ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-11164/2022 от 25.07.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-32839/2021

27 июля 2022 года                                                                              15АП-11164/2022

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2022 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Величко М.Г.

судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.

при участии:

от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 13.10.2021,

от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 04.01.2022, удостоверение РОС № 061664 от 28.02.2020,

от третьего лица: представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области
от  17.05.2022 по делу № А53-32839/2021

по иску публичного акционерного общества «ТНС энерго Ростов-на-Дону»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к ответчику Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии третьего лица ФИО3

о взыскании задолженности, пени,

                                    УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ МВД РФ по РО, ответчик) о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за ноябрь 2020 года в размере                       83 765,33 руб., пени за период с 10.01.2021 по 31.03.2022 в размере 25 219,81 руб., а также пени по день фактической оплаты задолженности по окончании действия моратория, а также с заявлением о взыскании судебных расходов по оплате услуг почты в размере 57,80 руб. (уточненные требования в порядке ст. 49 АПК РФ, л.д. 131, т. 1).

Представитель истца пояснил суду первой инстанции, что в ранее направленном заявлении об уточнении требований допущена опечатка, истец просит суд взыскать пени по окончании действия моратория на основании абз. 11 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Данное заявление оценено судом как ходатайство об уточнении (изменении) предмета иска, которое принято судом на основании статьи 49 АПК РФ.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО3.

Решением от 17.05.2022 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 83 765,33 руб., пени за период с 10.01.2021 по 31.03.2022 в размере 25219,81 руб., пени на основании абз. 11 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» от не выплаченной в срок суммы задолженности 83 765,33 руб. за каждый день просрочки, с последующим ее начислением со следующего дня по окончании действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», до момента фактического исполнения основного обязательства, если основное обязательство не будет исполнено до окончания действия моратория, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 560 руб., по оплате услуг почты в размере 57,80 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 17.04.2022 отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель указывает, что квартира по спорному является служебным жилым помещением, так как предназначена для проживания сотрудников органов внутренних дел в связи с прохождением службы в системе МВД России, в частности, в Управлении МВД России по г. Шахты, являющемся подразделением ГУ МВД России по Ростовской области.  В ходе рассмотрения дела по существу ответчиком суду и истцу были предоставлены акты  приема - передачи жилых помещений в спорный период, а также акт приема-передачи жилого помещения от ФИО3 к ГУ МВД России по Ростовской области от 19.08.2020. Согласно вышеуказанному акту, на указанную дату показания прибора учета потребленной электроэнергии составили 35894кВт. Таким образом, судом было фактически установлено и документально доказано, потребление электроэнергии за период отсутствия ссудополучателя, то есть с 19.08.2020 по 18.11.2020 в количестве 242кВт. В обжалуемом решении суда не указан период образования задолженности по оплате электроэнергии, так как объем электроэнергии, за неуплату которого осуществлено взыскание, не соответствует фактически установленному.

В отзыве на жалобу истец указывает, что ГУ МВД РФ по РО, как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, обязано нести расходы по содержанию общего имущества и расходы на коммунальные услуги независимо от наличия у него расходов на содержание помещений, находящихся в собственности. Факт поставки электроэнергии по указанному объекту подтверждается актом обследования от 18.11.2020. В присутствии представителей истца, ответчика был произведен осмотр прибора учета в спорной квартире, установлено, что прибор учета пригоден к коммерческим расчетам, сняты показания. В марте 2016 года зафиксированы последние показания на 31.01.2016 на момент введения ограничения режима потребления электроэнергии. В апреле, мае, июне 2016г. показания выставлены по нормативу, в июле 2016г. переданы абонентом в телефонном режиме. Последние показания, переданные по спорной квартире потребителем зафиксированы в августе 2016г. Далее исходя из выше представленных показаний за предшествующие 6 месяцев в сентябре, октябре, ноябре, декабре, 2016г. и январе, феврале 2017г. начислялись средние показания в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Далее, с марта 2017 года по июль 2017 года потребителю начислялся норматив с учетом прописанных  2 человек и учета комнат в количестве 3. С августа 2017 г. внутренним документом ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» было установлено правило, по которому, в случае отсутствия сведений о точном количестве комнат в квартире, норматив рассчитывается по минимальному количеству комнат, то есть по 1. Таким образом, норматив с августа 2017 г. был уменьшен и выставлялся до середины мая 2018г. 15 мая 2018 г. ввиду неоплаты задолженности потребителю был введен режим ограничения потребления электроэнергии и показания не выставлялись до декабря 2018г. Согласно акту проверки от 29.12.2018 зафиксирован факт самовольного подключения спорной квартиры к сети, но показания не зафиксированы, так как на момент проверки в квартире никого не было. С декабря 2018 г. по июнь 2020 г. потребителю начислялся норматив в соответствии с постановлением №47/1 от 12.10.2017. В июле 2020 г. согласно вступившему в силу постановлению от 02.04.2020 № 424,   в случае, когда абонент не передает данные о показаниях прибора учета, начисляются средние показания, а не норматив. С июля 2020 г. по октябрь 2020 г. потребителю начислялись средние показания. В ноябре 2020 г. согласно акту проверки от 18.11.2020 зафиксированы фактические показания - 36136. Согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 с учетом полученных показаний произведен перерасчет с сентября 2016 г. по ноябрь 2020г. и сумма задолженности включена в месяц, когда получены последние показания прибора учета. Третьим лицом в ходе судебного заседания не подтвержден факт достоверной фиксации конечных показаний при сдаче квартиры в августе 2020г. Однако, ФИО3 также пояснил, что за время его проживания в спорной квартире показания прибора учета им ни разу в ресурсоснабжающую организацию не передавались, оплата за потребленную электроэнергию производилась на его усмотрение. Данных о том, что в этот период кто-либо проживал в спорной квартире ответчиком не представлено. Кроме того, ответчик за спорный период ни разу не предоставил доступ в спорную квартиру, а также не передавал показания самостоятельно. Согласно типовому договору энергоснабжения потребитель обязан сообщить истцу за 20 рабочих дней об изменении режимов энергопотребления; расторжении договора; других изменениях, влияющих на исполнение настоящего договора. Данную обязанность ответчик не выполнил, соответственно злоупотребил своим правом, тем самым несет полную ответственность за свои действия (бездействия). Однако, факт использования данного помещения по договору найма позволяет ответчику взыскать свои убытки в регрессном порядке.

В судебное заседание третье лицо явку представителя не обеспечило,  о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов». В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.  

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы жалобы.

Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

  Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом,  истец является гарантирующим поставщиком на розничном рынке электроэнергии в Ростовской области, в связи с чем поставляет электрическую энергию в <...>.

По данным гарантирующего поставщика, по вышеуказанному адресу имеется задолженность по оплате электроэнергии, потребленной в ноябре 2020 года на сумму 83 765,33 руб.

Как указано в иске, жилое помещение является государственной собственностью. Собственником указанной квартиры является Главное управление Министерства внутренних дел РФ по Ростовской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18.06.2021 N 99/2021/399394303.

По мнению истца, ГУ МВД РФ по РО, как собственник жилого помещения в многоквартирном доме, обязано нести расходы по содержанию общего имущества и расходы на коммунальные услуги независимо от наличия у него расходов на содержание помещений, находящихся в собственности. Факт поставки электроэнергии по указанному объекту подтверждается актом обследования от 18.11.2020, в присутствии представителей истца, ответчика произведен осмотр прибора учета в спорной квартире, установлено, что прибор учета пригоден к коммерческим расчетам, сняты показания.

Согласно снятым показаниям произведен расчет оплаты за электроэнергию в ноябре 2020 года, сумма задолженности составила 83 765,33 руб.

Оплата за электроэнергию не поступила.

Истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об оплате задолженности с последующим начислением пени, которая оставлена без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица. Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Данные положения корреспондируют части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», согласно которой собственник недвижимости в жилищной сфере либо ее части имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные, иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы. Государственный и муниципальный жилищные фонды находятся соответственно в ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ч. 2 ст. 19 Кодекса), поэтому, пока жилые помещения из фондов публично - правовых образований не закреплены за конкретными лицами на том или ином правовом основании, расходы по содержанию жилых помещений несут уполномоченные государственные и муниципальные органы за счет соответствующих бюджетов. Системное толкование норм жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что под заселением жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке понимается заключение с лицом, которому предоставляется жилое помещение договора социального найма, договора найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшего государственную регистрацию договора или иного документа, выражающего содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ, поименованный в Жилищном законодательстве как основание закрепления за конкретным лицом жилого помещения государственного и муниципального фонда.

В силу пункта 81 Основных положений N 442 исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.

Параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса урегулировано элементарное правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации. Жилищное законодательство в это элементарное правоотношение вводит дополнительного субъекта -исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление. Соответственно, такой исполнитель оплачивает поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы. По смыслу параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса исполнитель выступает абонентом по отношению к ресурсоснабжающей организации.

Согласно положениям статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). 3емля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В силу пункта 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено что, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса для договоров энергоснабжения, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть. При отсутствии договора истец вправе требовать оплаты фактически поставленной электрической энергии на основании положений статей 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом обязан доказать объем поставленной ответчику электрической энергии. Фактическое потребление энергии определяется принадлежностью присоединенных к сетям энергоснабжающей организации сетей, через которые подается энергия (статьи 539, 544 Кодекса). Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон

Исходя из изложенного следует, что ответчик, как собственник помещения в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества и расходы на коммунальные услуги независимо от наличия у него расходов на содержание помещений, находящихся в собственности.

Факт поставки электроэнергии по указанным объектам подтверждается актами снятия показаний приборов учета.

Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 информационного письма 05.05.1997 N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы) и поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные. В пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения» разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.

Нормой, закрепленной пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из пунктов 1 и 2 статьи 153, подпункта 1 пункта 2 статьи 154, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что с момента возникновения права собственности плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, водоотведение. Таким образом, в силу прямого указания закона собственник нежилого и жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества и расходы на коммунальные услуги независимо от наличия у него расходов на содержание помещения, находящегося в его собственности. Содержание собственного помещения, оплата коммунальных услуг, потребляемых в нем, не освобождает собственника помещения от бремени содержания общего имущества многоквартирного дома, в котором находится помещение, принадлежащее ему.

Положением части 3 статьи 153 Жилищного кодекса, предусмотрено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Таким образом, на основании ст. 210, п. 1 ст. 290, ст. 249 ГК РФ и ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 37, п. 1 ст. 138, п. п. 1, 2 ст. 153, пп. 1 п. 2 ст. 154, ст. 155 ЖК РФ в силу прямого указания закона собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества и расходы на коммунальные услуги независимо от наличия у него расходов на содержание помещения, находящегося в его собственности. Содержание собственного помещения, оплата коммунальных услуг, потребляемых в нем, не освобождает собственника помещения от бремени содержания общего имущества многоквартирного дома, в котором находится помещение, принадлежащее ему.

Ввиду отсутствия договора энергоснажбения между истцом и ответчиком по указанному адресу, собственник помещений должен оплачивать потребление ресурса в принадлежащих ему помещениях, а также стоимость предоставленного ресурса.

Факт оказания истцом ответчику услуг по поставке электроэнергии в спорный период подтвержден представленными в материалы дела первичными документами.

Доводы отзыва ответчика отклонены судом по следующим основаниям.

Расчет платы за электроэнергию, предоставленную собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

Порядок расчета платы за электроэнергию, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, в соответствии с Правилами зависит от наличия (отсутствия) индивидуального прибора учета в жилом помещении (квартире) многоквартирного дома, а также от наличия (отсутствия) у субъекта, осуществляющего начисление и сбор платежей, информации о фактических показаниях индивидуальных приборов учета за расчетный период.

Согласно пункту 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.

В соответствии с п. 31 (ж) Правил N 354 истец обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

Истцом организовано обеспечение приема показаний приборов учета при указании показаний гражданами-потребителями по факту оплаты текущего потребления, а также обеспечение приема показаний приборов учета от потребителей (покупателей) способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть «Интернет», т.е. с использованием сервисов на официальном сайте ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» или по многоканальным телефонам информационного центра:
8 (863)3077303) ежемесячно, с целью обеспечения своевременного выставления и предоставления потребителям счетов на оплату электрической энергии.

В соответствии с п. 33 (к(1)) Правил N 354, потребитель имеет право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в пункте 31 (1) настоящих Правил, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода.

В случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета за расчетный период, плата за коммунальную услугу определяется в соответствии с п. 59, п. 60 Правил N 354.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд, а в редакции пункта 59 Правил N 354, действовавшей до 01.01.2017 - не более 6 расчетных периодов подряд (Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498).

В силу абзаца второго пункта 60 Правил N 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил.

При этом, согласно пункту 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, введенного Постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 N 950, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80 (1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 г., - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80 (1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 г. и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.

Как указал истец, квартира N 21 в доме N 43 «З» по ул. Рылеева в г. Шахты Ростовской области оборудована индивидуальным прибором учета электрической энергии. Данный факт сторонами не оспаривается.

Согласно представленному истцом расчету, задолженность в заявленном размере образовалась по следующим основаниям: в марте 2016 года зафиксированы последние показания прибора учета на 31.01.2016 на момент введения ограничения режима потребления электроэнергии. В апреле, мае, июне 2016 г. показания выставлены по нормативу, в июле 2016 г. переданы абонентом в телефонном режиме. Последние показания, переданные по спорной квартире потребителем, зафиксированы в августе 2016 г. Исходя из представленных показаний за предшествующие 6 месяцев в сентябре, октябре, ноябре, декабре, 2016 г. и январе, феврале 2017 г. начислялись средние показания в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в действующей в тот период редакции. С марта 2017 года по июль 2017 года потребителю начислялся норматив с учетом прописанных - 2 человек и учета комнат в количестве - 3. С августа 2017 г. ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» установлено правило о том, что в случае отсутствия сведений о точном количестве комнат в квартире, норматив рассчитывается по минимальному количеству комнат, то есть по 1. Таким образом, норматив с августа 2017 г. был уменьшен и выставлялся до середины мая 2018 г. В виду неоплаты задолженности 15.05.2018 потребителю введен режим ограничения потребления электроэнергии и показания не выставлялись до декабря 2018 г. Согласно акту проверки от 29.12.2018 г. зафиксирован факт самовольного подключения спорной квартиры к сети, но показания не зафиксированы, так как на момент проверки в квартире никого не было. С декабря 2018 г. по июнь 2020 г. потребителю начислялся норматив в соответствии с постановлением РСТ РО от 12.10.2017 N 47/1 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Ростовской области». С июлю по октябрь 2020 г. согласно Постановлениям Правительства РФ от 29.06.2020 N 950 и от 02.04.2020 N 424 потребителю начислялись средние показания.

В ноябре 2020 г. согласно акту проверки от 18.11.2020 зафиксированы фактические показания - 36136.

Согласно пункту 61 Правил N 354, поскольку потребителем не доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях учтен как потребленный в течение того расчетного периода, в котором проведена проверка и получены последние показания прибора учета, то есть в ноябре 2020 г.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 354 разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое в письме от 10.02.2017 N 4070-АТ/04 указало, что приведенный в пункте 61 Правил N 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды.

Таким образом, перерасчет размера платы на основании представленных потребителем показаний должен быть сделан в полном объеме в том расчетном периоде, в котором представлены показания вне зависимости от того, положительная или отрицательная разница выявляется при сравнении переданных объемов по ИПУ с начисленными ранее объемами по среднему или по нормативу.

Как обоснованно указывал истец, согласно представленному ответчиком отзыву спорная квартира возвращена третьим лицом ответчику 19.08.2020, доказательства того факта, что с 19 августа 2020 г. по 18 ноября 2020 г. кто-либо проживал в спорной квартире, ответчиком не представлено.

Сумма выявленного актом проверки от 18.11.2020 потребления обоснованно учтена истцом в ноябре 2020 г.

Ссылка ответчика на показания прибора учета электрической энергии на момент передачи квартиры третьим лицом документально не подтверждена, акт приема-передачи квартиры и доказательства передачи после 19.08.2020 показаний прибора учета истцу в материалы дела не представлены.

При этом, как обоснованно указывает истец, согласно размещенному на официальном сайте ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в сети «Интернет» типовому договору энергоснабжения потребитель обязан сообщить энергоснабжающей организации за 20 рабочих дней об изменении режимов энергопотребления; расторжении договора; других изменениях, влияющих на исполнение настоящего договора.

Выполнение данных мероприятий необходимо для осуществления начисления платы за коммунальный ресурс фактическому его потребителю.

Доказательств извещения истца о проживании в спорном жилом помещении третьего лица ответчик не представил.

Указание третьего лица на оплату коммунального ресурса оценены судом, поскольку все произведенные третьим лицом оплаты учтены в расчете истца (чек от 24.08.2017 на сумму 2 971,33 руб. принят 25.08.2017 (лист 3 Ж), чек от 22.10.2017 на сумму 1 243,70 руб. принят 23.10.2017 (лист 4 Ж); чек от 15.05.2018 на сумму 4 507,28 руб. принят 15.05.2018 (лист 5 Ж); чек от 08.06.2018 на сумму 1 097,18 руб. принят 08.06.2018 (лист 5 Ж); чек от 04.12.2018 на сумму 10 000, 00 руб. принят 04.12.2018 (лист 5 Ж); чек от 30.05.2019 на сумму 10 000, 00 руб. принят 30.05.2019 (лист 6 Ж); чек от 17.06.2019 на сумму 1 500,00 руб. принят 17.06.2019 (лист 6 Ж).

При этом, третье лицо в судебном заседании суда первой инстанции 28.04.2022 подтвердило, что показания прибора учета им истцу не передавались, квитанции оплачивались согласно указанным в них суммам.

Поскольку доказательств передачи помещения в пользование иных лиц в спорный период (ноябрь 2021 г.), передачи показаний прибора учета, а равно - оплаты задолженности за спорный период ответчик не представил, требование истца о взыскании задолженности удовлетворено в заявленном размере - 83 765,33 руб.

Представленные ответчиком судебные решения по иным делам отклонены судом, поскольку они вынесены при иных фактических обстоятельствах (при доказанности проживания в жилом помещении граждан в спорный период).

В связи с несвоевременной оплатой истец в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ) (далее - Федеральный закон «Об электроэнергетике») начислил и предъявил к взысканию с ответчика пени за период с 10.01.2021 по 31.03.2022 в размере 25219,81 руб. (уточненные требования).

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Как следует из абзаца 11 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства. При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году» определено, что до 1 января 2023 г. начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 г.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»), далее - Закон о банкротстве, для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации N 497 от 28.03.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением должников, являющихся застройщиками многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в единый реестр проблемных объектов на дату вступления в силу настоящего постановления (далее - Постановление N 491). Постановление N 497 вступило в силу со дня его официального опубликования и действует в течение шести месяцев с 01.04.2022 до 01.10.2022.

Одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).

Согласно разъяснениям в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», целью введения моратория является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам (пункт 1 Постановления Пленума ВС N 44).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет (пункт 2 Постановления Пленума ВСN 44).

В период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве (пункт 7 Постановления Пленума ВС N 44). При этом такие возражения могут заявляться независимо от наличия у должника признаков банкротства.

Аналогичные разъяснения даны Президиумом Верховного Суда РФ в отношении аналогичных мер, ранее введенных постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 в отношении ограниченного перечня субъектов предпринимательской деятельности, пострадавших в результате применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Так, согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом ВС РФ от 30.04.2020, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).

С учетом изложенного суд счел подлежащим удовлетворению требование о взыскании неустойки за период с 10.01.2021 по 31.03.2022 в размере 25219,81 руб., с последующим ее начислением со следующего дня по окончании действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», до момента фактического исполнения основного обязательства, если основное обязательство не будет исполнено до окончания действия моратория.

Истцом также было заявлено требование о взыскании с ответчика 57,80 руб. почтовых расходов.

В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Право на возмещение судебных расходов в связи с рассмотрением дела возникает при условии фактического несения стороной таких затрат.

Поскольку истцом представлены доказательства, подтверждающие несение почтовых расходов в размере 57,80 руб., данное требование признано судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.

Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от  17.05.2022 по делу
№ А53-32839/2021 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                           М.Г. Величко

Судьи                                                                                             О.А. Еремина

П.В. Шапкин