ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
01марта 2010 года
г. Вологда
Дело № А05-14893/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Осокиной Н.Н. и Потеевой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2009 года по делу № А05-14893/2009 (судья Дмитревская А.А.),
у с т а н о в и л:
открытое акционерное общество «Мортехсервис» (далее – общество, ОАО «Мортехсервис») обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения принятого судом) о признании недействительными действий Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) по проведению плановой проверки и оформлению ее результатов в виде акта-предписания от 04.09.2009 № 05-197/81.09 (далее – Акт-предписание), а также о признании недействительными пунктов 1 - 4 указанного Акта-предписания.
Решением арбитражного суда от 12 ноября 2009 года (далее – решение суда) по настоящему делу требования удовлетворены частично: признаны недействительными принятые в нарушение Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) пункты 1 - 4 предписания, содержащегося в Акте-предписании; признаны незаконными действия управления по оформлению указанных пунктов; в удовлетворении требования о признании незаконными действий управления по проведению плановой проверки, результаты которой оформлены в названном Акте-предписании, обществу отказано.
Управление не согласилось с решением суда, обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе управление считает решение по настоящему делу необоснованным, ссылается на соблюдение им порядка проведения проверки и оформления ее результатов, а также на доказанность допущенных заявителем грубых нарушений требований Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524 (далее – Положение о лицензировании), в связи с чем просит суд апелляционной инстанции отменить обжалуемое решение в полном объеме.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем в силу статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Ознакомившись с письменными доказательствами, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, управлением заявителю на срок до 16.12.2013 предоставлена лицензия от 16.12.2008 № ОТ-27-000284 (29) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в соответствии с приложением к ней.
В период с 17 по 04 сентября 2009 года управлением на основании распоряжений от 11.08.2009 № 110, от 17.08.2009 № 135 и от 26.08.2009 № 175 была проведена плановая проверка соблюдения заявителем лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.
По результатам проверки составлен акт – предписание от 04.09.2009 № 05-197/81.09, вручен обществу 09.09.2009.
Согласно данному Акту-предписанию ОАО «Мортехсервис» на момент проверки (с 17.08.2009 по 04.09.2009) осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с обращением с отходами производства и потребления, осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению 5 отходов I-IV класса опасности, в частности: сбор и транспортировка 5 видов отходов I-IV класса опасности (опасных отходов) осуществляется судном подсланевых и фекальных вод – теплоходом «Комарово»: обтирочного материала, загрязненного маслами (содержание масел – 15% и более); льяльных вод; шлама очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти; мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный); отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки.
Проверкой установлено, что обществом: 1) в нарушение пункта 2 статьи 26 Закона № 89-ФЗ порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами на момент проверки не прошел согласование с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 2) в нарушение пункта 1 статьи 16 Закона № 89-ФЗ и пункта 3 Положения о лицензировании осуществляется транспортировка опасных отходов без паспорта опасного отхода; 3) в нарушение пункта 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ работники ОАО «Мортехсервис», осуществляющие деятельность по сбору и транспортировке опасных отходов, - капитан судна «Комарово» ФИО1, помощник капитана и другие матросы вышеуказанного судна не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами; 4) в нарушение пункта 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов I - IV класса опасности не корректен, так как в журнале нефтяных операций не указывается в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (далее – ФККО), какой именно «шлам» судно «Комарово» принимает с судов сторонних организаций.
Актом-предписанием заявителю предписано в срок до 31.12.2009:
1) Направить на обучение по 112-часовой программе «Профессиональная подготовка на право работы с опасными отходами» работников предприятия, осуществляющих деятельность с опасными отходами, и информацию об устранении представить в Управление Ростехнадзора по Архангельской области; 2) Завершить паспортизацию опасных отходов, не зарегистрированных в ФККО, в соответствии с приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»; 3) Согласовать с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами; 4) Осуществлять запись в «Журнале нефтяных операций» по принимаемым с судов сторонних организаций отходам - «шламы» в соответствии с ФККО.
Общество в судебном порядке обжаловало Акт-предписание и действия управления по проведению проверки и оформлению ее результатов.
Суд, отказывая в удовлетворении требования о признании незаконными действий управления по проведению плановой проверки, результаты которой оформлены Актом-предписанием, обосновано исходил из положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положения о лицензировании, Административного регламента, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 10.12.2007 № 848, наличия у управления полномочий и оснований для проведения плановой проверки и оформления ее результатов Актом-предписанием.
Доводов, направленных на отмену (изменение) решения суда, в данной части апелляционная жалоба не содержит.
Суд, удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконными действий управления по оформлению пунктов 1 - 4 предписания, содержащегося в акте-предписании от 04.09.2009 № 05-197/81.09, и признанию недействительными пунктов 1 – 4 предписания, содержащегося в акте-предписании от 04.09.2009 № 05-197/81.09, исходил из соответствия деятельности общества лицензионным требованиям и условиям, отсутствия у ответчика законных оснований для включения названных пунктов в предписание.
Апелляционная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I – IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I – IV класса опасности.
Подпунктом «б» пункта 3 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований названо наличие у работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I – IV класса опасности.
На основании приказа генерального директора Общества от 29.08.2008 № 172-пр экономист ФИО2 назначен ответственным по вопросам охраны окружающей среды, в том числе за сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов. ФИО2 прошел обучение в НОУ «Экологический консалтинговый центр» по 112-часовой программе «Профессиональная подготовка на право работы с опасными отходами», что подтверждено сертификатом № 805.
Капитан и помощник капитана судна «Комарово» фактически имеют свидетельства о прохождении обучения по программам «Перевозка опасных веществ на судах», «Транспортировка опасных грузов».
Факт допуска иных лиц к обращению с отходами управлением не подтвержден.
В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что у общества нет обязанности отправлять на обучение по 112-часовой программе «Профессиональная подготовка на право работы с опасными отходами» каждого члена команды; у управления отсутствовали законные основания для выдачи предписания (пункт 1) о направлении на обучение работников предприятия и информировании об устранении выявленного нарушения.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии ФИО2 на судне-сборщике «Комарово» при принятии им от судов сторонних организаций отходов не принимается судом, поскольку данный факт сам по себе не может свидетельствовать о нарушении заявителем лицензионных требований.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона № 89-ФЗ транспортирование отходов I – IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов I – IV класса опасности; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I – IV класса опасности на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов I – IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I – IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.
Как видно из материалов дела, в обществе разработаны и утверждены паспорта (25) 5 опасных отходов, в отношении которых планируется осуществлять деятельность по сбору, использованию и транспортировке. Из них паспорта (15) 2 опасных отходов, зарегистрированных в ФККО, согласованы в установленном порядке с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Архангельской области. Остальные (10) 3 паспорта опасных отходов, не зарегистрированных в ФККО, направлены Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Архангельской области на согласование в Ростехнадзор.
Заявителем представлены копии паспортов на все 5 видов отходов.
Паспорта на отходы: обтирочный материал, загрязненный маслами; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронаторов) от нефти - утверждены генеральным директором общества и согласованы с управлением.
Паспорта на отходы: отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки; прочие отходы нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, угля, газа, горючих сланцев и торфа (льяльные воды) – утверждены генеральным директором общества, находятся на согласовании в Ростехнадзоре России (данные обстоятельства ответчиком не оспариваются).
В акте проверки соискателя лицензии от 15.12.2008 № 05-197/05.08 отражено, что предприятие разработало и представило на согласование в управление паспорта опасных отходов, и управлением направлено на согласование в Ростехнадзор 10 паспортов опасных отходов, не зарегистрированных в ФККО.
В приложении к выданной обществу лицензии от 16.12.2008 названы и льяльные воды, и отходы (осадки) из выгребных ям, и хозяйственно-бытовые стоки, паспорта на которые до настоящего времени не согласованы с Ростехнадзором.
Таким образом, поскольку паспорта на все указанные в лицензии виды отходов у общества имеются, их копии представлены в материалы дела,
суд пришел к правильному выводу о соблюдении заявителем пункта 1 статьи 16 Закона № 89-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о непредставлении заявителем паспортов отходов сторонних организаций, которым истец оказывает услуги в части транспортировки опасных отходов, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку не связан с предметом спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (пункт 2 статьи 26 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований и условий осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности является проведение лицензиатом – юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности.
Как видно из материалов дела, заявителем разработана и утверждена генеральным директором Программа производственного контроля ОАО «Мортехсервис».
Поскольку законодательство Российской Федерации не содержит норм, устанавливающих, в какой форме должен быть составлен порядок осуществления производственного контроля и требования к его составлению, суд обоснованно счел, что обществом для целей лицензионного контроля не нарушено требование пункта 2 статьи 26 Закона № 89-ФЗ, предусматривающего необходимость наличия на предприятии порядка осуществления производственного контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В постановлении Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 дано указание Министерству природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральным горным и промышленным надзором России, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии разработать и принять в установленном порядке нормативные правовые акты, регламентирующие правила инвентаризации объектов размещения отходов, отнесения отходов к конкретному классу опасности, учета в области обращения с отходами, а также порядок предоставления информации индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.
Однако в настоящее время не принят нормативный акт, регламентирующий правила учета в области обращения с отходами.
Заявитель ссылается на то, что учет отходов в организации ведется в соответствии с имеющейся документацией, в частности с Паспортом опасного отхода «Шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, цистерн, гудронатов) от нефти», который утвержден 16.07.2008 генеральным директором ОАО «Мортехсервис» ФИО3, согласован 14.11.2008 с руководителем управления ФИО4.
В связи с тем, что шлам собирается согласно единственному паспорту опасного отхода «Шлам очистки...», в Журнале нефтяных операций указывается «шлам».
Доказательств сбора обществом каких-либо иных шламов управлением не представлено.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом позитивного содержания постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.11.2008 № 7959/08.
Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, им дана обоснованная оценка.
Оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется. Жалоба управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2009 года по делу № А05-14893/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.Кудин
Судьи
А.В.Потеева
Н.Н.Осокина