ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-8884/20 от 17.12.2020 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 декабря 2020 года

г. Вологда

Дело № А66-10004/2020

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года .

В полном объёме постановление изготовлено декабря 2020 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство г. Андреаполь» на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 сентября 2020 года по делу № А66-10004/2020 ,

у с т а н о в и л:

Осташковская межрайонная природоохранная прокуратура                  (адрес: 172730, <...>;               далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство г. Андреаполь» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 172800, <...>; далее - ООО «Благоустройство, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Тверской области от 04 сентября 2020 года по делу № А66-10004/2020 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что эксплуатация полигона твердых бытовых отходов осуществляется обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Полигон» на основании договора аренды от 20.01.2020                         № 10-а/2020, общество является лишь агентом. Считает, что лицензия должна быть получена ООО «Полигон».

Прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы , проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, прокуратурой на основании решения                от 01.06.2020 № 49 проведена проверка исполнения обществом законодательства об охране окружающей среды и природопользовании в том числе законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при использовании земельного участка площадью 50 000 кв. м с кадастровым номером 69:01:0000017:561, расположенного по адресу:               Тверская область, Андреапольский район, в целях размещения отходов производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что общество осуществляет деятельность по размещению отходов производства и потребления и твердых коммунальных отходов на указанном объекте в отсутствие соответствующей лицензии, в связи с чем в действиях ООО «Благоустройство г. Андреаполь» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

По данному факту 10.07.2020 прокуратурой в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 2                      статьи 14.1 КоАП РФ.

Считая факт совершения административного правонарушения установленным, руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Апелляционная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

На основании абзаца третьего пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) регулируются отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона № 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Аналогичное требование закреплено в статье 9 Федерального закона                     от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

В силу части 1 статьи 9 Закона № 99-ФЗ лицензия предоставляется на каждый указанный в части 1 статьи 12 Закона вид деятельности.

Закон № 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В силу статьи 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно части 4.1 указанного Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Часть 6 статьи 12 данного Закона предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В пункте 1 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее - Положение № 1062), определено, что деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, приведенному в приложении.

Согласно пунктам 1-24 приложения к Положению № 1062 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, размещению, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, в соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) общество в качестве основного вида деятельности осуществляет сбор неопасных отходов. К числу дополнительных видов деятельности относится обработка и утилизация отходов.

Между обществом (исполнитель) и ООО «Полигон» (заказчик) 29.12.2018 заключен договор № АД1 на оказание услуг по обслуживанию объекта размещения отходов, по условиям которого исполнить оказывает услуги по обслуживанию объекта размещения отходов, расположенного на земельном участке площадью             50 000 кв. м с кадастровым номером 69:01:0000017:561, по адресу:                         Тверская область, Андреапольский район, находящемся в собственности                   Тверской области (запись о регистрации 69:01:0000017:561-69/181/220-5) и предоставленном ООО «Полигон» на праве аренды по договору от 20.01.2020 № 10-а/2020.

Данный земельный участок имеет категорию - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Вид разрешенного использования - для размещения промышленных объектов.

В соответствии с пунктом 1.1 договора от 29.12.2018 № АД1 исполнитель оказывает следующие услуги:

круглосуточную охрану объекта размещения отходов, расположенного по адресу: Тверская обл., Андреапольский район;

защиту жизни и здоровья сотрудников, находящихся на объекте по вышеуказанному адресу;

прием, размещение (хранение и / или захоронение) и раздельный учет отходов, доставленных на объект на основании заключенных договоров на оказание услуг по сбору, обработке и размещению (хранению и/или захоронению) твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления;

обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объекте;

ежедневное содержание и техническое обслуживание объекта.

По агентскому договору от 29.12.2018 № 1А/АД1 общество от имени ООО «Полигон» заключает с клиентами договоры на оказание услуг по сбору и размещению (хранению и/или захоронению) отходов производства и потребления. В 2019 году заключено 8 договоров на оказание услуг по сбору и размещению отходов, в 2020 году - также 8 договоров.

Прокуратурой в ходе осмотра объекта размещения отходов выявлено, что на его территории осуществляется размещение отходов IV-V классов опасности.

Установлено, что в 2019 году на основании заключенных договоров размещено 16 867,51 куб. м твердых коммунальных отходов, в 2020 году -                     5 416 куб. м, в 2019 году размещено 641 куб. м отходов производства и потребления, в 2020 году - 96,5 куб. м.

Учет объема поступающих на объект отходов производится в журнале фиксации входящего автотранспорта на объект, который ведется непосредственно на объекте, а также в талонах, которые ведутся на каждое транспортное средство.

В соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Закона № 89-ФЗ до 1 января                  2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 01.01.2023 и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 9 статьи 29.1 Закона № 89-ФЗ установлено, что объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться  для  размещения  твердых  коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов                                        I - IV классов опасности.

По информации Минприроды Тверской области объект в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Тверской области не внесен, что исключает возможность его использования для размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие лицензии.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт осуществления обществом деятельности по размещению отходов производства и потребления и твердых коммунальных отходов на объекте в отсутствие соответствующей лицензии установлен и подтвержден материалами дела.

В апелляционной жалобе общество указало, что эксплуатация полигона твердых бытовых отходов осуществляется ООО «Полигон» на основании договора аренды от 20.01.2020 № 10-а/2020, общество является лишь агентом. В связи с этим лицензия, по мнению апеллянта, должна быть получена                   ООО «Полигон». Данные доводы не принимаются коллегией судей на основании следующего.

Как указывалось ранее, в соответствии с агентским договором                               от 29.12.2018 № 1А/АД1 общество от имени ООО «Полигон» заключает с клиентами договоры на оказание услуг по сбору и размещению (хранению                и / или захоронению) отходов производства и потребления.

В силу пункта 1.1 договора от 29.12.2018 № АД1 общество оказывает услуги по приему, размещению (хранению и / или захоронению) и раздельному учету отходов, доставленных на объект на основании заключенных договоров на оказание услуг по сбору, обработке и размещению (хранению и / или захоронению) твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления.

Таким образом, по указанному договору ООО «Полигон» возложило на общество обязанности по выполнению всего комплекса мероприятий по приему и размещению отходов на объекте размещения отходов.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что общество заключает от имени ООО «Полигон» договоры на оказание услуг по сбору, обработке и размещению отходов, осуществляет круглосуточный прием и учет отходов.

Вместе с тем лицензия, удостоверяющая право на осуществление деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности, у общества отсутствует.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии события вмененного правонарушения.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в обоснование отсутствия вины, в рассматриваемом случае возлагается на заявителя. 

Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2                 статьи 14.1 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.

Существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности не допущено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб., соответствующему минимальному размеру санкции названной правовой нормы.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 04 сентября 2020 года по делу № А66-10004/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство                                    г. Андреаполь» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина