ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
19 июля 2016 года Дело № А22-4796/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Годило Н.Н., судей: Джамбулатова С.И., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.04.2016 по делу № А22-4796/2015 (судья Шевченко В.И.),
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия,
о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании:
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия: ФИО2 (по доверенности №0306 от 13.01.2016),
в отсутствие индивидуального предпринимателя ФИО1, извещенной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее – управление, заинтересованное лицо) от 06.10.2015 № 08/015/011/2015-850 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 27.02.2015 № 16-2015 и об обязании зарегистрировать договор аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.04.2016 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что правовых оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды, не имелось.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда от 11.04.2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований – отказать. Заявитель указывает, спорный земельный участок фактически представляет собой пастбища, поэтому предоставление земельного участка в аренду на срок 20 лет противоречит действующему законодательству, в частности положениям пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон № 101-ФЗ) и пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), согласно которым земельные участки, предназначенные для сенокошения и выпаса скота, предоставляются в аренду на срок до трех лет.
В отзыве предприниматель просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель управления озвучил позицию соответствующую доводам жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие предпринимателя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителя заинтересованного лица, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.02.2015 между предпринимателем (арендатор) и Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в собственности Республика Калмыкия №16-2015, по условиям которого предпринимателю в аренду сроком на 20 лет предоставлен земельный участок площадью 341,70 га., расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Целинный район, в границах Целинного СМО, примерно в 10, 5 км. по направлению на восток от п. Могата, с кадастровым номером 08:09:180101:244.
Предприниматель 12.05.2015 обратился в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Государственная регистрация приостанавливалась на основании пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации прав, Закон № 122-ФЗ) на срок до 06.10.2015.
Управление Росреестра сообщением от 06.10.2015 отказало в регистрации договора аренды земельного участка от 27.02.2015 № 16-2015 на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним прямо закреплена в пункте 5 статьи 2 и пункте 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав.
Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (статья 18 Закона о регистрации прав).
Пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации прав установлено, что государственная регистрация прав включает в себя правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), и установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с данным Законом.
Основания для отказа в государственной регистрации прав закреплены в статье 20 Закона № 122-ФЗ.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав, на который имеется ссылка в оспариваемом предпринимателем решении регистрирующего органа от 06.10.2015, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Отказывая в осуществлении государственной регистрации договора аренды, управление указало, что исходя из положений пункта 3 статьи 9 Закона № 101-ФЗ и подпункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса, земельные участки, предназначенные для сенокошения и выпаса скота, предоставляются в аренду на срок до трех лет. Несмотря на то, что в договоре указано разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства», следует учитывать, что участок используется как сельскохозяйственные угодья. В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Федеральным законом от 02.12.2013 № 327-ФЗ, введенным в действие 14.12.2013, пункт 3 статьи 9 Закона № 101-ФЗ изложен в новой редакции. Так, договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от 3 до 49 лет, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом (абзац 1). Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до 3 лет (абзац 2).
Согласно статье 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1). В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2).
Виды сельскохозяйственных угодий перечислены в пункте 1 статьи 79 Земельного кодекса. К сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Таким образом, сельскохозяйственные угодья и земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, являются различными (самостоятельными) видами земель сельскохозяйственного назначения.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 08:09:180101:244 отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства (кадастровая выписка от 06.12.2011).
Данные, указывающие на то, что земельный участок с названным кадастровым номером относится к одному из видов сельскохозяйственных угодий, а именно: к сенокосу, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено. В договоре аренды земельного участка от 27.02.2015 № 16-2015 такие сведения отсутствуют. Согласно кадастровой выписке от 06.12.2011 спорный земельный участок к категории земель особо охраняемых территорий и объектов не относится.
Договор аренды также не содержит сведений о том, что земельный участок предоставлен предпринимателю в аренду для целей сенокошения и выпаса скота. Напротив согласно распоряжению Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27.02.2015 № 119-р спорный земельный участок предоставлен для сельскохозяйственного производства.
Обратного подателем жалобы суду апелляционной инстанции не доказано.
Кроме того, суд первой инстанции, верно указал, что запрет на предоставления на предоставление земельного участка для сенокошения и выпаса скота из земель сельскохозяйственного назначения на срок свыше 3 лет, установлен в отношении граждан.
Данное утверждение верно. В силу прямого указания пункта 12 части 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.
В данном случае, названная норма не применима, поскольку заявитель по настоящему делу является предпринимателем.
Необходимо учитывать, что участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (пункт 1 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Следовательно, субъектный состав земельных и гражданских правоотношений совпадает.
Определение понятия «юридическое лицо», содержащееся в Гражданском кодексе Российской Федерации, обязательно при толковании и применении норм земельного законодательства, поскольку иное не предусмотрено законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
При определении понятия и правового статуса юридического лица необходимо учитывать положение пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из Закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Таким образом, физические лица, действуя в гражданских и земельных правоотношениях в правовом статусе индивидуального предпринимателя и осуществляя предпринимательскую деятельность, приравниваются к правовому статусу юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. При этом правовой статус индивидуального предпринимателя является специальным по отношению к правовому статуса гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина, лица без гражданства) и отличается от него как по содержанию, так и по основаниям возникновения и прекращения.
При таких обстоятельствах, решение заинтересованного лица об отказе в государственной регистрации по приведенным мотивам, нельзя признать законным и обоснованным.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.04.2016 по делу № А22-4796/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.Н. Годило
Судьи С.И. Джамбулатов
Е.Г. Сомов