ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-5371/2007 от 16.01.2008 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 января 2008 года                   г. Вологда                       Дело № А66-5516/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Богатыревой В.А., судей Виноградовой Т.В., Пестеревой О.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Щаповой Е.И.,         при участии от Комитета по управлению имуществом Тверской области ФИО1 по доверенности от 10.07.2007 № 4256-04,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 ноября 2007 года (судья Владимирова Г.А.) по делу № А66-5516/2007,

у с т а н о в и л:

Волжский межрегиональный природоохранный прокурор обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации Тверской области (далее – Администрация области) о признании недействительным распоряжения от 23.08.2006 № 396-ра «О переводе земельного участка из одной категории в другую».

Определениями суда от 13.08.2007, от 05.10.2007 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению имуществом Тверской области (далее – Комитет), администрация Калининского района Тверской области (далее – Администрация района), общество с ограниченной ответственностью «Медновская Топливная Компания-1» (далее – ООО «Медновская Топливная компаниия-1», общество), администрация муниципального образования «Буршевское сельское поселение» (далее – администрация МО «Буршевское сельское поселение»).

Решением Арбитражного суда Тверской области по делу от 12.11.2007 в удовлетворении заявленных требований прокурора отказано.

Комитет с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции мотивировочную часть решения суда изменить в части судебного вывода о неправомерности перевода земельного участка по оспариваемому распоряжению Администрации области. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что перевод земельного участка из одной категории в другую осуществлен в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, отзывы на апелляционную жалобу Комитета не представили, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Заслушав объяснения представителя Комитета, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании ходатайства Комитета администрацией Тверской области принято распоряжение от 23.08.2006 № 396-ра «О переводе земельного участка из одной категории в другую». Этим распоряжением земельный участок с кадастровым номером            № 69:10:00 00 25:0115, расположенный по адресу: Калининский район, Бурашевское сельское поселение, в районе деревни Греблево, общей площадью 42000 кв.м, переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения придорожного комплекса с автозаправочной станцией.

Кадастровая стоимость указанного участка согласно справке Калининского межрайонного отдела № 3 УФА кадастра объектов недвижимости по Тверской области составляет 44 772 руб. (показатель кадастровой стоимости превышает среднерайонный уровень на 9,11%).

По результатам аукциона 21.12.2006 указанный выше земельный участок приобретен ООО «Медновская Топливная Компания-1» на основании договора от 09.01.2007 (свидетельство о государственной регистрации права от 12.04.2007) за 3 895 000 руб.

Проверкой исполнения органами государственной власти Тверской области законодательства, регулирующего использование и оборот земель сельскохозяйственного назначения, проведенной прокуратурой Тверской области, установлено несоответствие оспариваемого распоряжения Администрации области федеральному законодательству. В связи с чем исполняющим обязанности Волжского межрегионального природоохранного прокурора направлено представление от 23.05.2007 губернатору Тверской области с предложением отменить распоряжение Администрации области от 23.08.2006 № 396-ра как принятое с нарушением федерального законодательства. Поскольку протест прокурора письмом от 04.07.2007 № 68/4070-01 Администрацией области отклонен, Волжский межрегиональный природоохранный прокурор в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании оспариваемого распоряжения недействительным.

Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности перевода земельного участка по оспариваемому распоряжению Администрации области. Вместе с тем отказал в удовлетворении заявленных требований прокурора, поскольку не усмотрел нарушения прав муниципального образования «Буршевское сельское поселение» на возмещение потерь сельскохозяйственного производства распоряжением администрации.

В соответствии с частью 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 198 АПК РФ предусмотрено право обращения прокурора в       арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2004 № 172 (с последующими изменениями) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон 172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Закона № 172-ФЗ содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4 данного Федерального закона основанием для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является, в частности, установление в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрет на такой перевод.

Пунктом 4 части 1 статьи 7 Закона № 172 предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 данной статьи.

Согласно справке Калининского межрайонного отдела № 3 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка превышает среднерайонный уровень кадастровой стоимости на 9,11%.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела: протокола заседания Координационного совета по имущественным отношения Тверской области от 18.04.2006 № 10, на который ссылается губернатор Тверской области в своем ответе на представление прокурора, преамбулы оспариваемого распоряжения – иные варианты размещения объекта отсутствуют.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что перевод осуществлен Администрацией области с нарушением закона, является ошибочным. Однако это не повлекло принятие неправильного решения, поскольку в удовлетворении заявленного требования отказано на том основании, что суд не усмотрел нарушения прав муниципального образования «Буршевское сельское поселение» на возмещение потерь сельскохозяйственного производства распоряжением администрации Тверской области, что лицами, участвующими в деле, не оспорено.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Тверской области от 12 ноября 2007 года по делу № А66-5516/2007 оставить без изменения.

Председательствующий                                                                   В.А. Богатырева

Судьи                                                                                                  Т.В. Виноградов

                                                                                                             О.Ю. Пестерева