ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-8123/2021 от 29.09.2021 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 сентября 2021 года

г. Вологда

Дело № А66-2142/2021

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено сентября 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и               Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «КОММЕРЦИЯ» на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 июля 2021 года по делу № А66-2142/2021,

у с т а н о в и л:

закрытое акционерное общество «КОММЕРЦИЯ»                                      (ОГРН 1026940509936, ИНН 6902026752; адрес: 170039, Тверская область, город Тверь, улица Паши Савельевой, дом 55; далее – Общество,                          ЗАО «КОММЕРЦИЯ») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору                                        (ОГРН 1067746766240, ИНН 7702609639; адрес: 107031, Москва, улица Рождественка, дом 5/ 7; далее - Управление) о признании недействительным предписания от 04.02.2021 № 8.2-0063пл-П/0007-2021 об устранении выявленных нарушений.

Решением Тверской области от 13 июля 2021 года по делу                              № А66-2142/2021в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указало на то, что не является эксплуатирующей опасный производственный объект организацией, не владеет объектом на каком-либо праве.

От Управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.01.2021 № РП-211-бЗ «О проведении плановой выездной проверки ЗАО «КОММЕРЦИЯ» и в соответствии с Планом проведения плановых проверок Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2021 год.

Согласно протоколу от 15.02.2021 № 8.2-0063пл -Пр/0009-2021 в 15 час. 00 мин. 04.02.2021 по адресу: <...>, юридическим лицом - ЗАО «КОММЕРЦИЯ» допущены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности, а именно:

- решением руководителя не назначено лицо, ответственное за осуществление производственного контроля по соблюдению требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, чем нарушены ст. 11 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 9 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168;

- не обеспечено проведение аттестации в области промышленной безопасности генерального директора ЗАО «КОММЕРЦИЯ» ФИО1, на которого возложены обязанности руководителя организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, чем нарушены ст. 9, 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п.п. а, в п. 2 «Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365; п. 10 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168;

- положение о порядке технического расследования причин инцидентов в ЗАО «КОММЕРЦИЯ», утвержденное руководителем организации в 2015 году, не соответствует требованиям, установленным действующими нормативными документами (даны ссылки на документы, утратившие силу, а именно: Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480),чем нарушены ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 29 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.12.2020 №503;

- не обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте: не заключен договор на обслуживание объекта с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием, чем нарушена ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997;

- Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденное генеральным директором ЗАО «КОММЕРЦИЯ» ФИО1 02.10.2015, не соответствует требованиям «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168, а именно: Положение о производственном контроле не содержит: порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; порядок организации проведения экспертизы промышленной безопасности, чем нарушено ст. 9 Федерального закона   № 116-ФЗ от 21.07.1997, п.п. 4, 5 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168;

- не обеспечена безопасная эксплуатация технических устройств сети газоснабжения, а именно: не проводится техническое обслуживание и ремонт газопровода (собственная газовая служба на предприятии отсутствует, договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств не представлено, актов выполненных работ не представлено), чем нарушено ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531;

- без продления срока эксплуатации осуществляется эксплуатация наружного (подземного) газопровода среднего давления, отработавшего фактический срок службы (год ввода в эксплуатацию 1994), чем нарушены ст. 7, 9, ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ; п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420.

Не согласившись с принятым по результатам проверки предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения названного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов проверки, в государственном реестре опасных производственных объектов за ЗАО «КОММЕРЦИЯ» зарегистрирован опасный производственный объект: «Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая», peг. № А05-10758-0001, III класс опасности, (свидетельство о регистрации № А05-10758 от 06.03.2003).

В состав опасного производственного объекта входит: наружный (подземный) газопровод среднего давления (Р=0,3 МПа, D-108 мм, L= 137,7 п.м., D-159 мм, L=345,3 п.м, общая протяженность 483,0 п.м.), внесение изменения в государственный реестр опасных производственных объектов                   от 26.03.2019.

Общество имеет лицензию от 08.10.2010 № ВП-05-001224 на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Организацией проведено страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте в страховом акционерном обществе «РЕСО-Гарантия», страховой полис: серия PvESX№ 12082595590000 (Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, per. № А05-10758-0001), срок действия с 10.08.2020 по 09.08.2021.

В обществе организован и осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с «Положением о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденное генеральным директором ЗАО «КОММЕРЦИЯ» ФИО1 02.10.2015.

Для обеспечения готовности организации к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах имеется  План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте: «Сеть газопотребления                                 ЗАО «КОММЕРЦИЯ», утвержденный руководителем организации 27.11.2017 и согласованный с профессиональным аварийно - спасательным формированием ООО «ЕХП-ЭКОСПАС».

В соответствии с п. 9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности производственный контроль осуществляют назначенный (определенный) решением руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя работник или служба производственного контроля.

В Обществе не назначено лицо, ответственное за осуществление производственного контроля по соблюдению требований промышленной безопасности на опасном производственном объект

Статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ, абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», проходят руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее - организации)

При проверке установлено, что Обществом не обеспечено проведение аттестации в области промышленной безопасности генерального директора ЗАО «КОММЕРЦИЯ» ФИО1, на которого возложены обязанности руководителя организации, эксплуатирующей опасный производственный объект

Техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей объект.

Положение о порядке технического расследования причин инцидентов в ЗАО «КОММЕРЦИЯ», утвержденное руководителем организации в 2015 году, не соответствует требованиям, установленным действующими нормативными документами (даны ссылки на документы, утратившие силу, а именно: Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480).

Согласно статье 10 Федерального закона № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

В нарушение указанной нормы Обществом не заключен договор на обслуживание объекта с профессиональной аварийно-спасательной службой или с аварийно-спасательным формированием.

Пунктами 4 и 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, установлены требования к содержанию и порядок принятия положения о производственном контроле.

Представленное при проверке Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденное генеральным директором                          ЗАО «КОММЕРЦИЯ» ФИО1 02.10.2015, не соответствует требованиям «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168, а именно: Положение о производственном контроле не содержит порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, порядок организации проведения экспертизы промышленной безопасности.

Пунктом 6 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления установлены общие требования к деятельности по эксплуатации, техническому перевооружению, реконструкции, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.

При проверке установлено, что Обществом не проводится техническое обслуживание и ремонт газопровода (собственная газовая служба на предприятии отсутствует, договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств не представлено, актов выполненных работ не представлено).

Кроме того, в нарушение статей 7, 9, ч. 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ,  п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 №420, Обществом без продления срока эксплуатации осуществляется эксплуатация наружного (подземного) газопровода среднего давления, отработавшего фактический срок службы (год ввода в эксплуатацию 1994).

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для выдачи предписания от 04.02.2021 № 8.2-0063пл-П/0007-2021 об устранении выявленных нарушений.

Доводы Общества об отсутствии прав владения опасным производственным объектом коллегией судей отклоняются.

Исходя из положений Закона № 116-ФЗ включение объекта в государственный реестр опасных производственных объектов подтверждает то обстоятельство, что объект относится к категории опасных производственных объектов вне зависимости от факта его эксплуатации.

Закон № 116-ФЗ определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац второй статьи 1 этого Закона) и возлагает несение установленных данным Законом обязанностей на эксплуатирующую организацию.

Таким образом, вопреки доводам заявителя, до момента исключения производственного объекта из государственного реестра опасных производственных объектов (перерегистрации соответствующего объекта на другую эксплуатирующую организацию) лицо, указанное ответственным за эксплуатацию данного объекта, обязано соблюдать требования законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности.

Изменения в сведения, содержащиеся в названном реестре, связанные с исключением спорного опасного производственного объекта из реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации либо по иным основаниям (пункты 23, 24 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140), не внесены.

Отказ Управления в предоставлении государственной услуги, на которые сослался заявитель, обществом не оспорен, незаконным не признан.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства закрытия или консервации сети газопотребления.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности выданного предписании и отсутствии нарушения прав общества в экономической деятельности.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.

Апелляционная  жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 13 июля 2021 года по делу № А66-2142/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «КОММЕРЦИЯ» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Селиванова

Судьи

Е.А. Алимова

Е.Н. Болдырева