ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068
e-mail: 17aas.info@arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 17АП-10031/2022-ГК
г. Пермь
19 сентября 2022 года Дело № А50-3400/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ушаковой Э.А.,
судей Семенова В.В., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харисовой А.И.,
при участии:
от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 20.04.2021, диплом;
от иных лиц, участвующих в деле: не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 июня 2022 года по делу № А50-3400/2022
по заявлению Федерального казенного предприятия «Пермский пороховой завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
третье лицо: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
о признании бездействия незаконным,
установил
Федеральное казенное предприятие «Пермский пороховой завод» (далее – заявитель, ФКП «Пермский пороховой завод», Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее – ТУ Росимущества в Пермском крае, Управление) по неоказанию государственной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования на основании заявления от 25.05.2021 № 64-02/8635 в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:601:1713064:1 площадью 5195 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, город Пермь, Кировский район.
На основании статей 51, 200 АПК РФ к участию в деле привлечено третье лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.06.2022 заявление удовлетворено в полном объеме, бездействие ТУ Росимущества в Пермском крае по неоказанию государственной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования на основании заявления от 25.05.2021 №64-02/8635 в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:1713064:1 площадью 5195 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, город Пермь, Кировский район, категория земель: земли населенных пунктов, признано незаконным. На ТУ Росимущества в Пермском крае возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Пермском крае обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления – отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Пермском крае указало, что в результате проведенного натурного осмотра спорного земельного участка установлено, что в границах участка расположено разрушенное 2-этажное кирпичное здание, а также кирпичный гараж, имеются свалки бытовых отходов, соответственно, на момент обращения заявителя в территориальное управление, участок не являлся свободным и находится в ненадлежащем состоянии, в связи с чем у ТУ Росимущества в Пермском крае отсутствовали основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФКП «Пермский пороховой завод» на земельный участок.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя с доводами жалобы не согласился по изложенным в отзыве на апелляционную жалобу основаниям, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От ФКП «Пермский пороховой завод» поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в порядке ст. 121, 123 АПК РФ, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ФКП «Пермский пороховой завод» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 59:01:1713064:1 площадью 5195 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, город Пермь, Кировский район, категория земель: земли населенных пунктов.
25.05.2021 ФКП «Пермский пороховой завод» обратилось в ТУ Росимущества в Пермском крае с заявлением № 64-02/8635 об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:601:1713064:1 площадью 5195 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, город Пермь, Кировский район.
Письмом от 22.06.2021 № 59-03/6309 ТУ Росимущества в Пермском крае сообщило ФКП «Пермский пороховой завод» об отсутствии оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФКП «Пермский пороховой завод» на земельный участок с кадастровым номером 59:601:1713064:1 со ссылкой на то, что в границах участка расположено 2-этажное кирпичное здание, кирпичный гараж, кроме того, на участке выявлены свалки бытовых отходов, то есть, земельный участок не является свободным и находится в ненадлежащем состоянии.
Письмом от 16.07.2021 № 59-03/7310 ТУ Росимущества в Пермском крае сообщило ФКП «Пермский пороховой завод», что возвращение к вопросу о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок возможно после приведения земельного участка в нормативное состояние и проведения работ по рекультивации земельного участка.
Письмом от 26.11.2021 № 59-03/11673 ТУ Росимущества в Пермском крае сообщило ФКП «Пермский пороховой завод» о том, что для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок необходимо скорректировать в рамках ранее проведенных кадастровых работ данные ЕГРН в части установления связи земельного участка с объектом недвижимости – здание детского сада с кадастровым номером 59:01:1717114:43, далее произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 59:601:1713064:1.
Полагая, что Управлением допущено незаконное бездействие, выразившееся в неоказании государственной услуги по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования на основании поданного заявления от 25.05.2021г. №64-02/8635, ФКП «Пермский пороховой завод» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что заявителем при обращении в Управление с заявлением от 25.05.2021 № 64-02/8635 об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка предоставлены все необходимые документы, данное заявление Управлением по существу рассмотрено не было, возврат заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования заявителю Управлением в соответствии с Административным регламентом осуществлен не был, пришел к выводу о том, что Управлением допущено противоправное бездействие, в связи с чем заявление ФКП «Пермский пороховой завод» удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения судебного акта не установил.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 названного Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком, заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьи 39.2 данного Кодекса. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 названного Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В силу пункта 3.1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия органом власти решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования предоставляется перечень документов: копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка); документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.
Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок, в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком (пункт 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Согласно пункту 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 N 621 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки (далее - Административный регламент).
Пунктом 2.2 Административного регламента предусмотрено, что государственная услуга по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки предоставляет Росимущество, а также его территориальные органы.
Результатом предоставления государственной услуги является принятие распорядительного акта о прекращении права на земельный участок (пункт 2.6 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 2.7 Административного регламента государственная услуга по прекращению прав физических и юридических лиц в случае добровольного отказа от прав на земельные участки предоставляется в течение 1 месяца со дня регистрации заявления в Росимуществе или в его территориальном органе.
Пунктом 2.9 Административного регламента установлен перечень документов, которые заявитель предоставляет для получения государственной услуги.Такой перечень является исчерпывающим и включает в себя:
1) заявление в письменной форме или форме электронного документа (при наличии электронной подписи) по образцу согласно приложению 3 к Административному регламенту, содержащее следующую информацию:
- наименование органа, в который направляется заявление;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или наименование организации;
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации заявления;
- суть заявления;
- личную подпись и дату;
2) копию документа, удостоверяющего личность (для гражданина);
3) к заявлениям юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
4) копии документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае наличия);
5) копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае наличия).
Пункт 2.13 Административного регламента содержит прямой запрет Росимуществу и его территориальным органам требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также для приостановления государственной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрено (пункты 2.14, 2.15 Административного регламента).
В пункте 2.16 Административного регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой им услуги, а именно:
- земельный участок не относится к федеральной собственности;
- наличие вступивших в законную силу решений суда, ограничивающих оборот земельного участка;
- заявитель не уполномочен обращаться с заявлением о прекращении права.
При поступлении документов, необходимых для выполнения административной процедуры, ответственный исполнитель Росимущества или его территориального органа осуществляет их рассмотрение на предмет комплектности, а также оснований для отказа в выполнении административных процедур.
Максимальный срок выполнения данного действия составляет 1 рабочий день (пункт 3.3 Административного регламента).
В случае, если к заявлению о предоставлении государственной услуги не представлены документы, указанные в пункте 2.9 Административного регламента, или представлен неполный комплект документов, указанных в пункте 2.9 Административного регламента, ответственный исполнитель Росимущества или его территориального органа обеспечивает подготовку, согласование и подписание в адрес заявителя письма о возможности повторно представить заявление с приложением необходимого комплекта документов.
В случае, если представлен неполный комплект документов, к письму в адрес заявителя прилагаются (возвращаются) представленные заявителем документы (пункт 3.4 Административного регламента).
Максимальный срок подготовки такого письма составляет 1 рабочий день (пункт 3.5 Административного регламента).
При наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги ответственный исполнитель Росимущества или его территориального органа обеспечивает подготовку, согласование и подписание в адрес заявителя соответствующего письма (пункт 3.6 Административного регламента).
Как правильно установил суд первой инстанции, заявление Предприятия Управлением по существу рассмотрено не было, данное обстоятельство заявителем жалобы не оспаривается, который поясняет, что в случае рассмотрения заявления Предприятия по существу, ему был бы дан отказ.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, установив, что Предприятием при обращении к заинтересованному лицу с заявлением от 25.05.2021 № 64-02/8635 об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка предоставлены все необходимые документы, данное заявление Предприятия Управлением по существу рассмотрено не было, возврат заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования заявителю заинтересованным лицом в соответствии с Административным регламентом осуществлен не был, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что государственная услуга по прекращению прав юридического лица в случае добровольного отказа от прав на земельные участки Управлением надлежащим образом оказана не была, обоснованно признав незаконным бездействие управления, не соответствующим вышеприведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации и положениям Административного регламента.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворили заявленные Предприятием требования.
Доводы Управления о том, что рассмотрение вопроса о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования возможно только после проведения мероприятий по корректировке в рамках ранее проведенных кадастровых работ данных ЕГРН в части установления связи земельного участка с объектом недвижимости - здание детского сада с кадастровым номером 59:01:1717114:43, после раздела земельного участка с кадастровым номером 59:601:1713064:1, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку данные обстоятельства не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению с учетом вышеизложенного в силу их несостоятельности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, их соответствия обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, с учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 июня 2022 года по делу № А50-3400/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Э.А. Ушакова
Судьи
В.В. Семенов
Ю.В. Скромова