ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-442/2007 от 28.02.2007 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 февраля 2007 года

г. Вологда

Дело № А66-6572/2006

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой  А.Я., Козловой С.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 декабря 2006 года (судья Силаев Р.В.) по иску открытого акционерного общества «Тверские коммунальные системы» к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области, с участием третьих лиц: Департамента финансов Тверской области, Департамента социальной защиты населения Тверской области, Управления по социальной защите населения администрации г. Твери, Территориального отдела социальной защиты населения г. Твери, общества с ограниченной ответственностью «ЕРКЦ» о взыскании 1 049 669 руб. 90 коп.,

при участии от истца ФИО1 по доверенности от 11.01.2007 № 2-14/07-п,

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Тверские коммунальные системы» (далее – ОАО «ТКС») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области (далее – Минфин РФ), указав в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент финансов Тверской области (далее – Департамент финансов), Управление по социальной защите населения администрации г. Твери (далее – Управление соцзащиты) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации 1 049 669 руб. 90 коп. убытков, понесенных в результате предоставления в 01.09.2003 по 31.12.2004 льгот по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС».

Определением от 10.07.2006 по инициативе суда к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный отдел социальной защиты населения г. Твери (далее – Отдел соцзащиты), Департамент социальной защиты населения Тверской области (далее – Департамент соцзащиты), определением от 15.08.2006 – общество с ограниченной ответственностью «Единый расчетный кассовый центр» (далее – ООО «ЕРКЦ»).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 20 декабря 2006 года за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в пользу ОАО «ТКС» взыскано 882 073 руб. 99 коп. убытков. В остальной части иска отказано.  

Минфин РФ с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований за счет Минфина РФ, ссылаясь на нарушение норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что согласно порядку, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 № 310 предоставление субсидий осуществляется Минфином РФ на основании сводной бюджетной росписи в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Тверской области средства на реализацию льгот лицам, пострадавшим от радиации, были направлены в полном объеме, предусмотренном в приложении № 15 к Федеральному Закону «О федеральном бюджете на 2003 год» в сумме 10 883 000 руб. и в приложении № 14 к Федеральному Закону «О федеральном бюджете на 2004 год» в сумме 12 630 000 руб. Поскольку субсидии предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на условиях долевого финансирования целевых расходов, то субъект Российской Федерации обязан компенсировать недостающую сумму. Кроме того, считает, что нет оснований для взыскания убытков на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет федерального бюджета.

Департамент финансов в отзыве на апелляционную жалобу отклонил изложенные в ней доводы, считает, что оснований для отмены решения нет, поскольку меры социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Представитель ОАО «ТКС» в судебном заседании апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

Ответчик, третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Управление соцзащиты, Отдел соцзащиты, Департамент соцзащиты, ООО «ЕРКЦ» отзывы на апелляционную жалобу не представили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статей 266-269 АПК РФ, апелляционная инстанция  не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, истец в период с сентября 2003 года по декабрь 2004 года предоставлял отдельным категориям граждан, проживающим в домах ТСЖ и ЖСК г. Твери, льготы по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения в виде 50-процентной скидки в соответствии с законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон), в связи с чем, возникли убытки в сумме 1 049 669 руб.  90 коп.

Факт предоставления льгот и их размер ответчиком и третьими лицами не оспаривается. Однако судом первой инстанции на основании исследования материалов дела сделан правомерный вывод о том, что документально подтверждены требования истца только в сумме 1 047 995 руб. 36 коп., поскольку истец не представил документов, подтверждающих наличие права на льготу у лиц, исключенных органами соцзащиты из расчетов истца. Кроме того, суд обоснованно исключил из суммы иска налог на добавленную стоимость в сумме 165 881 руб. 37 коп. С учетом этого размер подлежащих взысканию убытков составил 882 073 руб. 99 коп.

Суд первой инстанции на основании статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 № 506, Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» и Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год», оценив доказательства перечисления бюджетом Тверской области бюджету г. Твери всех денежных средств, полученных из федерального бюджета на реализацию Закона, сделал правильный вывод о том, что федеральным бюджетом на 2003-2004 годы не было предусмотрено достаточных денежных средств на реализацию Закона в части оплаты услуг организациям, оказывающим услуги гражданам, пользующимся льготой, в том числе истцу. Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации – Тверская область полученных средств федерального бюджета Минфин РФ не представил.

Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» если действие закона, предоставляющего льготы не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

При таких обстоятельствах дела, расходы истца, понесенные в результате предоставления скидок при взимании платы за отопление и горячее водоснабжение льготным категориям потребителей, обоснованно взысканы за счет казны Российской Федерации, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 20 декабря 2006 года по делу № А66-6572/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области без удовлетворения.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи                                                              

А.Я. Зайцева

С.В. Козлова