ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-10177/20 от 10.08.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-7975/2020

12 августа 2020 года                                                                          15АП-10177/2020

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Пименова С.В.

судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,

при участии:

от акционерного общества  Производственно-деревообрабатывающего комплекса «Апшеронск»: Типикин Д.А., представитель по доверенности от 09.03.2018;

от Министерства природных ресурсов Краснодарского края: Крохмаль Д.А., представитель по доверенности от 26.12.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2020 по делу № А32-7975/2020

по заявлению акционерного общества  Производственно-деревообрабатывающего комплекса «Апшеронск» (ИНН 2325014338, ОГРН 1022303445603)

к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)

о признании незаконным бездействие,

об обязании рассмотреть проект и выдать заключение государственной экспертизы проекта

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество Производственно-деревообрабатывающего комплекса «Апшеронск» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее – Министерство), выразившееся в не рассмотрении и в непринятии решения по результатам рассмотрения заявления Общества  о поведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда Горячеключевского лесничества от 30.12.2019 №657/0026-19 обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края совершить определенные действия, а именно – в течение трех рабочих дней с момента вступления решения в законную силу выдать обществу заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, утвержденное органами государственной власти в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2020 заявленные требования Общества удовлетворены. Суд признал  незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не рассмотрении и в непринятии решения по результатам рассмотрения заявления Общества  о поведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда Горячеключевского лесничества №657/0026-19 от 30 декабря 2019г. Обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края в течение 30 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть проект освоения лесов и выдать заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда по заявлению АО ПДК «Апшеронск» от 30.12.2019 №657/0026-19.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает, что принятый судом первой инстанции судебный акт незаконный необоснованный и подлежит отмене.

Учитывая, что в соответствии с приказом министерства от 1 февраля 2018 г. № 181 утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств на территории Краснодарского края, действующие с 1 января 2019 г., в течение периода с 01.01.2019 по настоящее время (по состоянию на 10.02.2019) в министерство поступило порядка 1250 проектов освоения лесов. За 2019 год рассмотрено в рамках оказания государственной услуги 648 проектов. Для сравнения в 2017 г. проведена государственная экспертиза в отношении всего 364 проектов освоения лесов, в 2018 г. - в отношении 336 проектов.

Таким образом, принимая во внимание значительное количество единовременно поступивших в Министерство проектов освоения лесов и подлежащих рассмотрению с учетом соблюдения всех административных процедур, государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится в порядке очередности поступления, с целью исключения коррупционных рисков.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал апелляционную жалобу в полном объёме.

Представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в виду следующего.

В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 №496 утверждён Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок).

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что экспертиза проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 названного Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса.

Пунктами 3, 7 Порядка установлено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9 Порядка).

Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки (пункт 10 Порядка).

Как следует из материалов дела, 30.12.2019 Общество обратилось в Министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда Горячеключевского лесничества, переданных акционерному обществу Производственно-деревообрабатывающего комплекса «Апшеронск» по договору аренды лесного участка от 17.09.2009 №2-ИНВ.

Указанное заявление было зарегистрировано Министерством от 30.12.2020 под №2020-55259/19.

Результатов рассмотрения заявления Общества в материалы дела не представлены.

В обоснование своей правовой позиции Министерство пояснило, что от Общества поступило заявление о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, предоставленного по договору аренды от 17.09.2009 №2-ИНВ. Принимая во внимание значительное количество единовременно поступивших в министерство проектов освоения лесов, государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится в порядке очередности поступления, с целью исключения коррупционных рисков.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьёй 12 настоящего Кодекса.

Приказом и экологии Российской Федерации от 15.02.2018 №57 «Об утверждении административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда» и иными правовыми актами установлен срок 30 дней рассмотрения заявления и принятия решения по его существу

Таким образом, бездействие Министерства, выразившееся в не рассмотрении и в непринятии решения по результатам рассмотрения заявления общества о поведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, является незаконным

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о признании незаконным бездействие Министерства и обязании Министерства в течение 30 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть проект освоения лесов и выдать заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда по заявлению Общества от 30.12.2019 №657/0026-19.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения и неправильного применения норм материального или  процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.

В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2020 по делу №А32-7975/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.

           Председательствующий судья                                                  С.В. Пименов

           Судьи                                                                                               О.Ю. Ефимова

             С.С. Филимонова