ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 14АП-9832/2021 от 14.12.2021 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 декабря 2021 года

г. Вологда

Дело № А05П-267/2021

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено декабря 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Заполярный олень» на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа                              от 13 сентября 2021 года по делу № А05П-267/2021,

у с т а н о в и л:

Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>; далее – департамент) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Заполярный олень» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, ул. Авиаторов, дом 15б; далее – общество) о взыскании 212 960 руб. неиспользованных средств гранта на создание собственного бизнеса в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией бизнес-проекта по созданию производства корма для животных из субпродуктов оленеводства.

Решением суда  от 13 сентября 2021 года по настоящему делу, с учетом определения от 13.09.2021, заявленные требования удовлетворены частично, с общества в пользу департамента взыскано 160 804 руб. средств гранта, в доход федерального бюджета 5 481 руб. госпошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Ответчик с решением суда не согласился в части удовлетворения требований и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в указанной части, в удовлетворении требований отказать департаменту в полном объеме. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Доводов о несогласии с решением в остальной части сторонами не заявлено.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда в оспариваемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, департаментом и обществом заключено соглашение о предоставлении гранта начинающему предпринимателю на создание собственного бизнеса                      от 18.10.2018 № 01-08/49 (далее – соглашение), предметом которого является предоставление из окружного бюджета в 2018 году гранта на создание собственного бизнеса в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с реализацией бизнес-проекта по созданию производства кормов для животных из субпродуктов оленеводства (пункт 1.1 соглашения).

Срок запуска проекта установлен пунктом 1.2 соглашения – не позднее 31.12.2019.

Пунктом 1.3 соглашения установлено, что грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Департаменту как получателю средств окружного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее – коды БК) на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения, в размере 899 000 руб. – по коду                                 БК 006 0412 0610272110 812 242.

Указанная мера поддержки предусмотрена Законом Ненецкого автономного округа от 08.12.2017 № 354-ОЗ «Об окружном бюджете на                     2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов» и предоставлялась в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Положением о порядке и условиях предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 23.03.2016 № 82-п (в редакции, действовавшей на момент предоставления гранта, далее – Положение № 82-п), на основании решения комиссии по конкурсному отбору по предоставлению грантов субъектам малого и среднего предпринимательства.

На основании распоряжения департамента от 23.10.2018 № 234 «О предоставлении гранта начинающему предпринимателю на создание собственного бизнеса» платежным поручением от 26.10.2018 № 158515 грант в размере 899 000 руб. перечислен на счет общества.

Согласно пункту 4.1.1 соглашения получатель гранта (общество) обязуется использовать собственные средства, заявленные на условиях софинансирования, и средства гранта только на расходы, указанные в плане использования гранта и собственные средства в соответствии с приложением 2 к соглашению.

В соответствии с пунктом 4.1.2 соглашения получатель гранта обязуется использовать средства гранта и собственные средства, заявленные на условиях софинансирования, в течение одного года со дня фактического перечисления получателю средств гранта департаментом.

Согласно плану использования гранта и собственных средств (приложение 2 к соглашению) в редакции дополнительного соглашения                 20.11.2018 № 01-08/63 от к соглашению грант предоставляется на следующие расходы за счет средств гранта: приобретение вакууматора в размере                           102 350 руб., приобретение устройства для запайки пакетов в размере                              6 635 руб., приобретение сушильной камеры в размере 250 000 руб., приобретение морозильной камеры в размере 122 380 руб., приобретение пилы мясокостной в размере 97 865 руб., приобретение разделочных столов в размере 15 290 руб., приобретение слайс машины в размере 129 950 руб., приобретение шлифовальной машины в размере 8060 руб., приобретение стеллажей в размере 34 629 руб., приобретение пластиковой тары и спец.одежды в размере                             131 841 руб.; получатель гранта расходует собственные средства в размере                    190 000 руб. на следующие цели: на ремонт помещения (электромонтажные работы) в размере 150 000 руб. и на установку оборудования (пусконаладочные работы) в размере 40 000 руб.

На основании пункта 4.2.2 соглашения в случае необходимости перераспределения денежных средств между статьями расходования в плане использования гранта и собственных средств на сумму более 20 % от первоначально установленной, получатель гранта имеет право сделать это самостоятельно; в случае необходимости перераспределения средств более, чем на 20% от первоначально установленной суммы, и (или) в случае необходимости внести иные изменения в план использования гранта и собственных средств, получатель гранта направляет в департамент уведомление о внесении соответствующих изменений в план использования гранта и собственных средств с обоснованием такой необходимости.

По результатам проверки департаментом окончательного отчета об использовании средств гранта за 4 квартал 2019 года, а также ранее представленных отчетов об использовании средств гранта (за 4 квартал                     2018 года, за 1, 2, 3 кварталы 2019 года) с документами, подтверждающими использование средств гранта и собственных средств, заявленных на условиях софинансирования, общая сумма понесенных расходов, принимаемых к учету в соответствии с Планом использования гранта и собственных средств, составила 852 040 руб. из заявленных 1 089 000 руб. (899 000 руб. – средства гранта и                   190 000 руб. – собственные средства).

Как следует из представленного департаментом расчета, истцом приняты к учету следующие расходы, предоставленные за счет средств гранта: приобретение вакууматора в размере 56 000 руб., приобретение устройства для запайки пакетов в размере 5 045 руб., приобретение сушильной камеры в размере 250 000 руб., приобретение морозильной камеры в размере 120 676 руб., приобретение пилы мясокостной в размере 98 945 руб., приобретение разделочных столов в размере 17 560 руб., приобретение слайс машины в размере 99 505 руб., приобретение стеллажей в размере 29 920 руб., приобретение пластиковой тары и спец.одежды в размере 24 389 руб.; а также следующие расходы за счет собственных средств: на ремонт помещения (электромонтажные работы) в размере 150 000 руб.

Таким образом, из указанного расчета следует, что департаментом приняты к учету расходы за счет средств гранта на сумму 702 040 руб. и расходы за счет собственных средств на сумму 150 000 руб. Остаток (неизрасходованные средства) составляют 236 960 руб., из них 196 960 руб. – средства гранта и 40 000 руб. – собственные средства. Сумма гранта, подлежащая возврату, определена в размере 236 960 руб. с учетом, как неиспользованных средств гранта, так и неиспользованных собственных средств.

Департамент указал в письменных пояснениях, представленных 02.09.2021, что данная сумма определена с учетом процента софинансирования – 21,134594 % и с учетом возможности грантополучателя самостоятельно перераспределять средства между статьями в пределах 20 % от первоначально установленной суммы. При этом  истец счел возможным учесть сумму                 40 000 руб., не потраченную обществом, в позиции 12 «Установка оборудования (пусконаладочные работы)» как софинансирование по другим позициям, предусматривающим расходы за счет средств окружного бюджета, условно отразив сумму 40 000 руб. в позиции 3 «Приобретение сушильной камеры» дополнительно к бюджетным средствам, и, уменьшив, соответственно, размер принятых к учета за счет средств гранта расходов на приобретение сушильной камеры до 210 000 руб.

Истец указал, что, учитывая заявленную при получении гранта пропорцию средств гранта и собственных средств, заявленных на условиях софинансирования, а также возможность грантополучателя самостоятельно перераспределять средства между статьями в пределах 20 % от первоначально установленный суммы, общая сумма неиспользованных средств гранта составила 236 960 руб., в соответствии с расчетом, представленным истцом в материалы дела.

Пунктом 3.1.4 соглашения установлено, что департамент обязуется направить получателю уведомление об обеспечении возврата гранта в окружной бюджет в размере и сроки, определенные в указанном требовании, в случае установления департаментом или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах ненадлежащего исполнения получателем гранта условий предоставления гранта, предусмотренных Положением № 82-п, соглашением, в том числе требований по предоставлению отчетности.

Пунктом 4.1.13.1 установлена обязанность получателя гранта вернуть неиспользованные средства в бюджет в течение 30 рабочих дней со дня получения соответствующего требования департамента.

Департамент письмом от 31.01.2020 № 372/03 направил обществу требование о возврате в окружной бюджет неиспользованных средств гранта в размере 236 960 руб.

Письмом от 18.02.2020 № 011/18-02 общество выразило несогласие с требованием департамента о возврате неиспользованных средств грата.

Письмом от 30.11.2020 № 31 общество предложило вернуть неиспользованные средства гранта в размере 236 960 руб. с приложенным графиком погашения задолженности, осуществив 30.11.2020 платеж на сумму 24 000 руб. по возврату в окружной бюджет неиспользованной части средств гранта платежным поручением от 30.11.2020 № 138.

Письмом от 31.12.2020 № 4850/03 департамент согласовал ответчику отсрочку по возврату неиспользованных средств гранта в соответствии с предложенным обществом графиком погашения задолженности.

Письмом от 26.01.2021 № 26 общество отказалось возвратить неиспользованные средства гранта.

В претензии от 04.02.2021 № 414/04 департамент потребовал возвратить в окружной бюджет средства гранта.

Поскольку требования истца ответчиком в добровольном порядке не исполнены, департамент обратился в суд с рассматриваемым иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными в части взыскания с общества в пользу департамента                            160 804 руб. средств гранта. В удовлетворении остальной части иска суд отказал.

Апелляционный суд находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте в оспариваемой части, правомерными.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее  – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны предусматривать в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ, введенным Федеральным законом от 15.02.2016 № 23-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Условия, порядок и размер предоставления грантов начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса в рамках реализации государственной программы Ненецкого автономного округа «Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 26.06.2014 № 223-п, установлены в Положении № 82-п, действовавшим в период предоставления гранта.

В соответствии с пунктом 3 Положения № 82-п начинающими предпринимателями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, с момента регистрации которых в качестве юридического лица или

индивидуального предпринимателя до даты подачи заявки на участие в конкурсе прошло не более одного календарного года.

В соответствии с пунктами 48-50 Положения № 82-П (в редакции, действовавшей в спорный период), получатель гранта имеет право использовать собственные средства, заявленные на условиях софинансирования, и средства гранта на расходы, указанные в плане использования гранта и собственных средств.

В случае необходимости перераспределения средств между статьями расходования в плане использования гранта и собственных средств на сумму не более 20 % от суммы средств гранта и собственных средств, указанных в плане использования средств, получатель гранта имеет право сделать это самостоятельно.

В случае необходимости перераспределения средств более чем на 20%                от первоначально установленной суммы, и (или) в случае необходимости внести иные изменения в план использования гранта и собственных средств получатель гранта направляет в департамент уведомление о внесении соответствующих изменений в план использования гранта и собственных средств с обоснованием такой необходимости.

На основании пункта 51 указанного Положения получатель гранта должен использовать средства предоставленного гранта и собственные средства, заявленные на условиях софинансирования, в течение 1 (одного) года со дня фактического перечисления средств гранта департаментом получателю гранта.

Аналогичные условия закреплены в пунктах 4.1.1 и 4.1.2 соглашения.

Согласно пункту 58 Положения № 82-п средства гранта подлежат возврату в случае: ненадлежащего исполнения получателем гранта условий предоставления гранта, требований настоящего Положения и заключенного соглашения, в том числе требований по представлению отчетности; отсутствия ведения получателем гранта хозяйственной деятельности в течение заявленного срока реализации бизнес-плана (принятия решения о прекращении ведения хозяйственной деятельности, начала процедуры банкротства); отчуждения основных средств и нематериальных активов получателем гранта в течение заявленного срока реализации бизнес-плана.

Получатель гранта обязан возвратить фактически полученный грант в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования от департамента по реквизитам, указанным в требовании (пункт 59 Положения № 82-п, пункт 4.1.13.1 соглашения).

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что департаментом приняты к учету расходы за счет средств гранта и собственных средств на общую сумму 852 040 руб. При этом с учетом заявленной при получении гранта пропорции средств гранта и собственных средств и, принимая во внимание возможность грантополучателя самостоятельно перераспределять средства между статьями в пределах 20 %                от первоначально установленный суммы, департамент счел возможным учесть сумму 40 000 руб., не потраченную обществом, как софинансирование по другим позициям, предусматривающим расходы за счет средств окружного бюджета, ввиду чего сумма гранта, подлежащая возврату, определена в размере 236 960 руб.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком доказано целевое (эффективное) использование полученных в виде гранта денежных средств в размере 714 196 руб., а также установил факт частичного возврата обществом неиспользованных средств гранта платежным поручением от 30.11.2020 № 138  в размере 24 000 руб. Выводы суда в указанной части сторонами не оспаривается.

В остальной части суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия расходов ответчика, поскольку они понесены не в соответствии с заявленным планом, то есть нарушены условия целевого использования средств гранта. Представленные в материалы дела документы о несении указанных расходов не являются доказательствами расходования средств гранта, поскольку расходование средств гранта на указанные цели не предусмотрено планом.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчику предлагалось представить доказательства расходования указанных средств в соответствии с планом использования гранта и собственных средств. Однако соответствующие доказательства ответчиком в материалы дела не представлены и на наличие таковых податель жалобы не ссылается.

Доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение получателем гранта условий предоставления гранта, что в свою очередь подтверждает право истца требовать возврата предоставленного гранта. При установленных фактических обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности требований истца в части и взыскал с ответчика 160 804 руб. в возврат предоставленной субсидии.

Изложенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.

Доводов о несогласии с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований сторонами не заявлено.

Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

  В связи с отказом в удовлетворении жалобы расходы ответчика по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 13 сентября 2021 года по делу                                     № А05П-267/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Заполярный олень» без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.Б. Ралько

Судьи

А.Я. Зайцева

Н.В. Чередина