ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-57075/2019
25 июня 2020 года 15АП-7349/2020
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.,
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в присутствии:
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: ФИО1, представитель по доверенности от 30.12.2019;
от закрытого акционерного общества «Воронцовское»: ФИО2, представитель по доверенности от 15.11.2019; ФИО3, представитель по доверенности от 25.07.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 по делу №А32-57075/2019
по исковому заявлению закрытого акционерного общества «Воронцовское»
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани
о признании недействительным ненормативного правового акта
об обязании принять решение
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество «Воронцовское» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением:
- признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее – Департамент) от 07.10.2019 №52-40080/19-37-05 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:08:0206000:2;
- обязать Департамент принять решение об утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:08:0206000:2, согласно заявлению Общества от 11.09.2019;
- предоставить право Обществу обратиться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет вновь образуемых земельных участков;
- обратить решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу №А32- 57075/2019 к немедленному исполнению в соответствии с частью 2 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 по делу №А32-57075/2019 признан незаконным отказ Департамента, изложенный в письме от 07.10.2019 №52- 40080/19-37-05, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:08:0206000:2, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Департамент утвердить и выдать Обществу схему расположения на кадастровом плане территории земельных участков площадью 216 кв.м., 651015 кв.м., 85412 кв.м., образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:08:0206000:2, с сохранением исходного в измененных границах, приложенную к заявлению Общества от 11.09.2019.
Суд первой инстанции также указал, что решение является основанием для обращения Общества с заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт вновь образуемых земельных участков и обратил решение к немедленному исполнению.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что судом первой инстанции не учтено, что Общество, в нарушение требований пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации действующего законодательства, располагая сведениями о наличии в границах земельного участка объекта, принадлежащего иному лицу, не предоставило Департаменту согласие ПАО «Кубаньэнерго» - собственника объекта, необходимого для при исследовании вопроса о достаточности формируемой площади для дальнейшей эксплуатации опор воздушных линий электропередачи и испрашиваемой Обществом схемы размещения вновь образуемых земельных участков. В границах земельного участка с кадастровым номером 23:08:0201001:3 судом первой инстанции не учтено, что образование земельного участка состоящего из 16 контуров общей площадью 651015 кв.м. под лесополосами будет являться необоснованным и нецелесообразным, поскольку лесополосы не входят в реестр защитных лесных насаждений и не являются самостоятельными объектами, а в силу статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации входят в состав земель сельскохозяйственного назначения Судом первой инстанции не учтено, что образование земельного участка состоящего из 4 контуров общей площадью 85412 кв.м. под дорогами, сведения о которойв границах такого образовываемого участка не подтверждено информацией администрации муниципального образования Ейский район и генеральным планом Кухаривского сельского поселения, правилами землепользования и застройки Кухаривского сельского поселения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент подал ходатайство о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 по делу №А32-57075/2019.
Определением от 22.05.2020 апелляционный суд отказал в удовлетворении ходатайства Департамента о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 по делу №А32-57075/2019.
Департамент подал ходатайство об участии в судебном заседании путём онлайн-заседания. Апелляционный суд удовлетворил ходатайство.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал апелляционную жалобу.
Представители Общества в судебном заседании просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента по доводам, изложенным в отзыве.
Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утверждённого проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (пункт 5 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершённого строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
29.10.1999 между Администрацией Ейского района, как арендодателем, и Обществом, арендатором, был заключён договор аренды №20, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок общей площадью 2 240 га. Договор заключён на пять лет и зарегистрирован в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением к договору аренды от 30.04.2003, договору был присвоен новый номер №0800000241.
Дополнительным соглашением к договору аренды от 25.06.2007, заключённым между Департаментом, Администрацией Ейского района и Обществом, права арендодателя по договору аренды переданы Департаменту; договор аренды изложен в новой редакции, согласно которой, Обществу в срок до 29.10.2017 переданы в аренду земельные участки (земельный участок общей площадью 2240 га, переданный в 1999 году, поставлен на кадастровый учёт как четыре самостоятельных земельных участка): земельный участок, категория – земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 6296613 кв.м., с кадастровым номером 23:08:0201001:3, находящийся по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Кухаривский с/о, ЗАО «Воронцовское», участок №4; земельный участок, категория – земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 16692098 кв.м., с кадастровым номером 23:08:0206000:2, находящийся по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Кухаривский с/о, ЗАО «Воронцовское», участок №5; земельный участок, категория – земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 165542 кв.м., с кадастровым номером 23:08:0206000:3, находящийся по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Кухаривский с/о, ЗАО «Воронцовское» участок №6; земельный участок, категория – земли сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства, площадью 185586 кв.м., с кадастровым номером 23:08:0206000:4, находящийся по адресу: Краснодарский край, Ейский район, Кухаривский с/о, ЗАО «Воронцовское» участок №7.
10.11.2016 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:08:0206000:2.
Письмом от 23.12.2016 №52-38285/16-32-20 Департамент отказал Обществу, указав, что по спорному земельному участку проходят линии электропередач (ЛЭП), расположены внутрихозяйственные грунтовые дороги площадью 12,86 га, объект археологического наследия – «Курганы», а также Общество не доказало тождество земельного участка, арендуемого по договору аренды с 1999 года, и испрашиваемого спорного земельного участка.
Заявитель оспорил отказ Департамента в Арбитражный суд Краснодарского края в рамках дела №А32-8704/2017.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018 по делу №А32-8704/2017 отказ Департамента в предоставлении Обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:08:0206000:2 площадью 16 692 098 кв.м. признан незаконным не законным и суд обязал Департамент подготовить и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи земельного участка.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018 по делу №А32-8704/2017 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 по делу №А32-8704/2017 были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
11.09.2019 Общество обратилось в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, путём раздела земельного участка с кадастровым номером 23:08:0206000:2 с сохранением исходного в измененных границах, а также образования трех многоконтурных земельных участков: 23:08:0206000:2:ЗУ1 состоит из 23 контуров, общей площадью 216 кв.м. (опоры ЛЭП); 23:08:0206000:2:ЗУ2 состоит из 16 контуров, общей площадью 651 015 кв.м. (лесополосы); 23:08:0206000:2:ЗУ3 состоит из 4 контуров, общей площадью 85 412 кв.м. (грунтовые дороги). К указанному заявлению Общество приложило подготовленную им схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на которой предусматривалось образование из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:08:0206000:2 вышеуказанных земельных участков в границах согласно характерных точек, отраженных в схеме.
Письмом от 07.10.2019 №52-40080/19-37-05 Департамент отказал Обществу в утверждении схемы, мотивировав свой отказ тем, что Обществом предполагается образование земельного участка под полезащитными лесными насаждениями, что приведёт к нарушению требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно нерациональному использованию земельного участка, а также вклиниванию и изломанности его границ.
Согласно акту обследования земельного участка от 25.09.2019 №529, составленного ГКУ КК «Кубаньземконтроль», следует, что земельный участок состоит из 19-ти земельных массивов разделенных лесополосами (59,61 га) и внутрихозяйственными грунтовыми дорогами (12,86 га), по южной стороне участок пересекает ВЛ-35 кВ «с. Воронцовка-пос. Мирный» (21 опорных столба, 2 металлические фермы) ПАО «Кубаньэнерго». На земельном участке курганы не обнаружены (л.д. 104).
Как указано выше, одним из оснований оспариваемого отказа явилось отсутствие в представленной графической части схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в нарушение Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее – Приказ), статьи 40.1 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» в представленном Обществом заявлении, Департамент укала на отсутствие цели образования земельных участков, а также на предполагаемое образование земельных участков под полезащитными лесными насаждениями, которые не входят в реестр защитных лесных насаждений.
Согласно пункту 4 Приказа схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе утверждённые документы территориального планирования; правила землепользования и застройки, проекты планировки территории, землеустроительная документация, положения об особо охраняемой природной территории, о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположении границ земельных участков.
В силу пункта 6 Приказа содержание схемы предполагает: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Доказательства несоответствия представленной Обществом схемы расположения земельных участков, требованиям Приказа, Департаментом в материалы дела не представлены.
Согласно заявлению Общества, поданного в Департамент, следует, что оно содержало указание на цель их создания - образование новых земельных участков при разделе земельного участка с кадастровым номером 23:08:0206000:2 необходимо в целях дальнейшего его выкупа в собственность.
Доказательства того, что образование земельного участка под полезащитными лесными насаждениями приведёт к нерациональному использованию земельных участков, вклиниванию и изломанности их границ, Департаментом в материалы дела не представлены.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части. Аналогичная позиция изложено в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2019 по делу № А32-11302/2019.
В соответствии с частью 3 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что в силу статьи 14 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», решение подлежит немедленному исполнению.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 по делу №А32-57075/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Пименов
Судьи М.В. Соловьева
ФИО4