ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-14101/2022 от 26.09.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А53-10671/2021

29 сентября 2022 года                                                                           15АП-14101/2022

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Пименова С.В.

судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.

при участии:

от Управления Федерального казначейства по Ростовской области: представитель Булаева Ж.В.ж по доверенности от 28.06.2019, диплом, удостоверение;

от Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области: представитель Аллаева А.А. по доверенности от 14.06.2022, диплом, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №6»

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2022 по делу № А53-10671/2021

по заявлению государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №6» (ИНН 6164269259, ОГРН 1076164012286)

к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство по физической культуре и спорту Ростовской области (ИНН 6164048860, ОГРН 1026103277342)

об оспаривании представления,

УСТАНОВИЛ:

государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №6» (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (далее - Управление) о признании незаконным представления от 25.03.2021 №58-22-10/22-3344 в части обеспечения возврата заявителем приобретённого спортивно-технологического оборудования в рамках совершенствования спортивной подготовки по хоккею или принятия мер по обеспечению возврата средств в доход бюджета Ростовской области с последующим перечислением в доход федерального бюджета средств по КБК 77721825229010000150 в размере 2567293 руб.  66 копеек.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2022 в удовлетворении заявления Учреждения было отказано.

Решение мотивировано тем, что Учреждением не представлено достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого преставления и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что Министерство возлагая обязанность по обеспечению возврата, переданного по распоряжению собственника, имущества на свой баланс, неправомерно возложило данную обязанность не на собственника, а на лицо, не обладающее необходимыми полномочиями.

   По мнению учреждения необоснованным является вывод суда о том, что объектом целевого финансирования фактически является имущество, источником приобретения которого выступали средства федерального бюджета, предоставленные в виде субсидий, в связи с чем Учреждение распорядилось имуществом, являющимся результатом целевого финансирования.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.

Представитель Управления просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.

Учреждение, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Учреждения, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.

          Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, во исполнение приказа Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 20.01.2021 №28 в проведена проверка Учреждения по вопросу предоставления и использования средств федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.

По результатам проверки выявлено нецелевое использование средств субсидий на иные цели путём неправомерной передачи закупленного по контракту от 21.06.2019 №23 спортивного оборудования Учреждением общей стоимостью 2619697 руб. 26 копеек.

По результатам проверки Управлением составлен акт выездной проверки от 05.02.2021 и выдано представление Управления от 25.03.2021 №58-22-10/22-3344, которым Учреждению  предписано:

1. По нарушению, указанному в пункте 1, принять меры по устранению причин и условий его совершения в срок до 23.09.2021 включительно, а именно усилить контроль за приобретением оборудования в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в соответствии с действующим законодательством.

2. По нарушению, указанному в пункте2, устранить выявленное нарушение и принять меры по устранению причин и условий его совершения в срок до 23.09.2021 включительно, а именно: обеспечить возврат приобретенного спортивно-технологического оборудования в рамках совершенствования спортивной подготовки по хоккею или принять меры по обеспечению возврата средств в доход бюджета Ростовской области с последующим перечислением в доход федерального бюджета средств по КБК 777 2 18 25229 01 0000 150 в размере 2 567 293 руб. 66 копеек; усилить контроль за сохранностью спортивно-технологического оборудования приобретенного в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее – государственная программа РФ №302), которая включает в себя подпрограмму 7 «Развитие хоккея в Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Целью подпрограммы является создание условий для удовлетворения потребностей населения в занятиях хоккеем.

Основными задачами подпрограммы являются укрепление и расширение материально-технической базы для занятий хоккеем, формирование целостной системы физкультурных, спортивных и тренировочных мероприятий, способствующих развитию хоккея. Целевыми индикаторами и показателями подпрограммы - численность населения, занимающего хоккеем; количество физкультурных, спортивных и тренировочных мероприятий по хоккею. Участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы является необходимым условием ее эффективности.

Приложением № 31 к государственной программе РФ № 302 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние по следующим направлениям: развитие материально-технической базы спортивных школ олимпийского резерва; совершенствование спортивной подготовки по хоккею (далее – Правила №31), пунктом 7 которых установлено, что субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до министерства спорта Российской Федерации (далее - Минспорта России), как получателя средств федерального бюджета на соответствующие цели.

В приложении 10 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» к Федеральному закону № 459-ФЗ Минспорту России по коду бюджетной классификации 777 11 03 132Р5 52290 500 на 2019 год предусмотрены расходы «Приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние (Межбюджетные трансферты)» в сумме 649 110 тыс. рублей.

Согласно данным таблицы 77 «Распределение субсидий на реализацию мероприятий по приобретению спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние бюджетам субъектов Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» приложения 33 к Федеральному закону № 459-ФЗ, для Ростовской области предусмотрены ассигнования в сумме 56 609,90 тыс. рублей.

Между Минспорта России и Правительством Ростовской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 09.02.2019 № 777-08-2019-168 (далее – Соглашение № 777-08-2019-168).

Предметом данного соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019 году бюджету Ростовской области субсидии на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние в рамках федерального проекта «Спорт-норма жизни» подпрограммы «Развитие хоккея в Российской Федерации» государственной программы РФ № 302.

Постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 №648 утверждена государственная программа Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» (далее - Региональная программа №648).

Региональная программа №648 включает подпрограмму 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва в Ростовской области» (далее - подпрограмма 2 Региональной программы №648).

Ответственным исполнителем подпрограммы 2 Региональной программы № 648 является Минспорта Ростовской области, участниками подпрограммы 2 являлись: государственные организации Ростовской области, подведомственные Минспорта РО; органы местного самоуправления.

В рамках подпрограммы 2 (пункт 2.2.4 Приложения 3 Региональной программы №648 в редакции от 11.03.2019) предусмотрена реализация мероприятия 2.7 Приобретение спортивного оборудования инвентаря, оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках проекта «Спорт - норма жизни», по которому утверждены расходы на реализацию Региональной программы №648.

В соответствии с приложением №10 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» к Областному закону Ростовской области от 25.12.2018 № 70-ЗС «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Минспорту РО в 2019 году по КБК 816 1103 132P552290 610 предусмотрены расходы на «Приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние в рамках подпрограммы «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва Ростовской области» Региональной программы №648 в сумме 57765,80 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета 98 % - 56609,90 тыс. рублей).

В соответствии со статьёй 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Ростовской области от 22.03.2012 утверждён Порядок определения объема и условий предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Ростовской области, подведомственным министерству по физической культуре и спорту Ростовской области №201 (далее – Порядок от 22.03.2012 №201).

В соответствии с пунктом 4 Порядка от 22.03.2012 №201 (в редакции от 05.09.2018) условием предоставления субсидии является заключение соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии между Учреждением и Министерством по физической культуре и спорту Ростовской области по форме согласно приложению № 1 к данному Порядку.

Между Минспорта Ростовской области и Учреждением заключено соглашение от 28.12.2018 №27 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.

Предметом соглашения от 28.12.2018 №27 являлось определение условий и порядка предоставления Учреждению из областного бюджета субсидии на иные цели в рамках государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта».

Согласно пункту 2.1.1. дополнительного соглашения от 01.03.2019 №2 к соглашению от 28.12.2018 №27 Минспорта Ростовской области обязуется предоставить субсидию из федерального бюджета в соответствии с направлениями расходования средств, указанными в разделе 3 соглашения, а именно субсидии бюджетным учреждениям на закупку спортивного оборудования и инвентаря для хоккея в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» (Ф4601) в сумме – 25510300 рублей.

Согласно пункту 8 Порядка от 22.03.2012 № 201 (в ред. от 05.09.2018) для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии и определения ее размера учреждение направляет в Минспорта области заявку, содержащую обоснование необходимости осуществления соответствующих расходов, расчёт суммы расходов с приложением обосновывающих документов.

В 2019 году Учреждением в Минспорта Ростовской области предоставлена заявка на приобретение спортивного и хозяйственного инвентаря, оборудования, оргтехники, автотранспортных средств, прочих основных средств, приобретение мягкого инвентаря, в том числе экипировки на сумму 25510300 руб., из них на закупку оборудования для хоккея за счёт средств федерального бюджета – 25000000 рублей.

Приказом Минспорта России от 12.02.2019 №102 утверждён Перечень спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

Согласно данным отчета о состоянии отдельного лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения №21816005290 за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 по коду субсидии Ф4601 «Субсидии бюджетным учреждениям на закупку спортивного оборудования и инвентаря для хоккея в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» поступило средств субсидии в сумме 25 507 611 руб. 40 копеек.

Учреждением в рамках реализации госпрограммы Ростовской области №648 в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние по направлению совершенствование спортивной подготовки по хоккею в 2019 году заключено 2 контракта на поставку товаров на общую сумму 25507611 руб. 40 коп., в том числе:  государственный контракт от 21.06.2019 №23 на сумму 25249596 руб. 40 коп., заключённый с ООО «СПОРТИКА» (далее - контракт №23); контракт от 02.08.2019 №24 на сумму 258015 руб., заключённый с индивидуальным предпринимателем Горбатенко А.С. (далее - контракт №24).

В соответствии с пунктом 1.1 контракта №23 и спецификацией (Приложение №1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта, поставлен комплект спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, включающий в себя 34 наименования спортивного оборудования и инвентаря.

В соответствии с пунктом 1.1 контракта №24 и Спецификацией (Приложение №1), являющейся неотъемлемой частью контракта, поставлены сушильные стеллажи для обуви «СЛ2-премиум» мобильные на 50 пар в количестве 3 штук.

В ходе проведения проверки проведён осмотр с помощью фото и видео съёмки в отношении предметов спортивного оборудования и инвентаря для хоккея в рамках реализации государственной программы «Развитие физической культуры и спорта», поставленного в рамках исполнения государственных контрактов №23 от 21.06.2019 и контракта от 02.08.2019 №24.

Спортивное оборудование и инвентарь, закупаемые в рамках вышеуказанных контрактов в составе комплекта спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, соответствуют Перечню спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, утвержденному приказом Минспорта России от 12.02.2019 №102.

При этом сушильные стеллажи для обуви «СЛ2-премиум» мобильные на 50 пар, приобретенные в рамках контракта от 02.08.2019 №24, в Перечень спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею не включены.

Управление полагает, что приобретенное Учреждением оборудование, не поименованное в приказе Минспорта России является нецелевым использованием субсидий.

Суд первой инстанции согласился с выводами Министерства по следующим основаниям.

Предоставление субсидий бюджетным учреждениям регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Так, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абзац 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Правила №31 устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части приобретения спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние по следующим направлениям: развитие материально-технической базы спортивных школ олимпийского резерва; совершенствование спортивной подготовки по хоккею (пункту 1 Правил № 31).

Таким образом, цель - приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние для совершенствования спортивной подготовки по хоккею.

Согласно пункт 4 Правил № 31 субсидии предоставляются на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 соглашения от 09.02.2019 № 777-08-2019-168 субсидия предоставляется Ростовской области на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние. При этом в соответствии с пунктом 13 Правил № 31 закупка спортивного оборудования согласовывается с Министерством спорта Российской Федерации.

Перечень спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею утверждается Минспорта России.

Приказом Минспорта России от 12 февраля 2019 года № 102 утвержден Перечень спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, закупаемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

Таким образом, приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки в нормативное состояние осуществляется в соответствии с Перечнем спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, утвержденным приказом Минспорта России от 12 февраля 2019 года №102.

При этом субсидия субъектам предоставляется при условии наличия правовых актов субъекта, в том числе государственных программ субъекта Российской Федерации (пункт 2 Правил №31).

Постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 648 утверждена Региональная программа № 648. Региональная программа № 648 включает подпрограмму 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва в Ростовской области» (далее – подпрограмма 2 Региональной программы № 648).

Согласно пункту 2.2.4 Приложения 3 Региональной программы № 648 (в ред. от 11.03.2019) в рамках подпрограммы 2 предусмотрена реализация мероприятия 2.7. Приобретение спортивного оборудования инвентаря, оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в рамках проекта «Спорт - норма жизни», по которому утверждены расходы на реализацию Региональной программы № 648.

В целях выполнения условий Государственной программы, Региональной программы постановлением Правительства Ростовской области утвержден Порядок определения объема и условиях предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Ростовской области, подведомственным министерству по физической культуре и спорту Ростовской области № 201.

Условием предоставления субсидии является заключение соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии между учреждением и министерством по физической культуре и спорту Ростовской области (пункт 4 Порядка от 22.03.2012 № 201 (ред. от 05.09.2018).

Согласно пункту 8 Порядка от 22.03.2012 № 201 (в ред. от 05.09.2018) для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии и определения ее размера учреждение направляет в Минспорта области заявку, содержащую обоснование необходимости осуществления соответствующих расходов, расчет суммы расходов с приложением обосновывающих документов.

Следовательно, оснащение учреждений оборудованием и инвентарем осуществляется исходя из их потребности на основании утвержденного Минспорта России перечня спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею.

Во исполнение вышеуказанных требований между Минспорта РО и Учреждением заключено Соглашение от 29.12.2018 № 27 о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели.

Согласно пункту 2.3.1. дополнительного соглашения от 01.03.2019 к соглашению № 27 Учреждение обязуется использовать субсидию по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, указанными в разделе 3 данного соглашения, и нормативными правовыми актами Министерства, а именно закупка спортивного оборудования и инвентаря для хоккея в соответствии с действующим законодательством в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта».

Таким образом, целевым назначением использования субсидии является приобретение оборудования Учреждением в соответствии с Перечнем спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, утвержденным приказом Минспорта России от 12.02.2019 № 102.

В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.

В период проведения проверки Управлением установлено, что Учреждением в рамках контракта от 02.08.2019 № 24 с индивидуальным предпринимателем Горбатенко А.С. приобретены сушильные стеллажи для обуви «СЛ2-премиум» мобильные на 50 пар в количестве 3 штук на сумму 258 015 руб., отсутствующие в Перечне спортивно - технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею. Таким образом, приобретение Учреждением оборудования, не поименованного в приказе Минспорта России, является нецелевым использованием субсидий на иные цели.

Довод Учреждение о том, что оборудование приобретено на съэкономленные средства субсидии не принимается судом, поскольку средства федерального бюджета не использованные в текущем году (остатки средств), в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, подлежат возврату в бюджет.

Судом установлено, что в период проведения проверки, Учреждением к осмотру предоставлено 19 наименований оборудования и инвентаря (18 наименований по контракту от 21.06.2019 № 23 и 1 наименование по контракту от 02.08.2019 № 24). При этом к осмотру не представлено 16 наименований товара, приобретенного в рамках государственного контракта от 21.06.2019 № 23 на общую сумму 2 619 697 руб. 26 копеек.

Данное спортивно-технологическое оборудование передано ГБУ РО «Ростовская-на-Дону школа интернат» в соответствии с распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области от 21.01.2020 № 19-р/94 и от 25.08.2020 № 19-р/1669, на основании актов о приеме-передаче от 21.01.2020 б/№ и от 25.08.2020 б/№, актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов формы по ОКУД 0504101 от 06.12.2019 с № 00000007 по № 000000021 и от б/даты № 00000013.

При этом, ГБУ РО «Ростовская-на-Дону школа интернат» не осуществляет оказание услуг по спортивной подготовке по хоккею. Универсальное информационное табло для хоккея в количестве 1 шт. стоимостью 526999 руб. 92 коп. на основании договора хранения от 15.01.2021 №15-01/2021 передано Учреждением на хранение в муниципальное автономное учреждение городской спортивный центр «Ермак», расположенное по адресу: 346428, Ростовская область г. Новочеркасск, пер Юннатов, 6.

В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа отнесены вопросы, связанные с обеспечением условий для развития на территории соответствующего муниципального образования физической культуры и спорта, организацией проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Субъекты Российской Федерации при разработке государственных программ субъектов Российской Федерации в части развития физической культуры и спорта с учетом целей и задач, а также с учетом конечных целевых показателей (индикаторов) Программы должны предусмотреть в этих программах конкретный перечень мероприятий по реализации задач Программы.

Участие субъектов Российской Федерации в Программе осуществляется в пределах их полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке на эти цели. Механизм такого участия предполагает софинансирование (предоставление целевых межбюджетных трансфертов) из средств федерального бюджета мероприятий субъектов Российской Федерации, включенных в Программу.

Региональной программой №648 утверждена общая характеристика участия муниципальных образований в Ростовской области в реализации государственной программы, где Приложением №11 Региональной программы №648 установлены условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в форме субсидий. Таким образом, муниципальные образования получают субсидию на финансовое обеспечение мероприятий федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке.

Следовательно, передача заявителем муниципальному автономному учреждению имущества Ростовской области, приобретенного в целях совершенствования спортивной подготовки по хоккею, а также передача оборудования в учреждение, которое не осуществляет оказание услуг по спортивной подготовке по хоккею, является нарушением цели его приобретения – приведение в нормативное состояние учреждений осуществляющих подготовку по хоккею.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, регулируемым данным кодексом, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Согласно статье 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации относится, в том числе, определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов. Таким образом, Российская Федерация в лице уполномоченных органов (главных распорядителей бюджетных средств), определяя направления расходования бюджетных средств, устанавливает цели, условия и порядок предоставления субсидии, обязательные для исполнения всеми получателями бюджетных средств, как участниками бюджетного процесса, так и не участниками (бюджетными учреждениями).

В целях реализации задач и функций государства постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №302 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

В рамках данной Программы реализуются мероприятия федерального проекта «Спорт - норма жизни» национального проекта «Демография».

Одним из направлений реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни» в рамках Подпрограммы 2 «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва» является поставка спортивного оборудования и инвентаря в спортивные школы олимпийского резерва для их приведения в нормативное состояние (в ред. от 29.03.2019).

Правилами №31 устанавливаются цели, условия и порядок предоставления субсидии. Условия предоставления субсидии перечислены в пункте 2 Правил №31.

Постановлением Правительства Ростовской области от 22.03.2012 №201, в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержден Порядок определения объема и условия предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Ростовской области, подведомственным министерству по физической культуре и спорту Ростовской области (далее – Порядок №201).

Согласно пункту 2 Порядка №201 в случае предоставления учреждению субсидии из областного бюджета за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, расходование указанных средств осуществляется в соответствии с настоящим Порядком.

Пунктом 3 Порядка №201 установлены соответствующие цели предоставления субсидии: государственным бюджетным учреждениям Ростовской области, подведомственным Министерству, субсидия предоставляется на приобретение спортивного и хозяйственного инвентаря, оборудования, оргтехники, мебели, автотранспортных средств, прочих основных средств, приобретение мягкого инвентаря, в том числе экипировки, в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта».

Согласно пункту 7 Порядка №201 общий объем субсидий определяется Министерством по физической культуре и спорту Ростовской области по результатам оценки состояния материально-технической базы учреждений, соответствия условий осуществления деятельности учреждений требованиям к качеству оказываемых государственных услуг, обеспечению безопасности, выполнению санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Согласно пункту 8 Порядка №201 для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии и определения ее размера учреждение направляет в Министерство заявку, содержащую обоснование необходимости осуществления соответствующих расходов, расчет суммы расходов с приложением обосновывающих документов.

Материалами дела установлено, что Учреждением предоставлялась заявка на приобретение спортивного оборудования и хозяйственного инвентаря, в связи с чем, с Учреждением было заключено соглашение от 29.12.2018 №27.

Согласно пункту 3 раздела 3 соглашения № 27, в редакции дополнительного соглашения от 01.03.2019 №2, направлением расходования средств субсидии является закупка спортивного оборудования и инвентаря для хоккея.

Таким образом, субсидия для приобретения спортивного оборудования и инвентаря предоставлялась именно Учреждению для приведения его в нормативное состояние, то есть с целью обеспечения оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для осуществления спортивной подготовки по хоккею. В связи с чем, судом обоснованно был отклонен довод заявителя о том, что нарушение отсутствует, поскольку имущество передавалось на основании решения учредителя, который вправе распоряжаться им по своему усмотрению.

Передача спортивно-технологического оборудования на хранение в иные школы, не осуществляющие соответствующую подготовку, не обеспечивает выполнение поставленных задач и целей Государственной программы – развитие материально-технической базы области для занятий хоккеем, совершенствование спортивной подготовки по хоккею.

Таким образом, в нарушение требований статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, спортивно-технологическое оборудование, приобретенное школой олимпийского резерва №6 в рамках государственного контракта от 21.06.2019 №23 на сумму 2619697 руб. 26 коп. используется не в рамках совершенствования спортивной подготовки по хоккею, что является нецелевым использованием субсидий на иные цели.

Довод учреждения о том, что нарушение отсутствует, поскольку осуществлялась передача имущества, а не бюджетных средств, отклоняется судом ввиду следующего.

Объектом целевого финансирования фактически является имущество, источником приобретения которого выступали средства федерального бюджета предоставленные в виде субсидий бюджетным учреждениям.

В данном случае средства в виде субсидий выделялись бюджетному учреждению на приобретение спортивного оборудования и инвентаря для приведения организации спортивной подготовки в нормативное состояние в условиях совершенствования спортивной подготовки по хоккею. При этом субсидии предоставляются безвозвратно, в случае соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Доводы Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области о том, что имущество передано в иные организации ввиду отсутствия места для его хранения, обоснованно не были приняты судом, поскольку направляя заявку на приобретение оборудования, учреждение подтвердило необходимость в его закупке, в связи с чем, должно было обеспечить возможность его размещения и использования для реализации задач программы.

Также судом верно был отклонен довод  Министерства о том, что субсидия, предоставленная Учреждению на закупку спортивного инвентаря, не могла привести его в нормативное состояние, поскольку его достижение запланировано только на 2030 год, а также о том, что материально- техническая база заявителя не ухудшилась после передачи части оборудования 3-м лицам, поскольку в рамках Программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302, субсидия предоставляется конкретным школам олимпийского резерва. В связи с чем, любое перераспределение средств субсидии (выраженное в данном случае в передаче закупленного спортивного инвентаря) другим лицам свидетельствует о нарушении принципа адресности бюджетных средств.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Учреждения.

Доводы апелляционной жалобы Учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.

Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.

В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 руб. подлежат отнесению на государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Спортивная школа олимпийского резерва №6».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2022 по делу №А53-10671/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                     С.В. Пименов

Судьи                                                                                             И.Н. Глазунова

                                                                                                        М.В. Соловьева