ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-10277/2023-АК от 11.10.2023 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Пушкина, 112, г. Пермь, 614068

e-mail: 17aas.info@arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10277/2023-АК

г. Пермь

11 октября 2023 года Дело № А50-9711/2023­­

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2023 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Герасименко Т.С.,

судей Васильевой Е.В., Якушева В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,

при участии:

от истца: Бочкова И.Н., паспорт, доверенность № 21-07-05 от 09.01.2023, диплом;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю: Яровая М.В., служебное удостоверение № 356399, доверенность № 7 от 30.12.2022, диплом;

от иных лиц: не явились, извещены надлежащим образом;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю,

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 25 июля 2023 года

по делу № А50-9711/2023

по иску Федерального бюджетного учреждения «Администрация камского бассейна внутренних водных путей» (ОГРН 1025900518797, ИНН 5902290191) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (ОГРН 1041616098974, ИНН 1650040002), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю (ОГРН 1215900000029, ИНН 5903148039)

заинтересованное лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (ОГРН 1041625497209, ИНН 1654009437)

об обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 13 635 655 руб.,

установил:

Федеральное бюджетное учреждение «Администрация камского бассейна внутренних водных путей» (далее – заявитель, учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан города Набережные Челны (далее – Инспекция по г. Набережные Челны) об обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог с организаций (далее – земельный налог) в размере 18 584 446 руб.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.01.2023 заявление учреждения принято к производству с присвоением делу номера А65-36932/2022, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее – Управление).

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2023 к участию в деле в качестве соответчика привечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю (далее – Инспекция № 21).

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2023 дело № А65-36932/2022 передано на рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 20.04.2023 дело по заявлению Учреждения к Инспекции по г. Набережные Челны, Инспекции №21 об обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 18 584 446 руб. принято к производству Арбитражного суда Пермского края.

От заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований,

Протокольным определением от 15.06.2023 судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) принято уточнение требований, в соответствии с которым заявитель просит обязать возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 13 635 655 руб.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.07.2023 исковые требования учреждения к Инспекции № 21 удовлетворены, суд обязал Инспекцию № 21 возвратить учреждению из бюджетной системы Российской Федерации излишне уплаченный земельный налог за 2017, 2018 годы в сумме 13 635 655 руб. 3. В удовлетворении исковых требований учреждения к Инспекции по г. Набережные Челны отказано. Также суд взыскал с Инспекции № 21 в пользу учреждения расходы по уплате государственной пошлины в размере 91 178 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения требований, Инспекция №21 обратилась с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции в соответствующей части отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель жалобы по доводам и приведенным в жалобе обстоятельствам настаивает на том, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.

По мнению налогового органа, срок для возврата излишне уплаченного налога за 2017, 2018 годы в сумме 13 635 655 руб. пропущен учреждением, как в административном, так и судебном порядке. Судом первой инстанции не учтено, что принятие мер, направленных на оспаривание нормативного правового акта, в соответствии с которым исчисление и уплата налога осуществляется исходя из кадастровой стоимости, и своевременность принятия такой меры находятся в сфере контроля и ответственности налогоплательщика, поэтому трехлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом налога должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период. Кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих учреждению определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2015 № 2846-р «Об утверждении результатов определения кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан», которое опубликовано на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан 30.11.2015.Кадастровая стоимость по данным объектам с 2015 года до ее оспаривания налогоплательщиком не изменялась, действий по оспариванию кадастровой стоимости налогоплательщик в течение более пяти лет не принимал.С учетом особенностей правового регулирования в рассматриваемой ситуации апеллянт считает, что установленный статьей 78 НК РФ трехлетний срок на обращение налогоплательщика за зачетом или возвратом налога должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период. Аналогичные выводы содержатся в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2023 № 305-ЭС23-2253 по делу № А40-16745/2022. На основании изложенного апеллянт считает, что срок для зачета (возврата) спорной переплаты, в том числе в судебном порядке, учреждением пропущен.Учитывая, что установленный трехлетний срок для обращения в налоговый орган и суд за возвратом налога (со дня исполнения налоговой обязанности) включает в себя необходимость совершения налогоплательщиком своевременных действий по оспариванию результатов кадастровой стоимости, которые находятся в сфере контроля и ответственности налогоплательщика, вывод суда первой инстанции о том, что срок не пропущен, поскольку налогоплательщик обратился в суд с заявлением о возврате налога в течении трех лет с момента вступления в силу решения Верховного суда Республики Татарстан от 19.01.2022 по делу № 3а-5/2022, не соответствует нормам права и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.

Учреждение представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу Инспекции №21 – без удовлетворения.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2023 года апелляционная жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю принята к производству, рассмотрение дела назначено на 11.10.2023 под председательством судьи Шаламовой Ю.В.

До начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу судьей Шаламовой Ю.В. в порядке, предусмотренном статьей 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях предотвращения возможного конфликта интересов и устранения обстоятельств, которые могут вызвать сомнения в беспристрастности суда, заявлен и определением от 03.10.2023 удовлетворен самоотвод от рассмотрения апелляционной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 июля 2023 года по делу № А50-9711/2023.

Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2023 года для рассмотрения апелляционной жалобы Инспекции № 21 на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 июля 2023 года по делу № А50-9711/2023 произведена замена судьи Шаламовой Ю.В. на судью Герасименко Т.С., рассмотрение дела начато с самого начала.

В заседании суда апелляционной инстанции представители апеллянта и учреждения поддержали доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, соответственно.

Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 07.10.2008 серии 16-АА № 903279, от 22.08.2008 серии 16-АА № 888374, от 07.10.2008 серии 16-АА № 903280, от 06.06.2011 серии 16-АК № 269539, от 22.08.2008 серии 16-АА № 888372 и государственному акту № 16-52-1-3-1, 16-52-2-1 (файл «Исковое заявление») истец на праве бессрочного постоянного пользования владеет следующими земельными участками:

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под иными объектами специального назначения, для искусственных сооружений и акватории, общая площадь 382 130 кв.м., адрес объекта: Республика Татарстан, г Набережные Челны, ул. Шлюзовая, д.1. Кадастровый номер: 16:52:010301:44;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Под иными объектами специального назначения, для искусственных сооружений, общая площадь 64 000 кв.м., адрес объекта: Республика Татарстан, г Набережные Челны, промзона Энергорайон (нижний бьеф), Нижний бьеф Нижнекамского водохранилища в промзоне. Кадастровый номер: 16:52:010301:45;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Под иными объектами специального назначения, для искусственных сооружений, общая площадь 29 010 кв.м., адрес объекта: Республика Татарстан, г Набережные Челны, Нижний Бьеф Нижнекамского водохранилища в Промзоне. Кадастровый номер: 16:52:010307:2;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для размещения промышленных объектов, для искусственных сооружений и акватории, общая площадь 2 098 кв.м., адрес объекта: Республика Татарстан, г Набережные Челны, Нижний Бьеф Нижнекамской ГЭС. Кадастровый номер: 16:52:010301:20;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, для искусственных сооружений, общая площадь 3 330 кв.м., адрес объекта: Республика Татарстан, г Набережные Челны, промзона Энергорайон (нижний бьеф), Нижний бьеф Нижнекамского водохранилища в промзоне. Кадастровый номер: 16:52:010301:46.

Кадастровая стоимость земельных участков определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2015 № 2846-р «Об утверждении результатов определения кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан» в следующих размерах:

- 3 563 914,56 руб. – в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:20;

- 630 396 039,70 руб. – в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:44;

- 13 630 720,00 руб. – в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:45;

- 6 297 662,70 руб. – в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:46;

- 50 699 906,70 руб. – в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:010307:2.

Земельный налог за 2017- 2109 годы уплачен учреждением исходя из установленной величины кадастровой стоимости.

Не согласившись с величиной кадастровой стоимости названных земельных участков, учреждение обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, которое поступило в комиссию 02.12.2020 и отклонено решением от 25.12.2021 № 251.

04.03.2021, учреждение обратилось в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости данных земельных участков.

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19.01.2022 по делу №3а-5/2022, вступившим в законную силу 12.04.2022, требования учреждения удовлетворены частично, кадастровая стоимость земельных участков определена в следующих размерах, равных рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015:

- 1 021 516 руб. – в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:20;

- 170 773 897 руб. – в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:44;

- 27 872 000 руб. – в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:45;

- 1 651 680 руб. – в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:46;

- 13 338 798 руб. – в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:010307:2.

Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.04.2022 решение Верховного Суда Республики Татарстан от 19.01.2022 оставлено без изменения.

После вступления решения Верховного Суда Республики Татарстан от 19.01.2022 по делу № 3а-5/2022 в законную силу учреждением в Инспекцию по г. Набережные Челны (налоговый орган по месту нахождения земельных участков) представлены уточненные декларации по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 годы, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 16:52:010301:44, 16:52:010301:45, 16:52:010301:46, 16:52:010307:2, 16:52:010301:20.

Согласно ответу Инспекции по г. Набережные Челны от 06.07.2022 № 2.11-0-20/010761@, уточненные декларации по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 года, налоговым органом приняты, карточка «расчеты с бюджетом» - актуализирована.

24.06.2022 учреждение обратилось в Инспекцию по г. Набережные Челны с заявлением об исчислении земельного налога за 2020 год с учетом кадастровой стоимости земельных участков, определенной решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19.01.2022 по делу № 3а-5/2022.

Согласно сообщениям об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога от 05.07.2022 № 2747231 и от 05.07.2022 № 2747237 произведен перерасчет земельного налога в соответствии с которым, начисленная сумма земельного налога за 2020 год составила 658 318 руб., за 2021 год – 658 318 руб.

09.11.2022 учреждение обратилось в Инспекцию по г. Набережные Челны с заявлением № 43 о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога в размере: 23 210 677 руб. в счет предстоящих платежей.

Во исполнение порядка взаимодействия территориальных налоговых органов, поступившее в Инспекцию по г. Набережные Челны заявление о зачете излишне уплаченного налога перенаправлено по месту постановки учреждения на учет – в Инспекцию по Ленинскому району для принятия решения о зачете или возврате суммы налога.

Согласно сообщениям от 10.11.2022 № 105184, от 10.11.2022 № 105185, от 10.11.2022 № 105186, от 11.11.2022 № 105205 Инспекцией № 21 приняты решения о зачете налога («земельный налог организаций гор. округов») в сумме: 404 280,00 руб., 628 936,34 руб., 1 243,66 руб., 1 005 753,00 руб., в счет уплаты налога: «Налог на имущество организаций по имуществу не входящему в единую систему газоснабжения».

Согласно сообщению от 10.11.2022 № 12334 Инспекцией № 21 принято решение об отказе в зачете налога («земельный налог организаций гор. округов») в сумме: 21 170 464 руб., с указанием причины: «Заявление передано на уточнение платежей на общую сумму 3 902 654 руб. Переплата в сумме 17 267 810 руб. образовалась за пределами трехлетнего срока, и в связи с этим зачету либо возврату не подлежит».

Согласно извещениям от 16.11.2022 № 590255724, от 16.11.2022 №590255725, от 16.11.2022 № 590255727 Инспекцией по Ленинскому району приняты решения об уточнении платежа на сумму 1 869 038 руб., 164 579 руб. и 1 869 038 руб.

23.11.2022 учреждение обратилось в Инспекцию по г. Набережные Челны с заявлением № 44 о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога в размере 1 697 860 руб. в счет предстоящих платежей.

Согласно сообщению от 25.11.2022 № 13123 Инспекцией № 21 принято решение об отказе в зачете налога («земельный налог организаций гор. округов») в сумме: 1 697 860 руб., по причине: «Нарушен срок подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплату)».

Из актов совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, за 2019, 2020, 2021, 2022 годы, по состоянию на 01.12.2022, а также выписки операций по расчету с бюджетом по состоянию с 01.01.2022 по 16.12.2022 следует, что положительное сальдо (переплата по земельному налогу) в пользу Учреждения составляет 18 584 446 руб.

Отказ в возврате излишне уплаченных сумм земельного налога за 2017, 2018 и 2019 годы послужил основанием для обращения учреждения в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об обязании Инспекции по г. Набережные Челны возвратить излишне уплаченную сумму налога в размере 18 584 446 руб.

Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.01.2023 заявление учреждения принято к производству с присвоением делу номера А65-36932/2022, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление.

Поскольку в соответствии с утвержденным руководителем УФНС России по Пермскому краю 19.09.2022 положением об инспекции, Инспекция № 21 централизованно и единолично на территории Пермского края осуществляет полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) налогов, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2023 Инспекция № 21 привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

В связи с тем, что учреждение зарегистрировано по месту нахождения: 614000, г. Пермь, ул. Советская, 20 А, и состоит на учете в Инспекции по Ленинскому району, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.03.2023 дело № А65-36932/2022 передано на рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.

Определением Арбитражного суда Пермского края от 20.04.2023 дело по заявлению учреждения к Инспекции по г. Набережные Челны, Инспекции № 21 об обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 18 584 446 руб. принято к производству Арбитражного суда Пермского края.

В связи с принятием УФНС России по Пермскому краю решения от 24.04.2023 № 88 об отмене решения от 10.11.2022 № 12334 в части отказа в зачете земельного налога за 2019 год в сумме 4 948 791 руб. и направлением Инспекцией № 21 в орган Федерального казначейства поручения о возврате Налогоплательщику переплаты по земельному налогу за 2019 год в сумме 4 948 791 руб. на указанный учреждением счет в банке, заявителем представлено ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которым просит обязать возвратить излишне уплаченный земельный налог в сумме 13 635 655 руб., которое в порядке статьи 49 АПК РФ принято протокольным определением от 15.06.2023.

Удовлетворяя заявленные требования к Инспекции №21, суд первой инстанции отклонил доводы о пропуске срока, указав, что в рассматриваемом случае о переплате земельного налога за 2017, 2018 годы налогоплательщик мог узнать только с момента вступления в силу решения Верховного суда Республики Татарстан от 19.01.2022 по делу № 3а-5/2022, которым кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в размере, равном рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015, то есть с 12.04.2022, соответственно, пришел к выводу о соблюдении срока и отсутствии оснований для отказа в возврате налога.

Оснований для удовлетворения требований кИнспекции по г. Набережные Челны судом первой инстанции не установлено.

Решение суда первой инстанции обжалуется апеллянтом только в части удовлетворения требований.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории «Сириус»), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Как указано в пункте 1 статьи 391 НК РФ если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 1.1 статьи 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Аналогичная норма предусмотрена статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Как обоснованно указал суд первой инстанции, указанное фактически предусматривает, что измененная кадастровая стоимость должна применяться для всех налоговых периодов, в которых в отношении налогооблагаемого земельного участка в качестве налоговой базы применялась изменяемая кадастровая стоимость, являющаяся предметом оспаривания.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отметил, что статья 52 НК РФ не ограничивает право налогоплательщика на перерасчет налога в связи с реализацией права на применение иной налоговой базы. С учетом правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 10-П, налогоплательщик в вышеуказанном случае вправе требовать исчисления налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка, при этом налоговое законодательство не содержит ограничений периода, за который может быть произведен перерасчет налога с целью реализации указанного права (письмо ФНС России от 27.07.2021 № СД-4-21/10567@).

Данные выводы суда первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ (в редакции, действующей на дату подачи заявления в суд – 29.12.2022).

Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей.

В силу пункта 6 статьи 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, по его письменному заявлению, в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 № 173-О, содержащаяся в статье 78 НК РФ норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации), что также обоснованно указал суд первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не опровергнуто, что решением Верховного Суда Республики Татарстан от 19.01.2022 по делу № 3а-5/2022, оставленным без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.04.2022, кадастровая стоимость принадлежащих Учреждению на праве бессрочного постоянного пользования земельных участков определена по состоянию на 01.01.2015 в размере равном рыночной стоимости участков.

Так названным решением суда кадастровая стоимость данных земельных участков снижена по отношению к кадастровой стоимости, определенной ранее распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2015 № 2-846-р, а именно:

- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:44 снижена с 630 396 039,70 руб. до 170 773 897 руб.;

- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:45 снижена с 50 669 906,70 руб. до 27 872 000 руб.;

- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:010307:2 снижена с 50 669 906,70 руб. до 13 338 798 руб.;

- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:20 снижена с 3 563 914,56 руб. до 1 021 516 руб.;

- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:010301:46 снижена с 6 297 662,70 руб. до 1 651 680 руб.

Поскольку налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков (пункт 1 статьи 390 НК РФ), принимая во внимание, что кадастровая стоимость названных земельных участков снижена, заявителем в Инспекцию по г. Набережные Челны представлены уточненные декларации по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 годы, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 16:52:010301:44, 16:52:010301:45, 16:52:010301:46, 16:52:010307:2, 16:52:010301:20.

Уточненные декларации по земельному налогу за 2017, 2018, 2019 года, налоговым органом приняты, карточка «расчеты с бюджетом» актуализирована, произведен перерасчет земельного налога в отношении названных земельных участков.

09.11.2022 и 23.11.2022 Учреждение направило в Инспекцию по г. Набережные Челны заявления № 43 и № 44 о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога в размере: 23 210 677 руб. и в размере 1 697 860 руб. в счет предстоящих платежей, которые во исполнение порядка взаимодействия территориальных налоговых органов, перенаправлены по месту постановки Учреждения на учет – в Инспекцию по Ленинскому району для принятия решения о зачете или возврате суммы налога.

На основании поступивших заявлений Учреждения Инспекцией № 21, единолично осуществляющей на территории Пермского края полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных налогов, приняты решения:

- от 10.11.2022 № 12334 об отказе в зачете налога в сумме 17 267 810 руб. в связи с тем, что переплата образовалась за пределами трехлетнего срока;

- от 25.11.2022 № 13123 об отказе в зачете налога в сумме 1 697 860 руб. в связи с нарушением срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплату).

Между тем, суд первой инстанции посчитал, что с учетом вышеизложенных положений закона и правовых позиций, в рассматриваемом случае о переплате земельного налога за 2017, 2018 годы налогоплательщик мог узнать только с момента вступления в силу решения Верховного суда Республики Татарстан от 19.01.2022 по делу № 3а-5/2022, которым кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в размере, равном рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015, то есть с 12.04.20224; до пересмотра кадастровой стоимости Верховным судом Республики Татарстан у Учреждения отсутствовала объективная возможность для обращения в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченного земельного налога.

При этом судом первой инстанции не учтено следующее.

Действительно, возврат суммы излишне налога производится при условии, что налогоплательщик обратился с заявлением о возврате в течение трех лет со дня, когда ему стало известно о факте излишней уплаты.

Ограничение права на возврат налога указанным сроком связано с поддержанием правовой определенности. Налоговые поступления формируют доходы бюджета, за счет которых финансируются общественные нужды. Предоставление плательщику неограниченной во времени возможности требовать возврата ранее внесенных средств с начислением процентов, что по сути означает извлечение из бюджета уже израсходованных сумм, приводило бы к подрыву стабильности финансовой системы и, тем самым, к нарушению публичных интересов.

По своему буквальному содержанию статья 78 НК РФ связывает начало течения срока на обращение налогоплательщика за возвратом излишне уплаченных сумм налогов с совокупностью двух обстоятельств: во-первых, сумма налога должна быть внесена в бюджет и, во-вторых, налогоплательщику должно быть ясно, что налог незаконно взимается с него в повышенном размере.

При этом установленный законодательством порядок исчисления земельного налога организаций предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Опубликование официального нормативного правового акта, которым определена кадастровая стоимость, также происходит до начала налогового периода.

В случае несогласия с результатами определения кадастровой оценки земельных участков в силу пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О государственной кадастровой оценке», заявление об оспаривании результатов кадастровой оценки может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Законом, или в соответствии со статьей 16 указанного Закона.

В рассматриваемой ситуации распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2015 № 2846-р «Об утверждении результатов определения кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан» опубликовано на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан 30.11.2015.

Из анализа приведенных положений следует, что о возникновении в будущем оснований для взимания земельного налога за 2017-2018 гг. исходя из кадастровой стоимости налогоплательщик знал еще до наступления очередного налогового периода - из результатов проведенных уполномоченными органами мероприятий по определению кадастровой стоимости, имел при этом возможность потребовать устранения допущенных ошибок путем проведения переоценки.

Таким образом, налогоплательщик уже к началу налогового периода обладал сведениями о предстоящей излишней уплате налога и имел возможность заранее принять меры по защите своих прав как в административном порядке - путем обращения за результатов кадастровой стоимости в Комиссию о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости, так и в судебном порядке - путем оспаривания нормативного правового акта об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Принятие мер, направленных на пересмотр в административном порядке результатов указанных мероприятий, либо на оспаривание нормативного правового акта и своевременность принятия таких мер находятся в сфере контроля и ответственности налогоплательщика.

Как указано выше, пунктом 7 ст. 78 НК РФ установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.

С учетом особенностей правового регулирования в рассматриваемой ситуации - установленный статьей 78 НК РФ трехлетний срок на обращение налогоплательщика за зачетом или возвратом налога должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период.

Аналогичные выводы содержатся в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2023 № 305-ЭС23-2253 по делу № А40-16745/2022.

Со дня исполнения налоговой обязанности за 2017, 2018 гг. в общей сумме 13 635 655 руб., даже если принять во внимание срок для рассмотрения дела об оспаривании результатов кадастровой стоимости, которая установлена в 2015 году - прошло более 4 лет (в течение которых, зная о результатах кадастровой оценки и добровольно исчисляя сумму налога за каждый налоговый период, мер по оспариванию кадастровой стоимости налогоплательщик сознательно не предпринимал).

Срок уплаты налогоплательщиками–организациями земельного налога за 2017 год - 28.02.2018., за 2018 год - 28.02.2019 (решение Городского совета муниципального образования город Набережные Челны от 09.11.2016 № 11/6).

Таким образом, за 2017 г. (со дня исполнения обязанности по уплате налога) срок для обращения с заявлением о зачете (возврате) земельного налога истекает не позднее 28.02.2021, за 2018 год - не позднее 28.02.2022.

Заявления о зачете излишне уплаченного налога в Инспекции направлены 23.11.2022 и 09.11.2022, в суд – 29.12.2022.

Таким образом, учитывая, что установленный трехлетний срок для обращения в налоговый орган и суд за возвратом налога (со дня исполнения налоговой обязанности) включает в себя необходимость совершения налогоплательщиком своевременных действий по оспариванию результатов кадастровой стоимости, которые находятся в сфере контроля и ответственности налогоплательщика (кадастровая стоимость по объектам с 2015 года не изменялась, была известна налогоплательщику с момента официально опубликования (30.11.2015) распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2015 № 2846-р, т.е. задолго до исполнения налоговой обязанности за 2017, 2018 гг.), вывод суда первой инстанции о том, что срок для возврата налога не пропущен, не соответствует нормам права.

Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что срок для зачета (возврата) спорной переплаты, в том числе в судебном порядке, учреждением пропущен, в связи с чем в удовлетворении требований к следовало отказать.

Соответственно, апелляционная жалоба является обоснованной, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит отмене.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, расходы по уплате госпошлины по заявлению относятся на заявителя.

Как указано выше, в остальной части, в том числе в части возврата госпошлины судом первой инстанции судебный акт не оспаривается.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 25 июля 2023 года по делу № А50-9711/2023 в обжалуемой части отменить.

В удовлетворении требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю отказать.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Т.С. Герасименко

Судьи

Е.В. Васильева

В.Н. Якушев