ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-882/2006 от 26.12.2006 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 декабря 2006 года

г. Вологда

Дело № А05-19959/05-23

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Козловой С.В., Зайцевой А.Я.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О. ,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Северодвинск» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 февраля 2006 года (судья Гуляева И.С.) по иску Северодвинского муниципального пассажирского автотранспортного предприятия к Администрации муниципального образования «Северодвинск», Финансовому управлению администрации муниципального образования «Северодвинск», Департаменту финансов администрации Архангельской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, муниципальному образованию «Северодвинск» в лице Финансового управления о взыскании 6 293 501 руб. 44 коп., с участием третьего лица предпринимателя ФИО1,

при участии от истца ФИО2 по доверенности от 30.10.2006, от ответчиков: Департамента финансов – ФИО3 по доверенности от 10.10.2005, от Финансового управления, Администрации – ФИО4 по доверенности от 24.05.2006

у с т а н о в и л:

Северодвинское муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации муниципального образования «Северодвинск», Управлению финансов Администрации муниципального образования «Северодвинск»,       Департаменту финансов Администрации Архангельской области (далее – Департамент) о взыскании 6 293 501 руб. 44 коп. расходов, связанных с предоставлением в период с 01.01.2005 по 30.09.2005 отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на основании постановления Мэра муниципального образования   «Северодвинск» от 01.02.2005 № 11 «О дополнительных мерах социальной   поддержки отдельных категорий граждан», постановления Мэра муниципального образования «Северодвинск» от 11.04.2005 № 40 «О введении социального комплексного месячного проездного билета для проезда отдельных категорий граждан на городских и пригородных автобусных маршрутах общего пользования» и постановления Мэра муниципального образования «Северодвинск» от 25.07.2005 № 80 «Об установлении стоимости социальных проездных билетов для проезда отдельных категорий граждан на городских и пригородных автобусных маршрутах общего пользования».

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен индивидуальный предприниматель ФИО1.

Определением суда от 11 января 2006 года Управление социальной защиты населения Администрации муниципального образования «Северодвинск» заменено на Администрацию муниципального образования «Северодвинск» (далее – Администрация).

Решением от 13 февраля 2006 года с Администрации в пользу Предприятия взыскано 5 037 496 руб. 44 коп. расходов. В удовлетворении остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 27 июня 2006 года решение суда от 13 февраля 2006 года отменено, дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ) для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в качестве ответчика к участию в деле привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ).

Постановлением апелляционной инстанции от 18 августа 2006 года в пользу Предприятия взыскано с Администрации – 131 270 руб. 44 коп., с Архангельской области в лице Департамента за счет средств казны – 4 906 226 руб. расходов. В удовлетворении остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2006 года постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Архангельской области от 18 августа 2006 года отменено в связи с тем, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и к участию в деле не привлечено в качестве ответчика муниципальное образование «Северодвинск». Судом кассационной инстанции дано указание при новом рассмотрении дела учесть вышеизложенное, проверить обоснованность требований по размеру с учетом того, что истец просит взыскать убытки, возникшие в период с 01.01.2005 по 30.09.2005, в то время как Постановлением №11 ему предписано осуществлять продажу социальных проездных билетов с февраля 2005 года. Дело передано на новое рассмотрение в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2006 года принята к производству апелляционная жалоба Администрации муниципального образования «Северодвинск», а также во исполнение постановления суда кассационной инстанции к участию в деле в качестве ответчика привлечено муниципальное образование «Северодвинск» в лице Управления финансов. Фактически интересы муниципального образования представляет Финансовое управление администрации муниципального образования «Северодвинск».

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. Минфин РФ направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Предприятие, Департамент финансов, Минфин РФ, 3-е лицо  отзывы на апелляционную жалобу не представили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей Минфина РФ и 3-го лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал, просит решение суда отменить, иск удовлетворить за счет Архангельской области. Представитель муниципального образования «Северодвинск» и Финансового управления с апелляционной жалобой согласен. Представитель истца считает, что иск частично в сумме 131 270 руб. 44 коп. подлежит удовлетворению за счет Администрации, а в остальной сумме за счет Архангельской области. Представитель  Департамента финансов против доводов апелляционной жалобы возражал, указав на то, что субъект Российской Федерации – Архангельская область только распределяла поступавшие из федерального бюджета дотации на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории Архангельской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации  из расчета по 50 руб. на каждого льготника. Область не принимала на себя обязательств оплачивать расходы транспортных предприятий, осуществляющих перевозку льготных категорий пассажиров на основании социальных проездных билетов, продажа которых была организована согласно постановлению мэра муниципального образования «Северодвинск».

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статей 266-269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене,  так как судом неправильно применены нормы материального права.

Как следует из материалов дела, Предприятие осуществляет перевозку пассажиров транспортом общего пользования по городским, пригородным и междугородним маршрутам.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что в сумму иска входят убытки в связи с осуществлением перевозки льготных категорий граждан по социальным проездным билетам в период с мая по сентябрь 2005 года.

Факт оказания услуг льготным категориям граждан и их размер в сумме 5 037 496 руб. 44 коп. подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: договором от 01.03.2005 № 2005-03/055-э, счетами-фактурами, отчетами о реализации социальных проездных билетов, актом сверки истца с Управлением социальной защиты Администрации муниципального образования «Северодвинск» (т.1 л.д.100).

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) ряду категорий граждан отменено право бесплатного проезда в транспорте общего пользования.

          Этим же Законом субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обязаны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

          Законом Архангельской области от 10.11.2004 № 262-33-03 «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки граждан, относящиеся к расходным обязательствам Архангельской области. Среди этих мер предусмотрена ежемесячная денежная выплата; льготный или иной преимущественный проезд граждан на общественном транспорте не установлен.

           Таким образом, Архангельская область названным выше законом не приняла на себя расходных обязательств по компенсации льготного проезда граждан в общественном транспорте.

           Рассмотрев ход реализации на территории муниципального образования «Северодвинск» Закона № 122-ФЗ, а также обращения жителей муниципального образования с жалобами на несвоевременность выплат и недостаточность средств, предусмотренных мерами социальной поддержки, Мэр муниципального образования «Северодвинск» принял постановление от 01.02.2005 № 11 об установлении дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, установив стоимость социального проездного билета и обязав Предприятие осуществлять продажу этих билетов с февраля 2005 года.

           Постановлениями Мэра муниципального образования «Северодвинск» № 40 и № 80 изменялась стоимость этих билетов, с учетом опыта организации перевозок пассажиров по социальным проездным билетам и для обеспечения мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

           Предприятие и Администрация 01.03.2005 заключили договор № 5002-03/055-э, в соответствии с которым Предприятие обязалось осуществлять перевозку на автобусах городских и пригородных маршрутов общего пользования отдельных категорий пассажиров по социальным проездным билетам, а Администрация компенсировать убытки, связанные с указанной перевозкой, согласно сводной бюджетной росписи областного бюджета. При этом Администрация обязалась перечислять денежные средства ежеквартально, при условии их поступления местный бюджет.

           Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2005 № 80 утверждено    распределение    дотаций    на    поддержку    мер    по    обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных статьей  43   Федерального  закона   «О   федеральном   бюджете   на   2005   год», в соответствии  с которым  органам   исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации предписано направить полученные дотации на осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности транспортных    услуг    на    территории    соответствующего    субъекта    Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

            Таким образом, в I квартале 2005 года из федерального бюджета бюджету Архангельской области подлежало выделению 16 354,2 тыс. руб. целевых средств из расчета 50 руб. в месяц на каждого гражданина, оказание мер социальной поддержки которого относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

            Постановлением Главы администрации Архангельской области от 23.03.2005 № 54 (далее - Постановление № 54) утвержден порядок распределения дотаций бюджетам муниципальных образований на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории Архангельской области для отдельных категорий граждан и предоставления транспортных услуг. Этим же постановлением распределены выделенные из федерального бюджета в I квартале 2005 года 16 354,2 тыс. руб. дотаций, в том числе муниципальному образованию «Северодвинск» выделено 2 223 800  руб. Впоследствии, во II и III квартале 2005 года бюджет субъекта выделял бюджету муниципального образования «Северодвинск» за счет федеральных дотаций 2 256 300 руб. и 2 321 700 руб. дотаций соответственно.

         Материалами дела подтверждается, что данные денежные средства перечислены бюджету муниципального образования «Северодвинск», и распределены в соответствии с Соглашениями, заключенными администрацией Архангельской области и муниципальным образованием «Северодвинск» 24.03.2005, 14.05.2005 и 23.06.2005.

        Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования «Северодвинск», в виде предоставления социального проездного билета, установлены Постановлениями № 11, № 40 и № 80, принятыми Мэром муниципального образования «Северодвинск».

        Следовательно, понесенные в связи с этим расходы Предприятия, должны быть возмещены за счет средств бюджета муниципального образования «Северодвинск».

        Поскольку муниципальным образованием «Северодвинск» Предприятию в полном размере (6 801 800 руб.) перечислена поступившая из бюджета субъекта федеральная  дотация   на  обеспечение  равной  доступности  транспортных  услуг отдельным категориям граждан, однако этих денежных средств оказалось недостаточно, убытки Предприятия подлежат взысканию с казны муниципального образования «Северодвинск».

        В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации  от 22.06.2006 №23 рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

        Настоящий иск заявлен именно в связи с причинением истцу убытков в результате установления льготного проезда для отдельных категорий граждан органами местного самоуправления муниципального образования «Северодвинск». Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование «Северодвинск».

        Интересы муниципального образования «Северодвинск» в арбитражном суде представляет Финансовое управление.

Поскольку публично - правовое образование, представляет
интересы соответствующей казны, являясь субъектом публичного права и выступая в защиту государственных интересов, то в силу подпункта 1 пункта 1 статьи  333.37  Налогового     кодекса     Российской     Федерации освобождено     от     уплаты государственной пошлины. Уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату из бюджета.

        Руководствуясь статьями 266, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 февраля 2006 года по делу №А05-19959/2005-23 отменить. Взыскать с муниципального образования «Северодвинск» за счет казны муниципального образования «Севердвинск» в пользу Северодвинского муниципального пассажирского автотранспортного предприятия 5 037 496 руб. 44 коп. убытков. В остальной части иска отказать.

        В иске к Администрации муниципального образования «Северодвинск», Финансовому управлению администрации муниципального образования «Северодвинск», Департаменту финансов администрации Архангельской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.

        Возвратить Северодвинскому муниципальному пассажирскому автотранспортному предприятию из федерального бюджета госпошлину в сумме 42 967 руб. 51 коп., перечисленную по платежному поручению №600 от 26.10.2005.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи                                                              

С.В. Козлова

А.Я. Зайцева