ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-4034/2021 от 16.06.2021 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 июня 2021 года

г. Вологда

Дело № А05П-636/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено июня 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа «Нененецкая коммунальная компания» на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 17 марта 2021 года по делу № А05П-636/2020,

у с т а н о в и л:

государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа «Ненецкая коммунальная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: Россия, 166700, Ненецкий автономный округ, <...>; далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>, далее – департамент) о признании недействительными: пункта 3 распоряжения ответчика №244-ро от 09.09.2020 о предоставлении субсидии государственному унитарному предприятию Ненецкого автономного округа «Ненецкая коммунальная компания» на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель, реализуемые населению, потребителям, приравненным к населению, на территории Ненецкого автономного округа; пункта 3 распоряжения департамента №268-ро от 30.09.2020 о предоставлении субсидии государственному унитарному предприятию Ненецкого автономного округа «Ненецкая коммунальная компания» на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель, реализуемые населению, потребителям, приравненным к населению, на территории Ненецкого автономного округа.

Определением суда от 14.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>; далее – управление)

Решением Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 17 марта 2021 года по делу № А05П-636/2020 в удовлетворении требований отказано.

Предприятие обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указало на техническую невозможность обеспечения горячего водоснабжения в многоквартирных домах без возобновления теплоснабжения, причинение  убытков.

От предприятия поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Изучив материалы дела, оценив обоснованность апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта в силу следующего.

Из материалов дела усматривается, что Предприятие в 2020 году на территории МО пос. Искателей оказывало услуги по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирных домов, в том числе в домах с открытой системой теплоснабжения.

Между сторонами заключено соглашение о предоставлении из окружного бюджета в 2020 году субсидии предприятию на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель, реализуемые населению, потребителям, приравненным к населению, на территории Ненецкого автономного округа (далее - Соглашение).

Распоряжением департамента от 02.07.2020 №234-р завершен отопительный период 2019-2020 годов на территории МО пос. Искателей 06.07.2020.

Распоряжением департамента от 07.07.2020 №238-р в вышеназванное распоряжение №234-р от 02.07.2020 внесены изменения посредствам его дополнения пунктом 1.1 следующего содержания: «Обеспечить подачу теплоносителя в расположенные на территории МО пос. Искателей многоквартирные жилые дома с открытыми системами теплоснабжения в соответствии с температурным графиком».

Предприятие обратилось в департамент с заявлением от 18.08.2020 №3229, в котором просило предоставить субсидию на возмещение недополученных доходов в размерах, установленных администрацией Ненецкого автономного округа, на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые потребителям на территории Ненецкого автономного округа за июль 2020 года в сумме 2 595 347 руб. 44 коп.

Распоряжением департамента от 09.09.2020 №244-ро предприятию:

-предоставлена субсидия за июль 2020 года в размере 726 575 руб. 94 коп. (пункт 1);

-на основании подпункта 3 пункта 19 Порядка №44-П, подпункта 6.1.3 пункта 6.1 Соглашения отказано предприятию в субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, реализуемую населению, потребителям, приравненным к населению, на территории Ненецкого автономного округа (раздел 05, подраздел 02, целевая статья 12.2.01.73630, вид расходов 811) за период с 6 по 31 июля 2020 года включительно в сумме 1 868 771 руб. 50 коп. - в связи с отсутствием документов, предусмотренных подпунктом 8 пункта 15 Порядка №44-П, о начале отопительного период с 06.07.2020 (пункт 3).

Предприятие обратилось в департамент с заявлением от 18.09.2020 №3582, в котором просило предоставить субсидию на возмещение недополученных доходов в размерах, установленных администрацией Ненецкого автономного округа, на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые потребителям на территории Ненецкого автономного округа за август 2020 года в сумме 2 431 386 руб. 28 коп.

Распоряжением департамента от 30.09.2020 №268-ро предприятию:

-предоставлена субсидия за август 2020 года в размере 60 066 руб. 11 коп. (пункт 1);

-на основании подпункта 3 пункта 19 Порядка №44-П, подпункта 6.1.3 пункта 6.1 Соглашения отказано предприятию в субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, реализуемую населению, потребителям, приравненным к населению, на территории Ненецкого автономного округа (раздел 05, подраздел 02, целевая статья 12.2.01.73630, вид расходов 811) за период с 1 по 31 августа 2020 года включительно в сумме 2 371 320 руб. 17 коп. - в связи с отсутствием документов, предусмотренных подпунктом 8 пункта 15 Порядка №44-П, о начале отопительного период с 06.07.2020 (пункт 3).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных этой частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Частью 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) определено, что наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

В целях реализации на территории Ненецкого автономного округа части 14 статьи 10 Закона № 190-ФЗ принят Закон Ненецкого автономного округа от 09.07.2014 № 69-ОЗ «О льготах по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя на территории Ненецкого автономного округа» (далее - Закон № 69-ОЗ), который устанавливает лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, основания для предоставления льгот по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Согласно статье 3 вышеназванного Закона № 69-ОЗ, право на льготы имеют население и потребители, приравненные к населению (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации, наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие тепловую энергию для предоставления населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению).

В силу статьи 5 Закона № 69-ОЗ, компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств окружного бюджета в порядке, установленном Администрацией Ненецкого автономного округа в соответствии с бюджетным законодательством.

Порядок № 44-П определяет условия и порядок предоставления за счет средств окружного бюджета субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель, реализуемые населению, потребителям, приравненным к населению, на территории Ненецкого автономного округа, порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.

Согласно пункту 2 Порядка № 44-П субсидия предоставляется следующей категории получателей: юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим теплоснабжение (в том числе горячее водоснабжение с использованием открытых систем теплоснабжения) населения, потребителей, приравненных к населению, на территории Ненецкого автономного округа, в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель.

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 44-П, размер субсидии определяется для каждого получателя субсидии индивидуально, как произведение объема реализованной населению, потребителям, приравненным к населению, тепловой энергии, теплоносителя и разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами для населения, потребителей, приравненных к населению, на тепловую энергию, теплоноситель (без НДС), установленными уполномоченным органом.

Объемы тепловой энергии, теплоносителя определяются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

В соответствии с абзацем 2 пункта 40 Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 этих Правил.

Согласно пункту 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Судом первой инстанции установлено, следует  из письма Департамента внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа от 29.07.2020 № 1898,  в 2020 году на территории Ненецкого автономного округа расчет платы граждан за тепловую энергию осуществлялся в соответствии с фактической продолжительностью отопительного периода.

В соответствии с абзацем 2 пункта 42 (1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Поскольку в 2020 году на территории Ненецкого автономного округа оплата коммунальной услуги по отоплению осуществлялась в течение отопительного периода и спорные дома не оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, расчет платы должен был исчисляться по формулам 2 или 2 (3), то есть исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и только в течении отопительного периода.

Таким образом, в соответствии с Правилами №354 при способе оплаты коммунальной услуги по отоплению в течении отопительного периода, объем тепловой энергии на нужды отопления в межотопительный период составляет 0 Гкал.

Распоряжением департамента от 02.07.2020 № 234-р отопительный период 2019-2020 годов на территории МО пос. Искателей завершен 06.07.2020.

Соответственно, с этого момента и до начала отопительного периода 2020-2021 годов объем тепловой энергии на нужды отопления составляет 0 Гкал.

Доводы заявителя о том, что распоряжением от 07.07.2020 № 238-р в вышеназванное распоряжение внесены изменения путем добавления пункта 1.1 «Обеспечить подачу теплоносителя в расположенные на территории МО пос. Искателей многоквартирные жилые дома с открытыми системами теплоснабжения в соответствии с температурным графиком», что привело к возобновлению отопительного периода в многоквартирных домах с открытыми системами теплоснабжения, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены.

Из пункта 1.1 распоряжения не следует, что на территории МО пос. Искателей подлежит возобновлению отопительный период, указанный пункт вопросы завершения и возобновления отопительного период не регулирует, так как этому посвящен пункт 1 распоряжения.

Исходя из пункта 1.1, предприятию следует обеспечить подачу теплоносителя в соответствии с температурным графиком.

Материалами дела подтверждается, что подготовка распоряжения № 238-р от 07.07.2020 обусловлена многочисленными обращениями граждан, проживающих на территории МО пос. Искателей в многоквартирных жилых домах с открытыми системами теплоснабжения о необходимости обеспечения горячим водоснабжением указанных домов в летний период.

В отсутствие пункта 1.1. распоряжения, открытая система теплоснабжения в межотопительный период была бы заполнена холодной водой.

Вместе с тем, условия предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) закреплены в пункте 3 Правил № 354.

В соответствии с подпунктом в) вышеназванного пункта, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

Таким образом, вне зависимости от системы отопления (открытая или закрытая) потребители коммунальной услуги по горячему водоснабжению должны быть ею обеспечены круглосуточно, то есть с перерывами, не более тех, которые закреплены в приложении №1 Правил №354, иного законодательство Российской Федерации не предусматривает.

Суд правомерно пришел к выводу, что введение пункта 1.1 в распоряжение об окончании отопительного периода было направлено не на его возобновление, а пресечение необоснованного отключения горячей воды в межотопительный период, то есть носило превентивный характер.

Возобновление отопительного периода может иметь место на территории муниципального образования, а не в конкретных, строго определенных домах, и зависит только от среднесуточной температуры наружного воздуха (пункт 5 Правил № 354).

Не свидетельствует о начале отопительного периода и ссылка в пункте 1.1 распоряжения на температурный график, так как в соответствии с пунктом 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115 (далее - Приказ №115), при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.

Как следует из пункта 9.5.8 Правил № 115, при эксплуатации системы горячего водоснабжения необходимо:

- обеспечить качество горячей воды, подаваемой на хозяйственно-питьевые нужды, в соответствии с установленными требованиями госстандарта;

-   поддерживать температуру горячей воды в местах водоразбора для систем централизованного горячего водоснабжения: не ниже 60 град. С - в открытых системах теплоснабжения, не ниже 50 град. С - в закрытых системах теплоснабжения и не выше 75 град. С - для обеих систем.

В соответствии с пунктом 2.4 СанПиНа 2.1.4.2496-09, обязательного для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.

Таким образом, поскольку в рассматриваемых многоквартирных домах имеется открытая система теплоснабжения и расчеты производятся за отопительный период, предъявление к оплате в межотопительный период объема тепловой энергии, превышающей норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для целей горячего водоснабжения, является неправомерным.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2020 №302-ЭС20-14644 по делу №АЗЗ-7793/2018.

Ссылки предприятия на наличие у него убытков при поставке горячей воды в межотопительный период в открытой системе теплоснабжения ввиду дополнительного расхода тепловой энергии в радиаторах, обоснованно отклонены судом первой инстанции как не влияющие на правомерность оспариваемых ненормативных правовых актов.

Распоряжения приняты департаментом в результате рассмотрения заявлений предприятия о предоставлении субсидий на основании Порядка №44-П, то есть в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель, реализуемые населению, потребителям, приравненным к населению, на территории Ненецкого автономного округа.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 19 Порядка №44-П, основанием для отказа в предоставлении субсидии является несоответствие представленных документов пунктам 15, 16 Порядка или непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 15 Порядка.

Согласно подпункту 8 пункта 15 Порядка, для получения субсидии получатели субсидии ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, а за январь, февраль 2019 года в срок не позднее 20 апреля 2019 года представляют в Департамент документы (или их копии), подтверждающие фактическое подключение (отключение) централизованного теплоснабжения в отчетном месяце (в случае начала или окончания отопительного периода), а также документы (или их копии), подтверждающие фактическое подключение к централизованной системе теплоснабжения в отчетном месяце (в случае технологического подключения к централизованной системе теплоснабжения).

Поскольку таких документов представлено не было, отопительный период завершен, а объем тепловой энергии, определенный в соответствии с Правилами №354, составил 0 Гкал, департамент правомерно отказал предприятию в предоставлении субсидии в оспариваемой части.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой обстоятельств дела, тогда как такое несогласие не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

  Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 17 марта 2021 года по делу № А05П-636/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа «Нененецкая коммунальная компания» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Селиванова

Судьи

Е.А. Алимова

Е.Н. Болдырева