ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-7103/2022
01 августа 2022 года 15АП-11977/2022
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2022 по делу № А53-7103/2022
по заявлению Комитета по имущественным отношениям администрации Аксайского района Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: ФИО1
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Комитет по имущественным отношениям Администрации Аксайского района Ростовской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании не действительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Управление) от 26.01.2022 по уведомлению №061/10/18.1-61/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора был привлечён ФИО1.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2022 требования Комитета были удовлетворены - решение Управления признано недействительным. Решение мотивировано тем, что организатору аукциона, уполномоченному на предоставление земельных участков, в том числе с торгов, предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок подачи заявок.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что организатор аукциона необоснованно установил порядок подачи заявок - лично путём явки в Комитет, привело к необоснованному ограничению участия в торгах и создало дискриминационные условия участия в торгах для лиц, территориально удалённых от местонахождения организатора торгов.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили.
Комитет подал возражения на апелляционную жалобу, в которых просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил возражения к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Распоряжением Комитета от 13.12.2021 №1826 о проведении аукциона по продаже земельного участка:
- лот №1 земельный участок, из земель населённых пунктов, с кадастровым номером 61:02:0010201:7272, площадью 962 кв.м. по адресу: Ростовская область, Аксайский муниципальный район, Большелогское сельское поселение, <...> земельный участок 3а, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства;
- лот №2 земельный участок, из земель населённых пунктов, с кадастровым номером 61:02:0010201:7273, площадью 693 кв.м. по адресу: Ростовская область, Аксайский муниципальный район, Большелогское сельское поселение, <...> земельный участок 3а, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства.
Сведения о проведении аукциона были опубликованы в газете Аксайского района «Победа» (№49 от 17.12.2021) и размещены на официальном сайте Правительства РФ httр/torgi.gov.ru от 17.12.2021 №171221/0031103/02.
Согласно извещению, заявка на участие в аукционе может быть подана на бумажном носителе при личном обращении в Комитет по адресу: <...> (кабинет 207). Форма заявки на участие в аукционе также была опубликована на сайте httр/torgi.gov.ru.
17.01.2022 в Управление поступила жалоба гр.ФИО1.
Управление направило гр.ФИО1 и Комитету уведомление №061/10/18.1-61/2022.
По результатам рассмотрения жалобы гр.ФИО1, 26.01.2022 комиссия Управления вынесла решение по уведомлению №061/10/18.1-61/2022:
1. Признать жалобу ФИО2 обоснованной.
2. Признать Организатора торгов нарушившим пункт 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно: аннулировать торги.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении Организатора торгов к административной
ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
В связи с выявленными нарушениями, 26.01.2022 Управление выдало Комитету предписание №32/04, согласно которому Комитету надлежало в срок до 23.02.2022 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, а именно аннулировать торги.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий (бездействия) судебных приставов незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон №135-ФЗ) по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно частям 17 и 20 статьи 18.1 Федерального закона №135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учётом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона №135-ФЗ.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок предоставления земельных участков установлен в статьях 39.11 - 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно пункту 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Подпунктом 7 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке её приёма, об адресе места её приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок, в том числе, заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка.
Как следует из материалов дела, в соответствии с извещением о проведении торгов №171221/0031103/02, определяющим порядок приёма заявок на участие в аукционе - может быть подана на бумажном носителе при личном обращении в Комитет по адресу: <...> (кабинет 207).
Положения статьи 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат императивного условия о необходимости только личного участия заявителей в целях подачи заявки на участие в аукционе.
В данном случае, установив порядок приёма заявок на участие в аукционе - на бумажном носителе при личном обращении, Комитет ограничил возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, не имеющих возможность путём непосредственного личного присутствия в Комитете при подаче заявки.
Аналогичная правовая позиция высказана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2018 №302-КГ18-19272.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что решение Управления от 26.01.2022 по уведомлению №061/10/18.1-61/2022 соответствует требованиям Федерального закона №135-ФЗ и Земельному кодексу Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов Комитета, как организатора торгов.
Согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
На основании части пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является, в том числе неправильное применение норм материального права.
С учётом изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2022 по делу №А53-7103/2022 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказщв удовлетворении требований Комитета.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Комитет, в данном случае, освобождён от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2022 по делу № А53-7103/2022 отменить.
В удовлетворении требований Комитета по имущественным отношениям администрации Аксайского района Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Пименов
Судьи О.Ю. Ефимова
ФИО3