ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-28439/2017
19 апреля 2019 года 15АП-3396/2019
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 19.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу и общества с ограниченной ответственностью «Дело плюс»
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.08.2018 по делу № А53-28439/2017 (судья Лебедева Ю.В.),
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью «Дело плюс»
при участии третьих лиц - ФИО2;
ФИО3; общества с ограниченной ответственностью «ТД «Пивная компания» о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее -
МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дело плюс» (далее – ООО «Дело плюс», общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2017 общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса в виде взыскания 200 тыс. рублей штрафа с конфискацией алкогольной продукции, изъятой по протоколу изъятия вещей и документов от 14.08.2017 № 11 -17/883 и протоколу ареста товаров и иных вещей от 04.08.2017 № 11-17/883, а именно: пиво «Бавария Австрийское светлое нефильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 10 кег, емкостью 50 литров каждая; пиво «Бавария светлое фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 130 кег, емкостью 50 литров каждая; пиво «Бавария светлое нефильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 70 кег, емкостью 50 литров каждая; пиво «Бавария темное фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 40 кег, емкостью 50 литров каждая; пиво «Бавария Премиум светлое фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 50 кег, емкостью 50 литров каждая. Изъятая по протоколу изъятия вещей и документов от 14.08.2017 № 11-17/883 алкогольная продукция передана на ответственное хранение
ОАО «Росспиртпром» (Республика Северная Осетия-Алания, Беслан, Подгорная, 4н); по протоколу ареста товаров и иных вещей от 04.08.2017 № 11 -17/883 находится на специализированной стоянке в п/п фургоне рефрижераторе (государственный номер АР 0499 15) по адресу: Ростовская область, Таганрог, Мариупольское шоссе, 50 и передана на ответственное хранение и. о. начальника специализированной стоянки ФИО4 Находящиеся на ответственном хранении ОАО «Росспиртпром» (<...>) транспортное средство марки «Мерседес 1735», 1992 года выпуска, VIN № WDB65557315763310 и п/п фургон рефрижератор марки «SCMITZSKO24», 1993 года выпуска, VIN № отсутствует, изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от 14.08.2017 № 11-17/883, возвращены законным владельцам.
Определением от 19.02.2018 суд апелляционной инстанции на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, ввиду несоответствия резолютивной части решения суда от 15.11.2017 (полный текст 16.11.2017), объявленной в судебном заседании 15.11.2017, резолютивной части в части количества конфискованной алкогольной продукции.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.03.2018 решение суда от 16.11.2017 отменено, общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса в виде взыскания 200 тыс. рублей штрафа с конфискацией алкогольной продукции, изъятой по протоколу ареста товаров и иных вещей от 04.08.2017 № 1117/883, а именно: пиво «Бавария Австрийское светлое нефильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 10 кег, емкостью 50 литров каждая; пиво «Бавария светлое фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 130 кег, емкостью 50 литров каждая; пиво «Бавария светлое нефильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 70 кег, емкостью 50 литров каждая; пиво «Бавария темное фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 40 кег, емкостью 50 литров каждая; пиво «Бавария Премиум светлое фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 50 кег, емкостью 50 литров каждая. Изъятая по протоколу изъятия вещей и документов от 14.08.2017 № 11-17/883 алкогольная продукция передана на ответственное хранение ОАО «Росспиртпром» (Республика Северная Осетия-Алания, Беслан, Подгорная, 4н), находится на специализированной стоянке в п/п фургоне рефрижераторе (государственный номер АР 0499 15) по адресу: Ростовская область, Таганрог, Мариупольское шоссе, 50 и передана на ответственное хранение и. о. начальника специализированной стоянки ФИО4 Находящиеся на ответственном хранении ОАО «Росспиртпром» (<...>) транспортное средство марки «Мерседес 1735», 1992 года выпуска, VIN № WDB65557315763310 и п/п фургон рефрижератор марки «SCMITZSKO24», 1993 года выпуска, VIN № отсутствует, изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от 14.08.2017 № 11-17/883, возвращены законным владельцам.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.06.2018 решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2018 по делу № А53-28439/2017 отменены, дело направлено в Арбитражный суд Ростовской области на новое рассмотрение в связи с нарушением подпункта 4 пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятыми о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 05 июля 2018 года привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО2, ФИО3, ООО «ТД «Пивная компания» (ИНН <***>).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.08.2018 общество с ограниченной ответственностью «Дело плюс» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа размере 200 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения - алкогольной продукции, изъятой по протоколу ареста товара и иных вещей от 04.08.2017 N 11-17/883. Находящиеся на ответственном хранении транспортное средство марки «Мерседес 1735» 1992 года выпуска, VIN <***> 65557315763310 и п/п фургон рефрижератор марки «SCMITZSKO24», 1993 года выпуска, VIN N отсутствует, изъятые по протоколу N 11-17/883 изъятия вещей и документов от 14.08.2017, возвращены законным владельцам.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу и общество с ограниченной ответственностью «Дело плюс» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу просит отменить решение суда в части возврата автомобильного транспорта, ссылаясь на то, что изъятие из оборота движимого имущества является мерой государственного понуждения и подлежит применению в рассматриваемом случае, поскольку транспортное средство использовалось для перевозки алкогольной продукции без документов, удостоверяющих ее легальность. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного суда российской Федерации от 13.09.2017 по делу № 41-АД17-24, постановлениях Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2018 по делу № А22-6412/2017, от 25.06.2018 по делу № А22-6411/2017, от 23.07.2018 по делу № А22-4419/2017.
Общество с ограниченной ответственностью «Дело плюс» просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд первой инстанции необоснованно отклонил довод общества о необходимости возврата кег, поскольку неправильно истолковал положения статьи 25 Закона № 171-ФЗ и Правил уничтожения, и применил их в отношении общества, не занимающегося лицензируемым видом деятельности. Фактически суд допустил расширительное толкование области применения статьи 25 Закона № 171-ФЗ, включив в число лиц, в отношении которых может быть применено изъятие транспортной тары, организации, которые осуществляют нелицензируемый вид деятельности. В резолютивной части решения Арбитражного суда Ростовской области от 02.08.2018 по настоящему делу вопрос о судьбе многооборотной тары не разрешен. Поскольку санкция части 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает наложение на лицо, привлекаемое к ответственности, административного штрафа с конфискацией алкогольной продукции, многооборотные кеги конфискации не подлежат.
В отзыве на апелляционную жалобу общества Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу просило в удовлетворении апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Дело плюс» отказать, указало, что сформирована единообразная судебная практика, из которой следует однозначный вывод о единстве тары и находящегося в них пива, позволяющей индивидуализировать алкогольную продукцию в качестве самостоятельного товара (партии). В рассматриваемом случае металлические кеги не являются транспортной тарой, поскольку не являются самостоятельной транспортной единицей. Согласно правовой позиции Президиума Верховного суда РФ, изложенной в п. 4 Обзора, установление судом факта принадлежности определенному лицу предусмотренной пунктом 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ алкогольной продукции для разрешения вопроса о ее изъятии правового значения не имеет. Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации.
В отзыве на апелляционную жалобу управления общество с ограниченной ответственностью «Дело плюс» просило в удовлетворении апелляционной жалобы Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу отказать, указало, что транспортное средство и прицеп, арестованные протоколом № 11-17/883 от 04.08.2017, не изъяты из оборота по смыслу статьи 129 ГК РФ, не находились в незаконном обороте, следовательно, подлежат возврату собственникам – ФИО2 и ФИО3
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.12.2018 решение суда от 02.08.2018 изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: привлечь общество к ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса об административных правонарушениях в виде взыскания 200 тыс. рублей штрафа. Передать для уничтожения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», алкогольную продукцию, изъятую по протоколу изъятия вещей и документов от 14.08.2017 № 11-17/883 и переданную на ответственное хранение ОАО «Росспиртпром» по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Беслан, Подгорная, 4н, а именно: пиво «Бавария Австрийское светлое нефильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 10 кег, емкостью 50 литров каждая; пиво «Бавария светлое фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 130 кег, емкостью 50 литров каждая; пиво «Бавария светлое нефильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 70 кег, емкостью 50 литров каждая; пиво «Бавария темное фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 40 кег, емкостью 50 литров каждая; пиво «Бавария Премиум светлое фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ», дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 50 кег, емкостью 50 литров каждая. Передать для реализации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», транспортные средства изъятые по протоколу изъятия вещей и документов от 14.08.2017 № 11-17/883 и переданные на ответственное хранение ОАО «Росспиртпром» по адресу: <...> а именно: транспортное средство марки «Мерседес 1735», 1992 года выпуска, VIN № WDB65557315763310 (государственный номер <***> Республика Северная Осетия-Алания), паспорт 15 ТК № 451617, свидетельство о регистрации 15 УН № 080024 (собственник ФИО2) и п/п фургон рефрижератор марки «SCMITZSKO24», 1993 года выпуска, VIN № отсутствует (государственный номер АР0499 15 Республика Северная 6 А53-28439/2017 Осетия-Алания), паспорт 39 ТЕ № 684334, свидетельство о регистрации <...> (собственник прицепа ФИО3).
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.02.2019 постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2018 по делу № А53-28439/2017 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в связи с нарушением подпункта 5 пункта 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В дополнении к апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Дело плюс» указало, что при нарушении порядка учета оборот пива не может быть нелегальным. Положения подпункта 6 пункта 1 и пункта 4 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» по своему конституционно-правовому смыслу не могут рассматриваться как допускающие реализацию изъятого при производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица автомобильного транспорта, используемого для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, в случае, когда собственником этого транспортного средства является лицо, не привлеченное к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанное в судебном порядке виновным в его совершении. Поскольку многооборотная тара, то есть тара, не подлежащая передаче конечному потребителю алкогольной продукции (поскольку пиво разливается из кег посредством разливного оборудования в ПЭТ-бутылки, кружки и т.д.), а возвращаемая поставщику, является движимым имуществом, находящимся в свободном обороте, подход, закрепленный Конституционным Судом РФ в постановлении от 18.02.2019 № 11-П, распространяется, в том числе, и на транспортную тару, в которой перевозилось пиво. То есть, орудие правонарушения - кеги - должны быть возвращены собственнику, при условии, что им является лицо, не привлеченное к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанное в судебном порядке виновным в его совершении.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.08.2017 в 10 час. 21 мин. в г. Таганроге напротив <...> ИДПС ОВ ДПС ОГИБДД УМВД России по г. Таганрогу был остановлен автомобиль Мерседес, государственный номер <***> регион с полуприцепом гос. номер АР0499 15 регион, находившееся под управлением гражданина ФИО2 В указанном транспортном средстве было обнаружено 300 кег пива по 50 литров, каждая в ассортименте, а именно:
Пиво «Бавария Австрийское светлое нефильтрованное»,. производство ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 10 кег, емкостью 50 литров каждая;
Пиво «Бавария светлое фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 130 кег, емкостью 50 литров каждая; .
Пиво «Бавария светлое нефильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 70 кег, емкостью 50 литров каждая;
Пиво «Бавария темное фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 40 кег, емкостью 50 литров каждая;
Пиво «Бавария Премиум светлое фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 50 кег, емкостью 50 литров каждая.
Согласно ТТН от 02.08.2017 № 1426 данная продукция (пиво) принадлежит ООО «Дело плюс» и перевозилась на склад общества в г. Санкт-Петербурге.
Представленные документы о поставке (обороте) вышеуказанной алкогольной продукции (пива) на момент остановки транспортного средства не зафиксированы в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Товаросопроводительные документы, отвечающие требованиям законодательства и подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, на момент выезда транспортного средства с территории ООО «Дело Плюс» оформлены не были.
Кроме этого, в товарно-транспортной накладной КПП структурного подразделения в г. Владикавказе – 151301001 совпадает с КПП структурного подразделения в г. Санкт-Петербурге - 151301001, однако в справке Б КПП структурного подразделения в г. Санкт-Петербурге - 301545001.
Вышеуказанная алкогольная продукция без товаросопроводительных документов, подтверждающих легальность ее оборота, арестована и впоследствии передана по акту приема-передачи и (или) предметов № уЗ-18601/11-07(1) от 14.08.2017 на ответственное хранение, поскольку оборот алкогольной продукции осуществлен обществом без сопроводительных документов, что указывает на нарушение статьи 10.2, статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Транспортное средство, на котором осуществлялась перевозка алкогольной продукции (пиво) арестовано и передано на ответственное хранение по акту приема-передачи изъятого транспортного средства № уЗ-18603/11-07(1) от 14.08.2017.
04.09.2017 уполномоченным лицом управления составлен протокол № 11-17/883 об административном правонарушении в отношении общества по признакам части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратилось в суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неправомерным деянием является осуществление поставки или розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, к которым в соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесены индивидуальные предприниматели, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере государственного регулирования оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона данного правонарушения включает нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 171 -ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сертификатов соответствия и сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции и удостоверяющих легальность их производства и оборота, установлен статьей 10.2 Закона № 171-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В ходе проверки было установлено, что фиксация в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) ТТН N 1426 от 02.08.2017 была осуществлена ООО «Дело плюс» 05.08.2017 после выезда транспортного средства и его остановки в г. Таганроге для проверки 04.08.2017 в 10 час. 21 мин.
Данное обстоятельство подтверждается товарной накладной, представленной в материалы дела и не оспаривается обществом.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Приложения № 5 Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
Кроме того, пунктом 1 Постановления Правительства от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» утверждена форма и правила заполнения справки.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 6 Правил заполнения справки в пункте 12 раздела «А» справки к товарно-транспортной накладной указываются номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в указанную информационную систему.
Таким образом, запрещаются производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС.
Действующее законодательство возлагает обязанность по фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции до выезда транспортного средства именно на поставщика.
Как следует из материалов дела и не оспорено обществом, сведения были внесены в ЕГАИС несвоевременно, товаросопроводительные документы, отвечающие требованиям законодательства и подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, на момент выезда транспортного средства с территории ООО «Дело плюс» (г. Владикавказ) оформлены не были.
Сопроводительные документы должны быть представлены в момент проведения проверки и их представление уже после ее осуществления не освобождает соответствующее лицо от административной ответственности.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является доказанным.
Имея возможность для недопущения реализации алкогольной продукции без сопроводительной документации, общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению установленных законом требований.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
В частях 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридических лиц, административное наказание в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Размер назначенного обществу наказания соответствует минимальной санкции ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Транспортное средство марки «Мерседес 1735» 1992 года выпуска, VIN <***> принадлежит ФИО2, а п/п фургон рефрижератор марки «SCMITZSKO24», 1993 года выпуска, VIN N отсутствует принадлежит ФИО3. Собственником тары, в которой находилась алкогольная продукция является общество с ограниченной ответственностью «ТД «Пивная компания».
Согласно части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В пункте 15.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота алкогольной продукции подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц алкогольная продукция, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
Подпунктом 4 статьи 25 Закона № 171-ФЗ установлено, что изъятию из незаконного оборота подлежит также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Предметы административного правонарушения:
алкогольная продукция:
- пиво «Бавария Австрийское светлое нефильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 10 кег, емкостью 50 литров каждая;
пиво «Бавария светлое фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 130 кег, емкостью 50 литров каждая; .
пиво «Бавария светлое нефильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 70 кег, емкостью 50 литров каждая;
пиво «Бавария темное фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 40 кег, емкостью 50 литров каждая;
пиво «Бавария Премиум светлое фильтрованное», производство
ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 50 кег, емкостью 50 литров каждая
изъяты из оборота и переданы на ответственное хранение
ОАО «Росспиртпром» по адресу: РСО-Алания, <...>, по протоколу изъятия вещей и документов от 14.08.2017 № 11-17/883;
транспортные средства - марки «Мерседес 1735» 1992 года выпуска, VIN № WDB65557315763310 (гос номер <***> Республика Северная Осетия) паспорт 15 ТК № 451617, свидетельство о регистрации 15 УН № 080024 (собственник ФИО2),
п/п фургон рефрижератор марки «SCMITZSKO24», 1993 года выпуска, VIN № отсутствует (гос. номер АР0499 15 Республика Северная Осетия) паспорт 39 ТЕ № 684334, свидетельство о регистрации <...> (собственник прицепа ФИО3) изъяты из оборота и переданы на ответственное хранение ОАО «Росспиртпром» по адресу: Липецкая область, Задонский район,
<...>, по протоколу изъятия вещей и документов от 14.08.2017 № 11-17/883.
Согласно п.1 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018 (далее – Обзор), указанные в
п. 1 ст. 25 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации.
Применение судом конфискации как вида административного наказания и изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, имеют различные правовые последствия. В случае применения судом конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения передаются в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 3.7 КоАП РФ). При осуществлении судом изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению, вещи, не изъятые из оборота, подлежат возвращению собственнику, законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 3.7, пункты 1, 2, 21 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ). По смыслу статьи 3.7 КоАП РФ конфискации подлежат лишь вещи, не изъятые из оборота.
Следовательно, спорная спиртосодержащая продукция находилась в незаконном обороте, в связи с чем к ней не может быть применен дополнительный вид наказания в виде конфискации. Поскольку арестованная в ходе производства по делу об административном правонарушении алкогольная продукция находилась в обороте без соответствующих документов, она подлежала изъятию из незаконного оборота и уничтожению, а не конфискации.
Как указано в пункте 3 Обзора, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте и изъятые административным органом в рамках применения им мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не изымаются судом повторно. Определяя дальнейшие действия с названным имуществом, суд в резолютивной части судебного акта указывает на то, что оно подлежит уничтожению.
В отношении довода лица, привлекаемого к административной ответственности, об изъятии кег судом первой инстанции верно указано следующее.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, кеги принадлежат ООО «ТД «Пивная компания». Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях, лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом.
Товаросопроводительные документы, отвечающие требованиям законодательства и подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, обществом представлены не были, следовательно, данная продукция находится в незаконном обороте в соответствии со статьей 25 Закона N 171-ФЗ, подлежит безусловному изъятию с последующим уничтожением в соответствии с Правилами уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Как следует из вышеуказанных Правил, а также из статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», безусловному изъятию из оборота алкогольной продукции, потребительской тары, транспортной тары и иных предметов, связанных с оборотом нелегальной продукции, к которой данной статьей отнесена продукция, в том числе: без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
При этом факт принадлежности данных предметов лицу, привлекаемому к ответственности, на каком-либо праве, либо принадлежность иному лицу не имеет значения для разрешения вопроса об изъятии и направлении на уничтожение вышеуказанных предметов. Кеги в рассматриваемом случае являются не просто тарой для транспортировки алкогольной продукции, а единым целым с алкогольной продукцией (потребительской тарой), отгруженной обществом без документов, подтверждающих легальность ее производства и (или) оборота, и позволившим индивидуализировать ее в качестве самостоятельного товара.
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для изъятия из оборота автотранспортных средств, арестованных согласно протоколу
N 11-17/883 от 04.08.2017, поскольку транспортные средства предметом административного правонарушения не являются.
Часть 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве дополнительного наказания предусматривает конфискацию только спиртосодержащей продукции (соответствующей тары).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит, в том числе, автомобильный транспорт, используемый для перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, используемый для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте.
В силу пункта 4 статьи 25 Закона N 171-ФЗ изъятый или конфискованный автомобильный транспорт, указанный в подпункте 6 пункта 1 данной статьи, по решению суда подлежит реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1 - 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.02.2019 N 11-П, несмотря на то, что статья 25 Закона N 171-ФЗ по ее буквальному пониманию содержит указание на изъятие из незаконного оборота автомобильного транспорта, используемого для перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, сами по себе соответствующие транспортные средства не могут рассматриваться как изъятые из оборота только в силу того, что в них хранилась или перевозилась продукция, которая была произведена и находилась в обороте с нарушением установленных требований. Соответственно, такие транспортные средства не могут расцениваться как не подлежащие возвращению собственнику на данном основании в силу пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ. В действующей системе правового регулирования лишение собственника принадлежащего ему транспортного средства, которое использовалось для перевозки алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, в рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - притом что сам собственник этого транспортного средства не был привлечен к административной ответственности за данное административное правонарушение и не был признан в судебном порядке виновным в его совершении - приводило бы к несоразмерному ограничению прав собственника транспортного средства, гарантированных статьями 35 (часть 1), 46 (часть 1), 49 и 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и вступало бы в противоречие с конституционными принципами справедливости и равенства.
В связи с чем суд первой инстанции обоснованно возвратил находящиеся на ответственном хранении транспортное средство марки «Мерседес 1735» 1992 года выпуска, VIN <***> и п/п фургон рефрижератор марки «SCMITZSKO24», 1993 года выпуска, VIN N отсутствует, изъятые по протоколу
N 11-17/883 изъятия вещей и документов от 14.08.2017, законным владельцам.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.08.2018 подлежит изменению с учетом правовой позиции, изложенной в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018, которая не могла быть учтена судом первой инстанции, поскольку опубликована после вынесения резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.08.2018 по делу
№ А53-28439/2018 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Дело плюс» (ОГРН<***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации 16.05.2017, юридический адрес: 362048, <...>) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Штраф оплатить по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по Ростовской области (МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу, № л/с <***>)
ИНН<***>
КПП 616101001
Банк получателя: в отделение по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Ростов)
БИК: 046015001
СЧЁТ: 40101810400000010002
ОКТМО: 60701000
КБК: 16011608010016000140
УИН: 16000000000000261418
Назначение платежа: «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Передать для уничтожения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», алкогольную продукцию, изъятую по протоколу изъятия вещей и документов от 14.08.2017 № 11-17/883 и переданную на ответственное хранение ОАО «Росспиртпром» по адресу: РСО-Алания, <...>, а именно:
- Пиво «Бавария Австрийское светлое нефильтрованное», производство
ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 10 кег, емкостью 50 литров каждая;
- Пиво «Бавария светлое фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 130 кег, емкостью 50 литров каждая;
- Пиво «Бавария светлое нефильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 70 кег, емкостью 50 литров каждая;
- Пиво «Бавария темное фильтрованное», производство ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 40 кег, емкостью 50 литров каждая;
- Пиво «Бавария Премиум светлое фильтрованное», производство
ООО «Агрофирма ФАТ» ИНН <***>, дата розлива 29.07.2017, в общем количестве 50 кег, емкостью 50 литров каждая.
Возвратить изъятые по протоколу N 11-17/883 изъятия вещей и документов от 14.08.2017 и находящиеся на ответственном хранении транспортное средство марки «Мерседес 1735» 1992 года выпуска, VIN <***>, ФИО2, п/п фургон рефрижератор марки «SCMITZSKO24», 1993 года выпуска, VIN N отсутствует - ФИО3.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Доказательства оплаты необходимо представить в суд. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, решение суда будет направлено в службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи О.Ю. Ефимова
М.В. Соловьева