ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-12718/2020
13 января 2021 года 15АП-19035/2020
Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рымарь Р.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дон Инвест Строй»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2020 по делу № А32-12718/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дон Инвест Строй» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Дон Инвест Строй» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края (далее - Департамент) от 25.02.2020 №1016/2020-5 об административном правонарушении в области строительства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2020 по делу №А32-12718/2020 в удовлетворении требований Общества было отказано. Решение мотивировано тем, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению организационно-правового порядка строительства объекта, связанного с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Департаментом собраны доказательства наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что судом неверно применены нормы материального права. В решении суда не указанно на основании чего значения строки 11.6 отчёта и строки 1250 бухгалтерского баланса должны соответствовать друг другу. Следовательно, вывод суда о предоставлении Обществом недостоверных сведений не соответствует обстоятельствам дела, и вызван неправильном применением норм материального права. Судом не выяснены обстоятельств, имеющие значение для дела. Само по себе не заполнение строки 4 раздела 1 отдельно по каждому объекту недвижимости, в отношении которого выдано разрешение на строительство не свидетельствует о том, что отчетность раскрыта не в полном объёме Застройщиком с разделением информации по каждому объекту недвижимости, в отношении которого выдано разрешение на строительство, заполнены все строки отчетности, подразумевающие такое разделение. Следовательно, Департаментом не доказано наличие объективной стороны вменённого административного правонарушения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Департаментом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объёме, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №214-ФЗ) регулируются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Согласно части 2 статьи 27 Федерального закона №214-ФЗ, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 23 Федерального закона №214-ФЗ контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчётность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 №656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчётности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства» утверждены новые формы отчётности и порядок её предоставления, кроме того, из пункта 2 данного приказ следует, что настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 №645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства».
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 №259 «О внесении изменений в пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 №1683 утратившими силу признано Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 №645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства».
Согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 №996/пр «Об утверждении формы проектной декларации»: Информация о проекте строительства заполняется в отношении одного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, либо в отношении нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство. Если проектная декларация заполняется в отношении нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, то первым заполняется раздел 9, затем заполняются разделы (подразделы), имеющие общие сведения в отношении всех указанных объектов недвижимости, затем заполняются иные разделы (подразделы) отдельно для каждого объекта недвижимости в последовательности перечисления этих объектов в подразделе 9.2. (Сноска 24). Графы подраздела 9.2 заполняются в отношении каждого объекта недвижимости по количеству, указанному в графе 9.1.1. Если многоквартирный дом состоит из блок-секций, имеющих различный срок ввода их в эксплуатацию, то графы подраздела 9.2 заполняются отдельно для каждой такой блок-секции (группы блок-секций) (Сноска 26).
Как следует из материалов дела, Департаментом по результатам анализа представленной ежеквартальной отчётности Обществом об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 1 квартал 2019 года, установлено, что в строке 4 раздела I застройщик указал: г.Краснодар, п.Пригородный в квартале 10.
В разделе 9 проектной декларации застройщиком указана информация о видах строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства объектов капитального строительства, их местоположении и основных характеристиках: в строке 9.2 объект «Многоквартирный дом» г.Краснодар, Карасунский округ, п. Пригородный, Литер 1; в строке 9.2 (2) объект «Многоквартирный дом» г.Краснодар, Карасунский округ, п.Пригородный, Литер 2; в строке 9.2(3) объект «Многоквартирный дом» г.Краснодар, Карасунский округ, п.Пригородный, Литер 3; в строке 9.2(4) объект «Многоквартирный дом» г.Краснодар, Карасунский округ, п.Пригородный, Литер 4; в строке 9.2(5) объект «Многоквартирный дом» г.Краснодар, Карасунский округ, п.Пригородный, Литер 5; в строке 9.2(6) объект «Многоквартирный дом» г.Краснодар, Карасунский округ, п.Пригородный, Литер 6; в строке 9.2(7) объект «Многоквартирный дом» г.Краснодар, Карасунский округ, п.Пригородный, Литер 7; в строке 9.2(8) объект «Многоквартирный дом» г.Краснодар, Карасунский округ, п.Пригородный, (Нежилое); в строке 9.2(9) объект «Многоквартирный дом» г.Краснодар, Карасунский округ, п.Пригородный, (Нежилое). Названные обстоятельства свидетельствуют о том, что в отчётности за 1 квартал 2019 года Обществом раскрыта не в полном объёме информация.
Сведения о сумме денежных средств участников долевого строительства (в млн. руб.) на последнюю календарную дату отчётного периода в строке 11.6 раздела II «Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства» указаны в размере 4 млн. рублей.
В силу части 7 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее - Федеральный закон №402-ФЗ) годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность представляется не позднее трёх месяцев после окончания отчётного периода.
В соответствии с Федеральным законом №402-ФЗ в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчётности экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности (далее - обязательный экземпляр отчётности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. Обязательный экземпляр отчётности представляется не позднее трёх месяцев после окончания отчётного периода.
Согласно пункту 47 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации», утверждённого приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н, если дата представления бухгалтерской отчётности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчётности считается первый следующий за ним рабочий день.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 установлены нерабочие дни с 4 апреля по 30 апреля 2020 года. Следовательно, днём окончания срока представления обязательного экземпляра отчётности в налоговый орган в 2020 году является первый рабочий день, следующий за 31 марта 2020.
Продление установленного Налоговым кодексом Российской Федерации срока представления налогоплательщиками годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности в налоговые органы на три месяца, предусмотренное абзацем вторым пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №409 распространяется только на налогоплательщиков, обязанных представлять свою годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность в налоговые органы в соответствии с подпунктом 5.1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доказательства исследования Департаментом даты поступления на счета Общества денежных средств и даты формирования отчётностей, в материалы дела не представлены.
Таким образом, вывод Департамента о том, что несоответствие сведений о размере денежных средств, отражённых в строке 11.6 раздела II «Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства» и строке 1250 бухгалтерского баланса (на 31.03.2020), апелляционный суд считает не образуют события вменённого Обществу административного правонарушения.
При этом, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что материалами дела об административном правонарушении, подтверждается факт несоблюдения Обществом требований по раскрытию в отчётности за 1 квартал 2019 года информации не в полном объёме в части объектов строительства.
Вина Общества в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения требований законодательства.
Доказательства невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств Обществом не представлены.
Совокупностью представленных в материалы дела доказательств, подтверждается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается также иными доказательствами, собранными по делу.
Таким образом, Общество не предприняло всех зависящих от него и достаточных мер по соблюдению требований законодательства, регулирующего правоотношения в области в сфере строительства многоквартирных жилых домов, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к формальным требованиям публичного порядка.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд находит доказанным факт вменённого Обществу правонарушения, подтверждённым материалами дела, квалификацию деяния по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правильной.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления по делу об административном правонарушении Департаментом не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении не выявлено.
Таким образом, представленные в материалы дела доказательства, являются достаточными для квалификации Департаментом противоправного деяния Общества по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подтверждают наличие в его действиях состава указанного административного правонарушения, в том числе, вины в его совершении.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьёй 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, которые, при вынесении решения о привлечении к административной ответственности, последние обязаны учитывать.
Доказательства, позволяющие признать вменённого Обществу правонарушения малозначительным, в соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а материалы дела не представлены, судом первой инстанции не установлены.
Принимая во внимание вышеуказанное, неверное определение судом первой инстанции события вменённого Обществу административного правонарушения, не привело к принятию неверного решения.
Оспариваемое постановление Департамента, апелляционный суд находит обосновано признано судом первой инстанции не подлежащим отмене.
Оснований для удовлетворения судом первой инстанции требований Общества и апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения Управления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2020 по делу №А32-12718/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья С.В. Пименов
Судьи М.В. Соловьева
ФИО1