ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-6394/20 от 22.09.2020 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 сентября 2020 года

г. Вологда

Дело № А44-2552/2020

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено сентября 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Левшиной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «НПП «Планета – Аргалл» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 июля 2020 года по делу                       № А44-2552/2020,

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «НПП «Планета – Аргалл»                         (ОГРН 1025300780394, ИНН 5321037971; адрес: 173000, Новгородская область, Великий Новгород, улица Фёдоровский ручей, дом 2/13; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области (ОГРН 1045300659997, ИНН 5321033092; адрес: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 62; далее – инспекция) о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в невключении общества в единый реестр малого и среднего предпринимательства в качестве субъекта малого предпринимательства.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 23 июля                  2020 года по делу № А44-2552/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что общество по состоянию на 01.07.2017 подлежало включению в реестр в качестве малого предприятия.

Инспекция в отзыве с  доводами жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, в поступившем ходатайстве просила рассмотреть дело без участия представителя.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за  ОГРН 1025300780394, дата присвоения ОГРН – 12.08.2002.

Согласно сведениям единого  реестра субъектов малого и среднего предпринимательства  общество с 10.08.2018 в данном реестре числится  с категорией среднее предприятие.

Общество, считая, что соответствует критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, 12.02.2020 обратилось в инспекцию с заявлением № 413/175, в котором просило налоговый орган внести изменения в реестр объектов малого и среднего предпринимательства и отнести общество к субъектам малого предпринимательства или дать разъяснения по данному вопросу.

Инспекция в письме от 10.03.2020 № 12-09/006472 сообщила заявителю, что если по итогам 2020 года подтвердятся критерии отнесения общества к субъектам малого и среднего предпринимательства с категорией малое, то после 10.08.2021 будет изменена категория субъекта малого или среднего предпринимательства (л.д. 9-10).

Общество не согласилось с правомерностью выводов инспекции, указанных в письме от 10.03.2020 № 12-09/006472, и обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее - УФНС) с жалобой на бездействие должностных лиц инспекции, выразившеееся в невключении общества в единый реестр малого и среднего предпринимательства в качестве субъекта малого предпринимательства, по результатам рассмотрения которой УФНС в письме от 17.04.2020 № 6-11/04329 сообщило об отсутствии у налогового органа оснований для внесения в единый реестр малого и среднего предпринимательства сведений об обществе под категорией «малое» (л.д. 10-11).  

Полагая, что бездействие инспекции по невключению общества в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие являются незаконным, нарушающим законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007                      № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в                                                               части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, которой предусмотрены требования для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств (пункт 1); требования по предельным значениям среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2); возможность установления Правительством Российской Федерации предельного значения среднесписочной численности работников (пункт 2.1); ограничение по размеру дохода (пункт 3).

В соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 4 упомянутого Закона среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части.

В силу части 3 статьи 4 Закона № 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2, 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью.

Часть 4 статьи 4 упомянутого Закона предусматривает, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено настоящей статьей.

Из указанных норм следует, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если соответствующие показатели сохраняются на протяжении трех календарных лет подряд.

На основании части 1 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.

Часть 4 статьи 4.1 вышеназванного Закона предусматривает, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 настоящей статьи.

Из пункта 1 части 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ следует, что внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются уполномоченным органом ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.

В силу части 9 статьи 4.1 указанного Закона сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа.

Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 408-ФЗ) установлено, что первое размещение сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте ФНС России, осуществляется 01.08.2016. Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в указанном реестре, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте ФНС России осуществляется ежемесячно, начиная с 10.09.2016.

Как следует из материалов дела, общество 10.08.2018 включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с категорией «среднее предприятие».

Из ответа инспекции на обращение общества и материалов дела следует, что по итогам 2018, 2019 годов у общества изменился один из критериев отнесения к категории субъектов, численность работников не превысила                         100 человек, однако также изменение должно иметь место в течение трех лет, поэтому инспекция указала, что если по итогам 2020 года подтвердятся критерии отнесения общества к субъектам малого и среднего предпринимательства с категорией «малое», то после 10.08.2021 категория будет изменена. Указанный вывод соответствует изложенным выше положениям по порядку внесения изменений в реестр.

Суд первой инстанции установил, что оснований для внесения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства сведений о заявителе у налогового органа до 10.08.2017 не имелось, поскольку общество, согласно действующему в период с 01.08.2016 по 10.08.2017 законодательству, не соответствовало условиям для определения его в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства и включения в единый реестр малого и среднего предпринимательства, при этом суд учел следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2016, акционерные общества признавались субъектами малого и среднего предпринимательства по общим правилам, то есть при соблюдении установленных критериев по численности работников, размеру выручки и структуре уставного капитала.

Законом № 408-ФЗ с 01.01.2016 изменены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства: вместо критерия выручки используется критерий дохода, вместо критерия средней численности сотрудников - критерий среднесписочной численности сотрудников, а также внесены уточнения  в отношении организационно-правовых форм.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства впервые сформирован 01.08.2016 на основе сведений за предшествующий календарный год (2015 год) и исходя из новых критериев.

Проанализировав внесенные в Закон № 209-ФЗ изменения, суд первой инстанции указал, что начиная с 10.08.2017 по состоянию на 01.07.2017  при ежегодном формировании единого реестра субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с пунктом 1 части 5                              статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства стали вносить сведения об акционерных обществах, которые отвечали установленным законом условиям по доле участия в капитале (подпункт «а» пункта 2 статьи 1, пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 03.07.2016 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). 

Как следует и материалов дела, общество как по состоянию на 10.08.2017, так и на момент включения его в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (10.08.2018) соответствовало категории «среднее предприятие» (отчеты о финансовых результатах общества, налоговые декларации по налогу на прибыль, сведения о среднесписочной численности работников общества за 2016-2017 годы).

В последующий период у общества изменился один из критериев отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно среднесписочная численность работников (менее 100 чел., так,                    в 2018 году - 98 чел., в 2019 году - 97 чел.) только по итогам двух периодов (2018-2019 годы),  соответственно, инспекция установила, что обществом не соблюдены условия, предусмотренные  частью 4 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, поэтому  оснований для изменения обществу категории на «малое предприятие» у налогового органа не имелось, в связи с этим судом первой инстанции не установлено недобросовестного осуществления инспекцией своих обязанностей по отражению в едином реестре субъектов  малого или среднего предпринимательства сведений об обществе. 

Также суд учел, что доказательств того, что оспариваемым бездействием инспекция создала препятствия для осуществления обществом предпринимательской и иной экономической деятельности, нарушены охраняемые законом его права и законные интересы, не имеется и обществом не представлено.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что  заявителем не доказано незаконное бездействие инспекции и создание оспариваемым бездействием препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, нарушение прав и законных интересов заявителя.

Доводы апеллянта о том, что общество ранее соответствовало критерию малого предприятия в соответствии со статьей 4 Закона № 209-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 156-ФЗ, коллегией судей не принимаются, поскольку оно не было включено в впервые сформированный 01.08.2016 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что им ранее не оспаривалось, при этом первичные документы, подтверждающие его соответствие критериям, не представлены (состав акционеров и управление; средняя численность работников за предшествующий календарный год; предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для субъектов малые предприятия - 800 млн. рублей).

Ссылка подателя жалобы на то, что общество по состоянию на 01.07.2017 подлежало включению в реестр в качестве малого предприятия, коллегией судей также отклоняется, поскольку не имеет значения для данного дела. В рассматриваемом случае включение общества 10.08.2018 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с категорией «среднее предприятие» заявителем не оспаривалось, а основания для изменения сведений реестра и отнесения заявителя к субъектам малого предпринимательства на момент обращения с заявлением от 12.02.2020 не наступили.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 июля 2020 года по делу № А44-2552/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «НПП «Планета – Аргалл» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина