ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-1808/2017 от 03.07.2017 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки  

04 июля 2017 года                                                                             Дело № А61-2644/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2017 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей  Годило Н.Н. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Авдыш М.С., при участии в судебном заседании: от Правительства Республики Северная Осетия-Алания:  Галуева А.Д. – представителя по доверенности №7  от 13.10.2016; от Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания: Дзахоева М.С. – представителя по доверенности №163 от 06.02.2017; от государственной корпорации «Агенство по страхованию вкладов»: Дяченко Д.В. – представителя по доверенности от 27.03.2017; в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки,               ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания,  Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания, Правительства Республики Северная Осетия-Алания и Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.03.2017 по делу №А61-2644/2015 по исковому заявлению акционерного коммерческого банка «Банк развития региона» (Открытое акционерное общество) (1021500000202, ИНН 1500000240) к  1. РСО-Алания в лице Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1161513050181, ИНН 1513057815), 2. РСО-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания (ОГРН 1021500578770, ИНН 1501007545); третьи лица: 1. Правительство РСО-Алания, 2. ГАУ «ПФК «Алания», 3. Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, 4. Кесаев Л.В., 5. Комитет РСО-Алания по делам молодежи, 6. Председатель ликвидационной комиссии ГАУ «ПФК «Алания» Будаев К.К. о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

акционерный коммерческий банк «Банк развития региона» (Открытое акционерное общество) (далее – Банк, АКБ «БРР» (ОАО)) в лице конкурсного управляющего обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ответчикам: 1. РСО-Алания в лице Министерства РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта (ОГРН 1041501902892, ИНН 1515521126), 2. РСО-Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания о взыскании в субсидиарном порядке 132744411руб. 55коп.

Определением арбитражного суда от 16.12.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1161513050181, ИНН 1513057815), Комитет Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи (ОГРН 1161513050170, ИНН 1513057808), Председатель ликвидационной комиссии Государственного автономного учреждения «Профессиональный футбольный клуб «Алания» Будаев Константин Климентиевич.

Решением от 28.03.2017 исковые требования удовлетворены в части. Суд взыскал с   в порядке субсидиарной ответственности с Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1161513050181, ИНН 1513057815) за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания в пользу Акционерного коммерческого банка «Банк развития региона» (Открытое акционерное общество) (1021500000202, ИНН 1500000240) 132744411,55руб. задолженности и 200000руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины, а всего – 132944411,55руб. В иске в части требования о взыскании в субсидиарном порядке задолженности с Республики Северная Осетия – Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания (ОГРН 1021500578770, ИНН 1501007545) отказано.

Не согласившись с принятым решением, Министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания,  Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания и Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания обратились  в  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просили обжалуемый судебный акт отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований, сославшись на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает апелляционные жалобы не  подлежащими  удовлетворению  по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из представленных материалов дела, между АКБ «БРР» (ОАО) и Государственным Автономным Учреждением «Профессиональный футбольный клуб «Алания» заключены кредитные договоры: кредитный договор (с условием пролонгации) № 2 от «01» февраля 2013 года; кредитный договор (с условием пролонгации) № 4 от «24» декабря 2012 года; кредитный договор (с условием пролонгации) № 6 от «13» мая 2013 года; кредитный договор (с условием пролонгации)  № 7 от «05» июня 2013 года; кредитный договор (с условием пролонгации) № 8 от «15» июля 2013 года.

Во исполнение своих обязанностей по указанным Кредитным договорам АКБ «БРР» (ОАО) перечислил на расчетный счет ГАУ «ПФК «Алания» № 40603810100000020226 кредитные денежные средства в следующем размере: 01.02.2013 - 10000000руб.; 24.12.2012 – 70 000 000 руб.; 13.05.2013 – 5 000 000 руб.; 05.06.2013 -35 000 000 руб.; 15.07.2013 – 5 000 000 руб., что не отрицается сторонами.

Факт наличия задолженности Автономного учреждения перед Банком подтверждается так же вступившим в законную силу и имеющим в соответствии с правилами ч.2 ст.69 АПК РФ преюдициальное значение для настоящего дела решением Арбитражного суда РСО – Алания от 22.09.2016 по делу №А61-1530/14, по которому с Государственного автономного учреждения «Профессиональный футбольный клуб «Алания» в лице ликвидационной комиссии в пользу Акционерного коммерческого банка «Банк развития региона» в лице конкурсного управляющего ГК «Агентство по страхованию вкладов» взыскано: 1) задолженность по кредитному договору № 2 от 01.02.2013 в сумме 10 541 944 рублей 41 копейки; 2) задолженность по кредитному договору № 4 от 24.12.2012 в сумме 75 316 164 рублей 38 копеек; 3) задолженность по кредитному договору № 6 от 13.05.2013 в сумме 5 209 589 рублей 84 копейки; 4) задолженность по кредитному договору № 7 от 05.06.2013 в сумме 36 467 123 рублей 55 копеек; 5) задолженность по кредитному договору № 8 от 15.07.2013 в сумме 5 209 589 рублей 37 копеек.

В рамках дела №А61-1530/14 Банк обратился так же с требованием об обращении взыскания на заложенное имущество. В указанной части в иске отказано, поскольку в рамках дел №А61-489/14 и №А61-210/2016 по иску Республики Северная Осетия - Алания в лице Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО - Алания и иску прокурора договоры залога и ипотеки, обеспечивающие указанные кредитные договоры, признаны недействительными, поскольку при совершении указанных сделок залогодатель (должник) распорядился не принадлежащим ему имуществом.

Ввиду невозможности удовлетворения неисполненных ГАУ «ПФК «Алания» обязательств по кредитным договорам, банк обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с пунктами 1.1 кредитных договоров задолженность по возврату кредита должна   быть погашена ГАУ «ПФК «Алания» в следующие сроки: по кредитному договору №2 - 31.01.2014; по кредитному договору №4 - 27.12.2013; по кредитному договору №6 - 13.05.2014; по кредитному договору №7 - 04.06.2014; по кредитному договору №8 - 15.07.2014.

21.02.2014 Правительством РСО-Алания   принято постановление о ликвидации ГАУ «ПФК «Алания», о чем 19.03.2014 в Вестнике государственной регистрации («Вестник государственной регистрации» часть 1 №11(471) от 19.03.2014/66) опубликовано сообщение о ликвидации ГАУ «ПФК «Алания».

Согласно ч. 4 ст. 61 ГК РФ с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Таким образом, 21.02.2014 наступил срок исполнения обязательства ГАУ «ПФК «Алания» по погашению задолженности по указанным кредитным договорам.

В связи с принятым решением о ликвидации ГАУ «ПФК «Алания» в установленный п. 1 ст. 63 ГК РФ срок (01.04.2014) АКБ «БРР» (ОАО) направил в адрес ГАУ «ПФК «Алания» требование о включении требований Банка в промежуточный ликвидационный баланс должника в размере 132744411,55 руб.  

Согласно п. 6 ст. 63 ГК РФ (в редакции до 01.09.2014) при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.

Вышеуказанное подтверждается также п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ                 № 21 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым согласно п. 6 ст. 63 ГК РФ при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения. При этом, в силу пунктов 1, 2 и 6 ст. 63 и п. 5 ст. 64 ГК РФ правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения.

Из п. 6 ст. 63 ГК РФ следует, что в данной норме речь идет об удовлетворении требований кредиторов ликвидируемого (то есть находящего в процессе ликвидации), а не ликвидированного учреждения. В случае предъявления кредитором требования к ликвидируемому юридическому лицу собственник имущества последнего несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. При непредъявлении кредитором соответствующего требования к учреждению, находящемуся в процессе ликвидации, он лишается права на предъявление требования к субсидиарному должнику.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона №99-ФЗ от 05.05.2014, которым была изменена редакция п. 6 ст. 63 ГК РФ, положения ГК РФ (в редакции настоящего ФЗ-99) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу ФЗ-99.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно учел, что названный Закон не имеет обратной силы и не исключил субсидиарную ответственность, которая возникла ранее, соответственно, к сложившимся правоотношениям подлежат применению нормы ГК РФ в прежней редакции, а не в той, на которую ссылаются заявители жалоб.

С 1 сентября 2014 года ст. 120 ГК РФ утратила силу. Данная статья до указанной даты предусматривала, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Однако, исключая субсидиарную ответственность собственника имущества должника - автономного учреждения, законодатель сохранил редакцию п. 6 ст. 63 ГК РФ (до 1 сентября 2014 года). Следовательно, ликвидация автономного учреждения является специальным основанием привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества такого автономного учреждения. Данный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной, в том числе в Определениях от 23.04.2015 №302-ЭС15-4054, от 14.05.2015 №302-ЭС15-4936, от 10.06.2015 №303-КГ15-5922.

Таким образом, в период действия статья 120 ГК РФ (аналогично ч. 5 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях») являлась общей нормой о порядке несения имущественной ответственности по долгам автономных учреждений, тогда как статья 63 (п. 6) ГК РФ являлась специальной нормой, подлежащей применению при ликвидации автономных учреждений.

Из совокупности вышеизложенного следует, что для ликвидируемого автономного учреждения существовало самостоятельное регулирование о субсидиарной ответственности, которое с учетом ст. 4 ГК РФ подлежит применению в рамках настоящего дела, с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума ВАС РФ № 21 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применение статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Факт заявления требований к ликвидационной комиссии до завершения ликвидации учреждения (в соответствии с пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 ГК РФ)   подтверждается материалами дела, а, следовательно, истец имеет право (кредитора) на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения.

Согласно представленным ГАУ «ПФК «Алания» в материалы дела выпискам ликвидационная комиссия подтвердила включение требований истца в промежуточный ликвидационный баланс. В материалах дела имеется так же письмо от 20.08.2015 №38 председателя ликвидационной комиссии ГАУ «ПФК «Алания» в адрес Банка с сообщением о том, что требования банка по указанным кредитным договорам включены в промежуточный ликвидационный баланс (счет №66).

Довод ответчиков и третьих лиц о том, что Истец не выполнил действий, указанных в ст. 399 ГК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку 01.04.2014 истец направил в адрес ликвидационной комиссии требование о включении задолженности в промежуточный ликвидационный баланс должника а также 03.04.2014 истец направил в адрес основного должника уведомления №№01-2640, 01-2641, 01-2642, 01-2635, 01-2639 по каждому кредитному договору соответственно с требованием погасить имеющуюся задолженность, при этом 29.04.2014 истец предъявил в Арбитражный суд РСО-А иск к основному Должнику - ГАУ «ПФК «Алания» (в лице ликвидационной комиссии) о взыскании задолженности по указанным кредитным договорам, и решением от 22.09.2016 по делу №А61-1530/14 с основного должника в пользу банка взыскана задолженность по кредитным договорам в сумме 132744411,55руб.

Вместе с этим, ГАУ «ПФК «Алания» обязательства перед банком на момент рассмотрения спора не исполнило, что не оспаривалось  ответчиками и третьими лицами, в том числе ГАУ «ПФК «Алания» и в материалах дела отсутствуют доказательства обратного.

Согласно пункту 4 упомянутого Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21, разрешая вопрос о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения, судам необходимо иметь в виду следующее.

Исходя из пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.

В связи с этим ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Кодекса.

Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику, которая исполнена истцом по настоящему делу.

При этом наличие промежуточного ликвидационного баланса позволяет сделать вывод о недостаточности у ликвидируемого учреждения имущества для удовлетворения требований истца виду, что подтверждается  протоколом общего собрания ликвидационной комиссии ГАУ «ПФК «Алания» от 25.11.2015, которым утвержден промежуточный ликвидационный баланс с задолженностью по кредитным договорам №№2, 4, 6, 7, 8.

Исходя из буквального толкования ч. 6 ст. 63 ГК РФ (в редакции до 01.09.2014) истец вправе обратиться в суд с требованием к собственнику имущества учреждения при недостаточности денежных средств у ликвидируемого учреждения.

Приказом Минфина РФ №33н от 25.03.2011 «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» установлены форма (ОКУД 0503830) и порядок составления ликвидационного баланса государственного учреждения.

Согласно п. 18 Приказа Минфина № 33н от 25.03.2011 учет денежных средств учреждения отражается в разделе «Финансовые активы» (строки 170-177).

В соответствии со строками 170 (общая) и 173 (детализация - «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации») ликвидационного баланса, представленного Межрайонной ИФНС России по г. Владикавказу (исх. от 07.12.2015 №05-35/13921), у ГАУ «ПФК «Алания» имеются денежные средства в размере 3 028 433,04 руб.

Денежных средств в размере 3 028 433,04 руб. недостаточно для удовлетворения требований банка, которые составляют 132 744 411,55 руб., кроме того, необходимо учитывать установленную законом очередность требований всех иных кредиторов, размер требований которых составляет 1 598 104 719,01 руб. (отражено в строке 600 - сумма строк 470 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», 490 «Расчеты по принятым обязательствам», 510 «Расчеты по платежам в бюджеты», 530 «Прочие расчеты с кредиторами», 570 «Расчеты с подотчетными лицами», 580 «Расчеты по доходам» и 590 «Расчеты по ущербу и иным доходам»).

Из анализа утвержденного ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса протоколом общего собрания от 25.11.2015 следует отсутствие денежных средств для удовлетворения требований Банка.

Ввиду указанного, несостоятельна ссылка Минимущества по РСО – Алания на Апелляционное определение Верховного суда РСО – Алания от 08.02.2017 №33-58/2017, поскольку в рамках указанного дела не отражены сведения и обстоятельства, необходимые для настоящего дела, учитывая, в том числе, что в рамках указанного дела взыскивалась задолженность на меньшую сумму – 993073,25руб., в то время как судом установлено (в рамках дела №33-58/2017), что у ГАУ «ПФК «Алания» имеются денежные средства в размере 3028433,04руб., а взыскивалась задолженность по зарплате, которая удовлетворяется в другой очередности (во вторую очередь). В рамках дела №33-58/2017 установлено, что общая задолженность перед сотрудниками учреждения по 67 судебным решениям у основного должника составляет 26796185руб., в то время как сумма задолженности перед Банком - 132744411,55руб., которая удовлетворяется не во вторую, а в четвертую очередь.

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона «Об автономных учреждениях» автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

В промежуточном ликвидационном балансе ГАУ «ПФК «Алания» учтено недвижимое и особо ценное движимое имущество, однако в силу закона за счет него не могут быть удовлетворены требования кредиторов. Кроме того, Распоряжением № 165 от 16.05.2014, изданным Министерством государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания (приложено к отзыву ликвидационной комиссии ГАУ «ПФК «Алания», приобщенному 01.12.2015), в порядке ст.ст. 125 и 124 ГК РФ недвижимое и особ ценное движимое имущество были изъяты у ГАУ «ПФК «Алания».

Следовательно, не подлежат учету следующие строки баланса: строка 011 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения»; строка 012 «Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения».

Учитывая, что строка 011 является фактически суммой строк 021 «Амортизация недвижимого имущества учреждения» и 031 «Остаточная стоимость недвижимого имущества учреждения», а Строка 012, в свою очередь, является суммой строк 022 «Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения» и 032 «Остаточная стоимость особо ценного движимого имущества учреждения», то в разделе баланса «актив» учету подлежат только следующие строки: строка 013 «Основные средства - иное движимое имущество учреждения» (как включающая в себя сумму строк 023 «Амортизация иного движимого имущества учреждения» и 033 «Остаточная стоимость иного движимого учреждения»); строка 070 «Непроизведенные активы»; строка 080 «Материальные запасы»; строка 090 «Вложения в нефинансовые активы».

Таким образом, ГАУ «ПФК «Алания» владеет активами на сумму 58 591 920 руб., чего также не достаточно для удовлетворения требований истца.

В своем отзыве бывший председатель ликвидационной комиссии ГАУ «ПФК «Алания» Кесаев Л. (т.2 л.д. 4-5) подтверждает, что движимого имущества основного Должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.

В своем отзыве от 22.03.2017 №231 Министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания так же не подтверждает, что требования кредитора возможно погасить полностью, указав, что на данный момент определить оставшуюся часть требований кредитора не представляется возможным.

Промежуточный ликвидационный баланс составлен и утвержден 25.11.2015 ликвидационной комиссией в составе: Первый заместитель Министра РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта; финансовый директор ГАУ «ПФК «Алания»; заместитель Министра РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта; начальник планово-финансового отдела Министерства РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта; старший специалист 3 разряда отдела госсобственности Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания; начальник отдела информационных технологий и формирования архивного фонда РСО-Алания Архивной службы РСО-Алания; начальник отдела документационно-правового обеспечения Министерства РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта; специалист-эксперт Министерства РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта; специалист Министерства РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта.

Члены ликвидационной комиссии подотчетны учредителям юридического лица.

Пунктами 1, 2, 6 ст. 63 и п. 5 ст. 64 ГК РФ определено, что правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения. Применительно к процедуре ликвидации законодательством не установлено каких-либо дополнительных оснований и условий привлечения собственника к субсидиарной ответственности. В соответствии с п.2 ст. 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, то есть в данном случае собственником имущества учреждения.

Как указано в письме МРИ ФНС по г. Владикавказу от 07.12.2015 №05-35/13921 в связи с наличием запрета на осуществление регистрационных действий заявление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, поступившее в инспекцию 16.03.2015, оставлено без рассмотрения.

Право кредитора ликвидируемого учреждения на предъявление требований к субсидиарному должнику не может ставиться в зависимость от воли самого субсидиарного должника, следовательно, право обращения к собственнику имущества учреждения не может зависеть от факта утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Отсутствие в материалах дела доказательств утверждения указанного ликвидационного баланса собственником имущества должника, при его наличии и утверждении ликвидационной комиссией, не свидетельствует о недостоверности указанных в нем показателей финансового состояния должника.

В материалах дела имеется так же Решение МРИ ФНС по г. Владикавказу 2789А, принятое 21.12.2015 об отказе в государственной регистрации. В соответствии с которым регистрирующим органом рассмотрены документы, представленные в отношении ГАУ «ПФК «Алания».

В настоящее время согласно выписке из ЕГРЮЛ от 10.03.2017 на ГАУ «ПФК «Алания» (п. 18) и сведениям, опубликованным в Вестнике государственной регистрации, часть 2 №6 (620) от 15.02.2017/883, регистрирующим органом принято решение №559 от 10.02.2017 о предстоящем исключении недействующего юридического лица (основного должника) из ЕГРЮЛ.

В соответствии с п.1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

В силу ст. 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица.

В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как верно установил суд первой инстанции, из материалов дела не усматривается возможность основного должника погасить задолженность.

21.02.2014 Правительством РСО-Алания было издано Постановление № 54 «О ликвидации государственного автономного учреждения «Профессиональный футбольный клуб «Алания».

03.03.2014 во исполнение указанного Постановления, Министерством РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта (правопредшественник Министерства РСО-Алания физической культуры и спорта) издан Приказ № 216 «О создании ликвидационной комиссии государственного автономного учреждения «Профессиональный футбольный клуб «Алания», в соответствии с которым завершение ликвидационных процедур должно быть обеспечено в срок до 21.08.2014.

Приказом № 800, изданным Министерством РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, были внесены изменения в Приказ № 216 и срок завершения ликвидационных процедур был продлен до 20.02.2015.

16.02.2014 Приказом № 145 срок завершения ликвидации вновь был продлен до 31.12.2015.

16.02.2015 Приказом № 800, изданным Министерством РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, были внесены изменения в Приказ № 216 и срок завершения ликвидационных процедур был продлен до 20.02.2015.

30.12.2016 Приказом № 890, изданным Министерством физической культуры и спорта РСО-Алания, вновь были внесены изменения в Приказ № 216 и срок завершения ликвидационных процедур в настоящее время продлен до 31.12.2017.

В настоящее время процесс ликвидации ГАУ «ПФК «Алания» продолжается.

Действия по затягиванию процедуры ликвидации учреждения при отсутствии объективных причин (продление сроков ликвидации на длительный период) фактически направлены на уклонение от расчетов с кредиторами должника и освобождение собственника от субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, что в совокупности представляет собой злоупотребление правом и является недопустимым в силу ст. 10 ГК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.02.2013 №13622/12 по делу №А05-5696/2011).

Кроме того, пункт 1 статьи 399 Кодекса не указывает в качестве основания предъявления кредитором требования к субсидиарному должнику установление недостаточности денежных средств у основного должника (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2011 N 2381/11 по делу N А54-24/2010-С6, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.10.2015 №Ф08-7833/15 по делу №А15-3351/14).

Субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения является дополнительной к ответственности последнего. Вследствие этого данная ответственность наступает только при наличии соответствующих оснований, в частности, при отсутствии денежных средств и имущества у основного должника.

Правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого автономного учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации юридического лица.

Материалы дела подтверждают обращение Банка в ликвидационную комиссию автономного учреждения. Доказательства расчета с Банком в порядке, предусмотренном статьей 63 Кодекса, не представлены. Также отсутствуют сведения о наличии у основного должника достаточного имущества для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 4 (абз. 9) Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 следует учитывать, что специальный порядок исполнения судебных актов о взыскания долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Кодекса, регламентируется главой 24.1 БК РФ, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности – на денежные средства субсидиарного должника.

Таким образом, ответственность собственника наступает только в случае недостаточности денежных средств у основного должника. При наличии денежных средств у ликвидируемого должника и погашении задолженности им собственник не будет нести затраты на погашение субсидиарной задолженности.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что предъявление иска к собственнику имущества автономного учреждения в соответствии с положениями пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 05.05.2014 №99-ФЗ) к РСО-Алания в лице Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания подлежат удовлетворению.

В части требования о взыскании в субсидиарном порядке задолженности с Республики Северная Осетия – Алания в лице Министерства финансов РСО-Алания следует отказано правомерно, поскольку в соответствии с п. 4.4 Устава ГАУ «ПФК «Алания» (л.д. 115-126 т.1) собственником имущества учреждения является Республика Северная Осетия - Алания. Согласно п. 5.1 Устава ГАУ «ПФК «Алания» полномочиями учредителя учреждения согласно Постановлению Правительства Республики Северная Осетия - Алания № 33 от 22.02.2008 «Об изменении типа Республиканского Государственного учреждения «Профессиональный Футбольный Клуб «Алания» наделяется Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия - Алания.

В ходе разбирательства по делу Министерство РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта (ОГРН 1041501902892, ИНН 1515521126) прекратило деятельность путем реорганизации в форме разделения. Указанные сведения внесены в ЕГРЮЛ 15.01.2016.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ с 15.01.2016 Комитет Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи и Министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия–Алания являются правопреемниками Министерства РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта.

По ходатайству истца определением от 18.01.2017 суд, руководствуясь статьями 48, 184 - 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил произвести процессуальное правопреемство: заменить в рамках дела № А61-2644/15 ответчика - РСО-Алания в лице Министерства РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта на правопреемника - РСО-Алания в лице Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания.

Указом Главы Республики № 15 от 25.09.2015 Министерство РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта преобразовано в Министерство физической культуры и спорта РСО-Алания и Комитет РСО-Алания по делам молодежи.

За Министерством физической культуры и спорта РСО-Алания закреплены функции по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, а за Комитетом РСО-Алания по делам молодежи - функции по реализации государственной политики в сфере молодежной политики.

Во исполнение Указа Главы Республики № 15 от 25.09.2015 Правительством были приняты Постановления № 251 от 03.11.2015 и № 249 от 03.11.2015, которыми определен порядок перераспределения задач, функций и полномочий Министерства и Комитета, а также определен перечень организаций, подведомственных, соответственно, Министерству и Комитету.

Согласно данным Положениям ГАУ «ПФК «Алания» не является учреждением, подведомственным ни Министерству, ни Комитету.

Вместе с тем, сохраняет силу Постановление Правительства № 54 от 21.02.2014, в котором указано, что ГАУ «ПФК «Алания» является организацией, подведомственной Министерству по делам молодежи, физической культуры и спорта.

Во исполнение Указа Главы Республики Правительством также было принято Постановление № 224 от 21.10.2015, согласно абз. 3 п. 4 которого постановлено закрепить за Министерством и Комитетом находящееся в республиканской собственности имущество, ранее закрепленное за Министерством РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, исходя из установленного распределения функций между Министерством и Комитетом.

Исходя из распределения задач, функций и полномочий между Министерством и Комитетом (в соответствии с указанными выше Постановлениями Правительства РСО-Алания № 251 от 03.11.2015 и № 249 от 03.11.2015), следует, что полномочия собственника имущества ГАУ «ПФК «Алания» в порядке правопреемства были переданы именно Министерству физической культуры и спорта РСО-Алания, а не Комитету РСО-Алания по делам молодежи.

Кроме того, очередное продление ликвидационных мероприятий ГАУ «ПФК «Алания» в срок до 31.12.2017, произошедшее уже после реорганизации Министерства РСО-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, осуществлено по Приказу № 890, изданному правопреемником - Министерством физической культуры и спорта РСО-Алания.

Таким образом, Министерство физической культуры и спорта РСО-Алания в контексте ст. 58 ГК РФ является правопреемником Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта РСО-Алания в части осуществления полномочий собственника имущества ГАУ «ПФК «Алания».

При соблюдении ряда условий, предусмотренных ст.ст. 63-64 и 120 ГК РФ (в ред. до 01.09.2014), требования кредитора могут быть предъявлены к собственнику имущества ликвидируемого учреждения.

Собственником имущества ГАУ «ПФК «Алания» как ликвидируемого учреждения является РСО-Алания, что в соответствии с позицией, изложенной в абз. 3 п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ № 21 от 22.06.2006, свидетельствует о том, что надлежащим Ответчиком по иску Банка является именно РСО-Алания как субъект Российской Федерации.

В соответствии с п. 1-2 Постановления Пленума ВАС РФ № от 22.06.2006 при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ с учетом положений ст. 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.

В соответствии с Приложениями № 6 и 8 к Закону РСО-Алания № 77-РЗ от 30.12.2016 Министерство физической культуры и спорта РСО-Алания является главным распорядителем республиканского бюджета в пределах своих полномочий, в связи с чем  надлежащим Ответчиком по иску Банка является РСО-Алания (как собственник имущества ликвидируемого учреждения) в лице Министерства физической культуры и спорта РСО-Алания (как лицо, фактически осуществлявшее правомочия собственника, и являющегося главным распорядителем республиканского бюджета).

Бюджетный кодекс (статьи 6, 21, 158) определяет, что в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, а не финансовый орган.

В соответствии с частью 1 Положения о Министерстве физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 03.11.2015 № 249 (ред. от 16.11.2016) "Вопросы Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания", Министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта, а также координацию и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

В соответствии с п. 5 Указанного Положения Министерство является главным распорядителем и получателем средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него полномочий (в том числе для обеспечения деятельности подведомственных организаций).

При таких обстоятельствах, требование о взыскании 132744411,55 руб. задолженности в порядке субсидиарной ответственности с Республики Северная Осетия-Алания в лице Министерства физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания удовлетворены правомерно за счет средств казны (материальный ответчик) Республики Северная Осетия-Алания.

Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.03.2017 по делу №А61-2644/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         З.А. Бейтуганов

Судьи                                                                                                       Н.Н. Годило 

                                                                                                                   Е.В. Жуков