ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д. 12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 мая 2007 года г. Вологда Дело № А66-6131/2006
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В., Потеевой А.В.при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энстрой» на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 декабря 2006 года (судья Ильина В.Е.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энстрой» к Администрации города Твери о признании недействительным отказа в продлении срока согласования акта выбора и обследования площадки для разработки проекта планировки территории в микрорайоне «Южный-Г» в Московском районе г. Твери от 26.05.2005, изложенного в письме от 21.03.2006 № 3134, при участии третьего лица управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области,
при участии от общества ФИО1 на основании решения от 29.07.2004, ФИО2 по доверенности от 25.05.2007,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Энстрой» (далее – общество, ООО «Энстрой») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Администрации города Твери (далее – администрация, администрация г. Твери) о признании недействительным отказа в продлении срока согласования акта выбора и обследования площадки для разработки проекта планировки территории в микрорайоне «Южный-Г» в Московском районе г. Твери от 26.05.2005, изложенного в письме от 21.03.2006 № 3134, и обязании устранить указанные нарушения, при участии третьего лица управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области (далее – управление Роснедвижимости по Тверской области).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 13 декабря 2006 года по делу № А66-6131/2006 в удовлетворении требований ООО «Энстрой» о признании недействительным отказа в продлении срока согласования акта выбора и обследования площадки для разработки проекта планировки территории в микрорайоне «Южный-Г» в Московском районе г. Твери от 26.05.2005, изложенного в письме от 21.03.2006 № 3134, и обязании администрацию устранить указанные нарушения, отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на отсутствие прямого указания закона о распространении действия статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) на отношения, возникшие до 01.10.2005. Считает, что обжалуемый отказ в продлении срока согласования акта выбора и обследования площадки для разработки проекта планировки территории подписан не уполномоченным лицом; в качестве третьего лица по данному делу судом привлечено лицо, на права и обязанности которого судебный акт не может повлиять.
Администрация и управление Роснедвижимости по Тверской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, управление Роснедвижимости по Тверской области заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Администрация и управление отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в январе 2005 года ООО «Энстрой» обратилось в администрацию города Твери с заявлением о предоставлении земельного участка под проектирование и строительство жилого комплекса по адресу: г. Тверь, микрорайон «Южный-Г» в Московском районе г. Твери.
05 мая 2005 года комиссией по инвестициям, земельным отношениям и размещению производительных сил при администрации г. Твери принято решение о предоставлении земельного участка под разработку проекта планировки территории с оформлением акта выбора площадки, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии от 05.05.2005 № 102, выдан акт выбора и обследования площадки для разработки проекта планировки территории в микрорайоне «Южный-Г» в Московском районе г. Твери от 26.05.2006 (далее – акт выбора и обследования площадки) сроком на шесть месяцев, указано, что акт действителен до 26.11.2005.
Следует отметить, что акт выбора и обследования площадки не подписан и не утвержден заместителем главы администрации г. Твери.
В данные период общество подготовило необходимую документацию, получило заключения о разрешенном использовании земельного участка объектами инженерной, транспортной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Далее в связи с необходимостью изготовления по требованию Санитарно-эпидемиологической службы Тверской области проекта планируемой застройки, 22 ноября 2005 года ООО «Энстрой» обратилось в администрацию с просьбой продлить срок согласования акта выбора и обследования площадки под размещение объекта строительства на три месяца.
Рассмотрев обращение о продлении срока согласования акта выбора и обследования площадки, администрация в письме от 20.12.2005 № 6677 сообщила, что принято решение об отложении рассмотрения документов и направлении материалов дела на доработку в управление архитектуры и градостроительства департамента архитектуры и строительства администрации г. Твери.
На повторное обращение общества от 13.02.2006 с просьбой продлить срок действия акта выбора и обследования площадки, письмом от 21.03.2006 № 3134 департамент архитектуры и строительства администрации отказал в продлении срока действия акта выбора и обследования площадки в связи с тем, что материалы будут направлены для подготовки земельного участка на аукцион.
Общество расценило письмо от 21.03.2006 № 3134 как ненормативный правовой акт и обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, при проверке ненормативного акта арбитражному суду следует установить его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также установить нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования общества о признании недействительным отказа в продлении срока согласования акта выбора и обследования площадки для разработки проекта планировки территории в микрорайоне «Южный-Г» в Московском районе г. Твери от 26.05.2005, изложенного в письме от 21.03.2006 № 3134, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 191-ФЗ) предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без такового. В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Такое решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ, является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Согласно пунктам 4.1.5 - 4.1.9 Порядка подачи, приема и прохождения документов и взаимодействия структурных подразделений администрации города при предоставлении земельных участков для строительства, утвержденного постановлением главы города Твери от 26.04.2004 № 840, после выполнения процедуры согласования акта выбора земельного участка и получения заключения государственной экологической экспертизы по обоснованию инвестиций в строительство объекта департамент архитектуры готовит проект постановления главы города Твери об утверждении акта выбора земельного участка и опредварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке под проектирование либо письменный отказ в размещении объекта за подписью заместителя главы администрации города - председателя Комиссии по выбору земельных участков для строительства (далее – Комиссия).
Срок согласования акта выбора земельного участка - шесть месяцев. После завершения этого срока процедура выбора земельного участка и рассмотрение заявительских документов прекращаются. По обращению заявителя этот срок может быть продлен на три месяца решением Комиссии.
Постановление главы города Твери о предварительном согласовании места размещения объекта действует до трех лет и является основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания (АПЗ) и для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Отсюда следует, что основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства является постановление (решение) органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
В рассматриваемой ситуации постановление об утверждении акта выбора земельного участка главой города Твери не принято.
Обществу на стадии согласования акта выбора и обследования площадки в письме от 21.03.2006 № 3134 отказано в продлении срока действия акта выбора и обследования площадки со ссылкой на изменения в законодательстве.
Действительно, согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации») Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1, согласно которой земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта по результатам аукционов.
Названной нормой права изменен порядок предоставления земельных участков под жилищное строительство, так как в отличие от положений статьи 30 ЗК РФ земельные участки для указанных целей предоставляются теперь в собственность или в аренду исключительно на аукционе.
Статья 30.1 ЗК РФ вступила в законную силу с 01.10.2005 (статья 18 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
В связи с этим, с 01.10.2005 продление срока согласования акта выбора и обследования площадки для разработки проекта планировки территории в микрорайоне «Южный-Г» в Московском районе г. Твери противоречит действующему законодательству, с учетом дополнений, внесенных в ЗК РФ.
Как указывалось ранее, согласно пункту 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В данном случае уполномоченным органом не было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке.
На первой стадии осуществляется выбор земельного участка для размещения объекта и принимается в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта. На второй стадии проводятся работы по формированию земельного участка. На третьей – проводится государственный кадастровый учет земельного участка; участку присваивается кадастровый номер. На четвертой стадии принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. В соответствии с пунктом 6 названной статьи уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В рассматриваемом случае не завершена даже первая стадия. Соответственно земельный участок не сформирован, кадастровый учет участка не проведен.
Суд апелляционной инстанции считает, что подписание акта выбора и обследования площадки членами Комиссии нельзя расценить как принятие решения уполномоченным органом о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, в порядке, установленном ЗК РФ.
Мнение общества о том, что отношения по предоставлению спорного земельного участка возникли до 01.10.2005, является ошибочным. Составление акта выбора и обследования площадки является лишь частью процесса накопления юридических фактов для формирования юридического состава как основания возникновения земельного правоотношения, поэтому ссылка общества в апелляционной жалобе на отсутствие прямого указания закона о распространении действия статьи 30.1 ЗК РФ на отношения, возникшие до 01.10.2005, не принимается во внимание.
Необходимо отметить, что согласно статье 1 ЗК РФ при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, поэтому ссылка общества на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не принимается судом апелляционной инстанции.
Довод общества о том, что письмо департамента архитектуры и строительства города Твери от 21.03.2006 № 3134, которым отказано в продлении срока согласования акта выбора и обследования площадки под размещение объекта строительства на три месяца, подписано неполномочным лицом, несостоятелен.
В соответствии с пунктом 4.1.6 Порядка подачи, приема и прохождения документов и взаимодействия структурных подразделений администрации города при предоставлении земельных участков для строительства срок согласования акта выбора земельного участка может быть продлен на три месяца с письменного согласования заместителя Главы администрации города, начальника департамента архитектуры и строительства.
Следовательно, отказ в продлении срокасогласования акта выбора земельного участка может подписывать заместитель Главы администрации города, начальник департамента архитектуры и строительства.
В свою очередь, в соответствии с пунктами 2.6., 3.4. Должностной инструкции заместителя начальника департамента архитектуры и строительства, начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Твери, главного архитектора города, утвержденной заместителем главы администрации города Твери, начальником департамента архитектуры и градостроительства, главный архитектор имеет право принимать в пределах своей компетенции решения по всем вопросам архитектуры и градостроительства, являющиеся обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами города, рассматривать и согласовывать проекты планировки и застройки, проекты всех зданий и сооружений для строительства на территории города, отклонять от согласования проекты, не отвечающие нормативным, архитектурно-градостроительным, экологическим требованиям.
Таким образом, письмо департамента архитектуры и строительства города Твери от 21.03.2006 № 3134, которым отказано в продлении срока согласования акта выбора и обследования площадки под размещение объекта строительства на три месяца, подписано уполномоченным на его подписание лицом.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта администрации.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на неправомерное привлечение судом в качестве третьего лица управление Роснедвижимости по Тверской области, а не комитета по управлению имуществом Тверской области, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Следовательно, вопрос об участии в качестве третьего лица комитета по управлению имуществом Тверской области мог быть решен судом первой инстанции по ходатайству общества. Такого ходатайства обществом не заявлялось.
Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы обществу отказано, госпошлина в федеральный бюджет с администрации взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 декабря 2006 года по делу № А66-6131/2006оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энстрой» - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Пестерева
Судьи Т.В. Виноградова
А.В. Потеева