ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-8912/2022 от 29.06.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А53-45326/2021

06 июля 2022 года                                                                                 15АП-8912/2022

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,

при участии:

от ИП ФИО2: представитель ФИО3 по доверенности от 15.04.2019, паспорт;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Ростовской области: представитель ФИО4 по доверенности от 13.10.2021, удостоверение,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 11.04.2022 по делу № А53-45326/2021

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2
(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Ростовской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании действий по отказу в предоставлении субсидии; об обязании,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – заявитель, ИП ФИО2, предприниматель) обратилась в суд с заявлением о признании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Ростовской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области, инспекция) по отказу в предоставлении субсидии по Постановлению от 07.09.2021
№ 1513, об обязании рассчитать и выплатить субсидию, о взыскании с налогового органа субсидию в размере 51 168 руб. и расходов по оплате государственной пошлины (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 48)).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.04.2022 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что по состоянию на 10.07.2021 предприниматель была включена в Реестр  МСП, в связи с чем, предпринимателю необоснованно отказано в предоставлении субсидии.       Суд сослался на формальный признак-несдачу декларации рассмотрев дело формально, а не по существу, и фактически поддержал налоговый орган в применении карательных мер к субъекту МСП, лишив его субсидии, что противоречит целям адресной помощи согласно Постановления Правительства.

В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель ИП ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 22.06.2022 объявлялся перерыв до до 16 час. 10 мин. 22.06.2022.

В силу п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» если перерыв объявляется на непродолжительный срок и после окончания перерыва судебное заседание продолжается в тот же день, арбитражный суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, извещать об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.

Суд в порядке статьи 163 АПК РФ продлевал перерыв в судебном заседании 22.06.2022 до 29.06.2022 до 10 час. 05 мин.

Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После объявленного перерыва от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Ростовской области поступили письменные пояснения по делу.

Суд протокольным определением приобщил представленные письменные пояснения к материалам дела.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
№ 24 по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

ИП ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО2 01.11.2021 обратилась в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии на нерабочие дни, на которое инспекцией 11.11.2021 направлено заявителю обжалуемое сообщение об отказе в предоставлении субсидии (л.д. 40 т. 1) по причине того, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, не относится к отраслям российской экономики, требующих поддержки в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2021
№ 1513 (далее - Постановление № 1513).

По мнению заявителя, ИП ФИО2 находилась в реестре с 01.08.2016 по 10.07.2021, и далее включена в него с 01.09.2021, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов МСП № ИЭ9965-21-562882 от 11.11.2021. Исключение из реестра с 10.07.2021 (л.д. 39 т.1) с включением обратно 10.09.2021 предположительно связано с несвоевременной подачей декларации по УСН.        

Согласно позиции заявителя, налогоплательщик отправил декларацию в срок в апреле 2021 года, но не убедился в ее получении налоговым органом (технический и человеческий фактор). Налоговый орган при неподаче декларации имеет право принять решение о приостановлении операций по счету по истечении 10 рабочих дней (на тот момент) после срока подачи декларации (30.04.2021). Налоговый орган реализовал свое право не в мае, а только 19.08.2021, чем фактически способствовал реализации риска исключения из реестра предпринимателя.

Данные обстоятельства свидетельствуют, по мнению заявителя, о незаконных действиях налогового органа.

Отказ налогового органа в выдаче субсидии послужил основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2021 № 1513 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила).

Субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 Правил (п. 2 Правил).

Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 Федеральный закон от 24.07.2007
№ 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Закон № 209-ФЗ).

Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи.

Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.

В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016
№ 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Единый реестр впервые сформирован 01.08.2016 на основе сведений за предшествующий календарный год (2015 год) и исходя из новых критериев.

Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ, вносятся в единый реестр, размещаемый в сети Интернет на официальном сайте ФНС России https://rmsp.Nalog.ru/ (части 1, 2 и 9 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ, пункт 1 положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506). Единый реестр Формируется автоматически на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках представления налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов.

В силу части 2 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ ведение единого реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В качестве такого органа выступает ФНС России.

В письме ФНС России от 07.09.2016 № СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства.

В силу части 4 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 и 7.1 настоящей статьи.

Таким образом, основным признаком субъекта малого предпринимательства в контексте части 4 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ является не наличие сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым указанной нормой права требованиям в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.

В случае если такие индивидуальные предприниматели или юридические лица не соответствуют условиям, установленным статьей 4 вышеуказанного Федерального закона, сведения о них исключаются из Реестра 10 июля текущего календарного года в соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Таким образом, если индивидуальный предприниматель по состоянию на 1 июля 2021 года не будет соответствовать условию по доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (2020 год), сведения о нем будут исключены из Реестра 10 июля 2021 года.

Согласно базе данных налогового органа, налоговая отчетность, позволяющая определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за 2020 год, ИП ФИО2 не представлена в установленный срок.

По итогам налогового периода индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ) (пп. 2 п. 1
ст. 346.23 НК РФ).

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2020 год, представлена налогоплательщиком по ТКС только 19.08.2021.

01.11.2021 ИП ФИО2 обратилась в Межрайонную ИФНС России № 24 по Ростовской области с заявлением о предоставлении субсидии на нерабочие дни в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2021
№ 1513 (далее - Постановление № 1513).

01.11.2021 ИП ФИО2 обратилась в Межрайонную ИФНС России № 24 по Ростовской области с заявлением о предоставлении субсидии на нерабочие дни в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2021
№ 1513 (далее - Постановление № 1513).

В ходе проверки информации в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, установлено, что получатель субсидии не включен в Реестр МСП по состоянию на 10 июля 2021 года, в связи с чем ИП ФИО2 отказано в предоставлении субсидии.

В соответствии с пп.5 п. 5 ст. 4.1. Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее-Закон №209-ФЗ) содержащиеся в Реестре МСП сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из Реестра МСП 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 Закона №209-ФЗ.

Согласно базе данных налогового органа, налоговая отчетность, позволяющая определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за 2020 год ИП ФИО2 не представлена в установленный срок.

По итогам налогового периода индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 346.23 Налогового кодекса РФ) (пп. 2 п. 1
ст. 346.23 НК РФ).

Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2020 год, представлена налогоплательщиком по ТКС только 19.08.2021 г.

В связи с чем, ИП ФИО2 в соответствии с положениями п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона №209-ФЗ исключена из Реестра МСП-10.07.2021, что подтверждается  скриншотом экрана  и изображением  страницы из Программного  комплекса информационно- аналитической  работы (л.д.39).

Довод заявителя о том, что срок с 01.08.2016 по 10.07.2021 определяется включительно и незаконно истолковано инспекцией по-иному, признается апелляционной коллегия необоснованным.

МИФНС России №24 по РО, представлены все допустимые доказательства того, что фактической датой исключения ИП ФИО2 является 10.07.2021.

Данная позиция подтверждается, исходя из разъяснений, изложенных в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором аренды». В названном пункте письма вывод сделан в отношении периода с 1-го числа какого-либо месяца текущего года до 30-го (31-го) числа предыдущего месяца следующего года. В указанных случаях суды отождествляют предлоги «по» и «до». При формулировке срока «до определенной даты» действия, для совершения которого установлен срок, к названной дате уже должно быть совершено, поэтому сама дата, до наступления которой должно быть совершено действие, в такой срок не входит.

Довода заявителя о том, что подача декларации не в срок (формальный признак) не должна лишать предпринимателя из пострадавшей отрасли (туризм) финансовой поддержки государства отклоняется апелляционной коллегией, так как заявитель не находится в гражданско-правовых отношениях с налоговым органом, который назначен ответственным за выплату субсидий.

В силу принципа свободы экономической деятельности, установленной ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность, целесообразность и рентабельность.

Инспекцией были представлены все допустимые доказательства того, что фактической датой исключения ИП ФИО2 является 10.07.2021. Данное исключение из реестра МСП, повлекшее отказ в предоставлении субсидии, произошло вследствие несвоевременной подачи налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с налогообложения за 2020 год в связи с применением упрощенной системы Указанная декларация была представлена по ТКС только 19.08.2021, тогда как уставленным сроком предоставления является срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

И эти обстоятельства заявителем не оспариваются, а вменяется заявителем налоговому органу в вину то, что он своевременно не увидел отсутствие декларации и не напомнил налогоплательщику о необходимости ее предоставления, однако данная обязанность налоговым кодексом налоговому органу не вменена.

Федеральное казначейство и органы государственного финансового контроля осуществляют контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления субсидий (п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 1513).

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти и не относится к законодательным органам, в связи с чем, внесение изменений в законодательные акты согласно предложениям Заявителей (в том числе определение получателя субсидии по состоянию 11 июля 2021 из пострадавших отраслей экономики) не входит сферу деятельности ФНС России.

Доводы заявителя о том, что суд ошибочно определил предмет доказывания или преднамеренно подменил предмет доказывания и рассмотрел дело в отношении своевременности/ несвоевременности представления декларации, отклоняется апелляционной коллегией.

Суд первой инстанции в судебном заседании 04.04.2022 принял ходатайство заявителя об уточнении предмета требований и рассмотрел его по существу. Своевременность/несвоевременность подачи декларации являлось существенным условием для не исключения предпринимателя из реестра МСП, что в свою очередь привело к отказу в выдаче субсидии предпринимателю.

С учетом изложенного, основания для отмены обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.04.2022 по делу
№ А53-45326/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                               М.В. Соловьева

Судьи                                                                                             И.Н. Глазунова

                                                                                                        С.В. Пименов