ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-13553/2021 от 13.09.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-7698/2021

27 сентября 2021 года                                                                       15АП-13553/2021

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Пименова С.В.

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.

при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания "Континент"» директор ФИО1 , выписка ЕГРЮЛ от 10.09.2021, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административной комиссии при Администрации города Таганрога
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.07.2021 по делу №А53-7698/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания "Континент"» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к административной комиссии при администрации города Таганрога
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «УК «Континент» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к административной инспекции Ростовской области (далее – административный орган) от 04.03.2021 о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №260/0125-2021.

           Решением Арбитражного суда Ростовской области от 06.07.2021 требования Общества были удовлетворены.

           Решение мотивировано тем, что административный орган не доказал в действиях Общества события и состава административного правонарушения.

Не согласившись с принятым судебным актом, административная инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы административная инспекция указывает, что на момент выявления административного правонарушения общество в Администрацию г. Таганрога не обращалось. В Администрации города Таганрога существует четкая система делопроизводства. Первоначально входящая корреспонденция на бумажном носителе проходит стадию сканирования в целях внесения в общую базу электронного документооборота и делопроизводства Дело-WEB для организации оптимизированного контроля исполнения документов и поручений, в которой автоматически присваиваются номера как входящей, так и исходящей корреспонденции. В системе создается электронная карточка документа с автоматическим присвоением номера. Этот номер указывается на оригинале входящего/исходящего документа. Представленная обществом заявка не датирована, нет имеет входящего регистрационного номера.

Обществу неоднократно направлялись требования о необходимости получения разрешения в УЖКХ г. Таганрога и карточку площадки с МКУ «Благоустройство». Карточка площадки выдается после внесения адресного ориентира в реестр мест накопления ТКО (л.д. 23-24); указанные обстоятельства так же подтверждается письмом заместителя директора МКУ «Благоустройство» от 28.01.2021 исх. № 60.02.5.1/775 об отсутствии площадки накопления ТКО для нужд МКД по указанному адресу.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

От Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.

В судебном заседании представитель Общества не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Административная инспекция, извещённая надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.

Дело рассмотрено в порядке статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Административной инспекции, надлежащим способом извещённой о времени и месте судебного разбирательства.

           Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

25.01.2021Общество, являясь управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: <...>, не обеспечило и не организовало содержание объекта благоустройства, а именно не приняло мер по закреплению и обустройству точки сбора и накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов для указанного МКД, чем нарушило требования ч. 7 ст. 20, ч. 21, 22 ст.5 «Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Таганрог», утвержденных Решением Городской Думы 01.11.2017 № 403.

10.02.2021 ведущим методистом управления муниципальной инспекции администрации г.Таганрога, в присутствии представителя Общества по доверенности ФИО2, составлен протокол №0125 об административном правонарушении по части 2 статьи 5.1 Областного закона №273-ЗС.

11.02.2021 заместителем начальника управления муниципальной инспекции администрации г.Таганрога, вынесено определение о передаче материалов дела об административном правонарушении в административную комиссию администрации г.Таганрога.

04.03.2021 административной комиссией Администрации города Таганрога были рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление № 260/0125-2021 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона № 273-ЗС в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.

Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Согласно статьи 5.1. Областного закона №273-ЗС невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5, 5.4, 5.5 настоящего Областного закона, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на  юридических лиц в размере от 25000 до 70000 рублей.

Повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействия), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 70000 до 100000 рублей.

  Объективную сторону указанного правонарушения составляет повторное нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.

В соответствии со статьёй  14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 25 статьи 21 Устава города Ростова-на-Дону определено, что в исключительном ведении городского самоуправления находится решение вопросов местного значения, в том числе организация благоустройства и озеленения территории города.

Правилами благоустройства установлены единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, а также внутренних производственных территорий для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

При этом определено, что благоустройство территории - комплекс мероприятий по проектированию, размещению и содержанию элементов благоустройства, направленный на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности среды обитания, осуществляемый с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, некапитальных сооружений, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации, рекламы и иных средств (раздел 2 Правил).

 В соответствии с частями 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Согласно пункту 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами отнесено к вопросам местного значения и является предметом ведения местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416 утверждены Правила по осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила №416), которыми установлены стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно разделу 3 Правил №416 управляющая организация обязана сформировать и утвердить перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» устанавливает конкретный перечень работ и услуг в области благоустройства, предоставляемых управляющей организацией в обязательном порядке.

Статьёй 5.1 Областного закона №273-ЗС для юридических лиц предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утверждёнными органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Обществу вменяется нарушение, выразившееся в не обеспечении и не организации содержания объекта благоустройства, а именно не принято мер по закреплению и обустройству точки сбора и накопления твердых коммунальных и крупногабаритных отходов для указанного многоквартирного жилого дома по адресу <...>.

Установленный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности Управлением  не пропущен.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении апелляционным судом не установлено.

Административным органом не учтено следующее.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», коммунальные услуги -осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Министерством регионального развития РФ утверждён Приказ от 29.12.2011 № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учёта, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка её заполнения».

Согласно предоставленным актам на предмет установления (отсутствия) технической возможности размещения контейнерной площадки (мест накопления) на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, установлено, что техническая возможность размещения контейнерной площадки на придомовой территории отсутствует.

Расстояние между местом размещения предполагаемой площадкой составляет менее 20 метров от жилого дома, что противоречит санитарным нормам и правилам.

Также отсутствуют подъездные пути для проезда специализированной техники для сбора ТКО.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

Обществом была подана заявка в администрацию г. Таганрога для включения существующих контейнерных площадок (мест накопления) в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

По результатам рассмотрения представленных заявлений были выданы выписки из реестра мест накопления ТКО г. Таганрога, разработанные органом местного самоуправления - администрации г. Таганрога.

Согласно реестру мест накопления ТКО в г. Таганрог для собственников МКД пер. Каркасный, д. 13, г. Таганрог определена площадка для сбора ТКО, установленная по адресу <...>.

В перечне площадок числится указанный адрес с примечанием «для МУД по пер. Каркасный, 2,7,9,11,13».

Таким образом, судом установлено отсутствие возможности устройства мест сбора ТКО по адресу: <...>, на момент обнаружения правонарушения.

Согласно реестру мест накопления ТКО в г. Таганрог собственники дома по пер. Каркасный, 13 используют одну площадку наряду с собственниками других домов по пер. Каркасный, 2,7,9,11, адрес самой площадки установлен <...>.

Следовательно, обязанности по установлению отдельной площадки у Общества не имеется.

С учетом изложенного, административным органом не доказано событие и состав вменяемого Обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 5.1 Областного закона № 273-ЗС.

Довод административной инспекции о том, что на момент выявления административного правонарушения общество в Администрацию г. Таганрога не обращалось не принимается апелляционным судом, как противоречащий материалам дела.

           На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что постановление административной инспекции от 04.03.2021 № 260/0125-2021 о назначении административного наказания, является незаконным.

Доводы апелляционной жалобы административной инспекции, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

   Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.

Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

С учетом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

           решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.07.2021 по делу №А53-7698/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                    С.В. Пименов

Судьи                                                                                 О.Ю. Ефимова

М.В. Соловьева