ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-55489/2021
13 июля 2022 года 15АП-10898/2022
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Глазуновой И.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Усть-Лабинский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2022 по делу № А32-55489/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик "Метрикс-Суворов"» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1, администрация Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района, департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края, общество с ограниченной ответственностью «Алькасар»
об оспаривании постановления о прекращении действия разрешения на строительство и об обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ООО «СЗ «МЕТРИКС-Суворов» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района с заявлением о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район №1031 от 13.11.2020 о прекращении действия разрешения на строительство от 27.12.2019 №23 RU 23536101-81-2019 и об обязании Администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению свобод и реализации законных интересов Общества и восстановить данные права и свободы и законные интересы, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в суд и обществу.
Определением суда от 28.03.2022 произведена замена заинтересованного лица по данному делу Администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района на заинтересованное лицо администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район.
Определениями Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2022 и 19.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО1; ООО «Алькасар»; Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края; Администрация Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2022 суд признал незаконным постановление Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 13.11.2020 №1031 «О прекращении действия разрешения на строительство «Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <...>» от 27.12.2019 №23-RU 23536101-81-2019», в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что разрешение на строительство от 27.12.2019 № 23-RU23536101-81-2019 выдано на основании заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 20.09.2019 № 23-2-1-3-0308-19, сведения о которой не внесены в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Письмом от 11.11.2020 Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края указал Администрации на необходимость устранения нарушения норм Градостроительного кодекса РФ в отношении выданного разрешения от 27.12.2019. Во исполнение письма департамента, Администрация вынесла законное постановление о прекращение действия разрешения на строительство, как нарушающее требования в сфере градостроительства.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили.
От ФИО1, ООО «Специализированный застройщик "Метрикс-Суворов"» и ООО «Алькасар» поступили отзывы на апелляционную жалобу. Апелляционный суд приобщил отзывы к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон и третьих лиц, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 3459 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка, с кадастровым номером 23:35:0531001:17, по адресу: <...>.
На основании договора аренды от 20.02.2020 №1 вышеуказанный земельный участок и расположенные на нем нежилые здания с кадастровыми номерами 23:35:0531001:60 и 23:35:0530008:110 были переданы в аренду заявителю - ООО «СЗ «МЕТРИКС-Суворов» на срок до 31.12.2023.
Договор аренды от 20.02.2020 был зарегистрирован Управлением Росреестра по Краснодарскому краю 05.03.2020 (номер регистрации 23:35:0531001:60-23/033/2020-9).
Постановлением администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 12.07.2016 № 679 утвержден градостроительный план № 23536101-03724 земельного участка с кадастровым номером 23:35:0531001:17, согласно которому в качестве одного из условно разрешенных видов использования земельного участка предусмотрены многоквартирные жилые дома этажностью не более 5 этажей; указаны следующие параметрами разрешенного строительства: максимальная высота зданий не определена; для всех вспомогательных строений высота от уровня земли до верха плоской кровли не более 4 м, до конька скатной кровли - не более 7 м; этажность - не определена, площадь застройки - до 60%.
Постановлением администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 03.07.2015 №451 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 23:35:0531001:17 - «многоквартирные жилые дома этажностью не более 5 этажей».
По проектной документации многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, разработанной в сентябре 2019 индивидуальным предпринимателем ФИО2 и инженерным изысканиям, выполненным в марте 2019 получено положительное заключение экспертизы №23-2-1-3-0308-19 от 20.09.2019, выданное ООО «КОИН-С».
Согласно заключению эксперта от 20.09.2019 строящееся жилое здание соответствует требованиям, предусмотренным действующим законодательство, РФ, ГОСТ, СНиПам, не несет угрозы жизни и здоровью граждан.
27.12.2019 ООО «Алькасар» Администрацией было выдано разрешение № 23-RU23536101-81-2019 на строительство на указанном земельном участке объекта капитального строительства - «Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <...>», общей площадью 6996,04 кв.м., количество этажей - 6, количество подземных этажей - 1, площадь застройки - 1660,89 кв.м., количество квартир - 60, сроком действия до 27.12.2022 г. (т.1 л.д.31-34).
13.05.2020 в связи с внесением изменений в проектную документацию, ООО «КОИН-С» по заявлению Общества на многоквартирный жилой дом по адресу: <...> выдано положительное заключение экспертизы №23-2-1-2-016920-2020.
Экспертиза опубликована на сайте Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства 13.05.2020. Указанное обстоятельство подтверждается карточкой раздела Реестра заключения экспертизы №23-2-1-2-016920-2020.
На основании заявления Общества и внесенных изменений в проектную документацию Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабинский район внесены изменения в разрешение на строительство №23-RU23536101-81-2019 от 27.12.2019 в пункте 2 (наименование организации, выдавшей положительное заключение экспертизы проектной документации - ООО «Коин-С», номер и дата выдачи заключения - 23-2-1-2-016920-2020 от 13.05.2020), а также в пункте 4 (наименование объекта капитального строительства - многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <...>», общая площадь - 7061,03 кв.м., объем - 24703,75 куб.м., количество этажей - 6, количество подземных этажей - 1, площадь застройки - 1672,90 кв.м., количество квартир - 68 шт.).
25.05.2020 Обществом было подано заявление №1213 о внесении изменений в разрешение на строительство №23-RU23536101-81-2019 от 27.12.2019 в части указания лица, которому выдано данное разрешение.
27.05.2020 Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабинский район внесены соответствующие изменения: строка «Кому» изложена в новой редакции «Обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Метрикс-Суворов».
02.12.2020 ООО «СПЕЦЭКСПЕРТСТРОЙ» на многоквартирный жилой дом по адресу: <...> выдано положительное заключение экспертизы № 23-2-1-3-061262-2020.
Указанная экспертиза опубликована на сайте Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства 02.12.2020, что подтверждается карточкой раздела заключения экспертизы №23-2-1-3- 061262-2020.
Постановлением администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 13.11.2020 №1031 действие разрешения на строительство объекта «Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, ул.Октябрьская, 49» от 27.12.2019 №23- RU 23536101-81-2019 было прекращено.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий (бездействия) судебных приставов незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы. При этом, предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (часть 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну.
С июля 2018 осуществляется ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, оператором которого является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации определило ФАУ «Главгосэкспертиза России» (письмо Минстроя России № 23694-ХН/08 от 30.05.2018 г.).
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В оспариваемом постановлении администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 1311.2020 №1031 указано на прекращение действия разрешения на строительство от 27.12.2019 №23-RU 23536101-81-2019 в связи с отсутствием сведений о выданном ООО «КОИН-С» положительном заключении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий №23-2-1-3-0308-19 от 20.09.2019 в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Администрация в обоснование вынесенного постановления ссылается на письмо Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края №69.48-06-123/20 от 11.11.2020, согласно которому сведения о положительном заключении экспертизы проектной документации не внесены в реестр, администрации предложено устранить нарушения Градостроительного кодекса Российской Федерации в рамках её полномочий.
В соответствии с частью 21.1. статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в случае:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Указанный перечень основания прекращения действия разрешения на строительства является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Таким образом, Администрация вправе была принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований.
Судом первой инстанции было установлено отсутствие указанных в части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации оснований, что подтверждает незаконность принятого органом местного самоуправления постановления об отмене ранее выданное застройщику разрешение на строительство в отношении спорного многоквартирного дома по адресу: <...>.
Согласно положениям Постановлений Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 №145, от 16.02.2008 №87, от 24.07.2017 №878, от 25.12.2017 №1630, от 21.03.2019 № 296, частью 7 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ обязанность по изготовлению экспертного заключения на проект, размещение экспертного заключения и взаимодействие с государственным реестром заключений возложена на экспертное учреждение, а не на застройщика земельного участка.
Не размещение экспертной организацией сведений о выданном положительном заключении экспертизы проектной документации в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства не является в соответствии со статьёй 51 Градостроительного кодекса РФ основанием для отмены разрешения на строительство.
Суд установил, что в целях исполнения договора аренды от 20.02.2020 №1 и на основании разрешения на строительство от 27.12.2019 №23-RU 23536101-81-2019 Общество начало производить строительные работы согласно виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:35:0531001:17.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.03.2020 №183, информация, указанная в градостроительных планах земельных участков, утверждённых до 01.07.2017 может быть использована для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах таких земельных участков, выдачи разрешений на строительство, до 01.01.2021 .
Судом установлено, что Общество надлежащим образом исполнило обязательства по составлению технических экспертиз в отношении спорного объекта строительства, расположенного по адресу: <...>.
Администрация в материалы дела и суду не представила доказательства нарушения Обществом при строительстве спорного объекта строительных и градостроительных норм, повлекших угрозу жизни и здоровью граждан.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 07.02.2014 №ВАС-17573/13.
С учётом изложенного, суд первой инстанции обоснованно и правомерно установил недействительность постановления Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от 13.11.2020 №1031 «О прекращении действия разрешения на строительство «Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по адресу: <...>» от 27.12.2019 №23- RU 23536101-81-2019», как не соответствующего нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении требований Общества об обязании администрации в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения и препятствия к осуществлению свобод и реализации законных интересов ООО «СЗ «МЕТРИКС-Суворов» и восстановить данные права и свободы и законные интересы, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в суд и обществу, суд первой инстанции обоснованно отказал, поскольку признание постановления администрации недействительным не подлежит применению в силу части 8 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации со дня принятия судебного акта и принятие каких-либо действий со стороны администрации в целях устранения допущенных нарушений прав общества не требуется.
Доводы апелляционной жалобы Администрации, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Администрация муниципального образования Усть-Лабинский район, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2022 по делу №А32-55489/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья С.В. Пименов
Судьи И.Н. Глазунова
М.В. Соловьева