ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-10070/2023-АК от 27.09.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10070/2023-АК

г. Пермь

27 сентября 2023 года Дело № А60-25440/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.

судей Шаламовой Ю.В., Якушева В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при неявке лиц, участвующих в деле,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснотурьинский",

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 26 июля 2023 года

по делу № А60-25440/2023

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснотурьинский" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным бездействия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснотурьинский" о признании незаконным бездействия, выраженного в не предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах. Просит обязать Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел России «Краснотурьиснкий» предоставить ООО «Компания РИФЕЙ» сведения о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных, в отношении следующих жилых помещений: <...>, <...>, <...>, г. Краснотурьинск, <...>, г. Краснотурьинск, <...>, <...>.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2023 (резолютивная часть решения объявлена 19.07.2023) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснотурьинский", выраженное в не предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах в отношении следующих жилых помещений: <...>, <...>, <...>, г. Краснотурьинск, <...>, г. Краснотурьинск, <...>, <...>.

Суд обязал Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснотурьинский" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" и предоставить сведения.

В порядке распределения судебных расходов с Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Краснотурьинский" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Рифей" взыскано 3 000 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что запрос общества от 31.01.2203 по форме и содержанию не соответствует требованиям Административного регламента МВД, утвержденного Приказом МВД от 23.12.2022 № 984; действующее законодательство не предусматривает предоставление МВЫД России адресно-справочной информации по объектам недвижимости, учет по данной категории отсутствует; незаконность бездействия в части неполноты заполнения ГИС ЖКХ и незаконности неведения учета управляющей организации в ходе рассмотрения дела заявителем не ставился.

Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО "Компания "Рифей" обратилось в Отдел по вопросам миграции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Серовский» с запросом от 31.01.2023 о предоставлении сведений о собственниках/зарегистрированных лицах по адресам: <...>, <...>, <...>, г. Краснотурьинск, <...>, г. Краснотурьинск, <...>, <...> с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных.

В ответ на запрос получен отказ в предоставлении запрашиваемых сведений № 443 от 15.02.2023.

Заявитель, полагая, что в данном случае со стороны заинтересованного лица имеет место незаконный отказ в предоставлении информации, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судом принято приведенное выше решение.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Исходя из положений статей 198, 200 и 201 АПК РФ для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 статьи 3 Закон N 152-ФЗ).

ООО "Компания "РИФЕЙ" включено в реестр операторов персональных данных (что подтверждается общедоступными сведениями Роскомнадзора на интернет-сайте https://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/operators-list/), то есть является оператором персональных данных абонентов - физических лиц, являющихся стороной публичного договора по оказанию услуги по обращению с ТКО.

Следовательно, заявитель вправе обрабатывать персональные данные потребителей, в том числе запрашивать их персональные данные.

Для установления зарегистрированных лиц в спорных жилых помещениях заявителем направлен запрос (исх. № И-РИЦ-2023-3639 от 31.01.2023) в Отдел по вопросам миграции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Серовский» о предоставлении сведений о зарегистрированных гражданах, с указанием их даты и места рождения, а также паспортных данных.

Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).

При этом названной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

Частями 4, 5 статьи 6 Закона N 152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

Согласно части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги.

Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия Постановления N 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним и право получения от управляющей организации необходимых сведений.

В соответствии с абзацем 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.

При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.

Как следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее - Закон о полиции) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.

В силу части 7 статьи 17 Закона о полиции обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Согласно части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных допускается в случае, когда она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Учитывая вышеизложенные правовые нормы, суд правомерно указал, что заявитель, являясь оператором персональных данных, вправе обратиться в отдел МВД за предоставлением персональных данных потребителей коммунальной услуги в целях и объеме, установленном действующим законодательством для исполнения условий договора на услугу по обращению ТКО.

Вопреки позиции заявителя жалобы, наличие у общества возможности получить у других лиц запрашиваемые сведения о потребителях коммунальной услуги не отменяет права общества получить такие сведения у отдела МВД.

Кроме того, судом учтено, что при проверке информации, содержащейся в ГИС ЖКХ относительно спорных жилых помещений, установлено, что информация о количестве проживающих внесена не по всем жилым помещениям.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая приведенные выше положения законодательства о персональных данных, установив, что запрашиваемые региональным оператором у заинтересованного лица сведения являются сведениями, право на получение которых у общества имеется, а обязанность по предоставлению указанных сведений возложена на органы миграционного учета, суд правомерно удовлетворил заявление общества в полном объеме.

Аналогичные выводы изложены при рассмотрении дела № А76-20209/2021 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2022 № 309-ЭС22-13591).

Довод жалобы о том, что запрос общества от 31.01.2203 по форме и содержанию не соответствует требованиям Административного регламента МВД, утвержденного Приказом МВД от 23.12.2022 № 984, судом проверен и отклонен, так как это не явилось основанием для отказа в предоставлении сведений, иного в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, принятого законно и обоснованно, и для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 июля 2023 года по делу № А60-25440/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Е.Ю. Муравьева

Судьи

Ю.В. Шаламова

В.Н. Якушев