ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-2231/19 от 18.03.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-32283/2018

25 марта 2019 года                                                                             15АП-2231/2019

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филимоновой С.С.,

судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 16.01.2019, заинтересованного лица ФИО2 по доверенности от 09.01.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 21.01.2019 по делу № А53-32283/2018, принятое судьей Пименовым С.В.
по заявлению публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» (далее – заявитель, общество, ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – заинтересованное лицо, управление) от 06.08.2018 № 779/02 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2019 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просило решение отменить.

Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с выводом суда первой инстанции об отсутствии необходимости направления в адрес заявителя договора при осуществлении замены внутридомового газового оборудования, а также о правомерности требований общества, выраженных в письме от 14.02.2018.

Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в возражении, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражения заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в управление на рассмотрение поступило обращение НП «ГазЮрСервис» в интересах ФИО3 о неправомерных, по мнению НП «ГазЮрСервис», действиях общества, выразившиеся в нарушении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314.

Так, ФИО3 через представителя по доверенности в адрес общества подана заявка от 11.01.2018 на выдачу технических условий для подключения объекта к системе газоснабжения, расположенного по адресу: <...>.

Вместе с тем, общество в установленный законодательством срок (10 рабочих дней) не представило технических условий или мотивированного ответа на заявку.

14.02.2018 в адрес общества поступила аналогичная заявка.

Письмом от 14.02.2018 (исх. № 00-61-1307) общество возвратило данную заявку на основании отсутствия документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя.

Управлением возбуждено административное дело в отношении ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» № 779/02 об административном правонарушении.

31.05.2018 должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 779/02 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

06.08.2018 заместителем руководителя управления вынесено постановление № 779/02, в соответствии с которым ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого акта, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Субъектами административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются, в том числе, юридические лица.

Повторное совершение административного правонарушения (часть 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), предусмотренного частью 1 данной статьи, - влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключённых к сетям газораспределения объектов капитального строительства определён постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила подключения).

Согласно пункту 2 Правил подключения под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения. Заявителем при этом является юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения.

Под исполнителем понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

В соответствии с абзацем первым пункта 74 Правил подключения при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 названных Правил, в полном объёме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении.

Согласно пункту 26 (22) «Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», для применения установленной названным Постановлением платы за подключение в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей расстояние от газоиспользующего оборудования заявителя до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, измеряемое по прямой линии до точки подключения, не должно превышать 200 метров, и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).

Материалы дела свидетельствуют о том, что 11.01.2018 ФИО4, в интересах ФИО3 обратился в адрес общества с заявлением о выдаче технических условий на подключение жилого дома, расположенного по адресу: <...> к сети газораспределения, в порядке раздела 6, пункта 61 Правил подключения.

Данное обращение имело повторный характер, поскольку 08.11.2017
ФИО4 в интересах ФИО3, уже обращался в адрес общества с аналогичным заявлением.

В ответе на данное заявление от 09.11.2017, направленное по электронной почте, общество разъяснило заявителю о том, что им не представлены документы, подтверждающие полномочия подписавшего заявление представителя
(ФИО4), предусмотренные пунктом 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из правил, установленных частью 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что доверенность предназначена для предъявления третьим лицам, с которыми поверенное лицо вступает в отношения от имени доверителя, третье лицо должно иметь возможность убедиться в наличии у поверенного необходимых полномочий.

Из статьи 312 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что если представитель кредитора действует на основании полномочий, содержащихся в документе, который совершен в простой письменной форме, должник вправе не исполнять обязательство данному представителю до получения подтверждения его полномочий от представляемого, в частности до предъявления представителем доверенности, удостоверенной нотариально, за исключением случаев, когда письменное уполномочие было представлено кредитором непосредственно должнику (пункт 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в случае подачи запроса о предоставлении технических условий или заявки на подключение исполнитель вправе получить подтверждение полномочий представителя, так как у заказчика и у исполнителя в связи с заявкой о подключении возникают взаимные обязательства, в том числе, у заявителя по оплате услуг исполнителя по подключению объекта капитального строительства к сетям газораспределения.

Согласно материалам дела, при повторном обращении от 11.01.2018 при обращении в адрес общества, заявителем так же не были представлены документы, подтверждающие полномочия представителя подписавшего заявление. Доказательства отправки ответа на данное обращение у общества не сохранилось.

Также из материалов дела следует, что 11.01.2018 представитель
ФИО4, в интересах ФИО3 обратился в адрес общества с заявлением о выдаче технических условий на подключение жилого дома, расположенного по адресу: <...> к сети газораспределения, в порядке раздела 6, пункта 61 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314.

В пункте 59 раздела 6 Правил подключения предусмотрено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении, одним из приложений к которому являются Технические условия (пункт 83 Правил подключения).

Правилами подключения предусмотрено 2 вида технических условий:

- «короткие» технические условия, предусмотренные разделом II Правил подключения, получаемые заявителями только для определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения;

- технические условия, предусмотренные разделом 6 Правил подключения, являющиеся приложением к договору о подключении объектов капитального строительства к газораспределительной сети. В данных технических условиях указываются технические характеристики, необходимые для подключения объектов к газораспределительным сетям. В договоре о подключении содержатся мероприятия, которые должны выполнить стороны для подключения объекта капитального строительства заявителя к сети газораспределения, в том числе строительство исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя (газопровода-ввода).

Материалы дела свидетельствуют о том, что в соответствии с актом приёмки газопровода в эксплуатацию жилой дом, расположенный по адресу <...> газифицирован 20.11.1979.

Таким образом, на момент обращения ФИО4, в интересах ФИО3, в газораспределительную организацию газопровод-ввод (сеть газораспределения) существовал.

В соответствии с пунктом 88 Правил подключения мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем.

В подпункте «а» пункта 98 Правил присоединения определено, что исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения.

Доказательства необходимости изменения пропускной способности схемы подключения точки подключения гр. ФИО3 к сети газораспределения, в материалы дела не представлены.

Таким образом, отсутствовала необходимость создания (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения ФИО3, поскольку данные сети были построены в 1979 году и реконструкции не требовали (точка подключения не изменилась) и, следовательно, отсутствовала необходимость заключения договора подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения, регулируемого Правилами подключения.

Кроме этого, согласно подпункту «в» пункта 98 Правил подключения исполнитель обязан осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте «б» данного пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя.

Понятие «исполнитель» определено пункте 2 Правил подключения и разъясняется как - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 данных Правил, - газораспределительная организация, с сетями которой, технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.

Таким образом, учитывая подпункт «в» пункта 98 Правил подключения, действия по подключению, в случае отсутствия необходимости строительства газопровода-ввода, могут быть выполнены не исполнителем по договору подключения, регулируемому Правилами подключения - лицом, не являющемся газораспределительной организацией (исполнителем согласно пункту.2 Правил подключения).

Заявление ФИО4 в интересах ФИО3 от 11.01.2018 содержало информацию о замене газоиспользующего оборудования в домовладении заявителя, расположенного по адресу ул. Гончарова 34, на газоиспользующее оборудование с большим расходом газа (реконструкция сети газопотребления), что также подтверждалось приложенной копий расчёта потребности в газе жилого дома, расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, Первомайский район, ул. Гончарова 34.

При этом, общество обращалось в адрес управления (вх. от 24.10.2017
№ 16132) с письмом о разъяснении порядка применения действующего законодательства в случае обращения гражданина за выдачей технических условий на подключение (технологическое присоединение), в связи с необходимостью замены газового оборудования, увеличивающего объём потребления газа на ранее газифицированном и подключенном к сети газораспределения объекте.

В ответе Федеральной антимонопольной службы России от 19.12.2017
№ АГ/89356/17 было разъяснено, что по вопросу замены газового оборудования в границах земельного участка заявителя в связи с увеличением объёма потребления газа заявитель вправе обратиться в любую специализированную организацию, которая осуществляет соответствующую деятельность, а не только в газораспределительную организацию, для заключения договора подряда, при том, что Правила подключения содержат понятие исполнителя только как газораспределительную организацию.

В соответствии с общими положениями постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», специализированная организация – это организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX данных Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия общества не нарушают нормы Правил, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, а постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» не содержит сроков на выдачу технических условий на реконструкцию (замену) оборудования либо сроков на отказ в выдаче технических условий.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 № 713 определены типовые формы документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения. В перечне типовых форм отсутствует типовая форма технических условий на реконструкцию системы газопотребления объектов капитального строительства, что также подтверждает необоснованность применения к обществу санкции по статье 9.21 КоАП РФ, поскольку данные отношения не регламентируются Правилами подключения в части нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительной сети.

С учётом изложенного, отсутствие доказательств направления обществом ответа на обращение НП «ГазЮрСервис» в интересах ФИО3, не может квалифицироваться как нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения), административное наказание за которое предусмотрено статьёй 9.21 КоАП РФ, поскольку данная санкция применяется при несоблюдении Правил подключения.

Материалами дела не подтверждается факт отказа общества в осуществлении технологического присоединения на основании заявки.

При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом не доказано наличие в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения, а потому требования общества о признании незаконным и отмене постановления управления о привлечении к административной ответственности подлежат удовлетворению.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание представленное в судебное заседание суда апелляционной инстанции письмо ФИО3 от 18.01.2019, согласно которому последний не уполномочивал ФИО4 на представление его интересов, в том числе в ПАО ««Газпром газораспределение Ростов-на-Дону».

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.01.2019 по делу
№ А53-32283/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                           С.С. Филимонова

Судьи                                                                                             Т.Г. Гуденица

М.В. Соловьева