ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-4430/2016 от 13.06.2017 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2017 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Годило Н.Н., судей: Джамбулатова С.И., Жукова Е.В.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и Министерства финансов Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.08.2016 по делу № А15-4539/2015 (судья Ахмедов Д.А.), по иску по исковому заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Куштильский» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Комитету по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, Правительству Республики Дагестан и Министерству финансов Республики Дагестан о взыскании с ответчика за счет казны Республики Дагестан (в лице Министерства финансов РД) 11 240 353 руб. в счет возмещения за изъятие в пользу муниципального образования городской округ «город Дербент» земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15 площадью 20 га (рыночная стоимость права аренды за 14 лет) и 6 000 руб. за проведение оценки (с учетом уточнения требований от 26.08.2016),

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

УСТАНОВИЛ:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Куштильский» (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан к комитету по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (далее - комитет) с иском о взыскании 11 240 353 рублей в счет возмещения рыночной стоимости права аренды за 14 лет за изъятие для муниципальных нужд в пользу муниципального образования городской округ «город Дербент» земельного участка площадью 20 га с кадастровым номером 05:07:000085:15 (требования уточнены; т. 4, л.д. 14).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа «город Дербент» (далее - администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление Росреестра), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Определением от 20.02.2016 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Правительство Республики Дагестан (далее - правительство) и Министерство финансов Республики Дагестан (далее - министерство финансов).

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.08.2016 (судья Ахмедов Д.А.) требования удовлетворены. С комитета за счет казны Республики Дагестан (в лице министерства финансов) в пользу кооператива взыскано 11 240 353 рубля в счет возмещения рыночной стоимости права аренды за 14 лет за изъятие земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15, 6 тыс. рублей расходов понесенных в связи с проведением оценки.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 решение от 31.08.2016 отменено. Принят по делу новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2017 проставление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, пришел к выводу, что решение суда от 31.08.2016 следует оставить без изменения, в связи со следующим.

Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом, распоряжением министерства имущественных отношений от 18.12.2007 № 746-р переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования кооператива земельным участком общей площадью 754,8366 га с кадастровым номером 05:07:000085:0010, расположенным на территории Дербентского района, из земель сельскохозяйственного назначения (земли отгонного животноводства) на право аренды. Участок предоставлен в аренду сроком на 20 лет (до 18.12.2027) для ведения отгонного животноводства.

18 декабря 2007 года министерство имущественных отношений (арендодатель) и кооператив (арендатор) заключили договор № 195 аренды земельного участка общей площадью 754,8366 га с кадастровым номером 05:07:000085:0010, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Дербентский район, из земель сельскохозяйственного назначения (земли отгонного животноводства). Участок предоставлен арендатору сроком на 20 лет (до 18.12.2027) для ведения отгонного животноводства. Земельный участок передан арендатору по акту от 18.12.2007. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП) 07.04.2008, запись о регистрации права № 05-05-27/001/2008-214.

Распоряжением министерства имущественных отношений от 27.11.2012 № 1005-р  осуществлен раздел земельного участка площадью 7 548 366 кв. м с кадастровым номером 05:07:000085:0010, категории «земли сельскохозяйственного назначения», находящегося в пользовании кооператива. Образованы земельные участки площадью 200 тыс. кв. м (с кадастровым номером 05:07:000085:15) и 7 348 366 кв. м (с кадастровым номером 05:07:000085:16).

26 июля 2013 года управлением Росреестра зарегистрировано право собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 20 га с кадастровым номером 05:07:000085:15, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (для иных видов сельскохозяйственного использования). В ЕГРП внесена запись регистрации от 26.07.2013 № 05-05-01/501/2013-81, министерству имущественных отношений выдано свидетельство о регистрации права серии 05-АА № 709951.

Распоряжением министерства имущественных отношений от 20.12.2013 № 766-р из государственной собственности Республики Дагестан в собственность муниципального образования передан земельный участок общей площадью 200 тыс. кв. м (20 га) с кадастровым номером 05:07:000085:15 из земель сельскохозяйственного назначения для размещения свалки ТБО. Основанием для вынесения министерством данного распоряжения указаны Закон № 131-ФЗ, Положение о Министерстве по управлению государственным имуществом Республики Дагестан и поручение Правительства Республики Дагестан от 12.04.2013.

По акту приема-передачи во исполнение поручения правительства от 24.10.2013 № 17-17 министерство имущественных отношений передало администрации земельный участок площадью 200 тыс. кв. м (20 га) с кадастровым номером 05:07:000085:15, расположенный в Дербентском районе Республики Дагестан.

30 декабря 2013 года Дербентским межрайонный комитетом Минприроды Республики Дагестан составлен акт осмотра территории отгонных пастбищ кооператива. В результате осмотра выявлено, что на участке размещена свалка ТБО, МУП «Дербентсервис» ведутся земляные работы. Представителями администрации предъявлены свидетельство о государственной регистрации права собственности от 26.07.2013 на участок с кадастровым номером 05:07:000085:15, распоряжение от 20.12.2013 № 766-р о передаче земельного участка площадью 20 га с кадастровым номером 05:07:000085:15 городу Дербенту под размещение свалки ТБО.

Согласно приказу Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан от 05.03.2014 № 3/5р проведена проверка по обращениям жителей сел Дюзляр, Музаим и Рукель Дербентского района о нарушении природоохранного законодательства при размещении свалки ТБО администрацией, о чем составлен акт обследования от 18.03.2014 № 05-02-04/2014. В акте указано, что в городском округе «город Дербент» функции по организации сбора, вывоза ТБО осуществляет МУП «Дербентсервис». Вывозимые отходы размещают на свалке ТБО, расположенной на административной территории Дербентского района в 1800 метрах от с. Дюзляр. Свалка расположена на административной территории Дербентского района на землях кооператива на расстоянии 20 км от ФАД «Кавказ». Земельный участок площадью 200 тыс. кв. м с кадастровым номером 05:07:000085:15, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, отведенный под свалку ТБО, передан из государственной собственности Республики Дагестан в собственность муниципального образования распоряжением министерства имущественных отношений от 20.12.2013 № 766-р.

Распоряжением правительства от 23.05.2014 № 151-р приняты предложение министерства имущественных отношений и ходатайство администрации. Земельный участок площадью 20 га с кадастровым номером 05:07:000085:15 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности в целях размещения полигона ТБО. Рекомендовано органам, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, и администрациям муниципальных образований «Дербентский район» и «город Дербент» внести соответствующие изменения в земельно-кадастровую документацию.

Из акта комитета по ветеринарии Республики Дагестан от 26.02.2015, составленного по результатам проверки кооператива, следует, что в кооперативе на день проверки имеются в наличии 190 голов МРС, в том числе 50 голов овцематок. Поголовье зимовку проводит на кутане «Шиш-тепе» Дербентского района отгонного животноводства. Имеется небольшой запас грубых кормов, состояние поголовья удовлетворительное, клиническое состояние овцематок удовлетворительное, ветеринарно-профилактические мероприятия проводятся.

Кооператив, полагая, что незаконные действия ответчиков повлекли изъятие у него 20 га арендуемых земель без предоставления соответствующего возмещения, чем нарушены его права как арендатора земельного участка, обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.

В обоснование размера компенсации истец представил отчет оценщика ООО «Институт профессиональной оценки» от 29.09.2015, согласно которому рыночная стоимость на дату оценки в текущем состоянии годовой аренды участка площадью 20 га с кадастровым номером 05:07:000085:15 составляет 888 тыс. рублей. По приходно-кассовому ордеру № 495 от 06.10.2015 кооператив оценщику уплатил 6 тыс. рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации сформулированы общие основания ответственности за причинение вреда. Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2).

Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (статья 62 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).

Статьей 57 Земельного кодекса определялось, что возмещению в полном объеме подлежат убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

Статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривалось, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункты 1, 2 и 4 статьи 279 Гражданского кодекса).

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (статья 281 Гражданского кодекса).

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 Земельного кодекса в редакции до 01.03.2015).

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.

Как видно из дела, решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15 уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в установленном законом порядке не принималось (процедура изъятия, предусмотренная законом, не осуществлялась).

Действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность изъятия субъектом Российской Федерации земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, для нужд муниципального образования. Статьей 56.4 Земельного кодекса предусмотрена возможность изъятия земельных участков для публичных нужд не только по инициативе уполномоченных органов, но и по ходатайству организаций, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442. В случае изъятия земельных участков на основании ходатайства об изъятии организация, подавшая такое ходатайство, в частности, выплачивает возмещение за изымаемые земельные участки (пункт 13 статьи 56.10 Земельного кодекса). С ходатайством об изъятии исключительно в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 56.4 Земельного кодекса, вправе обратиться орган государственной власти, государственное унитарное предприятие и (или) государственное учреждение. Применительно к субъектному составу случай в рассматриваемом деле не подпадает под правовое регулирование положений статьи 56.4 Земельного кодекса.

В части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (содержится в преамбуле распоряжения от 20.12.2013 № 788-р) указано следующее. Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в случае: если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если такое имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Закона № 131-ФЗ.

Возможность применения норм части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ к отношениям, возникшим между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, судом не установлена.

Сведений о том, что передача земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15 (для целей размещения свалки ТБО) производилась субъектом Российской Федерации исключительно по инициативе администрации, ходатайствовавшей об изъятии (передаче) участка для нужд муниципального образования с последующей компенсацией потерь правообладателей, в деле не имеется и ответчиками не представлено.

Из выписки из ЕГРП от 14.12.2015  следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:07:000085:15, право собственности на который 15.04.2015 зарегистрировано за муниципальным образованием, не обременен правами третьих лиц.

Доказательств, что муниципальное образование знало, что земля находится в аренде у кооператива, в деле не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу, что имело место фактическое изъятие спорного земельного участка по инициативе органов исполнительной власти Республики Дагестан без выплаты кооперативу (арендатору) соответствующего возмещения (составляющего рыночную стоимость права). При этом, использование данного участка администрацией для нужд размещения свалки ТБО стало возможным исключительно по воле публичного собственника земли (субъекта Российской Федерации), а не инициативе муниципального образования.

Именно согласованные действия органов исполнительной власти Республики Дагестан (распоряжения министерства имущественных отношений от 27.11.2012 N 1005-р и от 20.12.2013 № 766-р, поручение правительства от 22.04.2013 и распоряжение правительства от 23.05.2014 N 151-р), привели к размещению на спорном участке свалки ТБО и нарушению прав кооператива. Без осуществления органами исполнительной власти Республики Дагестан указанных выше действий, использование участка администрацией было бы невозможно. Оснований для иных выводов, у суда апелляционной инстанции не имеется.

В этой ситуации, суд апелляционной инстанции исходит из того, что права истца фактически нарушены ответчиками, который вправе требовать от них выплаты возмещения.

Судом установлено, что истцом по существу заявлены требования о взыскании рыночной стоимости права аренды в связи с изъятием у кооператива земельного участка площадью 20 га для муниципальных нужд (для размещения свалки ТБО) со ссылкой на статьи 279-281 ГК РФ и статей 49, 55, 63 ЗК РФ на основании отчета оценщика от 29.09.2015.

 По ходатайству ответчика, судом по правилам статей 82, 83 АПК РФ по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Республиканский центр судебной экспертизы», г. Махачкала. На разрешение эксперта был поставлен вопрос: Определить стоимость возмещения (рыночная стоимость права аренды за 14 лет) за изъятие у СПК «Куштильский» в пользу муниципального образования городской округ «город Дербент» земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15 площадью 20 га (часть земельного участка площадью 754,8366 га с кадастровым номером 05:07:000085:0010, находящегося в аренде у кооператива по договору аренды от 18.12.2007 №195), расположенного в Дербентском районе.

Заключением судебного эксперта от 22.07.2016 № 411 установлено, что рыночная стоимость указанного возмещения за 14 лет (с декабря 2013 года по декабрь 2027 года) составляет 11 240 353 руб.

Как следует из материалов дела, кооператив не является собственником спорного земельного участка площадью 20 га, а использовал до декабря 2013 года (до изъятия для муниципальных нужд) его на праве аренды (в составе цельного земельного участка площадью 754,8366 га).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ответчик уклонился от мирного урегулирования спора и не рассмотрел по существу письменные предложения истца о мирном урегулировании спора путем предоставления взамен изъятого равноценного участка и перезаключения договора аренды с учетом изъятого земельного участка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В данном случае министерство (реорганизованное в Дагимущество) должно было обеспечить арендатору возможность беспрепятственного пользования имуществом в течение срока аренды (по декабрь 2027 года).

В связи с доказанностью материалами дела и установленного в ходе судебного разбирательства факта незаконного изъятия ответчиком и соответчиком (Правительством РД) у истца 20 га земель сельскохозяйственного назначения и передачи этого участка в собственность муниципального образования городской округ «город Дербент» для муниципальных нужд, с последующим переводом этого участка в иную категорию земель (земли промышленности), а также невозможности использования спорного земельного участка кооперативом, в связи с размещением на земельном участке свалки ТБО, Дагимущество и Правительство РД не должны получать преимущества в виде освобождения от выплаты соответствующего возмещения арендатору спорного участка, только потому, что ими не принято решение об изъятии у истца участка.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.5,4.6, 4.66 Положения о Комитете по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (утверждено постановлением Правительства РД от 06.05.2016 № 120) комитет осуществляет полномочия собственника в отношении государственного имущества Республики Дагестан, в том числе земельных участков; осуществляет в установленном порядке учет государственного имущества Республики Дагестан, ведение реестра государственного имущества Республики Дагестан и выдачу выписок из указанного реестра; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, а также иного государственного имущества Республики Дагестан, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями и учреждениями, а также переданного в установленном порядке иным лицам. При выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством необходимые меры по их устранении и привлечению виновных лиц к ответственности; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования и купли-продажи государственного имущества Республики Дагестан, в том числе земельных участков; осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренных на содержание Комитета, и финансовое обеспечение возложенных на него полномочий.

Из Положения о Министерстве финансов Республики Дагестан (утверждено постановлением Правительства РД в редакции от 07.04.2014 № 151) следует, что министерство является органом исполнительной власти Республики Дагестан, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Республике Дагестан и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Республики Дагестан; осуществляет в установленном порядке контроль за целевым использованием средств консолидированного бюджета Республики Дагестан, республиканских внебюджетных и целевых бюджетных фондов; исполняет в пределах своей компетенции республиканский бюджет Республики Дагестан, составляет отчет об исполнении республиканского и консолидированного бюджетов Республики Дагестан, а также осуществляет иные функции в соответствии со своей компетенцией.

В силу статьи 1071 ГК РФ от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В силу статей 158, 241.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам, предъявляемым к субъекту Российской Федерации о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, его интересы представляет главный распорядитель бюджетных средств.

Следовательно, задолженность (рыночная стоимость права аренды) взыскивается с публично-правового образования (Республика Дагестан) как с надлежащего ответчика за счет его казны. От имени публично-правового образования в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств. Данный вывод следует из пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» предусмотрено, что в соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами, участвующими в деле.

Перечень судебных издержек, предусмотренный указанным кодексом, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.

Расходы истца на сумму 6000 руб. для проведения оценки, подтверждаются соответствующим платежным документом - ПКО № 495 от 06.10.2015, также подлежат возмещению как судебные издержки за счет ответчика.

Установлено, что без проведения оценки рыночной стоимости утраченного права аренды на спорный земельный участок площадью 20 га за 14 лет аренды и получения соответствующего отчета оценщика (в данном случае- ООО «Институт профессиональной оценки» в лице оценщика ФИО1, свидетельство от 13.12.2013 № 001852), истец не мог бы реализовать свое право на обращение в арбитражный суд. На основании отчета оценщика от 29.09.2015 истцом определена цена предъявленного 23.11.2015 в суд иска.

 Таким образом, требования истца (с учетом их уточнения от 26.08.2016) являются обоснованными и соответствуют законодательству, а потому подлежат удовлетворению на сумму 11 240 353 руб. в счет возмещения рыночной стоимости утраченного права аренды за 14 лет и 6000 руб. судебных издержек за проведение оценки.

Доводы ответчика и соответчиков, возражающие против удовлетворения иска, не соответствуют материалам дела и фактическим обстоятельствам спора, а также основаны на ошибочном применении к спорным правоотношениям норм права.

Таким образом, суд первой инстанции правильно взыскал с Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в пользу СПК «Куштильский» за счет казны Республики Дагестан (в лице Министерства финансов Республики Дагестан) 11 240 353 руб. в счет возмещения рыночной стоимости права аренды за 14 лет за изъятие для муниципальных нужд в пользу муниципального образования городской округ «город Дербент» земельного участка с кадастровым номером 05:07:000085:15 площадью 20 га и 6 000 руб. за проведение оценки, всего на общую сумму 11 246 353 руб.

При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы апелляционных жалоб не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

От Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан поступило ходатайство о замене Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев ходатайство министерства, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным его удовлетворить и произвести замену ответчика по делу - Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на правопреемника Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, поскольку факт правопреемства подтверждается материалами дела.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

произвести процессуальную замену ответчика по делу - Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан на правопреемника Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.

Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.08.2016 по делу № А15-4539/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд  Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                      Н.Н. Годило

Судьи                                                                                                     С.И. Джамбулатов 

                                                                                                                Е.В. Жуков