от 20.02.2006 было принято в отношении МО «Приморский район», а не в отношении МО «Приморский муниципальный район» не имеет значения для дела, так как  спорные объекты недвижимости  как до 01.01.2006, так и после этой даты находятся на территории Приморского муниципального района, в составе  которого образовано МО – сельское поселение «Талажское».

С учетом положений пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложения N 3 к данному Постановлению, в соответствии с которым жилищный фонд подлежит передаче из федеральной в муниципальную собственность, а также распоряжения Правительства РФ от 20.02.2006 № 221-р и при  отсутствии закона Архангельской области о передаче спорных объектов в муниципальную собственность муниципального образования - сельское поселение «Талажское», суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что муниципальным образованием, обязанным принять спорные объекты в муниципальную собственность, на день рассмотрения заявленного требования является муниципальное образование «Приморский муниципальный район».

Доводы подателя жалобы о невозможности идентифицировать жилые дома, указанные в иске с объектами, указанными в постановлении Правительства РФ от 20.02.2006, а также определить техническое состояние объектов  является несостоятельным, так как вопрос о предоставлении технической документации на передаваемые объекты в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком не ставился. В отзыве на апелляционную жалобу истец указывает на то, что технические паспорта имеются на все объекты, таким образом, ответчик вправе запросить и получить их во внесудебном порядке.

При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет. Расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 июня 2007 года по делу № А05-1621/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования «Приморский муниципальный район» без удовлетворения.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи                                                              

А.Я. Зайцева

Е.В. Носач