ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-10024/2022-АК
г. Пермь
14 сентября 2022 года Дело № А50-5024/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от ответчика - Министерства социального развития Пермского края, ФИО1 удостоверение, по доверенности от 27.01.2022, диплом
от ответчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, ФИО2, удостоверение, по доверенности от 10.12.2021 № 307, диплом
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции при использовании информационной системы «Картотека арбитражных дел»:
от истца - ФИО3 паспорт, по доверенности от 15.03.2022, диплом
от третьего лица - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков, Министерства социального развития Пермского края и Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 июля 2022 года
по делу № А50-5024/2022
по иску индивидуального предпринимателя ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Министерству социального развития Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо - ФИО5,
об обязании произвести выплату компенсации в размере 453 210 руб.,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – истец, предприниматель, ИП ФИО4) обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Министерству социального развития Пермского края (далее – ответчик, Министерство), Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее – соответчик, Отделение ПФР) об обязании произвести выплату компенсации в размере 453 210 руб. в связи с установкой постоянного надгробия на месте захоронения Героя Социалистического Труда.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04 июля 2022 года исковые требования удовлетворены. На Министерство социального развития Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) возложена обязанность произвести выплату компенсации индивидуальному предпринимателю ФИО4 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) за установку памятника Герою Социалистического Труда ФИО6 в сумме 453 210 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчики обжаловали его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Министерство социального развития Пермского края в своей апелляционной жалобе повторно указывает, что согласно представленных документов на 01.01.2006 было установлено постоянное надгробие, не находилось в разрушенном состоянии. Установленное предпринимателем надгробие не соответствует размерам, определенным Постановлением № 740. Истцом также была нарушена процедура (порядок) обращения в соответствующий орган для возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах Героев.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю ссылается на нарушение Истцом условий предоставления льготы установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740. Заявка за период с июля 2021г. по настоящее время в Отделение из Министерства социального развития Пермского края по умершему (погибшему) Герою - ФИО6 не поступала. Между тем, удовлетворяя требования ИП ФИО4, судом не выявлены нарушения законодательства по возмещению расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могиле со стороны Отделения. Кроме того, возлагая обязанность, на Отделение произвести выплату компенсации ИП ФИО4 за установку памятника Герою, Отделение нарушит Порядок возмещения расходов, т.к. Порядок не предусматривает выплату Отделением компенсации за установку памятника Герою лицу, взявшего на себя обязанности по изготовлению и сооружению надгробия на могиле Героя. Отделение уполномочено перечислять денежные средства федерального бюджета в Министерство социального развития Пермского края на основании их заявки.
В ходе судебного разбирательства, представители Министерства социального развития Пермского края, Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, доводы своих апелляционных жалоб поддерживали в полном объёме. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, поскольку отсутствуют основания для отмены законного и обоснованного решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Указом президиума Верховного Совета СССР от 19.03.1959 «за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития нефтяной и газовой промышленности» ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу Пермской области, с. Верхне-Чусовские городки, буровому мастеру Полазнинской конторы турбинного бурения Полазнинского нефтепромыслового управления Пермского совнархоза, присвоено звание «Герой Социалистического Труда»; вручены орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот», что следует из архивной справки ФКУ «Государственный архив Российской Федерации» от 28.04.2021 № 5391-С.
ФИО6 дата рождения - 02.02.1907 умер 04.05.1969, что подтверждается свидетельством о смерти Ш-БГ № 852213.
Согласно справке заместителя Главы Добрянского городского округа ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший 04.05.1969, захоронен в п. Полазна Добрянского городского округа Пермского края. Установка надгробного памятника постоянного образца не производилась.
ФИО6 приходится отцом ФИО7, что следует из свидетельства о рождении.
ФИО5 (добрачная фамилия ФИО8 – свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака) приходится ФИО7 дочерью, а ФИО6 внучкой.
26.07.2021 между ИП ФИО4 (Исполнитель) и внучкой ФИО6 - ФИО5 (Заказчик) заключен договор, в пункте 1.1 которого предусмотрено, что Исполнитель обязуется надлежащим образом оказать услуги и выполнить работы в соответствии со Сметой на работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Гepoя Социалистического Труда или полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета (далее - Смета), являющейся неотъемлемой частью договора (Приложение к договору), а Заказчик обязуется принять надлежащим образом оказанные услуги и выполненные работы по Акту приема-передачи.
Пунктами 1.2 и 1.3 договора определено, что установка надгробия на могиле умершего осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 № 740 «О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета» (далее также - Постановление № 740) в срок до 30.11.2021. Надгробие устанавливается на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда ФИО6 на кладбище п. Полазна Добрянского городского округа Пермского края (пункт 1.4 договора).
Согласно пункту 2.3 договора Заказчик передала Исполнителю (предпринимателю) право требования оплаты надгробия в отношениях с государственными органами в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1. Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы».
Стоимость работ определена сторонами договора в сумме 453 210 руб. (пункт 3.1 договора), работы и услуги по установке надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда определены в смете, согласованной Заказчиком, стоимость работ является твердой договорной и изменению не подлежит (пункты 3.2, 3.3 договора).
Исполнитель в соответствии с договором выполнил работы по изготовлению и установке надгробных памятников в полном объеме, о чем составлен акт приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробия умершего от 10.08.2021, ФИО5 претензий к срокам и качеству выполнения работ, качеству надгробного памятника и комплектующих, не имеет.
Истец обратился в Министерство с требованием о возмещении денежных средств в размере 453 210 руб. в связи с изготовлением и установкой надгробного памятника на могиле Героя Социалистического Труда ФИО6.
Письмом от 16.09.2021 № 33-05-59-исх-1257 Министерство отказало истцу в возмещении затрат на установление надгробия.
ИП ФИО4 обратился в Министерство социального развития Пермского края с претензией.
В ответ на претензию Министерство сообщило, что в связи с несоответствием изготовленного надгробия нормативно установленным требованиям, правовые основания для возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробия на могиле Героя Социалистического Труда отсутствуют.
Отказ в выплате компенсации послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия у истца права обращения с требованием о возмещении расходов на сооружение и установку надгробия на месте погребения умершего (погибшего) Героя и доказанности факта выполнения истцом соответствующих работ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца финансируется за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
В соответствии с частями 1-3 статьи 7 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией статей 2 - 6.1 настоящего Федерального закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации. Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных в части 1 настоящей статьи расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации: 1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот с указанием регистрационных данных граждан, указанных в пунктах 1 - 7 части 2 статьи 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», с учетом оставшихся неиспользованными средств.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25-го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией указанного Федерального закона, и потребности в средствах на следующий месяц.
Для целей реализации Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ Правительством Российской Федерации 05.12.2006 принято Постановление № 740, которым определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на изготовление и установку таких надгробий.
Согласно пункту 2 Постановления № 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации. Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ.
Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Требования к надгробию, сооружаемому на могиле умершего (погибшего) Героя Труда Российской Федерации установлены Постановлением № 740, согласно пункту 5 которого надгробие сооружается на могиле Героя Социалистического Труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера ордена Трудовой Славы, если на 1 января 2006 года не было установлено постоянное надгробие другого образца.
Уполномоченными органами по компенсационным выплатам в данном случае являются территориальные органы Пенсионного Фонда Российской Федерации, как получатели средств федерального бюджета, выделяемых для реализации задач, переданных субъекту Российской Федерации (финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия).
Из названных нормативных положений следует, что выплата спорной компенсации возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства и Отделения ПФР, в связи с чем, они являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, соответствующий довод Министерства и Отделения ПФР отклоняется арбитражным судом.
Нормы Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, что законодатель не ограничивает уступку права соответствующего требования (в частности, возмещение расходов на изготовление и установку надгробия) непосредственно лицом, имеющим право на соответствующую льготу.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что право на льготу у ФИО5 подтверждено документально, при этом право требования компенсации за изготовление и установку памятника в силу положений пункта 2.3 договора от 26.07.2021 передано ФИО5 в пользу ИП ФИО4, что не противоречит Закону № 5-ФЗ и на основании положений статей 8, 382 - 384 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о приобретении истцом права требования с уполномоченного органа компенсации расходов за изготовление и установку надгробия в том объеме и на тех условиях, которые существовали у ФИО5 как внучки Героя Социалистического Труда.
При этом указанными нормативными положениями не предусмотрены ограничения по выбору заказчиком изготовителя надгробного памятника. Единственным требованием, предъявляемым законодателем к исполнителю, является то, что изготовление надгробия осуществляется специализированными предприятиями.
Как установлено судом, согласно публичным сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности истца является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее также - ОКВЭД) - 96.03), в качестве дополнительного вида деятельности значится – резка, обработка и отделка камня для памятников (код ОКВЭД - 23.70.2), что указывает на специализацию деятельности истца в сфере изготовления надгробий (памятников).
Отмеченное обстоятельство также установлено судами при рассмотрении дел № А45-3809/2021 Арбитражного суда Новосибирской области, № А09-731/2022 Арбитражного суда Брянской области.
Таким образом, предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника по поручению родственника умершего Героя в силу указанных выше нормативных актов, признается уполномоченным лицом на совершение поименованных в законе действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Согласно смете от 26.07.2021, акту приемки выполненных работ от 10.08.2021, фотографиям, ИП ФИО4 выполнены следующие работы: изготовлена вертикальная плита размером 180 x 90 x 12 сантиметров из гранита, изготовлен цоколь размером 100 x 30 x 25 сантиметров из гранита, изготовлен цветник размером 120 x 90 x 10 сантиметров из гранита, изготовлена надпись на надгробии: «Герой Социалистического Труда. ФИО6 1907-04.05.1969», произведена полировка лицевых и торцевых плоскостей вертикальной плиты, цоколя и цветника, бетонирование основания, установка памятника. Кроме того произведены транспортные расходы (доставка памятника на место установки, разгрузка/погрузка памятника, пронос памятника к месту установки, услуги крана).
Исследовав представленные в материалы дела договор и смету от 26.07.2021, акт приемки выполненных работ от 10.08.2021, фотоматериалы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что установленное надгробие в части выполненных элементов (габариты, виды работ) соответствующим требованиям Постановления №740 и Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ.
При этом письмом от 16.06.2022 № 265-01-01-28-728 подтверждается, что Администрация Добрянского городского округа сведениями об установке надгробного памятника постоянного образца ФИО6 по состоянию на 01.01.2006 не располагает.
Вопреки доводам заявителя Министерства, содержание письма Администрация Добрянского городского округа от 15.06.2022 № 265-01-01-1371 не подтверждает установку на могиле Героя надгробия установленного образца с элементами, предусмотренными пунктом 1 Постановления № 740.
Отклоняя ссылку Министерства о том, что ранее на месте захоронения Героя имелся мраморный памятник, что исключает выплату заявленной компенсации, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Предшествующая установка на могиле Героя Социалистического Труда надгробия образца, отличного от установленного пунктом 1 Постановления № 740, сооруженного без привлечения средств федерального бюджета, не препятствует родственникам умершего реализовать социальную льготу. Соответствующая позиция сформирована существующей судебной практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (в частности, определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2015 № 302-КГ15-14589).
Как указал истец и не оспорено соответчиками, ранее установленное на могиле Героя мраморное надгробие не соответствовало параметрам и составу элементов, предусмотренных пунктом 1 Постановления № 740.
Ответчиками не представлено доказательств, что ранее установленное надгробие отвечало требованиям пункта 1 Постановления № 740 и являлось постоянным надгробием другого образца.
Министерством и Отделением ПФР не представлено в суд доказательств, что ранее родственники Героя либо иные лица в связи с установкой постоянного надгробия на месте захоронения указанного Героя получали отмеченную нормативно предусмотренную компенсацию.
Доказательств, опровергающих факт изготовления и установки надгробия на месте, несоответствия заявленных цен по доставке, разгрузке, погрузке, перемещению памятника к месту установки, услугам крана, рыночным ценам, соответчиками не представлено, также не представлено доказательств того, что без указанных в акте конкретных видов услуг по доставке памятника (его разгрузке, погрузке, перемещению, услуг крана), стоимость которых была заявлена к взысканию, была возможна установка надгробия ан месте захоронения Героя.
Заявители жалобы повторно настывают на несоблюдении истцом положений Порядка возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 09.11.2012 № 1273-п, между тем, как справедливо указал суд первой инстанции, указанное обстоятельство не исключает обязанность по выплате предусмотренной федеральными актами компенсации, кроме того, Министерством по результатам рассмотрения соответствующего обращения предпринимателя отказано в его удовлетворении.
В тоже время сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов имеется обязанность компенсировать истцу расходы по изготовлению и установке памятника в установленном законом порядке.
Отмеченный правовой подход сформирован существующей судебной практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (в частности, определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2021 № 304-ЭС21-22344).
Вопреки доводам Министерства изготовление и установка надгробия, параметры которого не превышают нормативно установленные размеры, не противоречит целям Закона № 5-ФЗ, Постановлению № 740 и не исключает обязанности по компенсации заявленных истцом расходов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец изготовил для могилы умершего (погибшего) Героя надгробие установленного Постановлением № 740 образца, суд обоснованно признал требование о взыскании компенсации на изготовление и установку надгробного памятника правомерным.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 июля 2022 года по делу № А50-5024/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.В. Шаламова
Судьи
Е.В. Васильева
Е.Ю. Муравьева