691/2019-60290(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Вологда Палп» ФИО1 (доверенность от 08.11.2018 № 17),
рассмотрев 18.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вологда Палп» на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу № А13-20289/2018,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Вологда Палп», адрес: 162700, Вологодская обл., р-н Черепоецкий, хутор Рощино, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, адрес: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ТУ Росимущества, Управление), о признании незаконными действий по отказу в предоставлении разрешения на вырубку деревьев и кустарников с последующей передачей древесины ТУ Росимущества в Вологодской области, выраженных в письме от 02.11.2018 № 8128, администрации Судского сельского поселения, адрес: 162700, Вологодская обл., Череповецкий р-н, пос. Суда, ул. Гагарина, д. 35 (далее - Администрация), о признании незаконными действий по отказу в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений, выраженных в письме от 30.10.2018 № 1031.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного комплекса Вологодской области, адрес: 160000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Департамент), Череповецкая межрайонная природоохранная прокуратура, адрес: 162600, <...>.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от
06.08.2019 решение суда от 30.04.2019 отменено в части отказа в удовлетворении требований Общества к Управлению о признании незаконными действий по отказу в предоставлении разрешения на вырубку деревьев и кустарников, выраженных в письме от 02.11.2018 № 8128, и к Администрации поселения о признании незаконными действий по отказу в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений, выраженных в письме от 30.10.2018 № 1031. Производство по делу в указанной части требований прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить в части признания законным отказа ТУ Росимущества в определении порядка обращения с древесиной, вырубленной на землях промышленности и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что ссылка суда на то, что Общество выбрало ненадлежащий способ защиты права не соответствует нормам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд не принял во внимание схожесть отношений, возникающих при вырубке древесины на земельных участках лесного фонда и на земельных участках промышленности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить ее без удовлетворения, считая принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что распоряжением Губернатора Вологодской области от 08.10.2018 № 3980-р Общество определено юридическим лицом, имеющим право получить земельные участки в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта «Строительство целлюлозного завода Суда» на территории Череповецкого муниципального района Вологодской области.
По заявлению Общества на основании статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжением ТУ Росимущества от 23.10.2018 № 229-р Обществу выдано разрешение на использование земельного участка площадью 283 400 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 35:22:0203010:155, земельного участка площадью 711 800 кв. м в границах земельного участка с кадастровым номером 35:22:0203010:129 в целях проведения инженерных изысканий, сроком действия 1 год.
Пунктом 4 указанного разрешения установлено, что выдача разрешения на использование земельного участка не является основанием для вырубки и реализации лесной растительности.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельные участки с кадастровыми номерами 35:22:0203010:155 и 35:22:0203010:129, расположенные по адресу: Вологодская область, Череповецкий район, сельское поселение Судское, находятся в собственности Российской Федерации и в неразграниченной собственности, относятся к
категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности), разрешенное использование - производственная деятельность.
Как указывает Общество на предоставленных ему земельных участках произрастает древесно-кустарниковая растительность, которую необходимо вырубить для проведения инженерных изысканий, подготовки проектной документации и получения заключения государственной экспертизы. Общий объем вырубаемой древесины составляет 24 423,6 куб. м или 98 189 штук, в том числе сосна, ель, береза, осина и прочие породы деревьев, а также кустарники.
В связи с этим Общество обратилось в ТУ Росимущества с заявлением от 25.10.2018 3 40 о предоставлении разрешения на вырубку деревьев и кустарников, ссылаясь на положения статей 209, 261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Управление письмом от 12.11.2018 № 8128 сообщило Обществу, что ТУ Росимущества не наделено полномочиями по предоставлению разрешения на вырубку деревьев, кустарников и иной растительности, и порядок и правила реализации древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях иных категорий, не отнесенных к землям лесного фонда, не установлен.
Одновременно Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 25.10.2018 № 41, в котором просило предоставить разрешение на вырубку деревьев и кустарников для целей проведения инженерных изысканий для последующего возведения объектов капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 35:22:0203010:155 и 35:22:0203010:129 в соответствии с проектом благоустройства территории.
Администрация письмом от 30.10.2018 № 1031 направила Обществу отказ в выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений указав, что поселение не является собственником земельных участков и находящейся на них древесно-кустарниковой растительности, поэтому не может распоряжаться ими.
Считая действия Управления и Администрации незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции, приняв отказ от требований Общества в части, в указанной части производство по делу прекратил, а в остальной части оставил решение без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает принятый по делу судебный акт не подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 4 АПК РФ, статьям 11 и 12 ГК РФ заинтересованное лицо
обращается в арбитражный суд в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав способами, предусмотренными законом.
На основании статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В статье 1 ГК РФ закреплены основополагающие принципы гражданского законодательства, в их числе принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
Особенностью рассмотрения дел в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является характер правоотношений между органом государственной власти (органом местного самоуправления) и лицом, осуществляющим предпринимательскую и другую экономическую деятельность. Сущность этих отношений основана на властном подчинении одной стороны другой. При этом признаком ненормативного правового акта, оспариваемого на основании главы 24 названного Кодекса, является наличие в нем предписаний (правил поведения) властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого такой акт касается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение № 432), в соответствии с которым Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
В порядке пункта 4 Положения № 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278 (далее - Положение № 278), определено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, ни Положение № 432, ни Положение № 278 не предусматривают полномочий ТУ Росимущества в сфере использования лесов, определения порядка рубки лесных насаждений и реализации древесины на землях, находящихся в федеральной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604 утверждены Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Согласно пункту 2 упомянутого Постановления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет функции по реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ.
Вместе с тем в отношении рассматриваемых земель промышленности указанный порядок применению не подлежит.
Порядок предоставления разрешения на вырубку деревьев и кустарников на землях промышленности, находящихся в федеральной собственности, с последующей передачей древесины ТУ Росимущества действующим законодательством на момент выдачи ТУ Росимущества письма не предусмотрен.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также
Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В статье 6 ЛК РФ указано, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Частью 1 статьи 16 ЛК РФ определено, что рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
В силу части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Принятые во исполнение части 3 статьи 16 ЛК РФ и указанные в ней правила, распространяются на земли лесного фонда и не регулируют такие правоотношения для земельных участков иных категорий.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно части 1 статьи 88 упомянутого Кодекса землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 39.33 ЗК РФ регулирует случаи и основания использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, которое в силу подпункта 1 пункта 1 осуществляется в случае проведения инженерных изысканий.
В силу пункта 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Пунктом 4 статьи 39.33 упомянутого Кодекса предусмотрено, что указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.
Иных ограничений не предусмотрено.
В статье 39.34 ЗК РФ регламентирован порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 названной статьи разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в целях проведения инженерных изысканий на срок не более одного года.
Действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу (пункт 2 статьи 39.34 ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 39.35 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны: привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием; выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, из содержания изложенных норм следует, что вопросы, связанные с порядком использования земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, разрешаются в выдаваемом уполномоченным органом разрешении. Порядок выполнения работ по приведению земельного участка в соответствие с его целевым назначением устанавливается в соответствии с проектом рекультивации земель.
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 (далее - Постановление № 1244, Порядок № 1244).
Судом отмечено, что Обществом не оспаривается выданное ему ТУ Росимущества распоряжение от 23.10.2018 № 229-р о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в пункте 4 которого отражено, что выдача данного разрешения не является основание для вырубки и реализации лесной растительности.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Приведенные нормы не регулируют порядок выдачи уполномоченным органом разрешений на рубку лесных насаждений на землях промышленности.
Довод Общества о том, что отсутствие порядка, регламентирующего предоставление услуги и/или выдачу ненормативного акта, не может и не должно являться основанием для отказа в выдаче такого ненормативного акта и не должно приводить к нарушению прав и законных интересов заявителя, судом апелляционной инстанции оценен и признан неправомерным.
Издание органом, осуществляющим публичные полномочия, ненормативного правового акта, принятие решения или совершение действий, не предусмотренных действующим законодательством, регулирующим деятельность этого органа, свидетельствует о совершении таких действий с превышением предоставленных полномочий, что является безусловным основанием для отмены принятых актов.
При таких обстоятельствах, суд правомерно не нашел оснований для удовлетворения требований Общества.
Вместе с тем, как отметил суд апелляционной инстанции, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Постановление № 516) предложено Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, при предоставлении земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в аренду, безвозмездное пользование в соответствующих договорах в качестве условий предусматривать возможность осуществления рубок деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом (видами) разрешенного использования, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением № 516 внесены изменения в Постановление № 1244, в соответствии с которым в заявлении о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, должна быть указана информация о необходимости осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в отношении которых подано заявление, - в случае такой необходимости.
Порядок предоставления ТУ Росимущества разрешения на вырубку деревьев и кустарников на землях промышленности, находящихся в федеральной собственности, до введения указанной нормы действующим законодательством не был предусмотрен.
В рассматриваемом случае распоряжение о выдаче разрешения и оспариваемый отказ выданы до внесения указанных изменений.
Общество после принятия Постановления № 516 с заявлением об изменении выданного разрешения и дачи разрешения на использование земельного участка с осуществлением рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, не обращалось.
До выдачи такого разрешения при наличии в распоряжении от 23.10.2018
№ 229-р запрета на вырубку и реализацию лесной растительности, учитывая, что указанные действия являются следствием выдачи разрешения на рубку растительности, оснований признать незаконным отказ в передаче древесины ТУ Росимущества не имеется.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения жалобы Общества не находит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу № А13-20289/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Вологда Палп» - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Васильева
Судьи Л.И. Корабухина
Ю.А. Родин