ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-32891/2014
17 марта 2015 года 15АП-1532/2015
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2015 года .
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ООО «СКС-Троя»: представитель ФИО1 по доверенности от 05.09.2014, паспорт;
от ООО «Новотранс Юг»: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от Новороссийской таможни: главный государственный таможенный инспектор ФИО2 по доверенности № 105 от 28.07.2014, удостоверение ГС № 092053;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.12.2014 по делу № А32-32891/2014, принятое судьей Хахалевой Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СКС-Троя»,
общества с ограниченной ответственностью «Новотранс Юг»
к Новороссийской таможне
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «СКС-Троя», общество с ограниченной ответственностью «Новотранс Юг» обратились в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Новороссийской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 20.08.2014 по ДТ 10317090/190413/0006335.
Решением суда от 16.12.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в подтверждение заявленной таможенной стоимости обществом были представлены все необходимые и предусмотренные законом документы; достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, таможенным органом документально не опровергнута.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что заявленная таможенная стоимость не подтверждена документально в полном объеме.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель таможни заявил ходатайство об отложении судебного заседания.
Суд, отказал в удовлетворении заявленного таможенным органом ходатайства.
Представитель Новороссийской таможни поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ООО «СКС-Троя» возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
ООО «Новотранс Юг» представителя в судебное заседание не направило, о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя ООО «Новотранс ЮГ».
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 06.08.2009 г. ООО «СКС-Троя» заключило внешнеторговый контракт № GZR-01-2009 (далее - Договор) с компанией «GEZERAYAKKBIDERISAN.VETIC. A.S.», Турция, предметом которого являлась поставка товаров.
Во исполнение внешнеэкономического контракта от 06.08.2009 №GZR-01-2009, на таможенную территорию Таможенного союза на условиях CFR-Новороссийск ввезен и задекларирован товар по ДТ №10317090/190413/0006335. Получателем товара выступает -ООО «СКС-Троя».
По ДТ №10317090/190413/0006335 ввезены и задекларированы товары:
- товар № 1 «детали обуви: заготовки верха обуви из ПВХ, используется для производства обуви», код 6406 10 900 0 ТН ВЭД ТС, вес брутто/нетто 5544,65/5507,64кг, цена товара 8 876,09 долл. США, производитель/отправитель «GEZERAYAKKBIDERISAN.VETIC. A.S.», Турция»;
- товар № 2 «детали обуви: вкладные стельки из ПВХ для производства обуви», код 6406 90 500 0 ТНВЭД ТС, вес брутто/нетто 2989,67/2989,67кг, цена товара 6 128,51 долларов США, производитель/отправитель «GEZERAYAKKBIDERISAN.VETIC. A.S.», Турция»;
- товар № 3 «детали обуви: заготовки верха обуви из ПВХ, прикрепленные к внутренней стельке для изготовления обуви», код 6406 90 300 0 ТНВЭД ТС, вес брутто/нетто 3208,62/3167,22кг, цена товара 5 985,33 долларов США, производитель/отправитель «GEZERAYAKKBIDERISAN.VETIC. A.S.», Турция».
Таможенная стоимость товара была заявлена декларантом по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Заявителем в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара по ДТ контролирующему органу были представлены следующие документы: ДТС-1; договор № GZR-01-2009 от 06.08.09 г.; паспорт сделки; коммерческие документы: инвойс; документ отчета и иные документы согласно описи к декларации.
Службой таможенного контроля после выпуска товаров ЮТУ письмом от 14.02.2014 г. № 04-06/02438 по линии международного сотрудничества направлен запрос о предоставлении документов и информации в отношении ООО «СКС-Троя». В ответ на направленный запрос получена информация от таможенной службы Турецкой республики письмом от 18.04.2014 г. № 29980007/724-01-03^Ш257-1194/1409-3690.Таможенной службой Турецкой Республики направлена копия экспортной декларации.
После выпуска товаров в свободное обращение, Новороссийской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «СКС-Троя» по вопросу достоверности сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ № 10317090/190413/0006335.
При анализе экспортной декларации от 12.04.2013 №13343100ЕХ062617, представленной таможенной службой Турецкой Республики, таможенным органом была установлена поставка товаров, задекларированных ООО «СКС-Троя» по ДТ №10317090/190413/0006335, получателем которых выступает ООО «СКС-Троя». При сопоставлении имеющихся сведений Новороссийской таможней установлено, что сведения об отправителе товара, получателе товара, о количестве упаковок, контейнере, общем весе брутто, нетто, условиях поставки совпадают со сведениями, заявленными при таможенном декларировании товаров по ДТ №10317090/190413/0006335, однако выявлены расхождения: в значениях фактурной стоимости товара в долларах США (гр.22 экспортной декларации и ДТ №10317090/190413/0006335), и соответственно таможенной стоимости товара (гр.45); в номере инвойса (гр.44); в номерах контракта, на основании которых ввезен и задекларирован товар (гр.44 ДТ).
На основании вышеизложенного, таможенным органом сделан вывод, что товар «заготовки верха обуви из ПВХ, стельки из ПВХ» следовал в контейнере ARKU8366379, отправитель компания «GEZERAYAKKABIDERISANVETIC.A.S.», получатель ООО «СКС-Троя», на условиях поставки CFR-Россия, по инвойсу от 12.04.2013 №V020479 на общую сумму 257 945,70 долларов США, количеством 331 упаковка. Согласно коммерческого инвойса от 10.04.2013 №1671, спецификации от 10.04.2013 года к контракту, представленных ООО «СКС-Троя» при декларировании товаров по ДТ №10317090/190413/0006335, а также на Требование о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке, выставленного на территорию Таможенного союза поставлены товары «заготовки верха обуви из ПВХ, стельки из ПВХ для изготовления обуви», количеством 331 упаковка, на общую сумму 20 989,93 долл. США. Указанные условия поставки CFR-Новороссийск. В соответствии с коносаментом от 17.04.2014 №ARKIST0000090455 и упаковочным листом, товар по инвойсу от 10.04.2013 №1671 следовал в контейнере №ARKU8366379. На основании сведений, указанных в совокупности представленных документах, вышеуказанная товарная партия идентифицируется с экспортной декларацией от 12.04.2013 №13343100ЕХ062617.
Согласно гр.22 экспортной декларации от 12.04.2013 №13343100ЕХ062617, общая сумма экспортной поставки составляет 257 945,70 долл. США. Таможенная стоимость товара, задекларированного по ДТ №10317090/190413/0006335, в пересчете на курс доллара США на дату таможенного декларирования - 31,7151 рублей, с учетом выявленных обстоятельств составит 8 180 773,67 рублей.
Таким образом, в результате анализа документов, предоставленных ООО «СКС-Троя» при таможенном декларировании товара по ДТ №10317090/190413/0006335, документов и сведений полученных в ходе проводимой камеральной таможенной проверки, а также документов, полученных из таможенной службы Турецкой Республики, Новороссийской таможней были установлены расхождения в стоимости товара.
Результаты проверки были отражены в акте камеральной таможенной проверки от 20.08.2014 г. № 10317000/400/200814/А0039.
По результатам проверки Новороссийской таможней было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 20.08.2014 г. по ДТ № 10317090/190413/0006335. Также, таможенным органом выставлены требования об уплате таможенных платежей № 1387 от 26.09.2014 г. в отношении декларанта ООО «СКС-Троя», требование об уплате таможенных платежей № 1388 от 26.09.2014 г. в отношении таможенного представителя ООО «Новотранс Юг» как отвечающего солидарно с декларантом.
Не согласившись с решением Новороссийской таможни, общество с ограниченной ответственностью «СКС-Троя», общество с ограниченной ответственностью «Новотранс Юг» обратились в арбитражный суд с настоящим заявление.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 ТК ТС любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Порядок определения и контроля таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен ТК ТС, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и Решением Комиссии Таможенного Союза № 376 от 20.09.2010 г. «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости».
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 75 ТК ТС являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в РФ - исходя из таможенной стоимости товаров).
Согласно части 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза», которое действует с 06.07.2010 г. (далее по тексту - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения (метод 1). Как следует из статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 г. - таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
установлены совместным решением органов Таможенного союза;
ограничивают географический регион, в котором товары могут быть
перепроданы;
существенно не влияют на стоимость товаров;
продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В пунктах 2, 3 статьи 2 вышеуказанного соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться сторонами в качестве антидемпинговых мер.
В соответствии с частью 3 статьи 366 ТК ТС если международные договоры государств - членов Таможенного Союза и решения Комиссии Таможенного Союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу настоящего Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.
На момент ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и подачи в таможенный орган указанных ДТ подлежали применению нормы Приложения № 1 к Решению Комиссии Таможенного Союза № 376 от 20.09.2010 г. «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости».
Согласно пункту 1 Приложения № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза № 376 от 20.09.2010 г. «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости» при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с выбранным таможенным режимом, по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
В соответствии со статьей 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.
Также по смыслу Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Кроме того, непредставление дополнительно запрашиваемых документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости товара по первому методу.
Материалами дела, представленными в судебное заседание, подтверждается, что представленные заявителем документы являются необходимыми и достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенных товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза» установлен исчерпывающий перечень ограничений, при выявлении которых метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 г. № 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» в случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 г. № 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» обязанность доказать наличие оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательности лежит на таможенном органе.
Поэтому, определяя таможенную стоимость иным методом, чем основной метод, таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара.
В случае отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу, и в чем заключается такое влияние. В этом смысле, различие стоимости сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки, а является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
В ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное, несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности, заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).
Исходя из правовой позиции, приведенной в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 г. № 96, следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:
1) Отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме.
Документальным подтверждением заключения сделки является контракт № GZR-01 -2009 от 06.08.2009 г., приложения к контракту на общую сумму 20 000 000 долларов США (п. 2.3 контракта, приложение № 9 от 16.10.2013), на условиях Инкотермс 2000, оговоренных в отдельных спецификациях.
2) Отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара.
В разделе 1 контракта № GZR-01-2009 от 06.08.2009 г. указано, что Продавец продает, а Покупатель покупает ткань, производственные материалы (полуфабрикаты), оборудование запасные части к оборудованию и другие товары, необходимые для производства обуви на условиях, в количестве, по качеству и по ценам, указанным в отдельных спецификациях на каждую согласованную партию товара.
3) Отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий оплаты и поставки.
В пункте 6 контракта указано, что оплата за товар осуществляется покупателем в долларах США путем банковского перевода. Оплату за поставленные товары покупатель осуществляет с отсрочкой платежа в 180 дней с момента приобретения права собственности на товар. Также допускается и авансовый платеж, в случае которого отгрузка будет производиться в течение 180 дней. В п. 3 контракта оговорены условия и сроки поставки товаров: день отгрузки товаров оговаривается сторонами; объем партии определяется из заказа покупателя; датой поставки считается дата прибытия каждой партии в пункт назначения.
4) Наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их
необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах,
выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В соответствии с пунктом 4 Приложения к Информационному письму Президиума ВАС РФ № 67 от 21.01.2002 г. «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением норм о договоре, о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами», под документом, выражающим содержание заключаемой сделки, понимается не только единый документ, но и несколько взаимосвязанных документов, каждый из которых подписывается ее сторонами.
Как следует из пункта 2 статьи 1209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется, независимо от места совершения этой сделки, российскому праву. Согласно статье 161 Гражданского кодекса РФ сделки юридических лиц между собой совершаются в письменной форме. При этом, согласно ст. 160 Гражданского кодекса РФ, соблюдение письменной формы сделок достигается путем составления документа, выражающего ее содержание и подписываемого лицами, совершающими сделку.
Содержание правовой нормы, закрепленной в статье 160 ГК РФ, было предметом анализа Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 4 «Обзора практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением норм о договоре о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами» (приложение к Информационному письму № 67 от 21 января 2002 года). Как разъяснил Президиум ВАС РФ, под документом, выражающим содержание заключаемой сделки, понимается не только единый документ, но и несколько взаимосвязанных документов, каждый из которых подписывается ее сторонами.
В данном конкретном случае, контракт, спецификации к контракту, заключенные между сторонами на общую сумму 20 000 000 долларов США, инвойс, на условиях CFR Новороссийск, соответствуют данным требованиям, поскольку подписаны сторонами сделки и содержат ссылки друг на друга, то есть являются взаимосвязанными.
Цена, указанная в инвойсе, соответствует цене на товар, указанной в спецификации, как представленной в процессе таможенного оформления, так и представленной в таможенные органы Турции, то есть товар поставлялся по цене, согласованной сторонами.
Ведомостью банковского контроля по паспорту сделки подтверждается, что общество в полном объеме оплатило контрагенту денежные средства за товары, поставленные по вышеуказанной ДТ, согласно соответствующей сумме размера общей фактурной стоимости, указанным в графах № 42 вышеуказанной декларации на товары, и суммам, указанным в контрактах и соответствующих инвойсах, спецификациях компании-продавца.
Согласно требованиям статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, подача таможенной декларации должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларации, если иное не установлено названным кодексом. К таким документам относятся: документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; (при их наличии) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных названным Кодексом; документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей; документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными названным Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза; документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения камеральной таможенной проверки послужило поступление в таможенный орган копии экспортной декларации страны отправления товаров.
В качестве источника ценовой информации при корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ 10317090/190413/0006335 послужила полученная Новороссийской таможней экспортная декларация, представленная таможенной службой Турецкой республики № 13343100ЕХ062617 от 12.04.2013 г.
Согласно контракту № GZR-01-2009 от 06.08.2009 г. не предусмотрена обязанность по предоставлению продавцом покупателю экспортных деклараций страны отправления, заказов на поставку товаров, прайс-листов заводов производителя.
Экспортная декларация и прайс-лист иностранного контрагента не относятся к документам, предусмотренным в качестве обязательных, данными документами располагает не декларант, а продавец (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 августа 2012 года по делу А53-17477/2011).
Кроме того, документы о реализации товара в стране экспорта не могут являться надлежащим подтверждением таможенной стоимости ввезенного товара по конкретной сделке. На формирование рыночной цены может оказывать влияние система факторов, в том числе: характеристики товара, коммерческие условия сделки, налоги страны импорта и прочие. Эти причины могут привести к объективным расхождениям в уровне цен на один и тот же товар на территории различных государств.
Экспортные декларации, полученные у таможенной службы Турецкой Республики, были составлены и поданы в таможенную службу Турецкой Республики в одностороннем порядке иностранным контрагентом ООО «СКС-Троя».
Таможенным органом в материалы дела не было представлено доказательств того, что ООО «СКС-Троя» принимало участие в составлении данного одностороннего документа (экспортная декларация страны отправления).
Данный факт свидетельствует о том, что представленные в суд документы, истребованные из таможенной службы Турецкой Республики, были составлены и поданы в данный орган иностранным контрагентом в одностороннем порядке, без участия ООО «СКС-Троя», что исключает какую-либо причастность ООО «СКС-Троя» к умышленному занижению таможенной стоимости товара при таможенном оформлении товара по спорной декларации.
Негативные последствия от заполнения иностранной компанией соответствующих сведений в экспортной декларации не могут быть переложены на российского декларанта (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07 июля 2014 года по делу А53-19765/2013, определении Верховного суда РФ от 10.11.2014г. № 308-КГ14-3086 по делу А53-19765/2013.
Это, в свою очередь, свидетельствует о достоверности информации о таможенной стоимости товаров, предоставленной ООО «СКС-Троя» при таможенном оформлении товаров по ДТ № 10317090/190413/0006335.
Доказательств, безусловно свидетельствующих о недостоверности представленных обществом сведений о товаре, таможенный орган не представил. Таможенным органом не учтено, что корректировка таможенной стоимости не предполагает использование информации путем принятия за основу документов иностранного контрагента.
Также, судом установлено, что поскольку в соответствии с условиями поставки CFR-Новороссийск по Инкотермс 2000, указанным в контракте и в иных товаросопроводительных документах, таможенное оформление в стране отправления является обязанностью продавца, то таможенными декларациями страны отправления товара декларант, а, соответственно, и таможенный представитель, не мог и не должен был располагать в силу закона и делового обычая, в связи с чем, на него не могла быть возложена обязанность по предоставлению в таможню экспортной декларации страны вывоза.
С учетом этого обстоятельства суд первой инстанции правомерно сделал вывод, что представленная копия экспортной декларации не может подтверждать либо опровергать ценовую информацию на товар, ввозимый по конкретной поставке.
Поэтому ни декларант, ни таможенный представитель не могут нести ответственность за достоверность сведений, заявленных иностранным поставщиком при декларировании товара в стране экспорта.
Заявленная таможенная стоимость товаров определена таможенным представителем по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В ходе проверки таможня не проверила и не установила, что документы, подтверждающие таможенную стоимость ввозимого товара, на основании которых производилось декларирование, являются подложными, либо содержат недостоверные сведения о стоимости товара.
Таможенный орган не представил в материалы дела какие-либо данные о стоимости аналогичного товара, которые могли бы подтвердить вывод о недостоверности сведений о стоимости товара в документах, представленных для декларирования, а также сведения о движении денежных средств при расчетах по сделкам между обществом и поставщиком (нерезидентом), подтверждающие оплату товара в ином размере, чем указано в документах, представленных при декларировании.
В рассматриваемом случае судом установлено, что декларант уплатил иностранной компании за ввезенные по спорной декларации товары сумму, соответствующую размеру общей фактурной стоимости, указанной в графе № 42 спорной ГТД, в инвойсах, спецификациях, что свидетельствует о правомерности применения декларантом первого метода определения таможенной стоимости товара.
Общество представило все документы, необходимые для определения таможенной стоимости товара. Необходимость в дополнительных документах для определения таможенной стоимости по первому методу Новороссийская таможня не доказала.
Представленные документы в обоснование заявленной таможенной стоимости позволяют определить товар, его количество, а также достоверно установить цену товара.
Кроме того, таможенным органом не предоставлено сведений о движении денежных средств при расчетах по сделкам между ООО «СКС-Троя» и компанией «GEZERAYAKKBIDERISAN.VETIC. A.S.», Турция, подтверждающих оплату за товар в ином размере, чем указано в документах, представленных при декларировании.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что таможенным органом не доказано, что представленные в таможенный орган сведения о товаре не подтверждены документально, либо не являются количественно определенными и достоверными.
Таможенным представителем представлены все документы, необходимые для определения таможенной стоимости товара. Необходимость в представлении дополнительных документов для определения таможенной стоимости по первому методу Новороссийская таможня не доказала.
Представленные документы в обоснование заявленной таможенной стоимости позволяют определить товар, его количество, а также достоверно установить цену товара. С учетом изложенного, наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами), не подтверждено, а также не подтверждена обоснованность корректировки таможенной стоимости по резервному методу.
В обоснование вынесенного решения о корректировке таможенной стоимости таможенный орган представил в материалы дела копию экспортной декларации. Данный документ не может являться допустимым доказательством по делу на основании следующего.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В силу статьи 255 АПК РФ арбитражный суд принимает в качестве доказательств официальные документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права в отношении российских организаций и граждан или иностранных лиц, при условии их легализации или проставления апостиля соответствующими компетентными органами.
Под легализацией понимается процесс последовательного проставления удостоверений на документе, направляемом за границу, для подтверждения подлинности подписи должностного лица на документе, а также подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
Документы иностранного происхождения могут приниматься без легализации в случаях, предусмотренных Гаагской конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. При этом необходимо учитывать, что согласно п. «Б» ст.1 Гаагской конвенции 1961 г., ее действие не распространяется на документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами, и административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.
В силу статьи 27 Федерального закона от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» консульской легализацией иностранных официальных документов является процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания.
Консульское должностное лицо легализует составленные с участием должностных лиц компетентных органов государства пребывания или от них исходящие официальные документы, которые предназначены для представления на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания.
Таким образом, экспортная декларация, представленная в материалы дела, должна была пройти консульскую легализацию, которая согласно положениям Консульского устава Российской Федерации и Инструкции о консульской легализации, утвержденной Министерством иностранных дел СССР 06.07.1984 г., включает в себя удостоверение соответствия документов в уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ (Турция), а также последующее обязательное засвидетельствование такого документа в расположенном в этом государстве консульском учреждении Российской Федерации.
При этом, в силу части 2 статьи 255 АПК РФ документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд должны сопровождаться переводом на русский язык, заверенным надлежащим образом. Согласно статье 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.
Положениям части 2 статьи 255 АПК РФ корреспондируют положения статьи 75 АПК РФ, устанавливающей определенные требования в отношении письменных доказательств, представленных из-за границы, с учетом правовой позиции ВАС РФ, изложенной в пунктах 27, 28 постановления Пленума от 11 июня 1999 г., пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 декабря 1996 г. № 10.
Копия экспортной декларации, представленная в материалы дела, в установленном порядке не удостоверена.
В суде апелляционной инстанции представитель таможенного заявил ходатайство о приобщении к материалам дела нотариально заверенного перевода экспортной декларации, при этом пояснил, что при принятии оспариваемого решения таможенный орган переводом не располагал, суду первой инстанции при рассмотрении дела перевод также не был представлен.
Суд, протокольным определением отказал в удовлетворении заявленного ходатайства.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Представленные доказательства не были предметом исследования судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не признает обоснованными доводы таможенного органа о том, что перевод был сделан позднее, в связи с чем, невозможно было его предоставить суду первой инстанции.
Судебная коллегия также учитывает, что таможенный орган выносил решение о корректировке таможенной стоимости, при этом не располагал экземпляром легализованной экспортной декларацией с нотариально заверенным переводом.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что при таких обстоятельствах не могут быть приняты в качестве допустимого письменного доказательства недостоверности заявленной таможенной стоимости копии экспортной декларации, представленных таможенным органом, по правилам статей 71, 75, 255 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 27.06.2007 г. по делу № А32-12733/2005-52/359-2006-53/288 (Вх. Ф08-386/07-1534А), от 30 августа 2012 года по делу А53-17477/2011, от 07 июля 2014г. по делу № А53-19765/2013, от 07 марта 2014 г. по делу № А32-26643/2012.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования заявителей о признании незаконным решения Новороссийской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 20.08.2014 по ДТ 10317090/190413/0006335 являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судом первой инстанции также правомерно с учетом требований статей 101, 110 АПК РФ и разъяснений Президиума ВАС РФ, изложенных в письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", с таможенного органа взысканы в пользу общества судебные расходы по уплаченной в бюджет государственной пошлине в размере 2 000 руб.
Таможенные органы, выступающие по делам в качестве истцов и ответчиков, на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
В то же время, таможенный орган не освобожден от возмещения судебных расходов, понесенных лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт.
После рассмотрения дела по существу и принятия окончательного судебного акта отношения по уплате государственной пошлины прекращаются, возникают отношения по возмещению судебных расходов между сторонами состоявшегося судебного спора.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, часть 1 статьи 110 АПК РФ гарантирует возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.12.2014 по делу № А32-32891/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи Н.Н. Смотрова
Г.А. Сурмалян