ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-7859/2022 от 05.10.2022 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 октября 2022 года

г. Вологда

Дело № А52-2057/2022

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Селивановой Ю.В. и Фирсова А.Д., при ведении протокола секретарём судебного заседания Парфёновой А.С.,

при участии от Комитета по тарифам и энергетике Псковской области ФИО1 по доверенности от 25.07.2022 № ТР-01-05-2022/-3419, от муниципального предприятия г. Пскова «Псковские тепловые сети» ФИО2 по доверенности от 29.07.2020 № 4929/01-01, от Комитета по финансам Псковской области ФИО3 по доверенности от 02.08.2021 № ФН/04-1768,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу муниципального предприятия г. Пскова «Псковские тепловые сети» на решение Арбитражного суда Псковской области от 26 июля 2022 года по делу № А52-2057/2022 ,

у с т а н о в и л:

Комитет по тарифам и энергетике Псковской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 180001, <...>; далее – Комитет) обратился в суд с иском к муниципальному предприятию г. Пскова «Псковские тепловые сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 180017, <...>; далее – Предприятие) о взыскании излишне выплаченных субсидий за период 2017-2019 годов в сумме 17 305 718,24 руб.

В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области (далее – Комитет по ЖКХ), Комитет по финансам Псковской области (далее – Комитет по финансам).

Решением Арбитражного суда Псковской области от 26.07.2022 иск удовлетворён.

Предприятие с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норма материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель Предприятия апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

В судебном заседании представитель Комитета просит решение суда оставить без изменений.

Комитет по финансам в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.

Комитет по ЖКХ извещён о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено без его участия согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в силу постановления Администрации Псковской области от 14.12.2021 № 464 «О внесении изменений в постановление Администрации Псковской области от 27.02.2015 № 90 «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета теплоснабжающим организациям и организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов» (далее – Положение) с 01.01.2022 главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на предоставление субсидий теплоснабжающим организациям и организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, является Комитет.

Предприятие является регулируемой организацией, осуществляющей оказание коммунальных услуг в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения.

В период 2017-2019 годов на Предприятие распространялись следующие приказы Комитета:

– в сфере теплоснабжения: приказ от 18.12.2015 № 152-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям, на 2016-2018 годы»; приказ от 17.12.2018 № 210-т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающей организацией потребителям, на 2019–2023 годы»;

– в сфере горячего водоснабжения: приказ от 19.12.2016 № 110-в «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) с использованием закрытой системы горячего водоснабжения на 2017 год»; приказ от 19.12.2017 № 208-в «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) с использованием закрытой системы горячего водоснабжения на 2018 год», приказ от 19.12.2018 № 240-в «Об утверждении производственной программы, установлений долгосрочных параметров регулирования и тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) с использованием закрытой системы горячего водоснабжения на 2019–2023 годы».

Предприятием в период 2017-2019 годов предоставлялись заявления и расчёты в Комитет по ЖКХ для получения субсидий. Комитетом по ЖКХ и Предприятием были заключены договоры о предоставлении субсидии в 2017‑2020 годах, которые исполнены в полном объёме, субсидии Предприятию предоставлены.

Комитетом по финансам проведена проверка обоснованности размера субсидий, предоставляемых Предприятию на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате установления льготных тарифов.

Проверкой установлено, что вследствие исполнения постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.03.2020 по делу № А52‑487/2018 и решения Арбитражного суда Псковской области от 06.08.2020 по делу № А52-1892/2019 Предприятием был выполнен перерасчёт оплаты за горячую воду за период 2017-2019 годов; в закрытой системе горячего водоснабжения (далее — ГВС) перерасчёт выполнен за 61 487,039 Гкал; по индивидуальному тепловому пункту (далее – ИТП) (в целях приготовления горячей воды) за 38 567,260 Гкал. Кроме того, Предприятие выполняло перерасчёты за прошедшие периоды по отоплению и поставкам горячей воды в открытой и закрытой системах, где объём тепловой энергии, учтённый в этих корректировочных расчётах, составил 656,162 Гкал., в том числе доначислена плата за 325,212 Гкал, снято начисление за 977,758 Гкал.

По результатам проверки установлена переплата субсидии Предприятию за период 2017-2019 годов в размере 17 305 718,24 руб.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Комитет обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, руководствуясь статьями 309, 310, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).

Льготные тарифы установлены на основании Закона Псковской области от 07.11.2014 № 1450-ОЗ «О льготных тарифах на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, водоснабжение, водоотведение на территории Псковской области» (далее – Закон № 1450-ОЗ).

Согласно статьям 2 и 3 Закона № 1450-ОЗ решение об установлении льготных тарифов принимается в случае превышения предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой населением платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Псковской области при установлении теплоснабжающим организациям, организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и (или) водоотведение, возникших в результате установления льготных тарифов, осуществляется, за счёт средств областного бюджета путём предоставления указанным организациям субсидий в порядке, установленном актом Администрации области.

Предоставление субсидий организациям осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, указанные цели.

Согласно пункту 37.1 Положения в случае выявления факта излишне выплаченных субсидий, в том числе за периоды до 01.01.2022, получатель субсидий обязан возвратить излишне полученные средства в областной бюджет в течение десяти рабочих дней со дня получения извещения Комитета по тарифам либо органа государственного финансового контроля об обнаружении такого факта.

Согласно пункту 39 Положения в случае, если в установленный срок получатель субсидий не осуществил возврат субсидий или отказался от их возврата, то Комитет либо орган государственного финансового контроля, выявивший факты, указанные в том числе в пункте 37.1 Положения, принимают меры по возврату субсидий в судебном порядке.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на то, что на рассматриваемые бюджетные отношения нормы гражданского законодательства (ГК РФ) не распространяются.

Данные доводы являются необоснованными.

Поскольку предоставление субсидии оформлено соглашением, заключённым в соответствии с гражданским законодательством с учётом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, то к правоотношениям сторон, вытекающим из данного соглашения, применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.

В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на правомерность предоставления ему спорной субсидии, на отсутствие у него обязанности отразить в расчёте 2020 года проведённую корректировку и обязанности по предоставлению дополнительных документов.

Данные доводы являются необоснованными.

Общая сумма субсидии, перечисленной ответчику (Предприятию) по договорам о предоставлении субсидий, составляет 181 569 244 руб.

Между тем, согласно представленным документам Предприятие на бухгалтерский учёт за 2020 год приняло прочие доходы всего на сумму 19 544 300 руб. и прочие расходы всего на сумму 181 761 200 руб., которые не нашли своего отражения при ежеквартальном расчёте размера субсидий, производимом Предприятием.

Согласно представленным документам Предприятием со 2 квартала 2019 года по 4 квартал 2020 года бухгалтерскими справками была проведена корректировка реализации услуг по населению в сторону уменьшения за периоды май 2013 года, ноябрь 2013 года, июль 2014 года, май 2015 года, июнь 2016 года, сентябрь 2016 года, январь-декабрь 2017 года, январь-декабрь 2018 года, январь-декабрь 2019 года.

В соответствии с пунктом 80 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н, прибыль или убыток, выявленные в отчётном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчётного года.

Поскольку в рассматриваемом случае корректировка реализации осуществлялась Предприятием, в том числе в 2020 году, то она должна отражаться в бухгалтерском балансе 2020 года, даже при условии, что корректировались прошлые периоды. Таким образом, Предприятие при предоставлении документов на предоставление субсидии не отражало проведенные бухгалтерские корректировки.

Предприятием был выполнен перерасчёт оплаты за горячую воду за период 2017-2019 годов; в закрытой системе ГВС перерасчёт выполнен за 61 487,039 Гкал; по ИТП (в целях приготовления горячей воды) за 38 567,260 Гкал, а также произведена корректировка реализации за периоды 2017-2019 годы, которая привела к уменьшению доходов и излишне выплаченным субсидиям за эти периоды.

Расчёт размера субсидии производится непосредственно самим Предприятием и напрямую зависит от объёма реализации услуг в связи с чем корректировка этого объёма напрямую должна отражаться на расчёте размера субсидии в 2020 году, так как эта корректировка производилась в 2020 году, то есть в расчёт должен был войти объём реализации услуг за текущий период и объём произведённой корректировки.

Таким образом, Предприятием был изменён порядок расчётов с населением, что привело к уменьшению выпадающих доходов, возмещение которых является целью предоставления субсидии.

Предприятием информация о производимой корректировки объёма реализации услуг, непосредственно влияющая на размер предоставляемой субсидии, до главного распорядителя бюджетных средств доведена не была. Данные факты уменьшения объёма реализации услуг населению и, соответственно уменьшение размера межтарифной разницы, подлежащей возмещению из бюджета Псковской области, были установлены в ходе проведения проверки Комитетом по финансам.

На основании изложенного суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что заявленная сумма подлежит возврату как необоснованно полученная субсидия, и правомерно удовлетворил иск.

В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на то, что внесение изменений в положения законодательства, регулирующего предоставление субсидий теплоснабжающим организациям в Псковской области (пункт 37.1 положения), не имеют обратной силы.

Данные доводы являются необоснованными.

Предприятие необоснованно получило спорную сумму субсидии, поэтому оно должно возвратить её в бюджет Псковской области.

Так, согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение).

Аналогичные нормы предусмотрены пунктом 37.1 Положения, которым, как указано выше, установлено, что в случае выявления факта излишне выплаченных субсидий, в том числе за периоды до 01.01.2022, получатель субсидий обязан возвратить излишне полученные средства в областной бюджет в течение десяти рабочих дней со дня получения извещения Комитета по тарифам либо органа государственного финансового контроля об обнаружении такого факта.

Доводы Предприятия о том, что данный пункт 37.1 Положения не может распространять своё действие на рассматриваемые правоотношения, являются необоснованными, так как пункт 37.1 ранее был изложен в пункте 37 Постановлении Администрации Псковской области от 27.02.2015 № 90 и содержал в себе также обязанность возвратить незаконно полученные средства субсидии в областной бюджет в случае необоснованного получения субсидий, при выявлении Комитетом по тарифам или органами государственного финансового контроля факта представления получателем субсидий недостоверной информации или недостоверных сведений в документах, предусмотренных Положением.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 26 июля 2022 года по делу № А52-2057/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия г. Пскова «Псковские тепловые сети» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.А. Холминов

Судьи

Ю.В. Селиванова

А.Д. Фирсов