ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-41420/2021
13 мая 2022 года 15АП-6295/2022
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного бюджетного учреждения
«Сочинский национальный парк»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2022 по делу
№ А32-41420/2021
по заявлению публичного акционерного общества
«Федеральная сетевая компания единой энергетической системы»
к заинтересованным лицам Федеральному государственному бюджетному учреждению «Сочинский национальный парк», Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации
при участии третьего лица - акционерного общества
«Кубанские магистральные сети»
о признании незаконными решений и обязании выдать разрешение,
при участии (до и после перерыва):
от ФГБУ «Сочинский национальный парк»: представитель ФИО1 по доверенности от 01.01.2022 № 12,
от ПАО «ФСК ЕЭС»: представитель ФИО2 по доверенности от 20.09.2021,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – заявитель, ПАО «ФСК ЕЭС») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Федеральному государственному бюджетному учреждению «Сочинский Национальный Парк» (далее – учреждение, ФГБУ «Сочинский Национальный Парк»), оформленного письмом от 08.06.2021 № 01-13/2310 в части предъявления требований о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых планируется проведение работ по расчистке просек линии электропередачи от древесно-кустарниковой растительности, и проектов освоения лесов, прошедших государственную экспертизу; о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды), направленного письмом от 22.07.2021 № 15-50/10198-ОГ (далее - Решение Минприроды), в части отсутствия разрешения на пребывание на территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС», в нарушение п. 6 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995
№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» (далее - Закон «Об особо охраняемых территориях»); об обязании Учреждения и Минприроды выдать ПАО «ФСК ЕЭС» разрешение на пребывание на территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС» и его подрядных организаций сроком на 12 месяцев (с момента вступления решения в законную силу) для выполнения работ по расчистке ВЛ 220 кВ Шепси - Дагомыс от древесно-кустарниковой растительности ручным способом.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2022 признано недействительным решение ФГУБ «Сочинский национальный парк», направленное письмом от 08.06.2021 г. № 01-13/2310 в части предъявления требований о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых планируется проведение работ по расчистке просек линии электропередачи от древесно-кустарниковой растительности, и проектов освоения лесов, прошедших государственную экспертизу. Суд обязал ФГУБ «Сочинский национальный парк» выдать ПАО «ФСК ЕЭС» разрешение на пребывание на территории ФГУБ «Сочинский национальный парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС» и его подрядных организаций сроком на 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу для выполнении работ по расчистке ВЛ 220 кВ Шепси - Дагомыс от древесно-кустарниковой растительности ручным способом. В удовлетворении требования о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, направленное письмом № 15-50/10198-ОГ от 22.07.2021 г. в части отсутствия разрешения на пребывание на территории ФГУБ «Сочинский национальный парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС» - отказано. Взыскано с ФГУБ «Сочинский национальный парк» в пользу ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ «Сочинский Национальный Парк» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы ФГБУ «Сочинский Национальный Парк» ссылается на то обстоятельство, что проект освоения лесов на земельные участки, предоставленные по соглашениям об установлении сервитута в материалы дела обществом не представлялся, доказательства самостоятельного согласования с Минприроды России соответствующей деятельности на территории национального парка до подачи заявления от 04.03.2020 директору ФГБУ «Сочинский Национальный Парк» в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт наличия проекта освоения лесов не свидетельствует о том, что обществом соблюдены требования лесного законодательства. Федеральным законодательством установлен разрешительный режим пребывания хозяйствующих субъектов и ведения ими хозяйственной деятельности на территории национальных парков. Заявитель указывает на то, имеются доказательства наличия у общества соглашений о сервитуте на спорные земельные участки. При этом информация о том, что была представлена проектная документация и срок действия установленных сервитутов продлен, в материалы дела истцом не подставлена. Граждане, юридические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута обязаны:составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса, за исключением граждан, юридических лиц, использующих леса в соответствии с договором безвозмездного пользования и граждан, юридических лиц, использующих леса на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности; (подпункт б пункта 18 Правил).
В отзывах на апелляционную жалобу ПАО «ФСК ЕЭС» и АО «Кубанские магистральные сети» просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебное заседание проведено с объявлением перерыва в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ.
В судебном заседании представители ФГБУ «Сочинский национальный парк» и ПАО «ФСК ЕЭС» поддержали свои правовые позиции по рассматриваемому спору.
В отзыве АО «Кубанские магистральные сети» содержится ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ПАО «ФСК ЕЭС» в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и осуществляет деятельность по эксплуатации сети.
ПАО «ФСК ЕЭС» на основании договора использования объектов электросетевого хозяйства от 30.12.2005 № ДИ-73/107/30-49 владеет ВЛ 220 кВ Шепси-Дагомыс (далее - Линия электропередачи, ВЛ) и осуществляет ее эксплуатацию.
Приказом Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 № 325 «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети» ВЛ 220 кВ «Шепси-Дагомыс» включена в перечень объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Часть Линии электропередачи с 1967 года размещена на территории, которая в 1983 года вошла в состав Сочинского национального парка, что подтверждается техническим паспортом ЛЭП.
Между учреждением и заявителем заключены соглашения об установлении сервитута от 28.11.2013 № 4-143/1, № 4-144/1, № 4-145/1 и от 04.02.2014 № 4-151/1,
в отношении лесных участков, необходимых для реконструкции линии электропередачи,
с условием о последующей пролонгации данных соглашений.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранной зоне Линии электропередачи
№ 23.49.2.69, требуется выполнение работ на территории Сочинского национального парка.
ПАО «ФСК ЕЭС» направило уведомление от 24.05.2021 3 Ц5/1/551 (в порядке
п. 17, 18 Правил установления охранных зон (утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160)) с информацией, перечисленной в п. 10 Правил использования лесов (утверждены приказом Минприроды России от 10.07.2020 № 434), и заявление о выдаче разрешения на пребывание персонала на территории Сочинского национального парка в адрес учреждения и Минприроды.
Учреждение в ответ на уведомление от 24.05.2021 № Ц5/1/551 письмом от 08.06.2021 № 01-13/2310 сообщило, что для согласования вопроса выполнения работ по расчистке просек вдоль ВЛ необходимо предоставить правоустанавливающие документы на земельные участки, проекты освоения лесов, прошедшие государственную экспертизу.
08.07.2021 письмом № Ц5/1/667 ПАО «ФСК ЕЭС» направило в дополнение к письму от 24.05.2021 № Ц5/1/551 копии соглашений об установлении сервитута от 28.11.2013 № 4-143/1, № 4-144/1, № 4-145/1 и от 04.02.2014 № 4-151/1, заключенные с учреждением, проекта освоения лесов и положительного заключения государственной экспертизы в отношении проектной документации (по 1 этапу).
Минприроды России письмом от 22.07.2021 № 15-50/10198-ОГ сообщило об отсутствии возражений в проведении работ, указав, что вопросы организации работ на ООПТ (определение подъездных путей, мест стоянки техники, оформления допусков, определение метода утилизации порубочных остатков и неликвидной древесины и др.) находятся в ведении ФГБУ «Сочинский национальный парк».
Несогласие с вышеуказанными ответами учреждения и Минприроды послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается Земельным Кодексом и лесным законодательством.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи.
Частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
Таким образом, положения Лесного кодекса Российской Федерации во-первых, допускают использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на землях лесного фонда (подпункт 4 части 1, часть 5 ст. 21 Лесного кодекса РФ), во-вторых, устанавливают использование лесов в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, без предоставления лесных участков (п. 4 ст. 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лица, использующие леса без предоставления лесных участков, не обязаны обеспечивать составление проекта освоения лесов, что следует из статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации и проведение его государственной экспертизы (статья 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Леса, произрастающие в особо охраняемых зонах, относятся к защитным лесам, их правовой режим регулируется статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации и предусматривает ограничения, для использования лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.
При этом объем ограничений помимо Лесного кодекса Российской Федерации, установлен так же в Законе «Об особо охраняемых территориях».
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, проведение сплошных рубок лесных насаждений возможно, если это предусмотрено правовым режимом функциональных зон.
Согласно части 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации, в лесах, расположенных на территориях национальных парков, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
В части 1 статьи 12 Закона «Об особо охраняемых территориях» установлено, что национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Идентичный подход применен в приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» (далее - Особенности использования).
В соответствии с пунктом 6 Особенностей использования, в лесах, расположенных на территориях национальных парков, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, размещение линии электропередачи и проведение сплошных рубок на территории национального парка возможно, если правовым режимом функциональной зоны это предусмотрено.
При рассмотрении требования заявителя о признании незаконным решения Минприроды России, направленного письмом от 22.07.2021 № 15-50/10198-ОГ, в части отсутствия разрешения на пребывание на территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС», в нарушение п. 6 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения. В данной части судебный акт не обжалован , пересмотру не подлежит.
В остальной части требований с учетом доводов апелляционной жалобы коллегия исходит из следующего.
Приказом Минприроды России от 27.09.2013 № 411 утверждено Положение о Сочинском национальном парке.
В соответствии с пунктом 10.4 Положения о Сочинском национальном парке, в зоне хозяйственного назначения, допускается реконструкция, ремонт и эксплуатация дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, существующих в границах национального парка.
В приложении 1 к Положению приведены состав и описание границ функциональных зон Сочинского национального парка, а в приложении 2 приведена карта-схема функционального зонирования Сочинского национального парка. Линия электропередачи размещена в зоне хозяйственного назначения Сочинского национального парка, что установлено при рассмотрении дела № А32-16021/2020 постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.09.2021 (стр. 7).
Таким образом, размещение линии электропередачи 220 кв Шепси - Дагомыс на территории Сочинского национального парка допускается статьей 12 Закона «Об особо охраняемых территориях», пунктом 6 Особенностей использования, пунктом 10.4 Положения о Сочинском национальном парке и что опровергает довод учреждения о том, что Положение о Сочинском национальном парке содержит прямой запрет на размещение ВЛ на территории Сочинского национального парка.
Ссылка учреждения на подпункт «д» пункта 2 статьи 15 Закона «Об особо охраняемых территориях», подпункт 5 пункта 9 Положение о Сочинском национальном парке правомерно признана судом первой инстанции безосновательной, поскольку данный пункт содержит запрет на строительство линий электропередач, эксплуатацию хозяйственных и жилых объектов, а ВЛ 220 кВ «Шепси – Дагомыс» уже построена и размещена в границах Сочинского национального парка с 1967 года и сама ВЛ не является хозяйственным или жилым объектом, а представляет собой технически сложный опасный производственный объект.
В соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ
«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, в случае, если указанные объекты размещены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в защитных лесах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ
«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 1 января 2007 года.
Факт размещения ВЛ 220 КВ Шепси-Дагомыс до 01.01.2007 подтверждается доказательствами: техническим паспортом, в котором прямо указано (стр. 3), что ВЛ 220 КВ Шепси-Дагомыс введена в эксплуатацию в 1967 году; ВЛ 220 кВ «Шепси-Дагомыс» поименована в разделе 5 приложения 1 к Указу Президента РФ от 15.08.1992 № 923 «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации»; Приказом Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 № 325 «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети» ВЛ 220 кВ «Шепси-Дагомыс» включена в перечень объектов электросетевого хозяйства, подлежащих к включению в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Кроме того, из свидетельства о регистрации права собственности от 17.03.2008 следует, что ВЛ 220 кВ Шепси - Дагомыс была передана в собственность третьего лица на основании протокола внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани № 17 от 13.01.2006 и разделительного баланса ОАО «Кубаньэнерго», реорганизуемого в форме выделения, утвержденного протоколом № 17 от 13.01.2006 внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Кубаньэнерго».
Вышеуказанные документы подтверждают факт размещения Линии электропередачи до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, то есть до 01.01.2007 года, а, следовательно, допустимость выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В развитие части 5 статьи 45 Лесного кодекса Приказом Минприроды от 10.07.2020 № 434 были утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила) и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 9 Правил в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно Перечню использование лесных участков без установления сервитута может осуществляться, в том числе для проведения выборочных и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно указал на то, что ссылка учреждения на статью 88 Лесного кодекса Российской Федерации, а также пункт 3 Особенностей использования, как на основания для предоставление проекта освоения лесов, не имеет правого значения, так как в ней установлена необходимость составления проекта освоения лесов только для тех лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
В соответствии с пунктом 10 Правил для проведения указанных в пунктах 8 и 9 Правил выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан граждане, юридические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, направляют в орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, не позднее 15 дней до завершения рубки, а при проведении рубок в целях предотвращения аварий или проведения аварийно-спасательных работ - не позднее чем через 2 рабочих дня с момента начала рубок, следующую информацию:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина;
б) объем и породный состав вырубаемой древесины;
в) сведения о местонахождении лесного участка в соответствии с материалами лесоустройства (лесничество, участковое лесничество, выдел, квартал) (для объектов электросетевого хозяйства также указывается диспетчерское наименование объекта электросетевого хозяйства и проектный номинальный класс напряжения);
г) срок завершения рубки лесных насаждений.
При этом в пункте 10 Правил также установлен прямой запрет на требование о направлении заявителем иной информации, помимо указанной в пункте 10 Правил.
Направление заявителем информации, указанной в пункте 10 Правил, подтверждается уведомлением от 24.05.2021 № Ц5/1/551, в котором указаны наименование заявителя, объем и породный состав вырубаемой древесины, сведения о местонахождение лесных участков в соответствии с материалами лесоустройства, а также диспетчерское наименование объекта электросетевого хозяйства, проектный номинальный класс напряжения и срок завершения работ.
Основанием к принятию решения учреждения об отказе в выдаче разрешения на пребывание персонала, оформленного письмом от 08.06.2021 № 01-13/2310, явилось непредоставление в ФГБУ «Сочинский национальный парк» правоустанавливающих документов на земельные участки, проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу.
Иные основания для принятия решения об отказе в письме от 08.06.2021 № 01-13/2310 отсутствуют.
В соответствии с пунктом 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Таким образом, документы, запрашиваемые учреждением, отсутствуют в пункте 10 Правил и не поименованы в перечне информации, подлежащей направлению в уполномоченный орган при проведении работ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов.
Нормативного акта, содержащего требования к форме и порядку выдачи разрешения ФГБУ «Сочинский национальный парк» для пребывания персонала на территории особо охраняемой природной территории в материалы дела не представлено, в связи чем, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение учреждения, выраженное в письме от 08.06.2021 № 01-13/2310, не основано на нормах права.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что заявитель не осуществляет на территории национального парка строительство или реконструкцию линии электропередачи.
Заявитель как пользователь линии электропередачи, возведенной на территории национального парка до введения в действие Лесного кодекса, вправе осуществлять выборочные и при определенных условиях сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации этого линейного объекта. Для выполнения этих работ компании не требовалось подтверждение прав на лесные участки.
Заявитель как лицо, использующее леса без предоставления лесных участков, вправе был проводить эти работы без проекта освоения лесов и без проведения его государственной экспертизы. Режим зоны хозяйственного назначения национального парка, в границах которой размещена линия электропередачи, допускает проведение данных работ.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что учреждение, потребовав от заявителя правоустанавливающие документы на лесные участки, прошедший государственную экспертизу проект освоения лесов незаконно воспрепятствовало пользователю линии электропередачи в исполнении обязанностей, установленных Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Оспариваемым решением учреждения создана угроза возникновения аварийной ситуации и несвоевременного устранения ее последствий.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.09.2021 по делу № А32-16021/2020.
Действующим законодательством не предусмотрено заблаговременное согласование с министерством осуществления пользователем линии электропередачи, возведенной на территории национального парка до 01.01.2007, рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации этого линейного объекта (Определение ВС РФ от 25.01.2022
№ 308-ЭС21-26746 по делу № А32-16021/20).
Условия использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, регламентированы Правилами установления охранных зон электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (далее - Правила установления охранных зон).
Согласно пункту 21 Правил установления охранных зон, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:
а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;
б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Пунктом 23 Правил установления охранных зон, на сетевые организации возложены следующие обязательства:
а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;
б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;
в) вырубка или обрезка крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Таким образом, из Правил установления охранных зон следует обязанность заявителя по обеспечению безопасности граждан и созданию необходимых условий для эксплуатации линейных объектов в границах охранной зоны линии электропередачи 220 кВ Шепси-Дагомыс.
Границы охранной зоны Линии электропередачи установлены и внесены в Единый государственный реестр недвижимости за № 23.49.2.69.
В результате принятого учреждением решения об отказе в выдаче разрешения на пребывание персонала заявитель лишен возможности исполнять свои обязанности, предусмотренные договором использования объектов электросетевого хозяйства от 30.12.2005 № ДИ-73/107/30-49, Правилами установления охранных зон, Правилами использования лесов на территории Сочинского национального парка и осуществлять нормальную эксплуатацию ВЛ 220 кВ Шепси - Дагомыс, тем самым, ФГБУ «Сочинский национальный парк» создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, оспариваемым решением учреждения создана угроза возникновения аварийной ситуации и несвоевременного устранения ее последствий.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал о наличии оснований для удовлетворения требования ПАО «ФСК ЕЭС» о признании недействительным решения ФГБУ «Сочинский национальный парк», направленного письмом от 08.06.2021 № 01-13/2310, в части предъявления требований о необходимости предоставления правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых планируется проведение работ по расчистке просек ВЛ 220 кВ «Шепси – Дагомыс» от древесно-кустарниковой растительности, и проектов освоения лесов, прошедших государственную экспертизу.
Довод апелляционной жалобы о том, что осуществление выборочных рубок может осуществляться в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим согласование с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, не принимается судебной коллегией.
Вопрос необходимости составления проекта освоения лесов разрешается в зависимости от необходимости оформления права на лесной участок для объектов электроэнергетики либо использования его без предоставления лесных участков.
ПАО «ФСК ЕЭС» осуществляет эксплуатацию линейных объектов, что в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) является самостоятельным видом использования лесов.
Как следует из ч. 1 ст. 45 ЛК РФ, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов.
В целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи, допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (ч. 5 ст. 21 ЛК РФ).
В соответствии со ст. 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Статьей 88 ЛК РФ обязанность по составлению проекта освоения лесов возложена на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Соответственно, проект освоения лесов подлежит оформлению только в отношении лесных участков, которые предоставлены юридическим и физическим лицам на правах, указанных в статье 88 Лесного кодекса РФ.
Согласно ч. 4 ст. 45 ЛК РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута.
Частью 5 ст. 45 ЛК РФ предусмотрено, что Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом статьей 45 ЛК РФ не установлено, что в отношении особо охраняемых природных территорий применяется иной порядок проведения вышеуказанных работ.
В соответствии с ч. 5 ст. 45 Лесного кодекса Рослесхозом издан приказ от 10.07.2020 № 434, которым утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденные Минприроды России (далее - Правила).
В пункте 9 Правил установлено, что использование лесов в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков. В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации при проведении рубок лесных насаждений, указанных в пункте 8 и абзаце первом настоящего пункта Правил, проект освоения лесов не составляется (п. 9 Правил).
Идентичный подход применяется в приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» (далее - Приказ Минприроды от 16.07.2007 № 181). Согласно абзацам 4,5 пункта 3 Приказа Минприроды от 16.07.2007 № 181 лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование/в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов.
При этом в указанном нормативно-правовом акте отсутствуют императивные нормы права, обязывающие владельцев объектов электрохозяйства, использующих лесные участки на основании ч. 4 ст. 45 Лесного кодекса РФ, оформлять соглашения об установлении сервитутов, либо иным образом оформить права на земельные участки для проведения работ в пределах охранной зоны линейных объектов.
Системный анализ вышеуказанных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что использование лесов в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан осуществляется без предоставления лесных участков, без установления сервитута, публичного сервитута (ст. 24 Лесного кодекса, ч. 4 ст. 45 Лесного кодекса) независимо от категории лесного участка, соответственно, оформление проекта освоения лесов не требуется.
В материалы дела представлены письменные доказательства об установлении границ охранной зоны линии электропередачи (приложение 6 к Заявлению ПАО «ФСК ЕЭС»). Таким образом, земельные участки в границах охранной зоны не подлежат оформлению, а проект освоения леса не составляется.
В силу изложенного соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Вместе с тем суд первой инстанции указал, что надлежащим способом восстановления прав заявителя в данном конкретном случае является обязание ФГУБ «Сочинский национальный парк» выдать ПАО «ФСК ЕЭС» разрешение на пребывание на территории ФГУБ «Сочинский национальный парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС» и его подрядных организаций сроком на 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу для выполнении работ по расчистке ВЛ 220 кВ Шепси - Дагомыс от древесно-кустарниковой растительности ручным способом.
Из содержания пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права. Поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия.
Судебная коллегия считает, что суд не может замещать органы власти, а судебное решение подменять предусмотренные законом административные процедуры, следовательно, заявленные обществом правовосстановительные меры в виде обязания ФГУБ «Сочинский национальный парк» выдать разрешение на пребывание не могут быть применены судом в рассматриваемой ситуации.
Кроме того, в данной части судебный акт разрешает правоотношения в отношении не только лиц, участвующих в деле, но и возможных (т.е. вероятных, но не установленных в настоящее время) участников будущих правоотношений (иные подрядные организации), что противоречит правовому принципу определенности судебного акта.
Удовлетворение требования общества об обязании ФГУБ «Сочинский национальный парк» выдать разрешение на пребывание спорного объекта в сложившейся ситуации противоречило бы положениям действующего законодательства.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных положений закона, принимая во внимание, что суд не вправе подменять собой административный орган и его решения, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подлежит применению правовосстановительная мера в виде обязания ФГУБ «Сочинский национальный парк» в месячный срок повторно рассмотреть обращение ПАО «ФСК ЕЭС», изложенное в письме от 24.05.2021 № Ц5/1/551.
Учитывая изложенное, решение суда следует в данной части изменить.
Судебные расходы по статье 110 АПК РФ распределению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.03.2022 по делу
№ А32-41420/2021 изменить, изложив 2 абзац резолютивной части судебного акта в следующей редакции:
«Обязать ФГУБ «Сочинский национальный парк» в месячный срок повторно рассмотреть обращение ПАО «ФСК ЕЭС», изложенное в письме от 24.05.2021
№ Ц5/1/551».
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.Н. Глазунова
Судьи О.Ю. Ефимова
М.В. Соловьева